Конспект урока-Растения в домашней аптечке
план-конспект урока (2 класс) на тему
Конспект урока-Растения в домашней аптечке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_v_domashney_aptechke.docx | 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема: Растения в домашней аптечке
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о пользе лекарственных растений через организацию прослушивания сообщений и работу с гербариями.
Задачи:
Образовательные: дать представления о разнообразии лекарственных растений, познакомить с правилами их сбора, хранения и использования.
Воспитательные: воспитывать любовь, и бережное отношение к природе
Развивающие: Развивать экологическую культуру младших школьников, воспитывать бережное отношение к природе.
Формируемые УУД
Личностные
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
-осознавать необходимость бережного отношений к природе, а именно к лекарственным растениям.
Регулятивные
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- анализировать и синтезировать материал, группировать и выделять существенное;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, подготовке сообщений , иллюстрировании рассказов;
-находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников.
Познавательные
- ориентироваться в раздаточном материале;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- использовать разные источники информации для выполнения учебных заданий;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности;
Коммуникативные
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
-работать в группе;
- доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, гербарии или фотографии лекарственных растений(подорожник, пастушья сумка, пижма, тысячелетник, календула, валерьяна, шиповник)
Примечания: заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, дети, давайте мы с вами настроимся на хорошую работу, улыбнёмся друг другу и подарим улыбку мне.
Актуализация знаний
-Когда в странах Запада отмечают Рождество Христово?
-Когда этот праздник наступает в России?
Самоопределение к деятельности
-Ребята, вы когда- нибудь играли в больницу? Сегодня и поиграем. Вы принесли с собой на урок кукол, игрушечных собак, медведей….
-Представим, что они заболели, и мы их будем лечить.
Расскажите, пожалуйста, что с вами случилось. Что болит?
(Учитель обращается то к одному, то к другому персонажу. Каждый из детей отвечает за свою игрушку. У одного болит горло, у другой - кашель,третья-простужена.)
-Чем вы предлагаете лечить наших друзей? Вспомните, чем лечил больных зверей доктор Айболит?
И всем по порядку
Даёт шоколадку
И ставит, и ставит им градусники!
Постановка учебной задачи
-Для игрушечных зверушек и кукол, наверное, достаточно градусников и шоколадок. А мы попробуем найти другой способ лечения. Кто может рассказать, как лечить в его семье кашель, больное горло, простуду? (ответы учеников.)
- А можно ли использовать растения?
- Какую цель мы поставим на урок? Чему будем учиться?
Сегодня на уроке мы будем говорить о лекарственных растениях. Ведь это средство предлагает нам сама природа.
Открытие нового знания
1.Беседа
(Учащиеся отвечают на следующие вопросы в рубрике «Вспомни» на странице 28 учебника)
Давайте прочитаем то, что рассказывает нам о лекарственных растениях учебник. И еще в книге «Великан на поляне». Прочитаем рассказ о разнообразии лекарственных растений и о правилах их сбора. Кто хочет, во время чтения начать рисовать летнюю поляну, полную густых трав и душистых цветов. За окном зима, а у нас сегодня такая теплая, «летняя» тема, что так и хочется немного побыть среди летнего разнотравия.
(Ученики начинают рисовать на отдельном листе бумаги. Учитель начинает читать текст на с. 28-29 учебника и рассказ «Если тебе нужны лекарственные растения» из книги «Великан на поляне» (с.121-124). Если дети увлеклись рисованием, то после завершения чтения учитель может включить запись классического музыкального произведения (по выбору), чтобы учащиеся закончили работу под нее.)
-Какие растения называются лекарственными? (Растения при помощи, которых человек лечит какое-либо заболевание.)
- Назовите лекарственные растения. (Ответы учеников.)
Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Лучше заготавливать те растения, которые чаще встречаются: подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.
- После того, что вы услышали, скажите: почему к лекарственным растениям нужно относиться бережно?
- Почему их можно собирать не везде?
Для определения лекарственных растений существуют специальные справочники. Вот и учебник дает нам возможность познакомиться с некоторыми из них.
2. Работа по учебнику
С. 28-30
-Рассмотрите, как выглядят некоторые зеленые целители.
Узнайте названия этих растений.
- Есть ли среди них деревья? а кустарники? травянистые растения? С какими из них вы знакомы? (Ответы детей.)
Теперь перевернем страницу учебника. Чьи-то заботливые руки уже подготовили эти растения к употреблению: высушили, измельчили. Скоро аптекарь разложит их по мешочкам, банкам, пакетикам. Обязательно подпишет название, дату, когда растения собрали. Может быть, даже укажет место сбора. Но представьте себе, что аптекарь совсем молодой, неопытный и он забыл, где какое растение. Мы поможем ему.
-Попробуйте сначала узнать растения на фотографиях на с.30 учебника. Попытайтесь определить, какие части этих растений используются в лечебных целях. Свои догадки проверьте на «Страничках Умного Совенка» (с.123).
(Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Заранее подготовленные ученики рассказывают о лекарственных растениях. Учитель показывает фотографии и гербарий растений, о которых рассказывают ученики.)
3.Сообщения учащихся
Липа. Липу в городах сажают люди, которые очень любят лето. Поставишь на стол банку меда, и очень возможно, что это липовый мед – один из самых лучших, какие только существуют. Как тут не вспомнить о лете! А если ты простудился, наверняка заваришь себе вместо чая липовый цвет, попьешь его перед сном, а утром почувствуешь: здоровье возвращается. И опять тебе вспомнится лето, вспомнится долгий июльский день и гудящие пчелы в кронах, золотых от цветков.
Удивительное это дерево – липа. Хотя бы потому, что цветет оно в середине лета, когда все остальные деревья давно отцвели. Они отцвели, их праздник кончился, а липа стоит нарядная, благоухающая…
На Руси липа была очень любима. И нее только потому, что из древесины делали миски, ложки, скалки, веретена и прочую домашнюю утварь. Русские матрешки, расписная хохломская посуда многие другие чудесные произведения искусства – из липы. «Сосна кормит, а липа обувает», - говорили в старину. И липа действительно обувала: миллионы крестьян носили лапти, а плели их из липовой коры – лыка.
Одним словом, липа испокон веков служила человеку верой и правдой.
В городах липа – самое обычное дерево. Ее вполне можно назвать деревом-гражданином. Представить город без лип так же трудно, как без домов.
На вольном воздухе, в лесах, эти деревья доживают до 500 и даже 700 лет. В городах же липы живут 120-150 лет в парках,90 лет на бульварах, 65-70 лет на загазованных улицах, 55-60 лет в ямах на заальсфальтированной площади.
Валериана. Расставаясь с приятелем, мы обычно говорим: «До свидания»- и часто добавляем: «Будь здоров!»
Хорошее пожелание. Но если человек сильно нервничал, словами делу не поможешь .Тут нужно лекарство. А какое?
Осенью, когда в лесу бродят грибники, сборщики растений усиленно разыскивают валериану. Нелёгкое это дело: цветков уже нет, стебли завяли. Попробуй тут найти и выкопать корни.
А зачем понадобились именно корни? У каждого растения своя «кладовая».У валерьяны это корни. Из них готовят валериановые капли. Стоит выпить несколько капель- и сильно понервничавший человек успокоится. Недаром растению дали такое название. Однако произошло от латинского слова «», что значит «быть здоровым».
Валериана- растение высотой 60-150см, встречается отдельными экземплярами или группами по 3-6 растений вместе на заливах и болотных лугах, на сырых опушках лесов, в кустарниках; растёт даже на сухих местах. Это многолетнее растение, имеющее корневище и корни, которые издают резкий аромат, так нравящиеся кошкам.
Человек давно подружился с этим растением. В России ещё при Петре1 начали заготавливать валериану для госпиталей. Однако время её даже выращивали наряду с другими лекарствами травами на государевом Аптекарском огороде. Он помещал у сен Московского Кремля- на месте нынешнего Исторического музея.
Хорошее начало было положено. Но сколько полезных растений можно вырастить на одном городе? Вот наши учение и решили создать для валерианы отдельные плантации. Пусть целебных капель хватит для всех нуждающихся.
На полях растениям живется совсем не так, как в лесу. Едва они зацветают, им обламывают верхушки стеблей. Не узнаешь знакомое поле: вместо стройных красавиц торчат кудлатые карлики.
Жаль, конечно, утраченной красоты. Зато корням «обезглавленных» растений достанется больше пищи- они быстрее прибавят в весе. Значит, в аптеках будет больше лекарства, несущего людям здоровья.
Ноготки (календула). Их часто разводят на клумбах во дворах, садах и скверах. А в лесу или на лугу ноготки не встретишь. Когда-то их завезли в Россию из Европы, с тех пор и выращивают как красивое декоративное растение.
Лет тринадцать назад ноготки получили в нашей стране новую прописку: их стали сеять на лекарственных плантациях. За что же ноготкам такая честь? За яркие цветки. В них нашли разные целебные вещества, в том числе каротин, который и придаёт соцветиям оранжевую окраску. И чем ярче они окрашены, тем больше от них пользы. Поэтому для лекарственных полей отбирают растения с самыми яркими цветками.
Где же выращивают ноготки? В разных местах России, но больше всего в Краснодарском крае и Московской области.
Мы часто пользуемся лекарствами, приготовленными из ноготков, хотя не всегда подозреваем об этом. Когда человек заболевает ангиной, врач обычно советует полоскать горло настойкой календулы: она убивает вредные микробы. Большой полощет горло, но, наверное, и не догадывается, что календула- это всего лишь научное название ноготков. Лекарства, приготовленные из соцветий этого растения, применяют также для лечения ран, ожогов, долго не заживающих язв, при заболеваниях печени.
А недавно обнаружили новое полезное свойство календулы. Оказывается, её запаха не выносит злостный вредитель картофеля- колорадский жук. Почему теперь земледельцы стараются выращивать между рядами картофеля спасительные ноготки.
Подорожник- значит растёт по дорогам. А мы часто проходим мимо, не замечая его прижатых к земле листьев и торчащего между ними длинного хлыстика. Подумаешь, невидаль-подорожник! Но если кто- нибудь во время прогулки или в пути обрежется, поцарапается, натрёт ногу, сразу вспоминают о подорожнике. И начинают его искать. А он тут как тут, ждёт, притаившись у дороги, и будто говорит: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ране- они успокоят боль, помогут ранке скорей затянуться».
И подорожник не обманывает- недаром его зовут другом путешественника.
В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или на копыта домашних животных. Поэтому и больше его в тех местах, где ходят люди.
Цветки у подорожника мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Подорожник мал, да с хитринкой. Летом солнышко печет, а под его листьями влага сохраняется. Растению только этого и надо. Когда же влаги будет много, подорожник приподнимает свои листочки и она испарится.
Подорожник тоже путешественник, хотя и растение, неподвижно сидящее на земле.
Наступила осень, от дождей дороги стали грязными. Созревшие семена подорожника от сырости сделались клейкими. Вместе с грязью семена прилипают к сапогам прохожих и путешествуют с ними. Один экземпляр подорожника осенью дает примерно 14 тыс. семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам – везде, где ступает нога человека.
Семена подорожника переправились через океан в Америку. Они попали туда вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ и по дорогам, где они проходили. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого».
Отвар листьев подорожника – полезное средство при болезни желудка.
Тысячелистник-Растение состоит из тонкого, длинного корневища и прямого ребристого стебля длиной 20-80 см, заканчивающегося пышным щитковидным соцветием. Соцветие состоит из мелких белы или светло-розовых цветочков. Цветёт с июня по август, после чего в сентябре вызревают семена. Плод – продолговатая семянка серебристо-серого цвета. Листья дважды перисторассеченные, короткочерешковые, состоящие из коротких, узких листочков. Тысячелистник можно легко узнать не только по его виду, но и характерному резкому запаху, поскольку тысячелистник богат эфирными маслами.
Тысячелистник. Лечебные свойства
Его листья и цветы содержат цинеол (8-10%), туйол, камфору, сесквитерпеноиды, кариофиллен, алкалоид ахиллеина, сложные эфиры. Кроме того они содержат изовалериановую, муравьиную, салициловую, аскорбиновую и уксусную кислоты, витамин К, флавоны, кумарины, каротин, инулин, дубильные вещества, органические смолы.
Тысячелистник, лечебные свойства которого оказывают вяжущее, мочегонное, потогонное, усиливающее аппетит, кровоостанавливающее, обезболивающее, ранозаживляющее, и противоаллергическое действия, помогает в лечении многих заболеваний. Он улучшает кровообращение, усиливает лактацию у кормящих матерей. Кроме этого лечебные свойства тысячелистника наделили его вяжущим, противовоспалительным и бактерицидным, а также успокаивающим действием.
Но всё же основная ценность этого растения, его основной «козырь» — это кровоостанавливающее свойство. Это лечебное свойство свёртываемости крови достигается благодаря содержанию в тысячелистнике алкалоида ахиллеина и витамина К, поэтому его еще называют кровавником.
Шиповник- это дикий куст с полезными плодами. Как декоративное растение его выращивают очень редко. О том, что есть у шиповника полезные свойства, знают многие: он укрепляет иммунитет, делает организм устойчивым к разным заболеваниям, лечит хронические и острые воспалительные процессы. Для лечения, чтобы приготовить настойки и отвары, используют корень и ягоды шиповника.
Полезные свойства шиповника
Ягоды шиповника содержат больше аскорбиновой кислоты, чем лимоны и смородина. Это хороший природный антиоксидант. В шиповнике большое количество таких витаминов, как А, Р, Е, К, В2. Среди его полезных свойств — бактерицидный эффект.
При создании лекарств используют корни, плоды и даже цветы шиповника. Полученные из этих ягод средства, используют для лечения артрита, малокровия, заболеваний мочеполовой системы и других. Из шиповника делают мази, наружное применение которых помогает лечить дерматиты, ожоги, обморожения.
Полезные свойства ягод шиповника используют при лечении желчнокаменной болезни. Масло шиповника применяют для заживления ссадин и неглубоких трещин.
Чай из шиповника пьют в профилактических целях в период эпидемий гриппа. Смешав с медом, его пьют и больные респираторно-вирусными инфекциями. Это ускоряет выздоровление и облегчает проявление симптомов и осложнения.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Лечить с помощью растений может только опытный человек, который хорошо разбирается в их свойствах и легко узнаёт растения по внешнему виду.
Задание 2 (с.16-17)
Название лечебной травы | Какие части используются |
(работа в группе)
-Каждой группе я выдам лекарственные растения. Среди них есть и те, что растут в нашем крае. Рассмотрите растение. Заполните таблицу. Если будет затруднения, обращайтесь за помощью ко мне.( Учащиеся выполняют задание, учитель проверяет правильность выполнения)
-Разгадайте кроссворд. с.17 №2
Ответ: валериана, шиповник, календула, липа, подорожник, тысячелетник.
Игра «Лечение»
Скоро мы уже сможем назначить лечение нашим больным. Но сначала давайте проверим себя и подумаем над некоторыми вопросами.
-Как люди в далёком прошлом узнавали о лекарственных растениях?
-Когда зародилось лечение с помощью растений? (С глубокой древности люди лечились при помощи лекарственных растений.)
-Какие лекарственные растения есть в вашей домашней аптечке?
-Могут ли дети без разрешения взрослых пользоваться домашней аптечкой? Почему?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Вернёмся к нашим больным. Вспомните, кто из пациентов на что жаловался. Значит, нам нужно найти средства против кашля, боли в горле, простуды. Послушайте, для чего используют растения, с которыми мы познакомились, и попробуйте подобрать лечение.
(учитель читает текст учебника (начиная со второго абзаца на с.30 до конца темы) и просит учеников по мере поднять вверх тех игрушечных больных, которым подходит то или иное растение для лечения названных симптомов. После этого учитель сообщает, что куклы- помощники и игрушек выздоровели.
Физкультминутка
«Три медведя».
Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку
Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.
Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.
А сынок — малютка просто. Присесть.
Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.
С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выполнение заданий в рабочей тетради
Задание 1(с.16)
(Выполняется с последующей взаимопроверкой)
Рефлексия
-Отвечаем на вопросы в рубрике «Подумаем!»на с.31учебника.
Подведение итогов урока
- вот и подошел урок к концу, посвящённый лекарственным растениям. Что самое главное вы узнали?
-Что кому показалось важным, интересным, что удивило, обрадовало?
- Обратите особое внимание на последнее предложение вывода учебника: «Дети могут пользоваться растениями из домашней аптечки только с разрешением взрослых»
Домашнее задание
Выполнить задание 3(с. 17) в рабочей тетради, прочитать учебник с. 28-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока "Растения - живой организм"
quot;Цветок - самый красивый орган растений. Какие бывают плоды". Урок с использованием ЭОР....
Конспект урока:"Растения встречаются повсюду"
Это урок с применением интерактивной доски. Есть презентация к нему, размер 35мб не могу добавить, кому интересно-пишите, поделюсь!...
Конспект урока "Растения зимой" по курсу "Окружающий мир"
Конспект урока "Растения зимой" по УМК "Школа России"...
Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс
Конспект урока по предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....
Конспект урока "Растения поля"
Урок окружающего мира "Растения поля" проводится во втором классе по программе "Начальная школа 21 века".На уроке дети знакомятся с культурными растениями, которые выращивает человек. На уроке применя...
Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс.
Конспект урока "Растения" по окружающему миру 1 класс....
Конспект урока "Растения-производители"
Конспект урока...