Обобщение педагогического опыта работы по теме "Учебно-исследовательская и проектная деятельность"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
При обобщении своего опыта работы я подробно остановилась на учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_pedsovetu.rar | 2.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта работы по теме «Учебно-исследовательская и проектная деятельность»
Учитель начальных классов
МОУ «Турунтаевская районная гимназия»
Чиркова Галина Григорьевна.
Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике
Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». Я подробнее остановлюсь на учебно-исследовательской деятельности, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления .
С целью реализации компетентностного подхода в обучении необходимо осуществить переход «от человека знающего – к человеку умеющему». Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций.
Для этого необходимо активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей не только человеку, но и многим животным. Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
При этом добытое им знание, как правило, известно не только учителю, но и многим другим взрослым. Идейно поэтому подобная деятельность называется «учебно-исследовательской» в отличие от «научного исследования», направленного на получение ранее не известного факта .
С чего я начала работу в исследовательской деятельности?
Начать работу мне помогла развивающая система Л.В.Занкова., главный принцип которой, не давать материал в готовом виде. Сначала это были уроки, на которых мои ученики учились открывать новые знания сами.
Я покажу несколько фрагментов со своих уроков, на которых дети учатся добывать знания , открывать новое сами.
«Площадь фигур» 2 класс.
На доске карточки со словами : масса, длина , объем, и пустая карточка.
Детям предлагается прочитать слова и вспомнить, что они обозначают. Вспоминаем, какие единицы измерения у каждой величины. У детей возникает вопрос: Зачем на доске пустая карточка? Учащиеся делают разные предположения. Если мы говорили о величинах, возможно, это тоже какая-то величина? Предлагаю работу в парах. На карточках даны задания, определить, какая из фигур занимает меньше места на плоскости.
Делается вывод : Раз мы выбираем мерку и устанавливаем, сколько раз она содержится в фигуре, значит это какая-то величина? Предположения детей, как же можно назвать эту величину.
Из опыта работы (фрагмент урока) русского языка по теме «Наречие» 4 класс
Весь класс разделен на 4 группы, каждая группа получает задание
1-я группа. Какой признак обозначают наречия?
Вы знаете, что существительные обозначают предметы (стол, тетрадь, земля), имена прилагательные - признак предмета (красный, тяжелый, большой), глаголы – действие (строить, думать). Ваша задача определить , какой признак обозначают наречия. Внимательно рассмотрите примеры. Наречия выделены.Бежать быстро, прогулка пешком, оченьбыстрый
2-я группа: На какие вопросы отвечают наречия?
Внимательно рассмотрите данные словосочетания. Поставьте вопросы к наречиям. Обратите внимание , от каких частей речи задаете вопросы к наречиям. Наречия выделены.
Прочитать вслух, идти вперед, пришел вчера, сказал сгоряча, сделал нарочно, отдал сколько, дом напротив
3-я группа: Изменяется ли наречие?
В русском языке слова могут изменяться по падежам(склоняться) или по лицам (спрягаться), могут менять число, а некоторые род. А что же с наречиями? Спрягаются ли они? Склоняются ли?
-Проведите эксперимент, который докажет, изменяются ли наречия. Измените слова по указанным признакам.
- Деревня (мн.ч. Р.п.) - Большой (мн.ч., Ж.р., Д.п.) - Ходить (наст.вр., 1-е лицо, ед.ч)
А теперь попытайтесь изменить наречие вчера по тем же признакам. Что у вас получилось?
4-я группа: Какую роль выполняют наречия?
-Рассмотрите два предложения. В каждом из них есть наречие, но относятся эти наречия к разным словам и отвечают на разные вопросы. Определите, каким членом предложения являются данные наречия.
Этот разговор вполголоса я не расслышал. Мы обнаружили их поблизости.
Каждая группа работает над своим вопросом, затем выступает с сообщением. В результате исследовательской работы в группах, учащиеся , опираясь на ранее изученный материал, сумели самостоятельно выйти на новую тему.
«Формула пути»
- Работа в парах.
(На столах карточки с таблицей)
-Чтобы установить зависимость между величинами, т.е. составить формулу, решим задачу.
Ребята, у вас на столах карточки с таблицей. По ходу решения задачи, будем заполнять таблицу.
(Задача на слайде)
- Прочитайте задачу.
-Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
t ч | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | t |
s км |
v=60км/ч
s=?
- Какое получилось равенство?
-Можно ли сказать, что мы вывели формулу?
-А можно ее использовать при решении других задач на движение? Почему?
-А как бы вы предложили записать общую формулу пути?
- Какие формулы можно вывести из данной?
«Конкретный смысл умножения»
- Рассмотрите выражения. Найдите лишнее.
14+5 18+16 13.4
26+3 12+70
- Почему это выражение лишнее?
-А что вы знаете про умножение? Что происходит с числами при умножении?
Назовите тему урока.
Какие задачи поставим перед уроком?
-раскрыть смысл этого действия
-научиться им пользоваться.
Наш урок продолжим высказыванием
Великого математика Пифагора, который считал, что числа очень важны в жизни людей
«Миром управляют числа»
Согласны ли вы с этим высказыванием? Как вы понимаете это выражение? Возраст, время, число,год, № квартиры.
-Да, ребята, числа повсюду в нашей жизни. Сегодня мы откроем еще одну тайну чисел, это открытие будет связано с новым математическим действием.
Работа (В парах).
- У вас на столах листочки с геометрическими фигурами. Назовите их? . Как вы думаете, каких треугольников больше? Как узнать? ( сосчитать)
-Попробуйте это сделать (дети считают) Сколько получилось фигур? Можно ли по - другому сосчитать треугольники? (сгруппировать)
- Давайте попробуем сосчитать геометрические фигуры группами. Возьмите простой карандаш и обведите треугольники в овалы по 5 фигур в каждом.
- Сколько получилось групп с красными треугольниками? (7), с синими? (9) Как было быстрее считать по одному или группами? (Удобнее вести счёт группами)
- Давайте запишем наши действия на математическом языке.
- Что мы сделали сначала? (Объединили фигуры в группы по 5)
Запись на доске и в тетрадях .
5+5+5+5+5+5+5
- Что скажите про слагаемые в записи?
-Сколько групп красных треугольников получилось? (7)
Т.е. мы 7 раз взяли по 5
Рассмотрим синие треугольники.
-Сколько групп синих треугольников получилось? (9)
5+5+5+5+5+5+5+5+5 т.е мы взяли 9 раз по 5
- Посмотрите ещё раз на вашу запись. Как вам кажется, удобно ли так записывать? (Нет, очень длинно)
- Как по-другому можно записать эти выражения? ( предложение детей)
- Оказывается, в математике существует специальный знак для того, чтобы удобнее записывать подобные суммы.
5·9=45 5.7 записать напротив
- Такая запись называется умножением, а точка это знак умножения.
- Что мы сделали? (Действие сложения заменили действием умножения)
- Почему это действие так назвали?
Умное сложение
Так, из урока в урок мои ученики учатся учиться, учатся сами открывать новые знания. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде» .
2008 год. В своем классе я вела курс А.И.Савенкова «Я -исследователь». Моя задача - организовать деятельность по изучению исследовательских умений. Это возможно только проводя различные виды исследовательской работы. Сначала это были небольшие исследования, результаты которых мы прослушивали и обсуждали в классе. Так родилась первая исследовательская работа Ольги Хайровой- «Получение голубой розы в домашних условиях». 4 класс.Эту работу мы выставляли на Республиканскую НПК. Затем работа Костиковой Евы в литературном направлении: «Человек, живущий рядом».
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Сделать проект на оценку не так важно. Каждый выполненный проект проходит публичную защиту. Сначала защищаем в классе, отбираем лучшее., делаем выставку работ.
Например, исследовательские работы Егоровой Вари и Батуриной Иры сначала были выполнены как проект по какой то определенной теме.
Пример проекта-исследования на уроке окружающего мира по теме «История фамилии». Класс работал над проектом «История моей фамилии».Дети получили задание исследовать, откуда появилась его фамилия. В течение недели дети собирали материал, а затем на уроке были представлены интересные творческие презентации истории возникновения фамилии. Очень интересный проект был у Иры Батуриной.Так получилась большая исследовательская работа «Мои предки- основатели села Батурино».И затем, продолжение этой работы «Поклонный крест в селе Батурино».
Одна из тем классного часа была о детях, чье детство затронула война.Так у нас появился проект, а затем и большая исследовательская работа по теме «Дети войны». Егорова Варя «Войною прерванное детство»
Сейчас, третий год я работаю по учебно-методическому комплексу «Школа России », в каждом учебном предмете, начиная с первого по четвёртый класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. С первого класса проекты :
«Мир в цифрах» - используем материал на уроках математики.
Проект по русскому языку «И в шутку и всерьез»- выставка лучших работ
«Моя мама», «Красная книга Бурятии», «Профессии моих родителей», «Богатство, отданное людям» и другие. Хочу отметить, что сейчас, в 3 классе, проекты выполненные учащимися, конечно, еще с помощью родителей,уже с учетом интересов детей, уже предполагается включение ученика в поисковую и исследовательскую деятельность, а также сотрудничество участников процесса. Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но и между мной, родителями и учениками.
Я заранее предлагаю темы проектов, инструктирую учащихся по ходу работы. Ученики выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации.
От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись. Но ребенок должен почувствовать, что проект - это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.
Я считаю, что введение проектно – исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку она захватывает целостную личность ученика, взывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека. Кроме того, участвуя в проектной и исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрываются их личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.
Таблица результатов участия обучающихся
Название мероприятия | Статус мероприятия | Ф.И.О. обучающегося | Тема работы | Результат участия |
Научно –практическая конференция | Республика | Хайрова Ольга | «Получение голубой розы в домашних условиях» | Диплом 1степени |
Научно-практическая конференция | Костикова Ева | «Человек, живущий рядом» | Грамота | |
Научно-практическая конференция | Батурина Ира | «Мои предки- основатели села Батурино?» «Поклонный крест с.Батурино» | Дипломы 1 и 2 степени | |
Научно-практическая конференция | Егорова Варвара | «Условия проживания декоративной лягушки в аквариуме » | Диплом 1 степени | |
Районная конференция | Егорова Варвара | «Войною прерванное детство» | Грамота | |
Районная конференция | Михайлова Эвелина | «Мой прадед на войне» | Диплом 3 степени |
. Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ребёнку войти в этот сложный мир. Понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Поэтому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Я учитель, а это значит, что моя главная цель – воспитать каждого ученика успешным
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»
Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной активности обучающихся"
Значительные изменения в обществе не могли затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов обр...
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"
СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...
Обобщение педагогического опыта работы
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, в ходе которой ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным приз...
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология управления учебно-исследовательской деятельности младших школьников"
Обобщение педагогического опыта по теме "Технология управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников"...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....