Рабочая программа кружка " Социальное проектирование"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением
отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа №8»)
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по ВР
МАОУ «Средняя школа №8»
___________________
«_____» _________2014 - 2015 гг.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
4 КЛАСС
(в соответствии с ФГОС)
(1 час в неделю, всего 33 часа)
Составитель:
Фомина Татьяна Павловна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Цель программы: познание элементарного взаимодействия в системе человек – природа – общество; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного и позитивного отношения к себе, окружающим, природе.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- Формировать у обучающихся умение ориентироваться в новой социальной среде.
- Подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком.
- Формировать потребность к самосовершенствованию, оказать помощь и поддержку ребенку в обретении им своего «Я».
- Формировать самосознание, становление активной жизненной позиции.
- Формировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать.
- Развивать позитивное отношение к базовым общественным ценностям ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура ) для формирования здорового образа жизни.
- Воздействовать на развитие эмоционально – волевых, нравственных качеств личности.
Особенности программы.
Представленная программа ориентирована на младшего школьника и рассчитана на 2 года (3 - 4 класс) обучения. Она знакомит учащихся начальных классов с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, окружающему миру, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности и многим другим предметам служит самосознанию и самоуважению.
В основе реализации программы настоящего курса лежит системно – деятельностный подход. Данная программа предусматривает для младшего школьника возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих, учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов.
Содержание и построение занятий ориентировано на формирование у обучающихся метапредметных компетентностей, таких как: умение отстаивать свою точку зрения, сравнивать, рассуждать, анализировать, классифицировать, обобщать знания, планировать, оценивать, осуществлять самоконтроль.
Содержание занятий проводится преимущественно в игре, желательно наполнять урок сказочными сюжетами и персонажами, делая акцент на поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетаются с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и т.д.) необходимыми для развития навыков ребёнка.
Программа включает в себя общие для каждого класса циклы: «Я – ученик», «Школа вежливых наук», «Азбука моей безопасности», «В здоровом теле – здоровый дух», «Семь – Я», «Моя большая и малая Родина». В 4 классе вводится новый цикл – «Россия – дом разных народов».
Программа предусматривает также разные виды работ с родителями: лектории, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации, консультации психолога..
Личностные и метапредметные предполагаемые результаты.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих представлений
- Целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур,
- Уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям,
- Ценностное отношение к природе, искусству, умение ценить прекрасное,
- Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России,
- Осознание своей этнической и национальной принадлежности,
- Уважительное отношение к истории и культуре других народов,
Развивать чувства сопричастности, гордости за свою Родину,народ и историю страны,
- мотивацию к творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия,
- выбирать стиль изложения своего текста, соответствующий поставленной цели,
- оценивать совместно с учителем результат своих действий
Познавательные УУД:
- осознавать начальные формы познавательной и личностной рефлексии через анализ, «какой я?»
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений,
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания
Коммуникативные УУД:
- строить понятные для партнера высказывания в соответствии с учебной задачей,
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- формировать собственное мнение и позицию,
- формировать умение договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы,
- Принимать участие в работе парами и группами,
- Делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание программы
4 класс
Раздел 1 Я – ученик
- Внутришкольный этикет. Правила поведения на уроках и переменах. Школьный двор, опасные игры.
- Книги - наши друзья. Книга – источник знаний. Что мне дает чтение. Библиотека в моем доме. Любимые детские книги моих родителей.
- Общество и дети. Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Как я их выполняю.
- Энергия внутри человека. Откуда у человека берутся силы для работы. В чем главная сила человека. Какие богатства природы человек использует для получения энергии.
- В мире прекрасного.
Раздел 2 Школа вежливых наук.
- Человек без друзей, что дерево без корней. Зачем нужна дружба. Как жить в ладу с собой. Ролевая игра «Обидное слово».
- Немудрен совет, а сердца покоряет. Кто нуждается в совете. Как правильно дать совет, чтобы не обидеть товарища.
- Я среди людей. Мой самый решительный поступок. За что мне бывает стыдно.
- Садимся за стол. Семь самых главных правил еды. Правила поведения за столом.
Раздел 3 В здоровом теле – здоровый дух.
- Образ жизни и здоровье. Здоровый образ жизни. Как я это понимаю. Что я и мои родители делают, чтобы я рос здоровым.
- Мой режим дня. Что такое режим дня. Почему его нужно выполнять. Как режим дня помогает мне учиться.
- Нездоровье или болезнь. Признаки болезни. Режим питания, прием лекарств во время болезни. Капризы больного человека. Необходимость выполнения рекомендаций врача.
- Чем вредна пыль. Наши легкие и пыльный воздух. Аллергия на пыль. Режим проветривания помещений.
- Мое зрение. Глаза – зеркало души. От чего устают глаза. Гигиена зрения Гимнастика для глаз. Нужно ли носить очки. Профессия «окулист».
- Что я ем. Откуда берется пища. Что можно есть, а что нельзя. Болезни от неправильного питания.
Раздел 4 Семь – Я.
- Я и моя семья. Мои родные. Кто в доме главный. Обязанности по дому. Правила поведения дома.
- Хорошо и там и тут, где по имени зовут. Что означает мое имя. Почему меня так назвали. Как меня зовут дома. Детские прозвища. Всегда ли их приятно слышать.
- Геральдическое путешествие. Что такое «геральдика». Пофантазируем «Герб моей семьи».
- Увлечения моей семьи. Наше общесемейное увлечение. Презентация «Хобби моей семьи».
- Профессии наших родителей. Встреча с родителями учащихся с целью знакомства с их профессиями.
- Мой прадедушка защищал Родину. Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Трудовой фронт страны.
- Я – покупатель. Моя первая самостоятельная покупка. Профессия продавец. Ролевая игра «В магазине».
Раздел 5 Моя большая и малая Родина.
- Праздники моей страны. Основные государственные праздники России.
- Москва – столица России. Памятные места столицы. Детские театры Москвы.
- Культпоход на спектакль.
- Мой родной микрорайон. Экскурсия. Чистота микрорайона – показатель красоты моего города. Родные улицы, памятники, места отдыха и игр. Правила поведения в разных общественных местах.
Раздел 6 Азбука моей безопасности.
- Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешехода. Правила перехода улицы. Зебра. Осторожно, на дороге скользко!
- Вода – главное богатство природы. Откуда берется вода. Значение воды в жизни живой природы. Как люди используют воду. Зачем кипятят воду. Как вода может сберечь и не подорвать здоровье человека.
- Огонь –друг и враг человека. Огонь на службе человека. Спички это не игрушки. Лесные пожары. Правила поведения в лесу. Покорители огня – пожарные.
- Съедобные и ядовитые растения. Необходимость знания о съедобных и ядовитых растениях. Нельзя собирать и употреблять в пищу неизвестные растения.
- Моя безопасность в доме. Кодовый замок. Правила поведения в лифте. Что делать, если лифт неожиданно остановился. Бытовой вандализм.
- Домашняя экономика. Как экономить воду, свет и тепло в доме. За что платят деньги. Отчего зависит стоимость вещей. Можно ли требовать от родителей незапланированных покупок.
- Экологический праздник «На лесной полянке».
- Моя безопасность в летнее время. Правила поведения на воде, на природе.
Учебно-методическое обеспечение
- Анасташова Л.Н., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник М.: Просвещение, 2012.
- Асмолов А.Г., Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий. М.: Просвещение, 2011
- Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М.: Сфера,2000
- Гин С. Мир и человек. М.: Вита, 2003
- Дерим – Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Природоведение и экология: Специальная литература. М.: Просвещение, 1997
- Дик Н.Ф. Премудрости маркиза этикета. М.: Феникс, 2008
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2012.
- Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А. И. Савенков /'/ Школьные технологии. - 1998. - № 4. -С. 144-148.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. Учебная литература, 2007.
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. Самара. Учебная литература, 2007.
- Тлиф В.А. Виды исследований школьников В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 2. - С. 84-106.
- Ю.Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения / И. Д. Чечель // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 6. -С. 23-58.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Я-пешеход и пассажир» (Социальное направление)
Рабочая программа кружка «Я - пешеход и пассажир» разработана для занятий с учащимися 3-4 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования вт...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Рабочая программа по социальному проектированию для 1-4 классов
Данная программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. Они предполагают уровневую оценку в ...
Рабочая программа кружка социальной направленности "Мир вокруг нас", 4 класс
Рабочая программа кружка социальной направленности "Мир вокруг нас". Срок реализации 1 год. Возрастной диапазон программы - 10 - 11 лет...
Программа кружка социально-гуманитарной направленности "Повелители поэзии"
Рабочая программа курса дополнительного образования «Повелители поэзии» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на...