Рабочая программа по курсу "Умники и умницы"
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка 2 класс
курс «Умники и умницы»
внеурочная деятельность
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– программы КУРСА « Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» (базовый уровень);
– авторскому пособию О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам 7-8 лет (2 класс) .
Предлагаемая программа разбита на несколько направлений:
- Задания на развитие внимания;
- Задания на развитие памяти;
- Задания на развитие воображения;
- Задания на развитие логического мышления.
Задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к знаниям. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели:
познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
- Развитие речи.
- Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).
- Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во 2 классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа 2 класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом .
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом . Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков,
а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Описание ценностных ориентиров содержания
курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Универсальные учебные действия. 2 класс.
Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Умники и умницы» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Умники и умницы» во 2-м классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
- Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;
- делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;
- точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
- уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
- заполнять магические квадраты размером 3×3;
- находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
- находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
В 2 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учебно – тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 11 | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 10 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 9 | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 6 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | |
66 |
Календарно-тематическое планирование
Кружок «Умники и умницы»
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Форма и вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата | |
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти . Выявление уровня развития восприятия, памяти и мышления. | 1 ч | Тестирование | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Отработка понятий: цифра, число, буква, звуки, согласные и гласные звуки, анаграмма, однокоренные слова, синонимы, орфограмма. | Знать алгоритм работы в группе. Уметь: находить и различать геометрические фигуры, предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер); находить лишний предмет в группе однородных; распределять внимание. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности. | 1 ч | Познавательная игра. Игры на развитие внимания | ||||
3 | Тренировка внимания. Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы. Расскажи о слове. Логически-поисковые задачи. | 1 ч | Познавательная игра. Игры на развитие внимания. | ||||
4 | Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». Задачи на развитие аналитических способностей. | 1 ч | Соревнование. Игры на развитие памяти. | ||||
5 | Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задачи. | 1 ч | Урок-игра. Игры на развитие памяти | Отработка понятий: геометрические фигуры, числовая закономерность, признаки предметов, задача, рифма. | Уметь: Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая одинаковая». Логические задачи. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие мышления. | Отработка понятий: геометрические фигуры, числовая закономерность, признаки предметов, задача, рифма. Знакомство с изографами, с термином уникурсальные фигуры. Решение буквенно-цифровых ребусов. | Знать: алгоритм работы в группе. Уметь: Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, решать ребусы и задачи, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий | ||
7 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета». Совершенствование воображения. «Художник». Ребусы. Работа с изографами. | 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления. | ||||
8 | Пространственное воображение. Работа с изографами. Работа с числографами «Так же, как…». Составление ребусов.
| 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления | ||||
9 | Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру». Развитие концентрации внимания «Вычисли слово», «Слова в корзинку». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов. Знакомство с понятием: «закодированное слово» Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов. Знакомство с понятием: «закодированное слово» Отработка понятий: слог, однокоренные слова, синонимы, скороговорка, орфограмма, задача, алгоритм, сравнение предметов. Знакомство с понятием: «закодированное слово» | Знать: алгоритм решения простых и составных задач. Уметь: делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова. Знать: алгоритм решения простых и составных задач. Уметь: делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова. Знать: алгоритм решения простых и составных задач. Уметь: делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова. | ||
10 | Тренировка внимания. Антонимы. «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | | |||
11 | Тренировка слуховой памяти «Изобрази выражение». Тренировка слуховой памяти. Парный звук», «Поставь точку». | 1ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления | | |||
12 | Логически поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни», «Наборщик». Решение кроссвордов. | 1 ч | Игры на развитие памяти. | |
13 | Развитие логического мышления. «Найди лишнее слово», «Числовая закономерность». Тренировка слуха. «Первая одинаковая». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие мышления. | Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления. Развитие быстроты реакции. Отработка понятий: числовая закономерность, аналогия, фантазёр, изографы, числографы, уникурсальные фигуры Повторение понятий: правее, левее, снаружи, изнутри | Знать: правила составления ребусов. Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику. | | |
14 | Совершенствование воображения. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления |
| |||
15 | Развитие быстроты реакций. «Внимание». Развитие быстроты реакций. «Шифровальщик», «Так же ,как…». Многозначные слова. | 1 ч | Задачи и упражнения на развитие воображения, внимания, мышления | | |||
16 | Развитие концентрации внимания. «Слоговица». Развитие концентрации внимания. «Найди слово». Антонимы. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | ||||
17 | Логически-поисковые задания. «Вычисли слово», Слова в корзинку». Тренировка внимания. Лабиринт. Игра «Внимание». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | Обучение поиску закономерностей. Отработка понятия: антонимы. Повторение понятий: вне, внутри. Работа с толковым словарём | Уметь: Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику. | ||
18 | Логически-поисковые задания. «Найди пару», «Найди закономерность». Тренировка слуховой памяти . Игра «Поставь точку». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления |
19 | Задания на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Тренировка зрительной памяти. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | Обучение поиску закономерностей. Развитие наглядно – образного мышления. Развитие быстроты реакции. | Уметь: Уметь: отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков; находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику. | ||
20 | Логически-поисковые задачи. «Закончи предложения». Поиск закономерностей. Игра «Внимание». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | Развитие наглядно – образного мышления Отработка понятий: закономерности, ребусы, многозначные слова, антонимы Развитие наглядно – образного мышления Отработка понятий: закономерности, ребусы, многозначные слова, антонимы | Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. Знать: алгоритм работы в группах, правила составления ребусов Уметь: составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. | ||
21 | Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование воображения. Ребусы. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие воображения. | ||||
22 | Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек. Развитие быстроты реакции. Лабиринт. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. | ||||
23 | Логически-поисковые задания. «Так же, как…». Тренировка концентрации внимания.
| 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | ||||
24 | Логические задания на развитие аналитических способностей. Тренировка внимания. Лабиринт. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления. | Отработка понятий: загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки. | Уметь: называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, составлять и решать ребусы, кроссворды, решать задачи на смекалку. |
25 | Логически-поисковые задания. «Слоговица». Тренировка слуховой памяти. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления | Отработка понятий: антонимы, числовая закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы Повторение понятий: правый, левый, вне, внутри | Уметь: точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. | ||
26 | Логические задания на развитие аналитических способностей. Тренировка зрительной памяти. Игры: «Внимание», «Найди фигуры». | 1 ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления | ||||
27 | Поиск закономерностей .Игры: «Внимание», «Аналогия», «первая одинаковая». Логически-поисковые задания. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие логического мышления. | | |||
28 | Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Внимание», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка. | 1 ч | Игры и упражнения на развитие воображения. | Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая закономерность, загадки, звуки, однокоренные слова, пословицы, закономерности, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова, антонимы | Знать: самые распространённые фразеологизмы Уметь: точно выполнять действия под диктовку, уметь подобрать фразеологизмы. | | |
29 | Развитие быстроты реакции. «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Развитие быстроты реакции. Графический диктант. Штриховка. | 1ч | Игры и упражнения на развитие быстроты реакции, логического мышления. | | |||
30 | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | 1ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | ||||
31 | Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово». Развитие концентрации внимания. Графический диктант. Штриховка. | 1ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления | | |||
32 | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы». | 1ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления | Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова. | Уметь: точно выполнять действия под диктовку, подобрать, решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. | ||
33 | Тренировка слуховой памяти. «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста. | 1ч | Игры и упражнения на развитие памяти, речи, мышления. | Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова. Отработка понятий: фразеологизмы, синонимы, числовая закономерность, ребусы, гласные и согласные звуки, многозначные слова. | Уметь: точно выполнять действия под диктовку, подобрать, решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. Уметь: точно выполнять действия под диктовку, подобрать, решать задачи фразеологизмы, решать и составлять ребусы, работать с изографами, уникурсальными фигурами. | ||
34 | Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород». Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. | 1ч | Игры и упражнения на развитие воображения |
| |||
35 | Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», | 1ч | Игры и упражнения на развитие внимания, мышления | ||||
36 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов. | 1ч | Тестирование. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса
Новизна данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)
Может кому - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...
рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс...