Программа практического курса "Развитие речи" для будущих первоклассников
рабочая программа на тему
В программе имеется пояснительная записка по практическому курсу, календарно-тематическое планирование занятий (24 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shbp_programma_po_razvitiyu_rechi_rumyantseva_i.v.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по практическому курсу
«Развитие речи».
Курс развития речи и подготовка к обучению грамоте дошкольников 6 лет является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте».
Общая цель программы - подготовить в ходе обучения функционально - грамотную личность, как показатель качественного обучения. Одним из способов достижения этой цели видится создания непрерывных курсов. Непрерывность же на границе* детский сад - школа* обеспечивает преемственность в обучении. В связи с этим одна из целей настоящей программы - описание первого, начального звена непрерывного курса русского языка и обеспечение преемственности с нашими программами для начальной и средней школы.
Хорошая речь не менее, если не более всего остального нужна ребёнку. Без неё нельзя полноценно овладеть ни математикой, ни чтением, ни любым другим школьным предметом. Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н. И. Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта. Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания.
Основную задачу мы видим в том, чтобы заинтересовать ребёнка главным средством человеческого общения - словом. Отсюда - занимательный характер всех предлагаемых занятий, а именно: детям предлагается совершить путешествие во дворец к волшебнице Речи. Во время увлекательного путешествия вместе с новыми друзьями: чистоговорками, скороговорками, загадками, стихами, за кличками, колядками, былинами и баснями у ребёнка стимулируется потребность выражать свои мысли и чувства в слове. Это последнее особенно важно, так как любые человеческие способности, в том числе и речевые, совершенствуются только в практической деятельности. Ни для кого ни секрет, что за последние годы в нашей стране резко снизился уровень детской грамотности. Дисграфия становится одной из причин плохой успеваемости. Нарушения в речи влекут за собой грубые ошибки на письме. Поэтому при проведении занятий будем опираться на «Логопедический букварь» Косиновой Е.М., с помощью которого можно не только научить ребенка хорошо читать, но и предупредить на раннем этапе трудности, которые могут возникнуть у него во время школьного обучения. Во время работы дети смогут поиграть, узнать много нового и интересного об окружающем мире, овладеют коммуникативными учебными действиями, обогатят свой словарный запас. Специальные упражнения будут способствовать развитию памяти и внимания, формированию языкового чутья, познавательных учебных действий и творческой активности. На занятиях по развитию речи будем использовать элементы методики Николая Зайцева. Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное — надо помогать ребенку читать и считать играя…
Актуализация.
Развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям:
1.Линия формирования произвольного поведения;
2.Линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
3.Линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;
4.Линия мотивационной готовности.
Цель курса - всестороннее развитие личности ребенка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Задачи обучения:
1. Формирование мотивации учения и интереса к процессу обучения.
2. Развитие наглядно - образного и формирование словесно - логического мышления, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
3. Формирование приёмов умственных действий - анализа, синтеза. Сравнения, обобщения.
4. Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
5. Развитие умения работать в коллективе.
6. Развитие умений говорения и слушания, чтения.
7. Развитие интереса и внимания к слову, речи.
8. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
9. Развитие владения звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
10.Расширение представлений об окружающем мире.
Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте с детьми 6 лет.
Содержание работы:
- Развитие связной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжет -
ной картинке, по серии картинок;
- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
- Лексическая работа:
- обогащение словарного запаса детей;
- обучение употреблению новых слов в собственной речи
(конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие звуковой культуры речи:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения
- звука, его условным обозначением;
- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Развитие фонематического слуха:
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение
- положения звука в слове;
- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых,
мягких, звонких, глухих согласных.
- Обучение звуко - слоговому анализу:
- звуковой анализ состава слогов и слов;
- дифференциация понятий «звук» и «буква»;
- соотнесение букв и звуков.
- Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру).
- В течение обучения проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти. На занятиях используются специальные задания на: выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами; выделение одинаковых предметов из группы предметов; выделение лишнего предмета; объединение различных предметов в группы; выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе и т.д.
К концу обучения по программе «Развитие речи» у детей формируются следующие учебные действия:
1. Звуки:
- Знать понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
- Знать акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Уметь выделять в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
- Уметь выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положения звука в слове.
- Уметь проводить звуковой анализ состава слогов и слов.
- Уметь читать и составлять слоги.
2. Слоги:
- Знать понятие «слог».
- Уметь проводить слоговой анализ слов.
- Уметь подбирать слова на заданное количество слогов.
- Уметь выделять в словах первый и последний слог.
- Уметь подбирать слова на заданный слог.
- Уметь составлять прямые и обратные слоги.
- Уметь печатать слоги.
3. Слова:
- Уметь выявлять различия в звуковом (слоговом) составе двух слов.
- Уметь составлять слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок.
- Уметь изменять слова путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов.
- Уметь выявлять повторяющиеся в словах слоги с последующим их добавлением к другим словам.
- Уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.
- Уметь последовательно преобразовывать слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
- Уметь печатать слова, состоящие из одного и двух слогов.
4. Буквы:
- Знать буквы.
- Знать дифференциацию понятий «звук» и «буква».
- Знать согласные и гласные буквы.
- Уметь соотносить букву и звук.
5. Связная устная речь.
- Уметь отвечать на вопросы, диалогической речи.
- Уметь составлять предложения.
- Уметь пересказывать текст.
- Уметь составлять рассказ-описание по сюжетной картинке, по серии картинок.
Календарно-тематическое планирование занятий
«Развитие речи».
(24 часа)
№ | Дата | Тема занятия | НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ | К-во часов |
развивающий аспект | ||||
1. | Звук [а], буква А,а. Звук [у], буква У,у. Знакомство с буквами, обозначающими гласные звуки. Обозначение гласного в схеме. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
2. | Звук [и], буква И,и. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
3. | Звук [о], буква О,о. Звук [ы], буква ы. Учимся слышать звуки и произносить их. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
4. | Звук [м], [м`], буква М, м. Знакомство с буквами, обозначающими согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Обозначение согласного в схеме. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
5. | Звук [н], [н`], буква Н,н. Предложение. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
6. | Звук [х], [х`], буква Х,х. Упражнения в определении звуков, схемы звуков. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
7. | Звук [к], [к`], буква К,к. Предмет и слово. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
8. | Звук [т], [т`], буква Т,т. Слово, слог, ударение. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
9. | Звук [п], [п`], буква П,п. Деление слов на слоги. Развитие речи (работа с сюжетными картинками). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, рефлексии. | 1 | |
10. | Звук [в], [в`], буква В,в. Буква Ю,ю. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии. | 1 | |
11. | Звук [г], [г`], буква Г,г. Как хорошо уметь читать! | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, воображения, фонематического слуха, речи, рефлексии. | 1 | |
12. | Звук [б], [б`], буква Б,б.
Совместное занятие детей и родителей. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
13. | Звук [д], [д`], буква Д,д. Развитие речи (составление предложений по картинке, работа со схемой предложения). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
14. | Звук [э]. Буква Е,е. Буква Э,э. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
15. | Звук [ф], [ф`], буква Ф,ф. Развитие речи (работа с сюжетными картинками). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
16. | Звук [с], [с`], буква С,с. Звук [ц], буква Ц,ц. Упражнения в определении звуков и букв. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
17. | Звук [й`], буква Й,й. Игра «Запоминалки» | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
18. | Звук [з], [з`], буква З,з. Чистоговорки. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
19. | Звук [л], [л`], буква Л,л. Развитие речи (работа с сюжетными картинками). | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
20. | Звук [ш], [щ`], буквы Ш,ш. Буквы Щ,щ. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
21. | Звук [р], [р`], буква Р,р. Звук [ч`], буква Ч,ч. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
22. | Звук [ж], буква Ж,ж. Предложение. Текст. Совместное занятие с детьми и родителями. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
23. | Звук [о], [й`о], буква Ё,ё. Звук [а], [й`а], буква Я,я. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 | |
24. | Буквы ь и ъ. Заключительное занятие. | Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мышления, воображения, фонематического слуха, речи, расширение словарного запаса, рефлексии. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
Программа по развитию речи будущих первоклассников
В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...
программа по математике для будущих первоклассников
Данная программа по математике предназначена учителям начальных классов для проведения занятий по подготовке к школе...
Программа предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» (для детей 6 -7 лет)
Программа предшкольной подготовки для детей 6 -7лет на базе образовательного учреждения по Образовательной системе «Школа 2100» («Детский сад 2100»), была разработана адаптированная типовая программа ...
практические рекомендации родителям будущих первоклассников
Полезное (для родителей)...
Практические советы родителям будущих первоклассников
Уважаемые родители, чтобы занятия с ребенком по подготовке к обучению в школе не превратились в пытку и для вас, и для него, воспользуйтесь советами практикующих педагогов....
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В данной программе представлены приблизительные этапы диагостического обследования речевого развития детей, поступающих в первый класс ( по опыту работы)....