Коррекционная работа со слабоуспевающими детьми
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

elviradambaeva

Цикл упражнений направлен на коррекцию нарушений письменной речи у учащихся начальной школы.

Коррекция нарушений письменной речи – это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.

Учитывая вид нарушений, подобранные упражнения по коррекции нарушений письменной речи предполагают работу по нивелированию выявленных нарушений.

При коррекции нарушений письменной речи ведется коррекционно-развивающая работа по следующим направлениям:

  1. Упражнения, направленные на коррекцию акустической дисграфии
  • Выделение и дифференциация звуков с-ш;
  • Выделение и дифференциация звуков т-д;
  • Выделение и дифференциация звуков ш-ж;
  1. Упражнения, направленные на коррекцию аграмматической дисграфии.

Данный сборник упражнений можно использовать в качестве методического пособия при организации коррекционно-развивающих занятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа коррекционной работы со слабоуспевающими детьми

 

Цикл упражнений направлен на коррекцию нарушений письменной речи у учащихся начальной школы.

Коррекция нарушений письменной речи – это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.

Учитывая вид нарушений, подобранные упражнения по коррекции нарушений письменной речи предполагают работу по нивелированию выявленных нарушений.

При коррекции нарушений письменной речи ведется коррекционно-развивающая работа по следующим направлениям:

  1. Упражнения, направленные на коррекцию акустической дисграфии
  • Выделение и дифференциация звуков с-ш;
  • Выделение и дифференциация звуков т-д;
  • Выделение и дифференциация звуков ш-ж;
  1. Упражнения, направленные на коррекцию аграмматической дисграфии.

Данный сборник упражнений можно использовать в качестве методического пособия при организации коррекционно-развивающих занятий.


Пояснительная записка

Обучение письменной речи - один из самых трудных этапов обучения в школе. В последние годы неуклонно растёт количество детей, которые допускают множество специфических ошибок на письме. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина таких ошибок - недоразвитие тех мозговых процессов, которые обеспечивают сложный процесс письма. Овладение письменной речью - это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций и взаимодействия различных анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из анализаторов может привести к дисграфии. Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)

Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа.

Коррекционно-развивающая работа организуется посредством цикла коррекционно-развивающих упражнений, направленных на коррекцию нарушений письменной речи

Цикл коррекционно - развивающих упражнений составлен с учетом симптоматики и степени выраженности речевых нарушений и направлен на создание системы комплексной помощи детям в коррекции нарушений письменной речи.

Цикл коррекционно - развивающих упражнений разработан с опорой на методические системы работы И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, В.И. Городиловой, М.З. Кудрявцевой и на основе классификации письменных нарушений кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена.

Цель цикла: подбор упражнений для осуществления работы, направленной на коррекцию нарушений письменной речи для учащихся 3 класса.

Каждый раздел цикла нацелен на коррекцию нарушений письменной речи в соответствии с конкретным нарушением.


УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ

АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Выделение и дифференциация звуков с-ш

Цель: дифференциация звуков с-ш.

Задание 1. Прослушай слова и найди в них звук с. Скажи, на каком месте стоит звук с.

Сани

Сом

Сук

Оса

Коса

Весы

Песок

Кусок

Носок

Весло

Масло

Миска

Задание 2. Прослушай слова и найди в них звук ш. Скажи, на каком месте стоит звук ш.

Шуба

Шкаф

Шапка

Уши

Душ

Шум

Мешок

Пушок

Кушак

Мышка

Пушка

Кошка

Задание 3. Прочитай эти слова, букву с подчерки одной чертой, букву ш подчеркни двумя чертами.

Соня

Шура

Сима

Паша

квас

шалаш

машина

собака

шило

шишка

кусты

сова

слива

сено

школа

доска

Задание 4. Придумай слова на звуки с, ш.

Слова на звук с

Слова на звук ш

Задание 5. Спиши эти слова, вставляя пропущенную букву с или ш.

Пос__да

Ма__ина

Кув__ин

Ма__ло

Ша__ки

Ки__ель

Кало__и

Воло_ы

Ку__аки


Выделение и дифференциация звуков т-д

Цель: дифференциация звуков т-д.

Задание 1. Прослушай слова и найди в них звук т. Скажи, на каком месте стоит звук т.

Тома

Таня

Туча

Каток

Утка

Сетка

Ветка

Моток

Стол

Стул

Стена

Свисток

Задание 2. Прослушай слова и найди в них звук д. Скажи, на каком месте стоит звук д.

Даша

Дача

Дом

Вода

Ведро

Труды

Ягоды

Следы

Радуга

Диван

Дорога

Заводы

Задание 3. Прочитай эти слова, букву т подчерки одной чертой, букву д подчеркни двумя чертами.

Дым

Душ

Тело

Дыня

Труба

Птица

Дело

Ветер

Туман

Драка

Садик

Ребята

Задание 4. Придумай слова на звуки т, д.

Слова на звук т

Слова на звук д

Задание 5. Спиши эти слова, вставляя пропущенную букву т или д.

Ве__ка

Ве__ро

Пе__ух

Ве__ер

Во__а

Са__ы

С__ена

С__олы

Побе__а

Пого__а

Кар__ина

Кар__он


Выделение и дифференциация звуков ш-ж

Цель: дифференциация звуков ш-ж.

Задание 1. Прослушай слова и найди в них звук ш. Скажи, на каком месте стоит звук ш.

Шар

Шум

Шуба

Уши

Шкаф

Школа

Маша

Шура

Душ

Мешок

Кошка

Мышка

Задание 2. Прослушай слова и найди в них звук ж. Скажи, на каком месте стоит звук ж.

Жар

Жук

Жаба

Ножи

Ужи

Ножик

Женя

Лыжи

Ужин

Пожар

Жёлуди

Снежок

Задание 3. Прочитай эти слова, букву ш подчерки одной чертой, букву ж подчеркни двумя чертами.

Шапка

Ножик

Шарф

Кожа

Саша

Ужин

Лужок

Пушок

Лошадь

Задание 4. Придумай слова на звуки ш, ж.

Слова на звук ш

Слова на звук ж

Задание 5. Спиши эти слова, вставляя пропущенную букву ш или ж.

Ко__а

Лу__а

Но__ик

Ме__ок

Сне__ок

Во__атый

Ко__а

Ма__а

Пу__ок

Дру__ок

Ко__шка

Но__ницы


УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА КОРРЕКЦИЮ

АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Цель: коррекция аграмматической дисграфии.

Задание 1. Закончи предложения, изменяя слова по образцу.

Образец. Лодки плывут. – Лодка плывет.

Ракеты летят. – Ракета …

Машины стоят. – Машина …

Ветры гудят. – Ветер …

Сугробы растут. Сугроб …

Костры дымят. – Костер …

Комары пищат. Комар …

Сады цветут. – Сад …

Плащи висят. – Плащ …

Толпы спешат. Толпа …

Телята мычат. – Теленок…

Синицы свистят. – Синица …

Задание 2. Вставь пропущенные окончания, используя вопросы какой? какая? какое? Вопрос ставить от выделенного слова:

В ручье чист___ вода. Мальчик набрал полн___ ведро грибов. Красн___ ягода смотрит из травы. В стене было кругл___ окно. На хорош___ цветок и пчела летит. Детям дали нов___ мяч. Добр___ слово всякому приятно. Добр___ слава дороже богатства. В зимн___ холод каждый молод. Сереньк___ утро – красненьк___ денек. Весенн___ лед толст, да прост, осенн___ тонок, да цепок.

Задание 3. Прочитай предложения, изменяя слова в скобках в соответствии с вопросом кого? или что?

Мама шила (юбка). Дети ловят (бабочка). Мы получили (телеграмма). Ученик потерял (закладка). Бабушка напоила (теленок). Наседка зовет (цыплята). Кот слизал (сметана). Мы увидели большую (толпа). Я узнал нашего (щенок). Лось вышел на (поляна). Лесник вошел в свою (избушка). Я выронил (корзина) и рассыпал всю (черника). Мы еще издали узнали (пастух).

Задание 4. Закончи предложения, ответив на вопросы кого? чего?

Гусь больше (утка). Веревка крепче (шнурок). Муха меньше (жук). волос тоньше (нитка). Горы выше (холмы). Ручей мельче (река). Солнце ярче (луна). Тыква крупнее (дыня).

Задание 5. Ответь на вопросы.

Где изготовляют ткань? часы? хлеб? книги?

Фабрика, завод, типография, пекарня.

Где покупают лекарства? хлеб? газеты? конверты?

Аптека, киоск, почта, магазин.

Задание 6. Напиши словосочетания, ответив на вопрос чем?

Образец. Рисую карандашом.

Пишу_________________________________

Режу__________________________________

Вяжу_________________________________

Ем____________________________________

Вытираюсь_____________________________

Расчесываюсь__________________________

Укрываюсь_____________________________

Стригу_________________________________

Глажу__________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы со слабоуспевающими детьми

предлагаю свой план работы со слабоуспевающими детьми...

Работа со слабоуспевающими детьми

Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три...

Программа работы со слабоуспевающими детьми

Рабочая программа педагога по работе со слабоуспевающими обучающимися....

Программа индивидуальной и коррекционной работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми в 4 а классе

Программа индивидуальной и коррекционной  работы с уч-ся  (слабоуспевающими и одарёнными)...

Коррекционная работа о слабоуспевающими детьми

  Цикл упражнений направлен на коррекцию нарушений письменной речи у учащихся начальной школы.Коррекция нарушений письменной речи – это исправление недостатков речи, преодоление рече...

План коррекционной работы со слабоуспевающими детьми

План коррекционной работы со слабоуспевающими детьми во 2 классе на период 1 четверти по УМК "Школа России"...