Обобщение педагогического опыта работы по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Чиркова Галина Григорьевна

При обобщении своего опыта работы я подробно остановилась на учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pedsovetu.rar2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Учебно-исследовательская и проектная деятельность»

Учитель начальных классов

МОУ «Турунтаевская районная гимназия»

Чиркова Галина Григорьевна.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике

Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». Я подробнее остановлюсь на учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления .

     С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.

    Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. 

Известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей не только человеку, но и многим животным. Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта .

 С чего я начала работу в исследовательской деятельности?

 Начать работу мне помогла развивающая система Л.В.Занкова., главный принцип которой, не давать материал в готовом виде. Сначала это были уроки, на которых мои ученики учились открывать новые знания сами.

Я покажу несколько фрагментов со своих уроков, на которых дети учатся добывать знания , открывать новое сами.

«Площадь фигур» 2 класс.

На доске карточки со словами : масса, длина , объем, и пустая карточка.

Детям предлагается прочитать слова и вспомнить, что они обозначают. Вспоминаем, какие единицы измерения у каждой величины. У детей возникает вопрос: Зачем на доске пустая карточка? Учащиеся делают разные предположения. Если мы говорили о величинах, возможно, это тоже какая-то величина? Предлагаю работу в парах. На карточках даны задания, определить, какая из фигур занимает меньше места на плоскости.

Делается вывод : Раз мы выбираем мерку и устанавливаем, сколько раз она содержится в фигуре, значит это  какая-то величина?  Предположения детей, как же можно назвать эту величину.

Из опыта работы  (фрагмент урока) русского языка по теме «Наречие» 4 класс

Весь класс разделен на 4 группы, каждая группа  получает задание

        1-я  группа.  Какой  признак  обозначают  наречия?

Вы  знаете, что существительные  обозначают предметы (стол, тетрадь, земля), имена прилагательные  - признак  предмета (красный, тяжелый, большой), глаголы – действие (строить, думать). Ваша  задача  определить , какой  признак обозначают  наречия. Внимательно рассмотрите  примеры. Наречия  выделены.Бежать  быстро,  прогулка пешком, оченьбыстрый

2-я  группа:     На какие вопросы отвечают наречия?

Внимательно  рассмотрите данные  словосочетания. Поставьте вопросы  к наречиям. Обратите  внимание , от каких  частей  речи  задаете вопросы к наречиям.  Наречия выделены.

Прочитать вслух, идти вперед, пришел  вчера, сказал  сгоряча, сделал  нарочно,  отдал  сколько, дом напротив

3-я группа:  Изменяется ли наречие?

В русском  языке слова могут изменяться по падежам(склоняться)  или по лицам (спрягаться), могут менять число, а некоторые род. А что же с наречиями? Спрягаются ли они? Склоняются ли?

-Проведите  эксперимент, который докажет, изменяются ли наречия. Измените слова по указанным  признакам.

- Деревня (мн.ч. Р.п.) - Большой (мн.ч., Ж.р., Д.п.) - Ходить (наст.вр., 1-е лицо, ед.ч)

А теперь  попытайтесь изменить наречие  вчера по тем же признакам. Что у вас получилось?

4-я группа:  Какую роль выполняют наречия?

-Рассмотрите два предложения. В каждом из них есть наречие, но относятся эти наречия к разным словам и отвечают на разные вопросы. Определите, каким членом предложения являются данные наречия.

Этот разговор вполголоса я не расслышал. Мы обнаружили их поблизости.

   Каждая  группа работает над своим вопросом, затем выступает с сообщением. В результате исследовательской работы в группах,  учащиеся ,  опираясь на ранее изученный материал, сумели самостоятельно выйти на  новую тему.

       «Формула пути»  

  1. Работа в парах.

(На столах карточки с таблицей)

-Чтобы установить зависимость между величинами, т.е. составить формулу, решим задачу.

Ребята, у вас на столах карточки с таблицей. По ходу решения задачи, будем заполнять таблицу.

(Задача на слайде)

- Прочитайте задачу.

-Что известно в задаче?

- Что нужно найти?

t  ч

1

2

3

4

5

t

s  км

v=60км/ч

s=?

- Какое получилось равенство?

-Можно ли сказать, что мы вывели формулу?

-А можно ее использовать при решении других задач на движение? Почему?

-А как бы вы предложили записать общую формулу пути?

  • Какие формулы можно вывести из данной?

«Конкретный смысл умножения»

  • Рассмотрите выражения. Найдите лишнее.

14+5            18+16               13.4

26+3             12+70

- Почему  это выражение лишнее?

-А что вы знаете про умножение?   Что происходит с числами при умножении?

Назовите тему урока.

Какие задачи поставим перед уроком?

-раскрыть смысл этого действия

-научиться им пользоваться.

Наш урок продолжим высказыванием

Великого  математика  Пифагора, который считал, что числа очень важны в жизни людей

«Миром управляют числа»

 Согласны ли вы с этим высказыванием? Как вы понимаете это выражение? Возраст, время, число,год, № квартиры.

-Да, ребята, числа повсюду в нашей жизни. Сегодня мы откроем еще одну тайну чисел, это открытие будет  связано  с новым  математическим действием.

Работа  (В парах).

- У вас на столах листочки  с геометрическими фигурами. Назовите их?  . Как вы думаете, каких  треугольников больше? Как узнать? ( сосчитать)

-Попробуйте это сделать (дети считают) Сколько получилось фигур? Можно ли по - другому сосчитать треугольники? (сгруппировать)

- Давайте попробуем сосчитать геометрические фигуры группами. Возьмите простой карандаш и обведите треугольники  в овалы по 5 фигур в каждом.

- Сколько получилось групп с красными треугольниками? (7), с синими? (9) Как было быстрее считать по одному или группами? (Удобнее вести счёт группами)

- Давайте запишем наши действия на математическом языке.

- Что мы сделали сначала? (Объединили фигуры в группы по 5)

Запись на доске и в тетрадях .

5+5+5+5+5+5+5

- Что скажите про слагаемые в записи?

-Сколько групп красных  треугольников получилось? (7)

Т.е. мы 7 раз взяли по 5

Рассмотрим синие треугольники.

-Сколько групп  синих  треугольников получилось? (9)

5+5+5+5+5+5+5+5+5  т.е мы взяли 9 раз по 5

- Посмотрите ещё раз на вашу запись. Как вам кажется, удобно ли так записывать? (Нет, очень длинно)

- Как по-другому можно записать эти выражения? ( предложение детей)

- Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы удобнее записывать подобные суммы.

5·9=45        5.7   записать напротив        

- Такая запись называется умножением, а точка это знак умножения.

- Что мы сделали? (Действие сложения  заменили действием умножения)

- Почему это действие так назвали?

Умное сложение

Так, из урока в урок мои ученики учатся учиться, учатся сами открывать новые знания. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание  «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.),  чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» .

2008 год. В своем классе я вела курс А.И.Савенкова «Я -исследователь». Моя задача -  организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Это возможно только проводя различные виды исследовательской работы. Сначала это были небольшие исследования, результаты которых мы прослушивали и обсуждали в классе. Так родилась первая исследовательская работа Ольги Хайровой- «Получение голубой розы в домашних условиях». 4 класс.Эту работу мы выставляли на Республиканскую НПК. Затем работа Костиковой Евы в литературном направлении: «Человек, живущий рядом».

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.  

Сделать проект на оценку не так важно. Каждый выполненный проект проходит публичную защиту. Сначала защищаем в классе, отбираем лучшее., делаем выставку работ.

Например, исследовательские работы Егоровой Вари и Батуриной Иры сначала были выполнены как проект по какой то определенной теме.

Пример проекта-исследования на уроке окружающего мира по теме «История фамилии». Класс работал над проектом «История моей фамилии».Дети получили задание исследовать, откуда появилась его фамилия. В течение недели дети собирали материал, а затем на уроке были представлены интересные творческие презентации истории возникновения фамилии. Очень интересный проект был у Иры Батуриной.Так получилась большая исследовательская работа «Мои предки- основатели села Батурино».И затем, продолжение этой работы «Поклонный крест в селе Батурино».

  Одна из тем классного часа была о детях, чье детство затронула война.Так у нас появился проект, а затем и большая исследовательская работа по теме «Дети войны». Егорова Варя «Войною прерванное детство»

Сейчас, третий год я работаю по учебно-методическому комплексу «Школа России », в каждом учебном предмете, начиная с первого по четвёртый класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. С первого класса проекты :

«Мир в цифрах» - используем материал на уроках математики.

Проект по русскому языку «И в шутку и всерьез»- выставка лучших работ

«Моя мама», «Красная книга Бурятии», «Профессии моих родителей», «Богатство, отданное людям» и другие. Хочу отметить, что сейчас, в 3 классе, проекты выполненные учащимися, конечно, еще с помощью родителей,уже с учетом интересов детей, уже предполагается включение ученика в поисковую и исследовательскую деятельность, а также сотрудничество участников процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но  и между  мной, родителями и учениками.

Я заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Ученики выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации.

          От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись.  Но ребенок должен почувствовать, что проект - это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.

Я считаю, что введение проектно – исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку она  захватывает целостную личность ученика, взывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектной и исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

Таблица результатов участия обучающихся

Название мероприятия

Статус мероприятия

Ф.И.О. обучающегося

Тема работы

Результат участия

Научно –практическая конференция

Республика

Хайрова Ольга

«Получение голубой розы в домашних условиях»

Диплом 1степени

Научно-практическая конференция

Костикова Ева

«Человек, живущий рядом»

Грамота

Научно-практическая конференция

Батурина Ира

«Мои предки- основатели села Батурино?»

«Поклонный крест с.Батурино»

Дипломы 1 и 2 степени

Научно-практическая конференция

Егорова Варвара

«Условия проживания декоративной лягушки в аквариуме »

Диплом 1 степени

Районная конференция

Егорова Варвара

«Войною прерванное детство»

Грамота

Районная конференция

Михайлова Эвелина

«Мой прадед на войне»

Диплом 3 степени

. Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир. Понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Поэтому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"

Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...

Обобщение педагогического опыта работы

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным приз...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников"

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников"...