Организация продуктивной работы учащихся с информацией
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Обобщение опыта по теме "Организация продуктивной работы учащихся с информацией"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_produktivnoy_raboty_uchashchihsya_s_informatsiey.docx | 47.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация продуктивной работы учащихся с информацией
Жукова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск
Я твердо верю в одну простую вещь: самый надежный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей - это хорошо организовать работу с информацией. Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет, победите вы или проиграете. Билл Гейтс |
Современному человеку ежедневно приходится иметь дело с огромным потоком разнообразной информации. Умение работать с ней отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте как универсальное учебное действие, необходимое человеку в любых ситуациях. В ФГОС сказано, что в результате изучения всех предметов у выпускников должна сформироваться ИК –компетентность. Исходя из этого, задача каждого учителя- постоянно развивать и совершенствовать у школьников навыки работы с информацией.
Но процесс передачи учителем информации своим ученикам не есть процесс передачи каких-то предметов, которые можно взять из рук в руки, или перекладывать из головы в голову. Усвоение учебной информации – целостный процесс, напрямую зависящий от психической активности мозга. Качественное усвоение информации возможно при соблюдении двух условий: успешные восприятие и успешное её понимание.
Предлагаю рассмотреть факторы, влияющие на успешное восприятие информации. Эти факторы представлены на экране. Следует отметить, что педагог должен продумывать не только характер учебной информации, но и тщательно отбирать формы её предоставления, а также уделять особое внимание ценностной ориентации ученика к информационно-познавательной деятельности.
Таблица 1. Факторы успешного восприятия учебной информации.
Характер информации | Форма информации и ее структурная организация | Ценностная ориентация ученика к информационно-познавательной деятельности |
|
|
|
Работа с информацией даст результат только в том случае, если при успешном восприятии происходит её успешное понимание. Понимание же информации учеником приходит не сразу, а после попытки проникнуть в ее смысл. Уровень понимания отличается широтой переноса познанной информации в новые условия, т.е. применением ее. Для этого нужны определенные логические умения (сравнивать, выделять главное, доказывать, опровергать), а также умения работать с информационными источниками (справочной литературой, первоисточниками, научно-популярной и т.д.).
В таблице представлены факторы, способствующие успешному пониманию учебной информации.
Таблица 2. Факторы успешного понимания учебной информации
Характер информации | Форма информации и ее структурная организация | Ценностная ориентация к информационно-познавательной деятельности |
|
|
|
Правильно организованная деятельность по формированию ИК-компетентности учащихся должна быть непременно ориентирована успешное восприятие и успешное понимание информации. Тогда эта деятельность приведет к достижению результатов обучения- предметных и метапредметных, т.е. позволит сформировать всесторонне развитую личность, готовой к труду и непрерывному образованию, самообразованию, неоднократной смене или видоизменению профессии, углублению и расширению знаний, умений и навыков, совершенствованию мастерства.
Но для того, чтобы педагоги правильно организовывали деятельность учащихся в этом направлении, им необходимо оказывать методическую помощь. Наши учителя русского языка и литературы и учителя начальной школы прошли КПК по формированию читательской грамотности, некоторые педагоги повысили свое мастерство в этом вопросе посредством обучения на курсах «Проектная и исследовательская деятельность учащихся», «Организация работы с одаренными детьми», весь педагогический коллектив обеспечен курсами по реализации ФГОС. Хотя, справедливости ради следует заметить, что для успешной работы в этом направлении не столько нужны курсы, сколько необходимо сломать собственный стереотип- учитель из транслятора информации должен преобразоваться в куратора по усвоению и пониманию её учащимися. При этом особую роль необходимо отводить приемам педагогической техники, направленные на повышение познавательного интереса учащихся и, как следствие, повышение мотивации к обучению.
Практика показывает, что часть педагогов в системе организует продуктивную работу учащихся по формированию навыков работы с различными информационными источниками. Кто-то это делает интуитивно, кто-то в силу собственного опыта, однако, некоторым нужна помощь. Внутришкольное повышение квалификации педагогов проходит в рамках педагогических советов, семинаров - практикумов, мастер-классов, наставничества. В нашей школе помимо традиционных предметных методических объединений, работают творческие объединения педагогов: «Создание электронной среды обучения «1 ученик: 1 компьютер» и «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС». Деятельность этих групп ориентирована на организацию методической помощи в вопросах повышения ИК и ИКТ компетентности в зависимости от вида, формы представления и источника поступления информации. В рамках работы групп в течение года были организованы и проведены следующие мастер-классы педагогов:
- Использование модульной системы экспериментов PROLog на уроках окружающего мира.
- Использование ЭФУ на уроках английского языка
- Возможности работы с графическим редактором «Artrage»
- Использование google. Карты на уроках.
Проведен практико-ориентированный семинар по теме «Функции педагога в организации проектной деятельности на учебном занятии»; в ходе подготовки к педагогическому совету по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного образования» были посещены 37 занятий. Анализ посещенных уроков позволил сделать вывод, что, в основном, педагоги ведут целенаправленную работу по достижению результатов обучения: предметных и метапредметных, большое внимание уделяется различным методическим приемам, направленным на повышение мотивации к обучению, учащимся предлагаются задания, направленные на повышение читательской грамотности, должное внимание уделяется работе с текстовой и графической информацией. Однако, педагоги не всегда используют разнообразные формы представления информации, мало внимания уделяется способам её кодирования и систематизации, а также преобразованию. Проблемы есть. Но, обозначение проблемы - первый шаг к её решению и мы в поиске эффективных методов и методик. Отрадно, что педагоги нацелены на это поиск.
В заключение хочу отметить очевидный факт: все знать и уметь невозможно. Сегодня мир живет и воспринимается не по схемам: «знаю - не знаю», «умею – не умею», «владею - не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею». Так вот, чтобы у нашего выпускника получилось добиваться успеха, нам - педагогам необходимо непрерывно профессионально расти и делать это в соответствии со скоростью меняющегося информационного пространства. Вспомните, мудрое наставление королевы в сказке «Алисе в стране чудес» Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества
В данной статье освещены вопросы правильной организации самостоятельной работы учащихся на уроках, т. к. она служит эффективным средством формиров...
Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе
В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....
Организация самостоятельной работы учащихся начальной школы исследовательского и творческого характера
Происходящие изменения требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного...
Организация исследовательской работы учащихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности
В статье рассказывается об основных направлениях формирования исследовательских навыков учащихся начальной школы, а также предлагаются темы исследовательских работ для детей, структурированные по года...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке окружающий мир как средство формирования регулятивных УУД
Курсовая работа с технологической картой. В уроке использовались технологии РКМЧП...
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭРЗЯНСКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "МОЯ СЕМЬЯ"
Выступление на конференции "Этнокультурное воспитание: проблемы и перспективы"...