Конспект и презентация внеклассного занятия по шахматам "Рокировка"
план-конспект на тему
Тема урока | Рокировка |
Цели урока
| Образовательные: Ввести понятие об особом ходе - рокировке. Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске. Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах. Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности.
Универсальные учебные действия: Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы. Познавательные: Ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов. Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Ресурсы:
| Учебник Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Часть 2. И.Г.Сухин Презентация к уроку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rokirovka.doc | 206.5 КБ |
rokirovka.pdf | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Травниковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект занятия по теме: РОКИРОВКА
Разработал: учитель информатики и ИКТ
Вычегжанина А.В.
Травники
2018
Технологическая карта урока шахматы по ФГОС.
Класс: 2-й класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Технологическая карта урока
Тема урока | Рокировка |
Цели урока | Образовательные: Ввести понятие об особом ходе - рокировке. Отработать правила и условия рокировки. Закрепить правила передвижения фигуры король на шахматной доске. Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение; вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах. Развивающие: развивать умение предвидеть результаты своей деятельности. Универсальные учебные действия: Личностные: Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы. Познавательные: Ввести понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов. Регулятивные: Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы. Коммуникативные: Учить культурному общению, приемам сотрудничества в различных видах деятельности. |
Ресурсы: | Учебник Шахматы. Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. Часть 2. И.Г.Сухин Презентация к уроку. |
Продолжительность | 40 минут. |
Оборудование: | Демонстрационная шахматная доска и магнитные шахматы, наборы шахмат у детей, карточки с шахматными задачами. |
Ход занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин.). Цель этапа: Эмоциональный настрой к познавательной деятельности. | Хочу представиться друзья, король шахмат это я. Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле — вот шага длина, не очень проворен король-старина. Зато начеку королевская рать — должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей! Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя, Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье. | Определяют свою готовность к уроку. Включаются в ритм урока. | Умение дать самооценку готовности к уроку |
2.Актуализация знаний (5мин.). Цель этапа: повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы. | А вы что знаете про шахматных королей? А что такое шах? Мат? Дидактическая игра «Мешочек» Дидактическая игра «Расставь фигуры | Ученики отвечают: -Королей всего два черный и белый. -Король самая важная фигура. -Без короля нет игры. -Королю можно поставить шах и мат. - Шах это нападение на неприятельского короля - Мат это шах, от которого нет защиты Дети поочередно достают из мешочка шахматную фигуру, называют ее и объясняют, как она ходит Дети делятся на две команды «Белые» и «Черные». Каждый ученик в форме эстафеты ставит одну из фигур в начальную позицию на своем поле. Выигрывает та команда, чьи игроки быстро и правильно расставят фигуры на шахматной доске. | Ориентироваться в своей системе знаний Находить и исправлять ошибки, оценивать. Свободно излагать свои мысли в устной форме. |
3. Погружение в тему занятия. Выяснение целей, ожиданий. (3 мин.). Цель этапа: Умение определять и формулировать тему и цель деятельности. | Послушайте историю, которая произошла однажды в шахматном королевстве. Итак, в одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и, нехотя поднявшись со своей мягкой пуховой постели, выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, губы задрожали, а из глаз закапали слезы. -Можно ли помочь Белому Королю? Как?
Слайд 2 1.Отгадайте ребус - Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? -Правильно, это термин РОКИРОВКА. -Кто знает, что обозначает этот термин? -Какая же цель сегодня стоит перед нами? Слайд 3 А еще, Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку. - Чему мы будем сегодня учиться на занятии? -Сегодня будем учиться выполнять шахматную рокировку. | Разгадывают ребус Рокировка Предлагают значение термина Узнать, что обозначает термин «Шахматная рокировка» | Умение предполагать, рассуждать. Умение формулировать тему урока . |
4. Открытие новых знаний. (4мин.). Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | Эвристическая беседа «Шахматная рокировка» Представьте себе шахматный город и бедного Белого Короля, которому угрожает опасность. Его Величество надо беречь от неприятностей. Для этого придумали специальную королевскую защиту – Шахматную Рокировку! Для чего делается рокировка? Слайд 4 В рокировке участвуют одна из ладей и король. Рокировка считается одним ходом. Вы знаете, что за один ход перемещается только одна шахматная фигура. Но один раз в партии делается исключение, когда могут передвинуться сразу две фигуры: ладья и король. Чтобы не запутаться, принято сначала переместить короля, а уж потом передвигать ладью. Демонстрация приема шахматной рокировки. Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничего не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти. Какая бывает рокировка Рокироваться король может с любой из ладей того же цвета, но при этом фигуры переместятся на разное количество полей. Рокировка бывает «в короткую сторону» и «в длинную сторону». В книгах это ещё называют рокировкой в сторону королевского фланга и рокировкой в сторону ферзевого фланга. Слайд 5 |
Рокировка делается для защиты своего короля (для его безопасности) | Умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Извлекать информацию, представленную в разных видах. |
5.Физминутка (1мин.). V. Развитие умений – применение ранее изученных знаний. Игровая практика (9мин.). Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. VI. Стадия осмысления. (7мин.). Цель этапа: Привести новый материал, пройденный материал и игровую практику в единую систему для нахождения пути решения для поставленной задачи. VII. Первичное закрепление темы. (6 мин.). Цель этапа: Умение использовать полученные знания на практике VIII.Самостоятельная работа (6 мин.). Цель этапа: Умение самостоятельно применять полученные знания на практике IХ.Рефлексия (2 мин.). Цель этапа: Умение анализировать свою деятельность и делать выводы | Конь меня в дорогу ждёт, Бьёт копытом у ворот. На ветру играет гривой, Пышной сказочной, красивой. На коня верхом вскочу И поеду поскачу. | Выполняют физминутку |
|
6. Изучаем правила шахматной рокировки (4мин.). | Памятка «Как делается рокировка» Дорогой друг! Прежде чем делать рокировку, тебе нужно запомнить четыре основных правила. Правило первое. Между королём и ладьёй не должно быть других фигур. Правило второе. Для обеих фигур это ход должен быть первым в партии. Правило третье. До и после рокировки король не должен находиться под шахом. Правило четвёртое. Король может перескакивать только необстреливаемые поля. Слайд 6 | Извлекать информацию, представленную в разных видах. Свободно излагать свои мысли в устной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Работать в группе, участвовать в выработке решения. Высказывать предположения на основе наблюдений. Работать в парах, участвовать в выборе решения. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. Анализировать, сравнивать, разыгранную партию, делать выводы. Концентрировать свои мысли для новой шахматной ситуации. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. | |
7.Практическая работа (4мин.). | 1. Решение шахматной задачи. - Посмотрите внимательно на шахматную доску. Белому Королю угрожает опасность. В какую сторону ему лучше рокироваться? Слайд 8 -Ребята у вас на столах шахматные доски с набором фигур, поставьте на них ладьи и короля и попробуйте сделать короткую рокировку, затем длинную. 3) практическая работа на доске: -покажи длинную рокировку; - покажи короткую рокировку. Итак, мы познакомились с новым ходом - который называется как: | Рокировка | Искать пути решения задачи. |
8.Проверь себя (3мин.). | Ответь: да или нет. Согласны ли вы, что: -рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?_____ -ферзь, конь и слон могут рокироваться?___________ -при рокировки ладья перепрыгивает через короля?_______ -белые могут рокировать если их король походил?________ -белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?______ -можно рокировать, если король идёт под удар?____ -можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?__________ | Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. | |
9. Играем в шахматы (13мин.). | Повторение правил шахматной игры. А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если в начале игры Вашему королю угрожает опасность, вы можете применить шахматную рокировку. За начальной подготовкой Не забудь о рокировке. Поставь по соседству скорей две ладьи И короля в укрытие быстрее веди. | Играют шахматную партию | Прогнозировать, корректировать свою деятельность. Анализировать, сравнивать, строить, логические рассуждения, делать выводы. |
Давайте вспомним основные правила шахматиста. 1. Шахматную партию начинают белые 2. Стороны делают ходы поочерёдно, каждым ходом перемещая одну фигуру 3.Цель каждого игрока - атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать "взятия" короля на следующем ходу. 4. Если коснулся рукой фигуры - делай ход. 5. Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера | |||
10. Итог урока. Рефлексия (2мин.). | Продолжите: Я узнал… Я научился… - Удалось ли нам достичь поставленные цели? - Что помогло вам в достижение успеха? Слайд 9 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация внеклассного занятия по математике 4 класс "Самый умный"
Презентация включает задания обобщающего характера по всем разделам программы "Школа России" по математике, а также задания повышенной трудности по теме "Системы мер" и "Системы счисления"...
Презентация внеклассных занятий с солёным тестом "Мукасолька".
В презентации рассказывается о целях и задачах работы с солёным тестом, о методах работы с тестом, показаны работы учеников....
Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"
Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....
Презентация внеклассного занятия по теме "Вода - природное богатство""
Вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Загадки. Зачем нужна вода? Кому нужна вода? Кто загрязняет воду? Как беречь воду? Памятка....
Презентация внеклассного занятия по ПДД "Академия правил дорожного движения"
Детям знать положеноПравила дорожные!Ты, дружок, доверься им,Будешь цел и невредим!...
Презентация внеклассного занятия "Русь моя великая!"
развивать познавательный интерес к истории нашей Родины....
конспект и презентация внеклассного занятия "Наше питание" (2-3 класс)
На зан\тии ребята познакомятся с режимом дня, основами правильного питания, узнают о некоторых витаминах и питательных веществах. Детям предлагается занимательный материал - кроссорд, группировка прод...
- Мне нравится (1)