Программа практического курса "Развитие речи" для будущих первоклассников
рабочая программа на тему
В программе имеется пояснительная записка по практическому курсу, календарно-тематическое планирование занятий (24 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по практическому курсу
«Развитие речи».
Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».
Общая цель программы - подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад - школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы.
Хорошая речь не менее, если не более всего остального нужна ребёнку. Без неё нельзя полноценно овладеть ни математикой, ни чтением, ни любым другим школьным предметом. Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания.
Основную задачу мы видим в том, чтобы заинтересовать ребёнка главным средством человеческого общения - словом. Отсюда - занимательный характер всех предлагаемых занятий, а именно: детям предлагается совершить путешествие во дворец к волшебнице Речи. Во время увлекательного путешествия вместе с новыми друзьями: чистоговорками, скороговорками, загадками, стихами, за кличками, колядками, былинами и баснями у ребёнка стимулируется потребность выражать свои мысли и чувства в слове. Это последнее особенно важно, так как любые человеческие способности, в том числе и речевые, совершенствуются только в практической деятельности. Ни для кого ни секрет, что за последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому при проведении занятий будем опираться на «Логопедический букварь» Косиновой Е.М., с помощью которого можно не только научить ребенка хорошо читать, но и предупредить на раннем этапе трудности, которые могут возникнуть у него во время школьного обучения. Во время работы дети смогут поиграть, узнать много нового и интересного об окружающем мире, овладеют коммуникативными учебными действиями, обогатят свой словарный запас. Специальные упражнения будут способствовать развитию памяти и внимания, формированию языкового чутья, познавательных учебных действий и творческой активности. На занятиях по развитию речи будем использовать элементы методики Николая Зайцева. Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя…
Актуализация.
Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:
1.Линия формирования произвольного поведения;
2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
4.Линия мотивационной готовности.
Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
1. Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.
2. Развитие наглядно - образного и формирование словесно - логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
3. Формирование приёмов умственных действий - анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.
4. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
5. Развитие умения работать в коллективе.
6. Развитие умений говорения и слушания, чтения.
7. Развитие интереса и внимания к слову, речи.
8. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
9. Развитие владения звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
10.Расширение представлений об окружающем мире.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет.
Содержание работы:
- Развитие связной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет -
ной картинке, по серии картинок;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Лексическая работа:
- обогащение словарного запаса детей;
- обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие звуковой культуры речи:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
- звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Развитие фонематического слуха:
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
- положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных.
- Обучение звуко - слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
- В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
К концу обучения по программе «Развитие речи» у детей формируются следующие учебные действия:
1. Звуки:
- Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
- Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
- Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове.
- Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.
- Уметь читать и составлять слоги.
2. Слоги:
- Знать понятие «слог».
- Уметь проводить слоговой анализ слов.
- Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.
- Уметь выделять в словах первый и последний слог.
- Уметь подбирать слова на заданный слог.
- Уметь составлять прямые и обратные слоги.
- Уметь печатать слоги.
3. Слова:
- Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.
- Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.
- Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.
- Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам.
- Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
- Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.
4. Буквы:
- Знать буквы.
- Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква».
- Знать согласные и гласные буквы.
- Уметь соотносить букву и звук.
5. Связная устная речь.
- Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.
- Уметь составлять предложения.
- Уметь пересказывать текст.
- Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Развитие речи».
(24 часа)
№ | Дата | Тема занятия | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов |
развивающий аспект | ||||
1. | Звук [а], буква А,а. Звук [у], буква У,у. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
2. | Звук [и], буква И,и. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
3. | Звук [о], буква О,о. Звук [ы], буква ы. Учимся слышать звуки и произносить их. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
4. | Звук [м], [м`], буква М, м. Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
5. | Звук [н], [н`], буква Н,н. Предложение. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
6. | Звук [х], [х`], буква Х,х. Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
7. | Звук [к], [к`], буква К,к. Предмет и слово. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
8. | Звук [т], [т`], буква Т,т. Слово, слог, ударение. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
9. | Звук [п], [п`], буква П,п. Деление слов на слоги. Развитие речи (работа с сюжетными картинками). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
10. | Звук [в], [в`], буква В,в. Буква Ю,ю. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии. | 1 | |
11. | Звук [г], [г`], буква Г,г. Как хорошо уметь читать! | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии. | 1 | |
12. | Звук [б], [б`], буква Б,б.
Совместное занятие детей и родителей. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
13. | Звук [д], [д`], буква Д,д. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
14. | Звук [э]. Буква Е,е. Буква Э,э. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
15. | Звук [ф], [ф`], буква Ф,ф. Развитие речи (работа с сюжетными картинками). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
16. | Звук [с], [с`], буква С,с. Звук [ц], буква Ц,ц. Упражнения в определении звуков и букв. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
17. | Звук [й`], буква Й,й. Игра «Запоминалки» | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
18. | Звук [з], [з`], буква З,з. Чистоговорки. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
19. | Звук [л], [л`], буква Л,л. Развитие речи (работа с сюжетными картинками). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
20. | Звук [ш], [щ`], буквы Ш,ш. Буквы Щ,щ. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
21. | Звук [р], [р`], буква Р,р. Звук [ч`], буква Ч,ч. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
22. | Звук [ж], буква Ж,ж. Предложение. Текст. Совместное занятие с детьми и родителями. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
23. | Звук [о], [й`о], буква Ё,ё. Звук [а], [й`а], буква Я,я. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
24. | Буквы ь и ъ. Заключительное занятие. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
программа по математике для будущих первоклассников
Данная программа по математике предназначена учителям начальных классов для проведения занятий по подготовке к школе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-384573-1390289718.jpg)
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)
Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...
практические рекомендации родителям будущих первоклассников
Полезное (для родителей)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-610996-1426879026.jpg)
Практические советы родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители, чтобы занятия с ребенком по подготовке к обучению в школе не превратились в пытку и для вас, и для него, воспользуйтесь советами практикующих педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-588808-1423398876.jpg)
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....