План самообразования
материал на тему

Долгополова Юлия Владимировна

План самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_dolgopolova_yuv.docx99.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»

ДОРОЖНАЯ КАРТА

РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

начальных классов

Долгополовой Юлии Владимировны

C:\Users\User\Desktop\000.jpg

                                                     

                                                               Г. АЛЬМЕТЬЕВСК

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Общие сведения о педагоге
  2. Цели, задачи, ожидаемые результаты самообразования.
  3. Направления и содержание деятельности
  1. Повышение квалификации и педагогического мастерства
  2. Работа над повышением качества образования.
  3. Научно-методическая работа
  4. Обобщение и распространение опыта педагогической деятельности
  5. Совершенствование профессионально значимых личностных качеств педагога

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Долгополова Юлия Владимировна

(фамилия, имя, отчество)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №20» г. Альметьевска РТ

(муниципальное образование РТ)

1. Общие сведения

Населенный пункт

город Альметьевск

Республика Татарстан

Дата рождения (день, месяц, год)

03.04.1980

Место рождения

р.п. Нижняя Мактама, Альметьевского района, Республики Татарстан

Адрес личного интернет-ресурса, где можно познакомиться с участником и публикуемыми им материалами

https://juliachkan.wixsite.com/mysite-1

https://nsportal.ru/dolgopolova-yuliya-vladimirovna 

2. Работа

Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с ее уставом)

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» города Альметьевска, Республики Татарстан

Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке)

учитель начальных классов

Преподаваемые предметы

Математика

Русский язык

Литературное чтение

Окружающий мир

Технология

Изобразительное искусство

Классное руководство в настоящее время, в каком

классе

3 В класс

Общий трудовой стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

20 лет

Общий педагогический стаж (полных лет на момент заполнения анкеты)

15 лет

Квалификационная категория, дата ее установления (в соответствии с записью в трудовой книжке)

Первая квалификационная категория, 2014г.

Почетные звания и награды (наименования и даты получения в соответствии с записями в трудовой книжке)

Почетная грамота Управления образования Альметьевского муниципального района и совета профсоюзных организаций учреждений образования. Призер муниципального этапа конкурса «Учитель года – 2014 год», «Учитель года - 2018»

Послужной список (места и сроки работы за

последние 10 лет)

С 1997года по 2011 год Нижнемактаминская средняя  общеобразовательная школа №2.

С 2011года

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» города Альметьевска, Республики Татарстан

3. Образование

Название и год окончания организации профессионального образования

Высшее профессиональное  образование, Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и прав,

рег. номер №83,

выдан 5 июля 2002 года

Специальность, квалификация по диплому

специализация педагогика и методика начального образования

4. Общественная деятельность

Участие в общественных организациях

(наименование, направление деятельности и дата вступления)

Член избирательной комиссии с 2016 года

Участие в деятельности управляющего совета образовательной организации

Руководитель ШМО 2016 год

Участие в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных, международных

программ и проектов (с указанием статуса участия)

Член жюри муниципального  конкурса   «Мой первый проект»  для  учащихся  начальных классов.

Член рабочей группы по внедрению проекта  «Успешная школа»

5. Контакты

Рабочий адрес с индексом

423450, РТ, Альметьевский район, город Альметьевск, улица Тельмана, дом 86

Домашний адрес с индексом

423450, РТ, г. Альметьевск, улица Р.Галиева 23-71

Рабочий телефон с междугородним кодом

+7(855)-343-27-98;+7(855)-343-28-00

Домашний телефон с междугородним кодом

8(855)344-15-82

Мобильный телефон с междугородним кодом

89173933532

Факс с междугородним кодом

+7(855)-343-27-98;+7(855)-343-28-00

Рабочая электронная почта

0717000284@tatar.mail.ru

Личная электронная почта

Julia_Chkan@mail.ru

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Применение активных методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности».

            Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно.
                                                            А. Дистервег

Цель образования - создание условий для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов, для развития логического мышления, самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность.

Задачи:

  • Повышение эффективности и качества образования в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
  • Знакомиться с достижениями педагогической науки и практики, с новыми педагогическими технологиями и методиками.
  • Проводить на уроках апробацию новых педагогических технологий и методик, обобщать передовой опыт учителей.
  • Обобщать и распространять положительный опыт работы
  • Повышение уровня обученности учащихся и результативности уроков.
  • Активизация познавательной деятельности, развитие творческих способностей младших школьников.
  • Развитие нравственных, духовных качеств, патриотических чувств,

Ожидаемый результат самообразования:

  • повышение качества образования;
  • разработка дидактических материалов, тестов.
  • доклады, выступления, участие в профессиональных конкурсах и

конференциях  с  самообобщением опыта.

Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, вебинары,  семинары, тренинги, мероприятия по обмену опытом , мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Форма самообразования: индивидуальная.

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел 1. Повышение квалификации и педагогического мастерства

Направление и содержание деятельности

Планирование

Реализация

1.

Изучение и анализ научно-методической литературы по предмету

Планирую изучить и проанализировать научно-методическую литературу.  

Изучить литературу по данной теме.

3.

Участие в семинарах, вебинарах, видеоконференциях, работе и т.д.

Планирую принять активное участие в семинарах.

Принимала участие в семинаре учителей начальных классов «Активные формы обучения-эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности, способствующие качеству образования в рамках ФГОС». МБОУ «СОШ №20»

4.

Курсовая подготовка.

Планирую пройти курсы повышения квалификации.

Курсы повышения квалификации «АНО «Центр развития образования АМР», по теме «ФГОС как условие получения нового образовательного результата в начальной школе», 23.03-03.04.2015;

«Основы религиозных культур и светской этики», «Центр развития образования АМР», 25.04-10.05.2014

«Особенности организации инклюзивного обучения: разработка и реализация адаптированных образовательных программ в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ», 23.01. 2017

5.

Деятельность в рамках школьного методического объединения.

Планирую принимать активное участие, выступать на МО по актуальным темам.

6.

Совершенствование работы с современными педагогическими

технологиями.

Планирую совершенствовать активные методы  и приемы на уроках и во внеурочной деятельности

Мною разработаны: уроки-презентации по окружающему миру, математике, русскому языку и литературному чтению.

7.

Аттестация

Планирую пройти аттестацию в 2018 году.

Раздел 2. Работа над повышением качества образования 

Направление и содержание деятельности

Планирование

Реализация

1.

Организация дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности.

Планирую  разработать карточки для дифференцированной работы с учащимися, обладающими разным уровнем интеллектуальных способностей и познавательной активности.

Разработаны карточки для индивидуальной работы по русскому языку, математике, окружающему миру.

2.

Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по предмету.

Планирую подготовить детей к научно-практической конференции, и активно участвовать в конкурсах, олимпиадах по предметам.

 Подготовила 3 участников  научно-практической конференции. Из них 1 –победитель, 1 призер..

Принимали активное участие в международных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

3.

Организация внеурочной деятельности по предмету

Планирую организовать работу кружка:

Внеурочная деятельность:

«Час чтения», «Занимательный русский язык»

Провожу беседы «Разговор о правильном питании».

Раздел 3. Научно-методическая работа

Направление и содержание деятельности

Планирование

Реализация

1.

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Планирую знакомство с инновационными технологиями ведения урока.

Подробно ознакомилась с активными методами и приемами: кластер, кейс, фишбон, паутина, синквейн, кроссенс, 6 шляп мышления и т.д.

2.

Реализация компетентностного подхода в предметном обучении в рамках внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Планирую  разработать в соответствии с ФГОС серию уроков по русскому языку, математике, окружающему миру и литературному чтению

Разработала конспекты уроков.

3.

Проведение открытых уроков, мастер-классов в рамках работы по повышению методического мастерства.

Планирую провести различные мероприятия, конкурсы и викторины.

Провожу  во внеурочное время.

4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Тема, задачи

Сроки

Форма представления опыта

Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы

семинар учителей начальных классов «Активные формы обучения-эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроках и внеурочной деятельности, способствующие качеству образования в рамках ФГОС». МБОУ «СОШ №20»

28.01.2015

Урок математики «Сравнение чисел»

семинар учителей начальных классов

Научно – практический семинар «Активные методы и приемы обучения на уроках технологии»

19.12.2016

Выступление с докладом

Учителя

Информационно – методический семинар «Подготовка к ВПР: дидактические подходы и методические решения»

Август, 2017

Учителя начальных классов

Практико – ориентированный семинар «Методика и технология создания личных сайтов»

27.10.2016

Семинар практикум учителей начальных классов «Современные технологии как инструмент управления качеством образования»

2016

Выступление

Учителя начальных классов

Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня

В течение года

Участие

Поддержание регулярно обновляемого сайта

В течение учебного года

Раздел 5. Совершенствование профессионально значимых

личностных качеств педагога

Направление и содержание деятельности

Планирование

Реализация

1.

Развитие педагогической рефлексии через самоанализ педагогической деятельности.

Планирую в конце года провести самоанализ педагогической деятельности

Результаты зафиксированы в мониторинге.

2.

Развитие креативности как творческого потенциала личности через участие  в различных профессиональных конкурсах.

Планирую принять участие в конкурсе: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

Активные методы обучения 
                  – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

           АМ начала образовательного мероприятия 

Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами»,  «Измерим друг друга» или «Летающие имена» эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. 

Метод «Поздоровайся локтями» 


Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство 
Численность -  весь класс. 
Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики могли свободно ходить по помещению. 

Проведение: 
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: 
• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; 
• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; 
• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны. 
      Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. 
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. 
Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод "Здороваемся глазами"

Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

 

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений 
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения. 

Метод «Фруктовый сад» 
Цель – учителю (классному руководителю) результаты применения метода позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель (классный руководитель) сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся. 
     Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. 
Численность – весь класс. 
Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч. 
Проведение: 
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. 
    Учитель (классный руководитель) предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д. 
     Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений. 
    
Примечание: Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Приветствуется, когда учитель (классный руководитель) также участвует в процессе, озвучивая свои цели, ожидания и опасения.

 

Метод «Что у меня на сердце»

Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.

 - Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

Упражнение "Лицензия на приобретение знаний"

Выполняя это упражнение, участники группы могут сформулировать для себя, чему они  хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения. Кроме того, они могут понять, какие знания им нужны, а для какого вида обучения время еще не пришло. Это упражнение поможет участникам подойти к обучению более осмысленно и ответственно, научиться учитывать и продуктивно использовать свое внутреннее сопротивление, которое неизбежно возникает при освоении нового.

- Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".

Вопросы для анализа:

- Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?

- Соответствует ли оно моим жизненным целям?

- Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?

Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.

   И в заключение определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?

АМ презентации учебного материала 
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. 
   Вместо привычного устного рассказа учителя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала: 

Метод «Инфо-угадайка» 
Цели : представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. 
Группы: все участники. 
Материал: подготовленный лист ватмана, цветные маркеры. 
Проведение: 
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана , в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. 
    Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются. 
      В конце презентации учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них. 
    Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы.

Метод «Мозговой штурм»

«Мозговой штурм» – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной по поиску нетрадиционных путей решения задач.

   «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

    Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

    Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

    Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

   Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма является возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Метод  «Составление кластера»

    Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означаетпучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

 

Метод  «Пометки на полях» или «Инсерт».

     Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (+) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.

Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Знаком «восклицательный знак» (!) отмечается то, что учеников удивило.

Данный прием требует от ученика  не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по

этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.

 Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ»

    Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками

является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки, знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

Маркировочная таблица ЗУХ

Знаю

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

   В каждую из колонок необходимо разнести в чтения задания, текста следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.

    Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

 Метод  «Написание синквейна»

     В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

    Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

 

Метод «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

 Тема «Местоимение».

  1. Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.
  2. В предложении  местоимения бывают только подлежащим.
  3. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим
  4. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.
  5. Местоимения изменяются по падежам и числам.
  6. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

 Метод «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

 

Метод «Лекция со стопами»

    Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод . Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Метод  «Ковёр идей». «Ковёр идей один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.

Первый этап – понимание проблемы. Участникам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».

Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.

Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.

Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.

 

АМ организации самостоятельной работы над темой

   Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: весь класс
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
   Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок

Метод «Инфо-карусель»

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит

к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.

 

АМ  презентации результатов практической работы

 

Метод «На линии огня»

    Участники делятся на две группы. Одна группа отвечает за аргументы «за», другая за аргументы «против». Группы начинают дискуссию по предлагаемому вопросу или тезису. Каждая группа пытается убедить друг друга в своей правоте.

 

АМ подведение итогов занятия.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

Метод «Ромашка».

     Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне.

Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флипчарта, комментируя. 
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Упражнение «Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько слов, хвалят за то как они работали на уроке, желают дальнейших успехов.

Упражнение «Письмо самому себе»

 

Упражнение проводится в завершающей части урока или внеклассного занятия и позволяет каждому ученику задуматься над тем, как он собирается применить полученные знания в своей жизни.
Материалы: Листы бумаги формата А4.

Описание:

Учитель  дает следующие задание: «Сейчас вам нужно написать письмо самому себе, которое вы получите через 3 месяца, причем написать тому человеку, который применил навыки, полученные на тренинге, и добился определенных результатов. Может быть, есть какие-то вопросы, которые вы хотите задать? Вы можете порадоваться за этого человека или выразить понимание в связи с трудностями, которые он мог встретить на своем пути и т.д.»
Можно предложить участникам фразы, которые они могут использовать, например «Я надеюсь, что ты успел…», Я думаю, что у тебя получилось…», попросить перечислить и описать конкретные шаги, которые были сделаны к этому моменту, что именно они стали делать по-другому и что изменилось благодаря этому.

   После того как письма написаны, они запечатываются в конверты, на которых каждый участник пишет свой реальный адрес.

Учитель  собирает все запечатанные конверты и через 3 месяца отправляет их адресатам.

    Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. 

АМ релаксации

   Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия - 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», «Пантомима» и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.

Упражнение «Четыре стихии».

- "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Понятно? А сейчас потренируемся. Тот, кто ошибется, может исправить ошибку. Начали.

 

Упражнение «Постройся по росту».

   Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются и проверяется результат.

 

Упражнение «Пантомима»

- Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо  действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать   только   мимикой, жестами или действиями.

 

Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному

овладению новыми знаниями и умениям

 

Использование активных форм обучения
младших школьников при формировании коммуникативных УУД

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным гражданином. Главная задача современной школы, начиная с начальной ее ступени, – это раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. 

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. 

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. 

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. 

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. 

Активные формы обучения включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к не менее активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учители в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся.

Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. В рамках обучения новых стандартов и, соответственно, во всех утвержденных Минобразом УМК, колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

                     Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями. В модификации Дж. Равена (профессора, диагноста и исследователя компетентностей высокого уровня), сотрудничество – это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнёров по современной деятельности:

·         оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

·         обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

·         устанавливать с людьми тёплые отношения взаимопонимания;

·         устраивать эффективные групповые обсуждения;

·         обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

·         чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

·         адекватно реагировать на нужды других.

                     О некоторых из методов, применяемых в моей практике, говорится в данной статье. 

Динамично помогают начать урок такие методы, как: «Галерея портретов», «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями», «Подари подарок соседу по парте». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут. 

                     Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как: «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. 

                    В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Деловая игра» позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на сектора, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них. 

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы над темой урока используются для групп сменного (обязательное условие!) состава методы: «Ульи», «Визитные карточки». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы: «Cветофор», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как: «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская». 

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20-25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель такого урока. 

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – «Физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса. 

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении. 

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мухомор», «Мудрый совет», «Итоговый круг». Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. Но самое главное это позволяет детям осваивать новый материал или закреплять пройденный совместно с одноклассниками. Группы сменного состава позволяют развивать коммуникативные УУД, обучаясь со всеми одноклассниками, а не только с соседом по парте, развивая, таким образом, стереотип общения с одним и тем же человеком.

 

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования коммуникативных качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Список литературы

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. – Тула: ТГУ, 2002. – 127 с.

2. Беспалько В.П. Программированное обучение. – М.: Высшая школа, 2002. – 224 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 2001. – 225 с.

4. Бордовская Н.В. Педагогика. – М.: Просвещение, 2000. – 321 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования

представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

план самообразования

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...