Практические советы родителям будущих первоклассников
методическая разработка на тему

Козелкова Ольга Сергеевна
Уважаемые родители, чтобы занятия с ребенком по подготовке к обучению в школе не превратились в пытку и для вас, и для него, воспользуйтесь советами практикующих педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практические советы родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители, чтобы занятия с ребенком по подготовке к обучению в школе не превратились в пытку и для вас, и для него, воспользуйтесь советами практикующих педагогов.

  1. Организовать образовательную деятельность с ребенком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Образовательная ситуация не должна длиться более 30 мин (с физкультминутками и релаксационными упражнениями), лучше 20—25 мин (здесь важно учитывать индивидуальность ребенка):
  • если он застенчив, нерешителен, перед началом образовательной деятельности подбодрите, поддержите его;
  • если смел, уверен в себе, учите его критически оценивать свои ответы;
  • если быстро и легко выполняет задания, можно предложить ему усложненный вариант;
  • если затрудняется, задержитесь подольше на простых заданиях;
  • если стремится быстро менять задания, заинтересуйте ребенка, научите находить в задании что-то новое, необычное для него.

Главный показатель, что вы все делаете правильно, — ребенок не устает, ему хочется еще заниматься.

  1. Образовательные ситуации нужно организовывать 2 раза в неделю, дополняя их познавательными и интересными играми и мероприятиями выходного дня (поход в музей, театр, экскурсия по городу или совместный просмотр интересного детского фильма или мультфильма). Важно, чтобы вы проводили их регулярно, не делая больших перерывов, но и не компенсируя пропущенные удвоением их частотности.
  2. Прежде чем приступить к выполнению заданий, упражнений, советуем определить темперамент ребенка. Для этого просто понаблюдайте за ним во время игр или занятий.

Если ребенок: 

  • подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, конструктивен, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, но бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца, он сангвиник;
  • инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен — флегматик;
  • вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий — холерик;
  • необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален — меланхолик.

При выполнении упражнений и заданий рекомендуем следующие правила общения.

С ребенком  - сангвиником:

  • четко ставьте перед ним цель любой деятельности;
  • по возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений;
  • постоянно поддерживайте и одобряйте его;
  • учитывайте его интересы в порученном деле.
  • С ребенком-флегматиком:
  • демонстрируйте практический результат выполняемой им работы;
  • контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности;
  • используйте положительные методы воздействия;
  • поддерживайте его любые начинания, проявление инициативы.
  • С ребенком-холериком:
  • разговаривайте спокойным тоном;
  • предъявляйте к нему четкие и обоснованные требования;
  • демонстрируйте перспективы его деятельности;
  • четко, положительно оценивайте его деятельность.

♦ С ребенком-меланхоликом:

  • используйте в общении «эмоциональное поглаживание»;
  • создайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми;
  • как можно чаще демонстрируйте его достижения.
  1. Взаимодействуйте с ребенком только в том случае, если вам это действительно приятно и интересно, а главное — вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от начала до последней минуты образовательной деятельности. Если этого добиться не удается, лучше обратиться за помощью к специалистам и профессионалам. Помните: ни один ребенок на свете не может (и не должен!) абсолютно во всем соответствовать представлениям о том, каким ему быть.
  2. Следите за правильной осанкой ребенка во время выполнения письменных заданий:
  • высота стола должна быть на 2—3 см выше локтя опущенной руки ребенка;
  • поставьте ноги ребенка вместе на пол или перекладину (маленький стульчик), если они не достают до пола (спина прямая, плечи горизонтальны). Следите, чтобы одно плечо не было выше другого;
  • голова слегка наклонена вперед;
  • расстояние до тетради, альбома не должно превышать 30 см;
  • руки на столе, локти чуть-чуть свисают;
  • туловище не касается стола;
  • между столом и туловищем должен проходить кулачок ребенка;
  • тетрадь должна быть положена под углом с таким расчетом, чтобы правый верхний и левый нижний углы ее находились напротив середины груди ребенка.
  1. Чтобы образовательная деятельность была интересной и качественной, заранее подготовьте все самое необходимое: карандаши, бумагу, красивую тетрадь или альбом и т.д. Для дошкольника очень важен антураж: красивые и новые (а еще лучше — неожиданные) предметы, удобное и уютное рабочее место.
  2. Начинайте образовательную ситуацию с интриги: например, с загадочного предмета или загадки. Фантазия и изобретательность — ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание даже самого непоседливого малыша. Цель должна заинтересовать ребенка, быть новой, всегда чуть-чуть сложнее, чем уже освоенное, но достижимой при оказании помощи взрослым. Важно помнить, что неудачи снижают интерес к новому, затрудняя дальнейшее обучение.
  3. В конце образовательной деятельности обязательно подведите итог, спросив у ребенка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что он узнал нового, что вызвало затруднение, а что было выполнить легко. Именно эти вопросы позволяют ему отметить свои достижения, осознать приобретение нового опыта, новых знаний.
  4. Очень хорошо, если для закрепления изученного вы предоставите возможность малышу самое интересное задание предложить кому-то из родных. Побывать в роли учителя — один из самых эффективных методов усвоения нового материала.
  5. Помните, уважаемые родители, что игра — главный помощник взрослых при подготовке ребенка к школе. С ее помощью, незаметно для малыша, можно развивать внимание, мышление, воображение — качества, так необходимые для дальнейшей учебной жизни. Играя с ребенком, учитывайте его желания, настроение, самочувствие.
  6. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте его чувства и мнение. На жалобы со стороны окружающих, даже педагога, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
  7. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка. Видеть мир глазами другого — основа взаимопонимания. Это означает — считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими.
  8. Чаще восхищайтесь вашим ребенком, хвалите его.
  9. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас — фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то...» («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности — ребенок начинает принимать позицию «ты — мне, я — тебе»;

  1. Несколько советов родителям первоклассника.
  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  • Не торопите! Умение рассчитывать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
  • Не отправляйте ребенка в
  • школу без завтрака. До школьного завтрака ему придется много поработать.
  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтоб сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи — у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?».
  • Встречайте ребенка спокойно. Если видите, что он огорчен, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  • Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать «взбучку».
  • Постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  • После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5—2 ч отдыха (в первом классе — 1ч сна).
  • Лучшее время приготовления уроков — с 15 до 17 ч. Занятия вечерами бесполезны.
  • Не заставляйте делать все уроки сразу: 20 мин — работаем, 10 — делаем перерыв. Во время приготовления уроков «не стойте над душой». Дайте ребенку возможность работать самому. Но если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы.
  • В общении с ребенком старайтесь избегать различных условий: «Если ты сделаешь, то...». Обучение должно быть осознанным.
  • Найдите в течение дня время (не менее 30 мин), когда вы будете принадлежать только ребенку.
  • Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления, трудностей в учебе.
  • Учтите, что даже совсем уже большие дети очень любят перед сном сказку, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение за день.

Материал использован из журнала «Воспитатель ДОУ» №5/2012г.

Практические советы родителям будущих первоклассников. Кулакова В.Д., педагог – психолог МДОУ д/с №24, г. Воркута.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям будущих первоклассников

Советы будут полезны родителям будущих первоклассников...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

ФГОС. Информация для родителей. Советы родителям, будущих первоклассников.

Что такое Федеральные государственные образовательные стандарты?...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Консультация для родителей «Советы родителям будущих первоклассников».

Помощь родителям при поступлении в первый класс....