Рабочая программа факультатива "Умелые пальчики" 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа факультатива "Умелые пальчики" направлена на развитие мелкой моторики для детей с НОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Факультатив "Умелые пальчики" 3 класс | 42.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива «Умелые пальчики»
Пояснительная записка
Факультативный курс «Умелые пальчики» представлен в Учебном плане МБОУ«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно- двигательного аппарата №100» в части, формируемой участниками образовательных отношений.
Рабочая программа факультативного курса «Умелые пальчики» предназначена для развития мелкой моторики детей 3 класса, для оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Недельная нагрузка составляет 1 час в неделю (34 часа в год). Занятия проводятся с учащимися класса по 30 минут.
Программа факультатива разработана на основании предметов обязательной части Учебного плана: «Математика», «Русский язык (письмо), «Окружающий мир», «Технология».
На основании нормативных документов:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012г., № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014, №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 24.06.2016г., №1129 «Методические рекомендации по составлению учебных планов и планов внеурочной деятельности для 1-11(12) классов образовательных организаций Кемеровской области в рамках реализации ФГОС начального, общего образования».
Актуальность программы. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. У детей с проявлениями детского церебрального паралича наблюдаются множественные нарушения, характеризующиеся сочетанием недостатков двигательного, речевого, интеллектуального и личностного развития. Выраженность этих нарушений существенно сказывается на восприятии учебного материала в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность и влияет на продуктивное обучение детей данной категории. С целью исключения данных нарушений, продуктивной и качественной коррекционной работы был разработан факультативный курс «Умелые пальчики». Созданы условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи программы:
- Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Для проведения занятий используются следующие методы и формы:
- беседа
- дидактическая игра
- ролевая игра
- физические упражнения
- коллективное творчество
- индивидуальное творчество
- индивидуальная корректировка действий.
В структуру каждого занятия включены упражнения, самомассаж кистей и пальцев рук, которые способствуют поддержанию хорошего тонуса: упражнения со специальными предметами, пальчиковая гимнастика. Использование игры на пространственное ориентирование дает пальцам полноценный отдых, развивает их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение и развивают речь.
Метапредметные, предметные и личностные результаты освоения программы
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- установление отличия верно выполненногозаданияот неверно выполненного.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использование знаков, символов, моделей, схем для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного.
Нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений, стремление к координации при выполнении коллективных работ;
- формулирование собственного мнения и позиции;
- соблюдение корректности в высказываниях;
- владение монологической и диалогической формой речи для регуляции своего действия.
- осуществление сотрудничества;
- выполнение различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук учащихся до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
- Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению.
- Развитие мотивов внеурочной деятельности и формирование личностного смысла деятельности.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Содержание курса.
Рабочая программа факультативного курса «Умелые пальчики» включает в себя следующие разделы:
- Диагностика
- Графические упражнения
- Аппликация
- Оригами
- Бумагопластика
- Лепка
- Конструирование
В разделе «Диагностика» определяется уровень сформированности мелкой моторики у каждого ребенка с помощью специальных методик: Н.И. Гуткиной "Домик"; «Рисование ножницами», «Пластилиновые узоры», «Рисование по замыслу», «Деревья из бумажных лент».
В разделе «Графические упражнения» используются специальные упражнения, такие как, рисование линий; узоров, букв; рисование по точкам, по контурам, по клеточкам; выполнения штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок, графический диктант. Данные упражнения помогут улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления.Кроме этого ребенок научится правильно держать ручку и карандаш.
В разделе «Аппликация» все виды деятельности способствуют развитию координации движений кисти, логического мышления и пространственного воображения. Дают возможность учащимся научиться пользоваться клеем и ножницами.
В разделе«Оригами»обучающиеся познакомятся со свойствами бумаги, постигнут начало плоскостной и пространственной геометрии. Научатся конструировать простые изделия из бумаги.
В разделе «Бумагопластика» учащиеся получат возможность овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой. Научатся мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях. Освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами обучающиеся сумеют выполнить самые разнообразные изделия: игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.
В разделе «Лепка» обучающиеся познакомятся со свойствами соленого теста, пластилина, самозатвердевающего пластика. Научатся выполнять простые фигурки. Занимаясь лепкой ученики смогут развивать и совершенствовать точные движения пальцев рук, координировать ловкость движений.
В разделе «Конструирование»учащиеся научатся создаватьэлементарную модель, получат возможность для развития творческих способностей, изобразительных и технических умений. Смогут самостоятельно определять замысел будущей модели, отбирать детали, выбирать способы скрепления деталей, определять сюжет, планировать деятельность, достигать результат и оценивать его, взаимодействовать с другими детьми в процессе коллективных творческих работ.
Учебный план
№ п/п | Содержание | К-во часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
1 | Диагностика развития мелкой моторики | 1 | С помощью учителя: выполнять пальчиковые упражнения; работать ручкой, карандашом; контролировать толщину проведённых линий; манипулировать предметами; контролировать координацию движений пальцев рук; выполнять шнуровку. |
2 | Графические упражнения. | 7 | Писать графические элементы по заданному образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы; соблюдать интервал между графическими элементами; чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; осваивать правила работы в группе; воспроизводить и применять правила работы группе; обводить предметы по контуру, штриховать, не выходя за контур; работать с трафаретами; рисовать по клеточкам, точкам; выполнять симметричное рисование выполнять упражнения на слух (графический диктант) |
3 | Аппликация. | 5 | С помощью учителя: правильнодержать ножницы; осуществлять сгибательные и разгибательные движения пальцами; регулировать силу сжимания и разжимания колец ножниц; удерживать бумагу в руке, одновременно медленно поворачивая ее по часовой стрелке; организовывать рабочее место для работы с бумагой; преобразовывать одну фигуру (квадрат) в другую (круг); запоминать правила техники безопасности работы с ножницами; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (точечное склеивание концов полосок и самих полосок); осмысливать своё эмоциональное состояние от работы, сделанной для себя и других; осваивать умение работать в группе – изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию; выкладывать изображение по образцу, по памяти; оценивать результат своей деятельности (качество изделия: степень соответствия образцу, аккуратность, оригинальность оформления); наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги; обобщать (называть) то новое, что освоено; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (придание формы деталям путём складывания и сгибания); осмысливать необходимость бережного отношения к окружающему природному и материальному пространству; изготавливать изделие с опорой на рисунки и план; осуществлять контроль по шаблону; открывать новые знания и умения – правила безопасного пользования ножницами и их хранения, приём резания ножницами; исследовать и сравнивать приёмы резания ножницами по разным линиям; сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам разных форм; открывать новые знания и умения – приёмы разметки деталей по шаблонам; сравнивать приёмы разметки деталей по шаблонам, складыванием; формы деталей с геометрическими формами; открывать новые знания и умения через пробные упражнения (приёмы формообразования складыванием бумажной заготовки гармошкой); осваивать умение работать по готовому плану. |
4 | Оригами. | 5 | С помощью учителя: преобразовывать одну фигуру (квадрат) в другую; использовать разные приемы сгибания бумаги; выполнять изделия с помощью техники «Оригами». |
5 | Бумагапластика | 5 | С помощью учителя: подбирать необходимые виды бумаги и инструменты и приспособления (фигурные ножницы, фигурные дыроколы и т.д.); использовать отдельные технологические операции (способы работы) – разметку, сборку; экономно расходовать материалы; участвовать в проектной деятельности (определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность); выполнять простые изделия из бумаги по образцу с помощью поэтапного объяснения учителя. |
6 | Лепка. | 5 | С помощью учителя: организовывать рабочее место для работы с пластилином; соленым тестом; открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (свойства пластилина); раскатывать, сплющивать, скатывать, свертывать, защипывать, прищипывать, примазывать, сглаживать, вдавливать, накладывать, делить на части пластилин, тесто; соединять детали; анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму; изготавливать изделия с опорой на рисунки и подписи к ним; оценивать результат своей деятельности (качество изделия); осваивать умение переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ; осваивать умение работать в группе – изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию; придумывать и предлагать свои варианты деталей; осваивать умение помогать друг другу в совместной работе. |
7 | Конструирование | 6 | С помощью учителя: регулировать силу своих движений; выполнять двигательные действия в процессе последовательного изготовления поделки; обклеивать готовые формы; выполнять объемное конструирование из готовых форм; выполнять объемное конструирование из деталей, самостоятельно вырезанных по шаблону; украшать поделку. |
Прогнозируемые результаты рабочей программы факультативного курса «Умелые пальчики»
К концу года учащиеся научатся:
с помощью учителя:
- самостоятельно выполнять массаж и самомассаж рук;
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги (не слишком велико, не мало, не сдвинуто к одному из краев листа бумаги);
- лепить разными способами (путем вытягивания из целого куска, примазывания одной части к другой) и превращать пластилин, солёное тесто в различные изделия;
- вырезать ножницами из бумаги детали разной формы
- собирать различные плоскостные изделия из мозаики.
- соединять детали с помощью клея, пластилина;
- складывать бумагу по прямой линии и разными способами;
- собирать из палочек различные плоскостные изделия;
- конструировать объёмные простые поделки по образцу с помощью поэтапного объяснения учителя;
- выполнять изделия по технологической карте;
- выполнять работу по словесному плану (по графическому плану);
- самостоятельно планировать последовательность выполнения действий;
- контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;
- уметь словесно охарактеризовать выполненную процедуру выполненного задания;
- проявлять любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем,
- приобретать новые знания и умения, достигать результата, стремиться к совершенствованию своих способностей;
- применять эстетические ценности и чувства;
- проявлять этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- использовать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- оценивать себя, включая осознание своих возможностей в деятельности, способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
- видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- соблюдать безопасность;
- проявлять интерес к творческому труду;
- стремиться к положительному результату;
- бережно относиться к материальным и духовным ценностям.
Материально-техническое обеспечение
Техническое обеспечение
1.Экспозиционный экран.
2.Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3.Персональный компьютер с принтером.
4.Мультимедийный проектор.
Литература и интернет-ресурсы
Литература для учителя
- Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
- М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
- Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
- В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
- Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
- В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
Ресурсное обеспечение программного материала
1.Мультимедийные (цифровые)образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы (по возможности).
3.iteach.ru – сетевые проекты для начальной школы.
4.It –n.ru – сеть творческих учителей.
5.openclass.ru
Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Умелые пальчики»
№ п/п | Содержание | К-во часов | Предметный результат |
I четверть | 9 | ||
1 | Раздел 1. Диагностика развития мелкой моторики | 1 | Определят: уровень сформированности мелкой моторики |
Раздел 2.Графические упражнения. | 7 | ||
2 | Обводим словарные слова и предложение. | 1 | Научатся: использовать приемы соединений букв, письма слов и предложений, грамотно писать словарные слова |
3-4 | Пишем текст по обводке. | 2 | Научатся: обводить буквы без отрыва, использовать правильное соединении букв в словах. |
5 | Рисуем по клеточкам. | 1 | Научатся: выполнять рисунки по клеточкам, с опорой на образец. |
6 | Работаем с трафаретом. Композиция на выбор «Транспорт», «звери в лесу ». «Динозавры». | 1 | Научатся: работать с трафаретами; выполнять обводку по трафарету внутри и снаружи; составлять из трафаретных предметов композицию. |
7 | Симметричное рисование. «Клоун» , «Котенок», «Груша». | 1 | Научатся: выполнять симметричное рисование по готовой половинке предмета. |
8 | Графические диктанты. «Белка», «Рыбка». | 1 | Научатся: выполнять графические диктанты. |
Раздел 3.Аппликация | 5 | ||
9 | Аппликация из медиаторов « Совы». | 1 | Научатся: выполнять аппликацию из медиаторов одинаковой формы, но разных по размеру; размещать детали на листе, наклеивать их на лист бумаги. |
II четверть | 7 | ||
10 | Шаблонная аппликация на выбор «Автопарк», «Утенок под зонтиком» | 1 | Научатся: выполнять аппликацию по заранее заготовленным шаблонам |
11 | Отрывная аппликация «Черепаха» | 1 | Научатся: приемам отрывной аппликации; выполнят аппликацию по собственному проекту. |
12 | Мозайка из отрывных кусочков бумаги «Сафари» | 1 | Научатся: выполнять композицию из отрывных кусочков бумаги. |
13 | Мозайка из резаной бумаги «Буренка» | 1 | Научатся: выполнять композицию из резаной бумаги. |
Раздел 4. Оригами | 5 | ||
14-15 | Изготовление поделок в технике оригами. «Домашние животные». | 2 | Научатся: применять приемы складывания бумаги; изготавливать поделки в технике оригами «лошадь» из двух форм. |
16 | Изготовление поделок в технике оригами. Открытка «Снегурочка» | 1 | Научатся: применять приемы складывания бумаги; изготавливать открытку-конверт в технике оригами «Снегурочка». |
III четверть | 10 | ||
17-18 | Открытка в технике оригами «Зайцы у елки». | 2 | Научатся: применять приемы складывания бумаги; изготавливать открытку «Зайцы в лесу ». |
Раздел 5. Бумагопластика | 5 | ||
19 | Приемы бумагопластики. Фигурки из полосок бумаги. «Собачка» | 1 | Научатся: простейшим приёмам бумагопластики; изготавливать фигурки из полосок |
20 | Приемы бумагопластики. «Жар-птица». | 1 | Научатся: простейшим приёмам бумагопластики; изготавливать объёмную птицу. |
21 | Складывание гармошкой. «Василиса». | 1 | Научатся:способам складывания бумаги «Гармошкой; изготавливать поделку «Василиса». |
22-23 | Композиция из конусов. « Пингвины на льдине» | 2 | Научатся: использовать разные приёмы бумагопластики; изготавливать бумажные конусы, изготавливать объемную композицию «Пингвины на льдине» |
Раздел 6. Лепка | 5 | ||
24 | Приемы лепки. Композиция из пластилиновых шариков «Лисенок». | 1 | Научатся: применять простейшие приемы лепки из пластилина; лепить пластилиновые шарики одинакового размера, прикреплять эти шарики на картонную основу. |
25-26 | Лепка из соленого теста. Подвеска «Рыбки» | 2 | Научатся: применять простейшие приемы лепки из соленого теста; делать отверстия, прикреплять веревочки-лапки, сушить и раскрашивать изделие. |
IV четверть | 8 | ||
27 | Лепка. «Заяц с букетом» | 1 | Научатся: применять простейшие приемы лепки; лепить плоскостную композицию «Заяц с букетом». |
28 | Лепка из самозатвердевающего пластика. Брелок «Белый медвежонок» | 1 | Научатся: применять простейшие приемы лепки; лепить ежика из пластика, прикреплять кольцо к брелку. |
Раздел 7. Конструирование | 6 | ||
29 | Вертолет. | 1 | Научатся: конструировать вертолет по образцу. |
30-31 | Робот из спичечных коробков | 2 | Научатся: обклеивать коробку гофрированным картоном, изготавливать поделку из готовой коробки по образцу. |
32-33 | Замок из цилиндров. | 2 | Научатся: проектировать, соединять детали, изготавливать замок из картонных цилиндров. |
34 | Коллективная композиция из гафрокартона «Север» | 1 | Научатся: конструировать из гафрокартона фигурки, оформлять композицию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...