КТП "Умелые ручки" 3 класс
календарно-тематическое планирование (3 класс) на тему
Внеурочная деятельность. КТП "Умелые ручки" 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
um_ruchki_3_klass.docx | 50.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………….3
- Учебно-тематический план……………………………………………………………………………………………….7
- Содержание тем учебного курса…………………………………………………………………………………………..8
- Планируемые результаты на период обучения…………………………………………………………………………..9
- Перечень учебно-методического обеспечения…………………………………………………………………………..9
- Список литературы………………………………………………………………………………………………………..10
- Приложение:
Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………………………………1
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основании
- Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России;
- требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной образовательной программы по внеурочной деятельности, утвержденной Министерством образования и науки РФ;
- основной образовательной программы начальной школы гимназии.
Направление внеурочной деятельности – общекультурное.
Актуальность программы
Курс «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в начальной школе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
По программе внеурочной деятельности «Умелые ручки» дети научатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получат знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь по курсу «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Программа «Умелые ручки» имеет и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Новизна программы
Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого кружка, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Отличительные особенности программы
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
Работу по программе «Умелые ручки» можно считать педагогически целесообразной, поскольку онадает возможность детям проявить себя, работая с бумагой, природным материалом, тканью, пряжей. Трудовая деятельность развивает природные задатки и способности детей, помогающие достижению успеха; учит приёмам исполнительского мастерства. В занятиях техническим творчеством закладывается понимание ребёнком культуры труда, этики трудовых отношений, вклада труда в осмысленность повседневного бытования, растёт чувство продуктивной самостоятельности, ощущение и осознание причастности миру трудящихся взрослых. Для младших школьников оказываются удивительно интересными и полезными занятия техническим творчеством с конструированием. Начиная со свободной игры с простейшими моделями, дети постепенно переходят к индивидуальной и групповой сборке всё более сложных моделей, а затем – к групповым и индивидуальным творческим проектам.
Цель: развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия.
Задачи программы:
- развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера;
- совершенствование умения и формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности;
- содействие нравственно-эстетическому развитию ребёнка;
- привитие основ этики поведения, в том числе в ситуациях дарения и принятия подарков.
Сроки реализации и объем программы
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7 – 11 лет в течение четырёх лет обучения. Занятия проводятся из расчета 2 часа в неделю продолжительностью 35–45 минут: 1 класс – 66ч, 2 – 4 классы – по 68 ч.
Срок реализации программы – 1 год.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- Системно-деятельностного подхода. Деятельностный подход к построению процесса обучения является основной характерной особенностью этого кружка, что способствует формированию у учащихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
- Личностно-ориентированного подхода (обращение к субъективному опыту обучающегося, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);
- Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также его уровень интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);
- Культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- Свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
- Сотрудничества и ответственности;
- Сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
- Систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Кроме того, обучение по программе первого года построено по принципу «от простого к сложному»: от вырезания простых и симметрических форм – к составлению сложных сюжетных композиций; от работы на плоскости – к лепке объемных форм.
Особенностью второго, третьего и четвертого годов обучения является то, что весь процесс осуществляется по спиралеобразной схеме: каждая тема в течение года подается с возрастанием степени сложности.
Механизм реализации программы:
- освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
- ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать изделия из различных материалов;
- изготовление самих изделий и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
- участие в создании коллективных композиций;
- изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
- освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Организация образовательного процесса предполагает использования форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям обучающихся 1-4 классов. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информационный материал, небольшой по объему и интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Технологии: ТДМ, игровые, здоровьесберегающие.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивно-практический.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением нового изделия. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Планируемые результаты по итогам изучения курса
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца « хорошего ученика»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности;
- учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- чувство прекрасного и эстетические чувства;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные УУД
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные действия:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Способы определения результативности работы по программе «Умелые ручки»: собеседование, самооценка, защита проекта /выпускной работы/, участие в конкурсах, ярмарках, выставках. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Оценка метапредметных результатов осуществляется интегрировано с помощью аппарата диагностики, разработанного в рамках надпредметного курса «Мир деятельности» Центра системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» под руководством Петерсон Л. Г.
- УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. | 2 | 2 | 4 |
2. | Аппликация из шерстяных ниток. | 8 | 14 | 22 |
3. | Игрушки из шерстяных ниток. | 5 | 13 | 18 |
4. | Помпон. | 2 | 6 | 8 |
5. | Мандала. | 1 | 3 | 4 |
6. | Аппликация из ткани. | 1 | 3 | 4 |
7. | Игрушки из флиса. | 1 | 5 | 6 |
8. | Итоговое занятие. | 2 | 2 | |
Итого | 22 | 46 | 68 |
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
3 класс
Раздел 1. Вводное занятие ( ч). Правила техники безопасности. Режим работы.
Раздел 2. Аппликация из шерстяных ниток (22 ч). Правила подбора цветосочетаний в композиции. Правила выполнения приемов по изготовлению аппликации из шерсти. Изготовление аппликаций.
Пряжа (4 ч). Виды пряжи. Производство пряжи. Правила работы с пряжей.
Формы занятия: беседа педагога по теме, презентация.
Инструменты и приспособления (2 ч). Виды инструментов и приспособлений, необходимых для работ.
Формы занятия: беседа педагога по теме.
Подбор одноцветных и контрастных элементов для поделок (2 ч).
Формы занятия: беседа педагога по теме, презентация, демонстрационные таблицы.
Виды аппликации (2 ч). История возникновения и виды аппликаций. Материалы для аппликаций.
Формы занятия: беседа педагога по теме.
Аппликация из шерстяных ниток (16 ч). От клубка нужного цвета необходимо отрезать нитку и приложить ее на картинку, смазанную клеем. После этого хорошо прижать пальчиком. Длина отрезаемой нитки будет зависеть от фрагмента, на котором вы хотите видеть эту нитку. Таким образом, приклеивая ниточку за ниточкой нужно заполнить всю картинку.
Изделия: «Утенок», «Радуга», «Фрукты», «Астра».
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 3. Игрушки из шерстяных ниток (18 ч). История создания игрушек из ниток. Техника плетения изделий из шерстяных ниток. Изготовление игрушек.
Изделия: «Ёлка», «Обезьянка», кукла, шапочка, ваза.
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 4. Помпон (8 ч). Виды помпона. Помпоны на одежде. Изготовление помпона.
Изделия: закладка «Помпон», «Звери».
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 5. Мандала (4 ч). История возникновение мандалы, техники изготовления. Плетение мандалы.
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 6. Аппликация из ткани (4 ч). Виды аппликаций, материалы для аппликаций. Выполнение аппликаций из ткани.
Изделия: «Павлин».
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий: изделие «Павлин».
Раздел 7. Игрушка из флиса (6 ч). Что такое флис. Свойства и применение флиса. Выполнение работ из флиса.
Изделия: «Осьминог».
Форма работы: беседа педагога по теме, выполнение детьми практических заданий.
Раздел 8. Итоговое занятие. Организация выставки лучших работ учащихся. Разбор выставки. Подведение итогов. Награждение лучших работ.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
Личностными результатами изучения программы «Умелые ручки» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- учебно – познавательный интерес к новому материалу;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие эстетических чувств.
Метапредметными результатами изучения программы «Умелые ручки» в 3-м является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- работать по предложенному плану;
- совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Познавательные УУД:
- формулировать познавательную цель под руководством учителя;
- отличать новое от уже известного;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- работать в паре;
- задавать вопросы по существу;
- учитывать мнение партнера в работе.
К концу третьего года обучающиеся должны
знать:
основные инструменты;
правила ТБ при работе с инструментами и материалами;
виды пряжи;
основные виды аппликации.
уметь:
подбирать нитки для одноцветных и контрастных элементов поделок;
выполнять изделия из пряжи (аппликация, плетение);
работать в сотрудничестве с педагогом и детьми.
- ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Технические средства обучения
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска
Материалы и инструменты:
- Картон, цветная бумага, клей ПВА, лоскутки разных размеров: кружева, атлас, шерсть, хлопок, лён, шёлк и т.д.
- Нитки, иголки, крючки, спицы, пряжа, ножницы, цветные мелки, чертёжные инструменты (линейка, транспортир, циркуль); ручка.
Литература по курсу:
- Аппликация из ткани. М.: АСТ- Пресс, 2012.
- Белова Н. Веселая компания. М.: «Олма- пресс» СПб. Изд. дом «Нева», ООО «Валерии СПД», 1998.
- Гусакова М. А. Аппликация: Учеб. пособие для уч-ся пед.уч-щ по спец. №2002 «Дошк. воспит.» и № 2010 «Воспитание в дошк.учрежд.» - 3-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987.
- Дубровская Н. В. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2000
- Еременко Т.И. Иголка – волшебница. М.: Просвещение,1987.
- Журналы «Крестьянка», «Работница», «Начальная школа», «Миша», «Мурзилка», «Барби» и др.
- Каталог модного вязания крючком и спицами. /Э. Соколовская. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
- Ларин О.И. Поклонись дереву. /Предисл. Ф. Абрамова. -М.: Молодая гвардия, 1985.
- Павловиче С. и др. Узоры вязания на спицах и крючком. Мн.: Полымя, 1990.
- Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984.
- Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1984.
- Соколова Ю.П., Сидорович Ю.А. Мягкая игрушка. СПб.: Литера, 1998.
- Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
- Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. М.: Просвещение, 1983.
- Шилова Е. Аппликация. М., 2011.
- Щеблыкин Ю. К. и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
ЦОР:
- http://stranamasterov.ru/
- http://igrushka.forever.kz/
- http://www.uchportal.ru/
- http://karaponder.ru/аппликация-из-шерстяных-ниток-нитког/
- http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-anatolevna-voroncova/master-klas-novogodnja-lochka-9020.html
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Данилюк А., Кондаков А., Тишков В. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010
- Григорьев Д. В., П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010
- Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование. Под ред. В. А. Горского, М.: Просвещение, 2011
- ФГОС НОО - http://window.edu.ru/resource/624/70624
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...
Урок в классе-комплекте (1 - 3 классы) - обучение грамоте - литературное чтение: "Ь - показатель мягкости согласных звуков", "Великие русские писатели"
Урок проводится в двух классах....
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...