Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Мещанкина Ольга Васильевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5._programma_umniki_i_umnitsy.doc567.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

         Содержание                                                                                        Стр.

                                                                                                               

          1. Пояснительная записка                                                                        3 -4

      2. Организация учебного процесса                                                         4 - 5

          3.Содержание курса                                                                                   5- 7

          4. Требования к освоению курса                                                               8 -10

          5. Учебно – тематический план                                                                  10                                                                  

         

          6. Календарно –тематическое планирование                                           11 -14

          7. Учебно - методическая литература                                                       14 -15

 

 

 Пояснительная записка

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеурочной деятельности».

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развивать психических познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развивать языковую культуру и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
  5. развивать познавательную  активность и самостоятельную  мыслительную деятельность учащихся;
  6. формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формировать навыки  применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Ценностные ориентиры:

– формирование  умения   рассуждать  как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование   интеллектуальных  умений,   связанных  с  выбором стратегии

решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие   познавательной   активности  и самостоятельности    учащихся;

– формирование  способностей    наблюдать,  сравнивать,  обобщать,   находить

простейшие     закономерности,   использовать   догадку,   строить  и  проверять

простейшие гипотезы;

– формирование      пространственных      представлений   и  пространственного

воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Особенности организации учебного процесса

Реализация программы рассчитана на 4года.  Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10лет.

Предлагаемый курс предполагает применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности.

Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.

Задания и задачи, направлены на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Содержание курса

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

3) увеличение объема материала;

4) наращивание темпа выполнения заданий;

5) смена разных видов деятельности…..

Программа направлена на:

1.Создание оптимального педагогически организованного пространства проведения учащимися свободного времени.

2.Проведение необходимых для оптимальной занятости учащихся в свободное от учёбы время организационно-управленческих мероприятий.

3.Совершенствование содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от  учёбы время.

4.Информационная поддержка занятости учащихся в свободное время.

В   основу   программы    внеурочной   деятельности   положены следующие принципы:
1. Принцип  гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
2. Принцип научной организации
3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
5. Принцип целостности
6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
7. Принцип личностно - деятельностного подхода
8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
10. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
Виды внеучебной деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • художественное творчество;
  • трудовая  деятельность.

Формы внеурочной воспитательной деятельности:

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит   заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах,  научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, округа.

Диспуты;

Олимпиады;

Соревнования;

Интеллектуальные клубы;

Проекты;

Конкурсы;

Викторины;

Познавательные игры.

Методы и средства внеурочной деятельности:

  • Беседа с учащимися;
  • Упражнения;
  • Поручения;
  • Составление плана

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся

Требование к освоению программы

После изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  2. определять учебную задачу;
  3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. владеть своим вниманием;
  5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  6.  владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
  7. использовать основные приемы мыслительной деятельности:
  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать предметы, явления;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род - вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.
  1. самостоятельно мыслить и творчески работать;
  2. владеть нормами нравственных межличностных отношений.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы  «Умники и умницы»

В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
  • формировать личностный смысл учения;
  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;
  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
  • познавательные УУД;
  • осознанно строить речевое высказывание;
  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
  • учиться использовать различные способы анализа, передачи информации  в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
  • формировать мотивацию к работе на результат;
  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;
  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;
  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Учебно – тематический план

Тема

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

Развитие концентрации внимания. 

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

12

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование восприятия. Графический диктант

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

12

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

14

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

2

68

 

Планирование 1-4 классы

Цель:  Развивать когнитивные способности учащихся.

Задачи:

  • Развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем

         творческого и  поискового характера.

  • Развивать умение аргументировано обосновывать, отставать свои взгляды

          и убеждения;

  • Развивать языковую культуру, адекватно понимать и выражать предлагаемую

         информацию.

Дата

темы

Содержание

                                                                         

                                                                 Восприятие –  14ч.

1-2

Вводное занятие. Тест СП

   Тест на проверку

способностей  

   

Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры.

3-4

Рефлексивное и

нерефлексивное

слушание

Упражнения на развитие умения слушать. Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий)

5.

Маргинальный

 прием

Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текст

6.

Чего не хватает

на рисунке?

Какие предметы

спрятаны?

Упражнения на развитие восприятия.

Проектная работа: составление своего рисунка.

7.

Узнай кто это?

 Какие предметы

   спрятаны?

Упражнения на развитие восприятия

8 -9.

За работу, словоделы!

Упражнения на развитие восприятия

10-11.

Для любителей приключений

Упражнения на развитие восприятия

12.

Волшебный дизайнер

Упражнения на развитие восприятия

13-14.

Один взгляд, и ключ найден!

Практическая работа: упражнения на правила.

                                                     Внимание -12ч.

1.

Графические диктанты

Практическая работа

2.

Тренинг «Пальцы»,

«Стрелка», «Счет».

Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание.

3.

Зрительный диктант

На внимание.

4.

Анаграммы.

Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму.

5.

Будь внимателен!

Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.

6.

Двухцветные

цифровые таблицы.

Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц.

7.

Конкурс «Знатоки»

Применение знаний по предметам

8.

Объединение предметов по по тематическому признаку.

Упражнения на

тренировку концентрации внимания.

9-10

Игры на внимание

Упражнения на тренировку концентрации внимания

Упражнения на

тренировку концентрации внимания

11-12

Практическое занятие по проверке собственных гипотез

Упражнения на

тренировку концентрации внимания

                                                                           

                                          Воображение – 13ч.

1-2

Вербальная

фантазия.

Упражн Упражнения на развитие речевого воображения.

 Творческая  работа: придума рассказ о каком – либо

живом существе.

3-4

Методика «Рисунок»

Упражнения на развитие фантазии в

процессе рисования.

5-6

Методика

«Скульптура»  

Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки.

7-8

Числовые ребусы

Найди закономерность и продолжи

Творческая работа: состави

9-10

Конкурс

«Думай,

мысли и твори»

Творческая работа            

11

Продолжи логический ряд.

Упражнения на развитие фантазии в

процессе рисования.

12

Конкурс

«Думай,

мысли и твори»

Творческая работа            

13

Конкурс

«Думай,

мысли и твори»

Творческая работа            

                                                                         

                                                          Память- 13ч.

1-2

Слуховая и

 зрительная

память.

Упражнения на развитие памяти

у учащихся.

3-4

Мгновенное фото.

Живая фотография.

Фигуры.

Упражнения на развитие памяти.

5-6

Структурирование.

Кодировка.

 Ассоциации.

Практическая работа: упражнения

на развитие памяти.

7.

Стенография.

Упражнения на развитие памяти,

на увеличение объема памяти, на

скорость запоминания. Проектная работа:

 придумать свой шифр.

8 -9.

Развиваем слуховую память

Упражнения на развитие

памяти. (заучивание)

10-11.

Зрительные диктанты

 Упражнения на развитие

памяти. Письмо по памяти.

12-13.

Тест достижений

Подвести итог.

                                                                       

                                                             Мышление -16 ч.

1.

Устный счет.

Упражнения на развитие мышления.

2.

Логические задачи

Решение логических задач, задач на смекалку

3.

Словограммы.

Логогрифы.

Игры со словами. творческая работа: придумать

 словограммы,

 логогрифы.

4.

Игры на мышление

Упражнения на развитие наглядно – действенного

мышления.

5.

Проект

Упражнения на развитие и активизацию мышления.

 Проектная работа: составить триады, защита работы.

6.

Цепочки.

Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-

учитель-школа и т.д.

7.

Понятия.

Игра на объяснение понятия слова.

 Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понят

8.

Подробное

описание.

Серия картинок, по которым ребенок

должен составить подробный рассказ.

9.

Интеллектуальные игры.

10.

Логический поезд.

Упражнения на развитие логической связи. Проектная работа: составить свой «логический поезд»

11.

Найди пирамидку. Забей гвоздь.

Упражнения на развитие логического мышления. Исследовательская работа: «если», «то»

12.

Викторина

Проверка мышления.

13.

Олимпиада

Проверка мышления.

14.

Тест достижений.

Подвести итог.

15-16.

Итоговое занятие.

Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить,узнать в новом у     учебном году?

                                               

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-10 лет)»

Методическое пособие для 1 класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности  Умники и умницы...