Семинар по проектной деятельности
материал на тему
Материалы к открытому заседанию ШМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_proektnoy_deyatelnosti_mbou_ssh_no7.docx | 25.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!Тема сегодняшнего нашего заседания «Использование проектной технологии в начальной школе»
Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника.
Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
.
Ценность участия школьников в проектной деятельности заключается в том, что он позволяет включать их в разнообразные активные формы обучения, тем самым создавая условия для развития потенциальных возможностей учащихся.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Проектность – определяющая черта современного мышления.
Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Позвольте напомнить, что мы должны знать, организуя проетную деятельность в начальной школе.
Среди учебных проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские – по структуре приближены к подлинному научному исследованию; доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Творческие – не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты).
Информационные – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Социально значимые – с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Игровые проекты- также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
Особое место среди социально значимых учебных проектов занимают телекоммуникационные проекты. Они стали возможны с появлением в начале 80-х гг. телекоммуникационных сетей, позволивших учителям и учащимся из разных стран общаться друг с другом.
Классификация проектов может основываться по профилю знаний:
- монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
- межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
- надпредметные – выходят за рамки предметов.
Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:
- внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
- внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
- региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
- международные – в них реализуется диалог культур.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
краткосрочные (2–6 ч),
среднесрочные (12–15 ч),
долгосрочные (четверть,триместр, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В целом в проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе.
Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектного обучения в начальных классах эффективна следующая последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности: от недолговременных (1–2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. Дети приучаются с начальных классов к публичным выступлениям. Это довольно сложно для данного возраста. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество универсальных учебных действий, а именно:
- Проектировочные – осмысливание задачи. Планирование этапов предстоящей деятельности.
- Исследовательские – выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
- Информационные – самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, в книгах, словарях, в интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.
- Кооперативные – взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
- Коммуникативные – умения слушать и понимать других, вступать в диалог. Задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
- Экспериментальные – организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
- Рефлексивные – осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов). Осуществление самооценки.
- Презентационные – построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении. Навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Но главный результат этой работы- не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком умное сообщение, “технический рисунок” или даже склеенный из бумаги макет космического корабля. Педагогический результат- это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, способностей к мыслительной деятельности, осуществляющей на практике реальное развитие жизненной активности, универсальных учебных действий.
И поэтому хочется, чтобы каждый из нас поверил в свои силы и возможности и сказал себе, что «Я – блестящий учитель и у меня замечательные творческие ученики»
Слово предоставляется Дадаян А. С., которая познакомит нас с фрагментом занятия во внеурочной деятельности «Наши имена»
Столярова Е. П. расскажет об организации проектной деятельности в 1 классе.
Аленькина Т. Г. И Осянина В. А. расскажут о проектах, выходящих за рамки премета и получающих своё завершение во внеурочной деятельности в кружках «»Я – исследователь». «Проектная деятельность», «Учусь творчески мыслить». Конечным продуктом проекта явилось успешное выступление на региональном международном конкурсе «Одиссея разума» в Смоленске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару "Организация проектной деятельности в начальной школе".
Данная презентация была выполнена к городскому семинару по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Она состоит из теоретической части и практической части....
Презентация к методическому семинару "Организация проектной деятельности в начальных классах"
Презентация...
Презентация к семинару по проектной деятельности в начальной школе
Проектная деятельность в начальной школе...
Методический семинар по проектной деятельности в рамках конкурса Учитель года Геленджика-2019
Методический семинар по проектной деятельности в рамках конкурса Учитель года Геленджика-2019...
Презентация к выступлению на областном семинаре "Использование проектной деятельности в рамках музейной педагогики в СОГБОУ «Вяземская начальная школа-детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
В презентации представлен опыт работы педагогов СОГБОУ "Сказка"...
Методический семинар «Организация проектной деятельности в начальной школе как условия формирования УУД»
В новом федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве главной цели обучения в начальной школе выделено развитие личностных качеств и способностей обуча...
Семинар-практикум "Проектная деятельность на уроках"
Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирован...