Методический семинар
методическая разработка на тему
Применение проектной деятельности для развития творческой и познавательной активности учащихся начальной школы.
(Из опыта работы)
«Ученик - не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
«То, что сегодня ребенок умеете делать в сотрудничестве
и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно…».
Л.С. Выготский
В соответствии с ФГОС НОО приоритетом становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, и универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих их личностный рост. Основным подходом формирования УУД является системно-деятельностный подход. Одним из методов реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 35.63 КБ |
smirnova_s.v._metodicheskiy_seminar.pptx | 538.17 КБ |
fotootchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
«УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2019»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Смирнова Светлана Валерьевна
Применение проектной деятельности для развития творческой и познавательной активности учащихся начальной школы.
(Из опыта работы)
«Ученик - не сосуд, который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь».
«То, что сегодня ребенок умеете делать в сотрудничестве
и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно…».
Л.С. Выготский
В соответствии с ФГОС НОО приоритетом становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, и универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих их личностный рост. Основным подходом формирования УУД является системно-деятельностный подход. Одним из методов реализации данного подхода является проектно-исследовательская деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся логично вписывается в структуру ФГОС и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
СЛАЙД 2 Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Проект – это задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы; это форма организации взаимодействия участников образовательного процесса; это результат, способ решения проблемы проекта.
СЛАЙД 3 Основными этапами проектной деятельности являются:
- определение темы проекта, постановка цели, поиск и анализ проблемы;
- обсуждение возможных способов решения проблемы, сбор и изучение информации; определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;
- выполнение запланированных операций, внесение необходимых изменений;
подготовка и защита презентации;
- анализ результатов выполнения проекта,
- оценка качества выполнения проекта.
СЛАЙД 4 Этапы проектной деятельности можно отобразить как шесть «П»
Проблема. Планирование. Поиск информации. Продукт. Портфолио. Презентация.
СЛАЙД 5 В соответствии с типологическими признаками можно выделить следующие проекты:
СЛАЙД 6 По продолжительности: мини-проект (реализуется на 1 уроке), краткосрочный проект (2-3 урока +свободное время), среднесрочный проект (1 неделя – месяц), долгосрочный проект (от месяца до нескольких месяцев)
СЛАЙД 7 По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, межрегиональные, международные,
СЛАЙД 8 По количеству предметов: монопроект (один предмет), межпредметный, внепредметный.
СЛАЙД 9 По количеству участников: парные, групповые, индивидуальные.
Преимущества индивидуальных проектов в том, что план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью. У обучающегося формируется чувство ответственности, он приобретает опыт на всех этапах выполнения проекта.
В проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
СЛАЙД 10 По типу деятельности: исследовательские, игровые, информационные, творческие, практико-ориентированные.
Хотелось бы подробнее на проектах, объединенных в группу по типу деятельности.
СЛАЙД 11 Исследовательский проект
Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом: эссе, исследовательские рефераты, отчеты по экскурсиям, лабораторным и практическим работам и т.д.
Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования, методы исследования, цель, гипотеза и задачи исследования, методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации.
СЛАЙД 12 Игровой проект(ролевой)
Цель проекта: привлечение учащихся к решению проблем, через примерку различных социальных ролей.
Продукт: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.
Структура проекта только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
СЛАЙД 13 Информационный проект
Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления перед кем-либо.
Проектным продуктом могут стать газеты, доклады, сообщения, памятки, буклеты, стенды, слайдовые презентации.
Информационные проекты направлены на сбор информации, о каком – либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
СЛАЙД 14 Творческий проект
Цель проекта — привлечение интереса окружающих к проблеме проекта.
Проектным продуктом могут стать произведения литературы изобразительного или декоративно-прикладного искусства: школьный печатный альманах, сценарий праздника, видеофильм, выставка рисунков.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов.
СЛАЙД 15 Практико-ориентированный проект
Цель проекта – привлечение учащихся школы к практической социально значимой деятельности.
Продукт – проект закона, справочный материал, наглядное пособие, совместная экспедиция, программа действий, спектакль.
Проект отличает чётко обозначенный характер результата, ориентированного на социальные интересы самих участников. Он требует чётко продуманной структуры, представленной в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
СЛАЙД 16 Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, которая часто осуществляется в форме выставки тех изделий, которые ученики создали, и небольшого выступления с рассказом о своём проекте.
План презентации проекта.
1.Тема и цель проекта?
2.Почему ты выбрал этот проект (актуальность)? Для кого он предназначен?
3.Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование?
4.Какова основная идея?
5.Какие использовались материалы, оборудование? Кто помогал?
6.Какие были этапы и в чем они заключались?
7.Как улучшить проект и как его можно использовать в дальнейшем?
СЛАЙД 17 Весьма важный вопрос - оценка проектов, которая в начальной школе должна нести стимулирующий характер. Школьников, добившихся высоких результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами, подарками, при этом должен быть поощрен каждый участник проекта. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций. Хотя, существуют и критерии оценки защиты проекта:
- качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость;
- объём и глубина знаний по теме;
- ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
- деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность;
- практическая значимость проекта.
Учитель, организующий работу над проектом, выступает не как оценщик, сторонний наблюдатель, не как транслятор готовых знаний, а как равноправный соучастник, некий вдохновитель исследовательской деятельности учащихся.
СЛАЙД 18 Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник, он не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:
- консультирует (провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»);
-мотивирует (придерживается принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения);
- провоцирует (не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов, провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации);
- наблюдает (получает информацию, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации и оценки уровня компетентности учащихся);
- поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности;
- координирует внутригрупповую работу обучающихся.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
СЛАЙД 19 Актуальность проектно-исследовательской деятельности в начальной школе при формировании УУД неоспорима. Вне зависимости от выбора вида проектной работы у младших школьников формируются универсальные учебные действия:
- познавательные УУД;
- коммуникативные УУД;
- регулятивные УУД;
- личностные УУД.
По результатам, данным в таблице, видно, что показатели коммуникативных и личностных УУД гораздо выше, чем показатели познавательных и регулятивных УУД. Можно предположить, что у младших школьников данные виды УУД формируются легче и быстрее. Дети постоянно находятся в процессе общения, их психика гибка, поэтому в проектной деятельности умение договариваться, строить высказывания, формулировать свою позицию и принимать чужую развиваются скорее. Умения планировать, ставить цель, создавать алгоритмы деятельности, анализировать, находить способы решения и контролировать процесс и результат деятельности в большей степени зависят от уровня развития мышления. Высокий уровень развития этих умений не свойственен малышам, поэтому познавательные и регулятивные УУД дают более низкие показатели в сравнении с другими УУД. Если сравнивать показатели по развитию всех УУД за каждый год (класс), то мы наблюдаем положительную динамику. Это говорит о том, что проектная деятельность влияет на развитие всех видов универсальных учебных действий.
Таким образом, проектная деятельность позволяет реализовывать системно-деятельностный подход, формирующий у младших школьников умение учиться, создающий условия для реализации потенциальных возможностей учащихся и их адаптации к условиям быстро меняющегося мира, что соответствует целям ФГОС НОО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проектная деятельность метод направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений способствующий развитию творческих способностей и логического мышления объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам
определение темы проекта, постановка цели, поиск и анализ проблемы обсуждение возможных способов решения проблемы, сбор и изучение информации; определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей выполнение запланированных операций, внесение необходимых изменений подготовка и защита презентации; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта Этапы проектной деятельности
Этапы проектной деятельности П роблема П ланирование П оиск информации П родукт П ортфолио П резентация
по продолжительности по характеру контактов между участниками по количеству предметов по количеству участников по типу деятельности Типология проектов
По продолжительности краткосрочные среднесрочные долгосрочные Типология проектов
По характеру контактов внутриклассные внутришкольные межрегиональные международные Типология проектов
Типология проектов По количеству предметов монопроект межпредметный внепредметный
Типология проектов По количеству участников парные групповые индивидуальные
Типология проектов По типу деятельности творческие исследовательские игровые практико-ориентированные информационные
Исследовательский проект Цель выдвижение, доказательство или опровержение какой-либо гипотезы с помощью наблюдения или эксперимента Продукт результат исследования, оформленный установленным способом
Игровой (ролевой) проект Цель привлечение учащихся к решению проблем через примерку различных социальных ролей Продукт кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока
Информационный проект Цель сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее кому-либо П родукт видеоролики, газеты, рефераты, слайдовые презентации, буклеты и публикации в школьной газете или в Интернете
Творческий проект Цель привлечение интереса публики к проблеме проекта П родукт произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, театрализованные представления
Практико-ориентированный проект Цель привлечение учащихся школы к практической социально значимой деятельности Продукт материальный результат, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи отдельного человека
План презентации проекта Тема и цель проекта? Почему ты выбрал этот проект (актуальность)? Для кого он предназначен? Было ли проведено предварительно исследование, интервьюирование? Какова основная идея? Какие использовались материалы, оборудование? Кто помогал? Какие были этапы и в чем они заключались? Как улучшить проект и как его можно использовать в дальнейшем?
Критерии оценивания защиты проектов к ачество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость о бъём и глубина знаний по теме о тветы на вопросы: полнота, аргументированность д еловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность
Роль учителя консультирует мотивирует н аблюдает к оординирует оценивает
Результаты
Проектная деятельность позволяет реализовывать системно- деятельностный подход, формирующий у школьников умение учиться, создающий условия для реализации их возможностей и адаптации к условиям социальной среды, что соответствует целям ФГОС НОО. Вывод
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района
…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя. С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...
Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"
Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на разных уроках...
Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100
Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»
АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...
Методический семинар из опыта работы.
Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....