Рабочая программа к курсу «Умники и умницы »
рабочая программа на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki.nov_.docx41.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа к курсу «Умники и умницы » составлена на основе:

    - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №373 от 06 октября 2009 года);

     - Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;

     -Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 N 373»;

     -Приложения к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;

     -Постановления Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
    -Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
   - Программы внеурочной деятельности, ООП НОО  МОУ лицея;

    -программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

  Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

  Актуальность выбора определена следующими факторами:                                                                         - в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;    

- анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;                                              

- конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.  

Программу планируется реализовывать в 3 классе. Изучение данного курса рассчитано на 2 часа в неделю, 70 часов в год.  Продолжительность учебного занятия 45 минут.

      Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

      Основные задачи :

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

   Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС второго поколения.  Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.   Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы: соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;                                                       содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     

        Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

-принцип природосообразности;

-принцип прогностичности;

-принцип индивидуализации и дифференциации;

-принцип рефлексивности.

Ожидаемые результаты реализации программы

внеурочной деятельности  «Умники и умницы »

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций -  обобщения, классификации, анализа и синтеза и, конечно, сравнения.

Развивающие занятия по программе О. Холодовой «Умники и умницы»:

а) позволяют развить логическое мышление детей и научить их:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, слова, числа;
  • обобщать;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определение тем или иным понятиям и явлениям;
  • определять отношение между предметами типа род—вид;
  • осуществлять мыслительные операции анализа и синтеза;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями и явление;
  • определять отношения между предметами типа «часть—целое»;
  • развивать речь;
  • использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях.

б) специально учат ребенка  восприятию: выделять главные признаки; развивать процессы анализа и обобщения; пользоваться речью при наблюдении и рассматривании; сравнивать.

в) обучают  наблюдению, которое формирует такие качества личности младшего школьника, как наблюдательность, восприимчивость, умение видеть и выделять признаки предметов, описывать их.

г) формируют воображение ребенка. Ведь воображение является высшей психической функцией, которая отражает действительность. Основной задачей воображения является представление ожидаемого результата до его осуществления.

д) развивают фантазию путем: аналогии; синтеза.

е) совершенствуют произвольное и осмысленное запоминание, иначе говоря, память младшего школьника. Для лучшего запоминания используются следующие факторы: понимание цели запоминания; составление плана; опора на наглядный материал; повышение мотивации запоминания; включение в игровую и трудовую деятельность; использование соревнований.

ж) дают осознанное представление о необходимости личной безопасности, обеспечение и сохранение жизни и здоровья учащихся. Поэтому и существуют занятия, которые обеспечивают активное, увлеченное обучение детей, включая разнообразные формы работы: игры; кроссворды; брейн-ринг; тесты; алгоритмы; ситуативные задачи; анализ конкретных ситуаций.

з) приобщают младших школьников к культурному наследию и традициям наших предков, знакомят с социальным и нравственным опытом предшествующих поколений, воспитывают уважительное отношение к   истории родного города, его архитектуре и традициям.

и)  формируют мировоззрения учащихся на историческом материале, воспитывают их нравственность, гражданственность, бережное отношение к богатой культуре народа и осознание себя ее наследниками. Используя основные виды познавательных заданий  при освоении учащимися исторического учебного материал: образные задания; логические задания; проблемные задания; экскурсии; поисковые задания; составление проектных работ.

Основные формы организации учебной деятельности

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

   

        Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

Предполагается участие школьников

- в олимпиадах

- в конкурсах на разных уровнях

-участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)

-участие в интеллектуальных играх (КВН)

- парад умников

- Брейн –ринги

- Математические турниры

- математический конкурс «Кенгуру»

Способы определения результативности

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Формы подведения итогов реализации программы

Контроль и оценка планируемых результатов

    В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки) . В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично второго.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • итоговый контроль: в формах тестирования; практической работы; творческих работ учащихся; контрольных заданий.
  • самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.
  • содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. в рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание, формы организации и виды деятельности

курса «Умники и умницы»

3 класс

1. Введение- 2 ч. Входной тест.

2.Свойства, признаки и составные части предметов -6 ч.

    Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

3.Сравнение -8 ч.

 Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

5.Комбинаторика -6 ч.

 Перестановки. Размещения. Сочетания.

6.Действия предметов -8 ч.

 Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

7.Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями -4 ч.

 Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

8.Элементы логики -20 ч.

  Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

9.Развитие творческого воображения -4 ч.

Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

10.Практический материал -8 ч.

Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

11. Заключительные занятия-4 ч.

Итоговый тест. Работа над ошибками. Подведение итогов

Тематическое планирование для 3 класса

п/п

Тема занятий

Формы организации деятельности учащихся

Дата проведения

Примечание

план

1-2

Введение .

Входной тест.

3-4

Закономерности в чередовании признаков.

Тренинг

5-6

Классификация по какому-то признаку.

Викторина

Викторина

7-8

Сравнение предметов по признакам.

Беседа. Тренинг

9-10

Сравнение предметов по признакам.

Тест «Сравнение».

11-12

Состав предметов.

Математический конкурс

13-14

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

Беседа. Тренинг

15-16

Найди отличия.

Тренинг

17-18

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

Брейн -ринг

19-20

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

Тренинг

21-22

Функциональные признаки предметов.

Беседа

23-24

Симметрия. Симметричные фигуры.

Математический турнир

25-26

Логическая операция «и».

Беседа

27-28.

Координатная сетка.

Тренинг

29-30.

Решение логических задач и задач-шуток.

Тренинг

31-32.

Результат действия предметов.

Беседа

33-34.

Обратные действия.

Беседа

35-36.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

Тренинг

37-38

Тест «Отношения».

Тест

39-40.

Порядок действий, последовательность событий.

Беседа.. Тренинг

41-42.

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

Парад умников

43-44.

Составление загадок, чайнвордов.

Турнир

45-46.

Множество. Элементы множества.

Беседа

47-48.

Классификация по одному свойству.

КВН

4950.

Тест «Классификация».

Тест

51-52

Способы задания множества.

Тренинг

53-54.

Сравнение множеств.

Составление кроссвордов

55-56.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

Тренинг

57-58.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

Тренинг

59-60.

Выражения и высказывания.

Олимпиада

61-62.

Высказывания со связками «и», «или».

Беседа

63-64.

Отрицание.

Беседа

65-66.

Итоговый тест.

Тест

67-70

Работа над ошибками. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год

КВН

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методическия пособия для 1 , 2, 3, 4 классов

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Учебная литература для учащихся

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей»

Рабочие тетради в 2-х частях для 1, 2, 3, 4 класса

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия проведения

Средства технического оснащения

кабинет на 30 посадочных мест

Компьютер, мультимедиа, экран, колонки

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

________/

Протокол №

«  » августа 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________/

  « » августа  2018г.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»

В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 1 класс

Включает пояснительную записку и тематическое планирование, рассчитанное на 2 занятия в неделю...

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 3 класс

С пояснительной запиской и тем. планированием. Рассчитана на проведение 1 занятия в неделю...