Рабочие программы по УМК "Перспектива" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, рабочего учебного плана МБОУ «Многопрофильная школа №181» Советского района г. Казань, на основе типовой примерной программы, разработанной авторской программой Т.Я. Шпикаловой, М., «Просвещение», (2012 год). Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива» в соответствии с
Цели:
- Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
- Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
- Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи программы:
- Закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приемами создания произведений в этих видах искусства.
- Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанрах пейзажа и натюрморта.
- Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полхов-Майдан, Гжель.
- Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
- Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
- Продолжать способствовать обогащению опыта восприятия произведений искусства, их оценки.
Место учебного предмета в учебном плане
На занятия изобразительным искусством во 2 классе отводится 35 часов в год (35 учебных недель по 1 часу в неделю).
Содержание курса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
1 | «Мир изобразительных (пластических) искусств» Краски родной земли | 8 | Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж(на примере произведений А. К. Саврасова И.В.Грабаря, ); натюрморт и анималистический жанр ( в произведениях русских и зарубежных художников- по выбору). Виды художественной деятельности ( изобразительная, декоративная, конструктивная ). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой ,театром ,кино. Богатство и разнообразие художественной культуры России ( образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства ) и мира ( образы архитектуры и живописи ). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников ( на примере произведений В.М. Васнецова, А.А, Дейнеки ). Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России : Государственной Третьяковской галереей , русским музеем , Эрмитажем , Музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. |
2 | Художественный язык изобразительного искусства Секреты цветов радуги | 8 | Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объём, пропорции. Элементарные основы рисунка ( характер линии, штриха, соотношение чёрного и белого, композиция) ; живописи ( основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменение характера цвета ) ; скульптура ( объём, ритм, фактура ) ; архитектуры ( объём , роль ритма и цвета ) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников. Расширение кругозора: восприятие , эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных ( пластических ) искусств. |
3 | Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Цвета радости и печали | 10 | Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий). Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек ). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: монотипия, аппликация, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры. |
4 | Разноцветные были и фантазии | 9 | Передача настроения в творческой работе живописи, графики, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, материала, орнамента. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Роль изобразительных (пластических ) искусств в организации материального окружения человека ( вторая природа ), его повседневной жизни ( архитектура зданий, планировка парков, дизайн одежды, посуды, игрушек ). Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России ( основные центры ) с учётом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. |
Итого | 35 |
Планируемые результаты обучения русскому языку к концу 2 класса
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- мнение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
- выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты
- отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления наблюдательности и фантазии
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Критерии оценивания по изобразительному искусству
| Устный ответ | Практическая работа (опыт художественно-творческой деятельности) | |
«5» | Учащийся знает и понимает:
| Учащийся умеет:
| |
| |||
«4» | Предъявляются такие же требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допущены незначительные ошибки или в нем не достаточно полно раскрыты существенные аспекты художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями. |
| |
«3» | Учащийся демонстрирует общие представления: - о пластических и сценических видах искусства; - различных жанрах и видах изобразительного искусства; - в понимании особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. - допускает неточности в использовании художественных терминов и понятий; | Учащийся:
|
Учебно-методическое обеспечение
Книгопечатная продукция:
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников ШпикаловойТ. Я., ЕршовойЛ. В. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Т.Я.Шпикалова[и др.]; под ред. Т.Я.Шпикаловой. В 2-х ч., ч.2. – М.: Просвещение, 2011.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2012.
- Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 2 класс: Методическое пособие к учебнику для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
Интернет-ресурсы:
- Википедия – свободная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Педсовет.org/ живое пространство образования. - Режим доступа: http://pedsovet.org
- Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа: http://4stupeni.ru
- Фестиваль педагогических идей. - Режим доступа: http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество. - Режим доступа: http://www.pedsovet.su
Наглядные пособия:
- Комплект предметных картинок «Цветы», «Кустарники», «Ягоды», «Деревья», «Дикие и домашние животные», «Птицы».
- Наборы муляжей овощей и фруктов.
- Набор предметных картинок.
Технические средства обучения
- Диапроектор и экран.
- Магнитофон.
- Ноутбук.
- Аудиозаписи. Классическая музыка.
Учебно-практическое оборудование:
- Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц схем.
- Компьютерный стол.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
«Мир изобразительных (пластических) искусств» Краски родной земли (8 ч) | ||||
1 | Тема лета в искусстве. Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь) | 1 | 1 неделя | |
2 | Многоцветье земли в произведениях художников. «Какой ты видишь землю своего села осенью» | 1 | 2 неделя | |
3 | Экспериментируй с красками и кисточками. Украшение головного убора девушки | 1 | 3 неделя | |
4 | Подивись палитре и форме сокровищ земли. Украшение силуэтов греческих сосудов | 1 | 4 неделя | |
5 | В мастерской мастера-гончара. Натюрморт с натуры | 1 | 5 неделя | |
6 | Как любуются формой живописцы и графики. | 1 | 6 неделя | |
7 | Экспериментируй с графическими материалами | 1 | 7 неделя | |
8 | Экспериментируй с палитрой цветовых контрастов | 1 | 8 неделя | |
Художественный язык изобразительного искусства Секреты цветов радуги (8 ч) | ||||
9 | Цвет красный- прекрасный | 1 | 9 неделя | |
10 | Найди оттенки красного цвета. | 1 | 10 неделя | |
11 | Как белый и черный цвета создают образ | 1 | 11 неделя | |
12 | В мастерской художника Гжели | 1 | 12 неделя | |
13 | Фантазируй волшебным гжельским мазком | 1 | 13 неделя | |
14 | Маска, ты кто? | 1 | 14 неделя | |
15 | Радость зимнего праздника. Проверочная работа. | 1 | 15 неделя | |
16 | Мастера русского зодчества | 1 | 16 неделя | |
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью Цвета радости и печали (10 ч) | ||||
17 | Измени яркий цвет белилами. | 1 | 17 неделя | |
18 | Зимняя прогулка. | 1 | 18 неделя | |
19 | Русские изразцы | 1 | 19 неделя | |
20 | О чем рассказала русская печь | 1 | 20 неделя | |
21 | Русское поле. Доблестные воины в произведениях русских художников | 1 | 21 неделя | |
22 | Образ русской женщины в искусстве | 1 | 22 неделя | |
23 | Сказки А.С. Пушкина в творчестве художников Палеха | 1 | 23 неделя | |
24 | Как передать радость и веселье в произведениях изобразительного искусства | 1 | 24 неделя | |
25 | Народный календарный праздник «Масленица» в искусстве | 1 | 25 неделя | |
26 | Рисуем Масленицу | 1 | 26 неделя | |
Разноцветные были и фантазии (9 ч) | ||||
27 | Натюрморты из предметов старинного быта | 1 | 27неделя | |
28 | Весна разноцветная | 1 | 28 неделя | |
29 | Гостинец с весенней ярмарки | 1 | 29 неделя | |
30 | Космические фантазии | 1 | 30 неделя | |
31 | Братья наши меньшие | 1 | 31 неделя | |
32 | Цветут цветы в орнаментах народов мира | 1 | 32 неделя | |
33 | Ознакомление с произведениями народных промыслов родного края. | 1 | 33 неделя | |
34 | Экскурсия в музей народных промыслов | 1 | 34 неделя | |
35 | Заключительный урок. Проверочная работа. | 1 | 35 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...