Открытые уроки
план-конспект урока по теме

Назипова Гюзель Фаатовна

Урок литературного чтения

в 3 классе

/УМК «Начальная школа 21 века»/

Сказки зарубежных писателей.  Ш.Перро «Подарки феи».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения

в 3 классе

/УМК «Начальная школа 21 века»/

Сказки зарубежных писателей.  Ш.Перро «Подарки феи».

                                                                                      Подготовила и провела

                                                                                              учитель начальных классов

                                                                                             Назипова Г.Ф.

Тема: Сказки зарубежных писателей.  Ш.Перро «Подарки феи».

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с жизнью и творчеством Ш.Перро, с его произведением «Подарки феи»; создать условия для выявления сходства и различия между русскими народными и зарубежными сказками; совершенствования навыков ознакомительного, поискового и просмотрового видов чтения; содействовать воспитанию любви к чтению.

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты (предметные)

Понимают литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознают значимость чтения для личного развития. Знают имена зарубежных писателей-сказочников и названия их произведений. Различают сказки народные и литературные. Определяют героев положительных и отрицательных. Выражают своё отношение к героям.

Личностные результаты

Выражают этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:  общеучебные – владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели); различают жанры; выделяют основные части произведения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют анализ, сравнение.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения.

Основное содержание темы, понятия, термины

Ш.Перро «Подарки феи». Зарубежные писатели-сказочники, их произведения. Сказки народные и литературные. Положительные и отрицательные герои.ёёё

Сценарий урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

I.Организационный момент

Мотивирование к учебной деятельности

1 слайд

Приветствует учащихся.

- Мы вновь встречаемся на уроке литературного чтения. А для чего мы приходим на эти уроки? 
- Прочитайте выражение, записанное на доске. 2 слайд «Помни, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать». 

Мне бы хотелось, чтобы эти слова стали девизом наших уроков литературного чтения.

- Пожелаем удачи друг-другу.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Отвечают на вопрос.

Читают выражение.

- Желаю удачи тебе во всём и везде.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II.Актуализация знаний

Воспроизведение знаний о сказках.

3 слайд  Звучит фрагмент музыки «В гостях у сказки».

-Внимательно послушайте песню и скажите, чему  посвятим наш урок. (выключает звук)

-Что вы знаете о сказках? (ДЖОТ ТОТС) Запишите свои мысли.

-Поделитесь своими мыслями в группе.(СИНГЛ РАУНД РОБИН)

Записывает вывод на доске:  сказка – один из литературных жанров.

Сказки: народные, авторские (литературные).

По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных.

 Есть зачин (начало), концовка, троекратный повтор.

 Волшебные герои, волшебные события,  добро побеждает зло, мудрость.  4 слайд

Слушают песню, отвечают на вопрос.

Проговаривают свои мысли по теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очерёдности, каждый участник должен заполнить  4 листочка.

Проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз.

Из каждой группы по одному участнику называют ответы.

Предметные: называют особенности сказки.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

III.Подготовка к основному этапу

Определение и пояснение учебной задачи.

Развитие связной речи, выступление с сообщением.

-Сегодня мы познакомимся с новой сказкой, предлагаю познакомиться с отрывком из этого произведения.( Раздает каждому ученику отрывок сказки на французском языке)

-Какова тема урока? 5 слайд

-Попробуйте сформулировать учебную задачу.

- О чём хотели бы узнать на уроке?

6 слайд

- На примере сказки Ш.Перро мы попробуем ответить на ваши вопросы.

Организует выступление с сообщением о жизни и творчестве Ш.Перро, беседу по его содержанию. 7-11 слайды

Называют  тему  урока: Сказки зарубежных писателей.

Формулируют учебную задачу.

(Чем эти сказки похожи на народные? Как они начинаются? Есть ли в них сказочные повторы, присказки? Как в них наказывается зло?)

Слушают сообщение, выступают с сообщением. Беседуют по содержанию сообщения.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Познавательные: осознанно строят речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные: удерживают логику повествования.

IV.Работа с текстом во время чтения.

Понимание текста на уровне содержания и смысла. Совершенствование навыка чтения: правильность, беглость, осознанность и выразительность.

12 слайд

Читает сказку Ш.Перро «Подарки феи». Организует чтение сказки учащимися.

Проводит словарную работу:

Спесива – высокомерная, надменная (стремление подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими).
Заносчива – высокомерная, самоуверенная.
Кроткая – уступчивая, покорная.- 

Слушают чтение сказки учителем. Осмысленно, выразительно читают вслух по цепочке. Следят за чтением.

Личностные:  эмоцианально воспринимают сказку.

Предметные: воспринимают содержание на слух; выразительно читают вслух.

V.Работа с текстом после чтения.

Эмоцианальное «проживание», развитие интереса к чтению. Анализ образов и характеров главных героев на основе выборочного чтения. Сравнение сказок, сравнительный анализ русских народных сказок и зарубежных. Совершенствование навыков самостоятельной работы.

МИКС ПЭА ШЭА   12 слйд +звук

Проводит работу по вопросам к сказке:

1)Какие чудеса происходят в сказке?

2)Какой была младшая дочь? Как она относилась к людям?

3)За что фея наградила младшую дочь и наказала старшую?

-Как начинается сказка? Прочитайте.

-А как начинаются русские сказки? Их зачин похож?

-Как автор представляет героев сказки?

-Какая похожая сказка есть у русских сказочников? («Про Ленивую и Радивую» (русская народная сказка), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (С.Я.Маршак)

_Чем эта сказка похожа на русские сказки? (Чудеса, превращения)

-Какие особенности? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано.)

Предлагает выполнить модель обложки.

Смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами)

Находят ответы в тексте. Читают.

Отвечают на вопросы. Высказывают предположения.

Личностные: проявляют эмоцианально-ценностное отношение к произведению.

Предметные: отвечают на вопросы по содержанию произведения;

Предметные: выполняют разные виды чтения.

Предметные: знают содержание и особенности сказок.

Познавательные: воспроизводят по памяти и анализируют необходимую информацию.

Коммуникативные: формулируют своё мнение.

VI.Рефлексия

Формирование навыков самоконтроля

Подводит итог:

-Довольны ли своей работой?

-Как оцениваете свою работу?

-Что удалось? Что было трудно?

Отвечают на поставленные вопросы.

Оценивают свою работу по шкале.

Личностные: осознают собственные достижения.

Регулятивные: адекватно оценивают результат, планируют дальнейшие действия.

Домашнее задание

Развитие умения составлять рассказ по плану.

Комментирует задание:

-Составьте рассказ о фее по плану в учебнике.

Записывают в дневник домашнее задание.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Бетькинская средняя общеобразовательная школа»

Настоящее время глагола

(урок русского языка в 4 классе

УМК «Начальная школа XXI века»)

                                                                                                                                   Разработала и провела

учитель начальных классов

                                                                                                                      Назипова Г.Ф.

Технологическая карта урока

Тема

Настоящее время глагола

Педагогическая цель

Способствовать ознакомлению с временами глаголов;

содействовать развитию умения обозначать личные окончания глаголов;

создать условия для наблюдения за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени, сравнивать различные формы времени и их значение.

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты

(предметные)

Находят в тексте слово по заданному грамматическому признаку. Фиксируют (графически обозначают) личные окончания глаголов. Наблюдают за изменением глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Сравнивают различные формы времени и их значение. Характеризуют слово по заданным грамматическим признакам.

Личностные результаты

Сохраняют мотивацию к учебе; проявляют интерес к новому учебному материалу; имеют адекватную позитивную самооценку; выполняют основные правила гигиены чтения и письма; учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуации неуспеха.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебного текста; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; формулируют простые выводы на основе анализа; соблюдают орфографические нормы написания.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: строят устные высказывания

Основное содержание темы, понятия, термины

Настоящее, прошедшее, будущее время глагола. Изменение глаголов по лицам в форме настоящего и будущего времени. Личные окончания глаголов.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

На уроке будьте старательны

Будьте спокойны и внимательны.

Пишите, не отставая,

Слушайте, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если друг стал отвечать,

Не спешите перебивать.

-Поприветствуем друг друга и гостей улыбкой. Погоду мы изменить не можем, а в классе пусть будет хорошее настроение и тёплая обстановка. Я желаю вам, ребята, узнать много интересного на уроке.

-А помочь оценить работу вам помогут листы самооценки.

- Итак, начинаем.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Произносят хором:

Прозвенел  звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. (Л)

Осуществляют самоконтроль (Р)

II.Актуализация знаний

Словарная работа.

Индивидуальная.

Практический.

Письмо.

Запишите число и классная работа.

Двадцать пятое января.

Классная работа.

-Какие орфограммы вам встретились в записи?

- Отгадайте слова по лексическому значению. Обратите внимание: все эти слова из орфографического словарика. Запишите их в тетрадь.

  • Воображаемая линия между небом и землёй (горизонт)
  • Светлый оттенок фиолетового (лиловый)
  • Книга или тетрадь для стихов, рисования (альбом)
  • Очень крупный населенный пункт, основную часть которого составляют рабочие (город)
  • Источник пожара (огонь)
  • Сооружение, служащее для того, чтобы подниматься  и спускаться (лестница)

- Поставьте ударение и подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

- Проверьте по образцу на доске (самопроверка)

 

Заполните листы самооценки (1.Словарная работа)

- Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем все последние уроки? Вам помогут первые буквы словарных слов (глагол).                                    

- Что обозначает глагол и на какие вопросы отвечает?

- Приведите примеры  глаголов.

- Остальные свои знания о глаголе вы сможете показать, выполнив тест: «Что я знаю о глаголе?» (взаимопроверка)

-Заполните листы самооценки (2.Выполнение теста)

Выполняют письмо по образцу.

 

Отвечают на вопрос учителя.

Отгадывают загадки, записывают отгадки в тетрадь.

Ставят ударение и подчеркивают буквы, написание которых нужно запомнить.

Осуществляют самопроверку по образцу

Заполняют листы самооценки.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют тест.

Осуществляют взаимопроверку в парах по образцу

Заполняют листы самооценки.

Умеют грамотно писать слова с непроверяемым написанием (Предметные)

Умеют ориентироваться в системе своих знаний (предметные)

Умеют строить речевое высказывание (К)

Умеют принимать и сохранять учебную задачу (Р)

Проявляют способность выполнять самопроверку (Р)

Проявляют способность выполнять взаимопроверку (Р)

III. Постановка учебной задачи.

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа.

Организует проблемный диалог:

- Прочитайте  предложения, записанные на доске.

  Я читаю книгу. Я читал книгу. Я буду читать книгу.

- Назовите глаголы.

- Запишите в тетрадях  рядом со словом настоящее глагол, называющий действие, которое происходит сейчас; рядом со словом прошедшее – глагол, обозначающий действие, которое уже произошло; рядом со словом будущее – глагол, действие, которое произойдет.

Прошедшее  

Настоящее      

Будущее

- О чём мы  можем сказать: настоящее, прошедшее и будущее?

                                                          (Время)

- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к Толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

- Какие пословицы и поговорки со словом время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время. Время — деньги.)

- Но, как вы понимаете, сегодня у нас на уроке пойдет речь не о простом времени, а о чём же мы будем говорить? Как соотнести слово «время» и изучаемую часть речи?

- Сформулируйте тему урока.  (Время глаголов)

- Какие  задачи поставим перед собой на  этом уроке? (Узнать, что такое время глаголов? Как глаголы изменяются по временам? Как определить время глагола? и т.д.)

Читают предложения.

Выделяют глаголы.

Записывают глаголы по временам (работают в парах)

Отвечают на вопросы учителя.

Работают со словарём.

Называют пословицы и поговорки со словом время.

Формулируют тему урока, ставят задачи.

Соотносить собственное «знание» от «незнания», планировать свои действия в открытии нового знания

Уметь договариваться в группе и приходить к общему решению

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (К)

IV.Совместное открытие нового знания.

Во время фронтальной работы  обобщают изученное, наблюдают и делают выводы об изменении глаголов по лицам в каждом времени.

Подводит высказывания детей к выводам.

- Кто может  ответить на эти вопросы?  

   (Дети открывают учебник и читают рубрику «Секреты русского языка» на с. 152, после чего проводится беседа  о прочитанном.)

- Какого ключевого слова на хватает в схеме на доске? (Момент речи)

- Почему оно так важно при определении времени глагола?

- На что указывает глагол в форме настоящего времени?

- На что указывает глагол в форме прошедшего времени?

- На что указывает глагол  в форме будущего времени?

- Зададим вопросы к нашим глаголам: читаю – что делаю? читал – что делал? буду читать – что буду делать?

- Что же поможет вам определять время глагола? (вопросы)

-Заполните листы самооценки (3.Открытие нового знания)

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос

Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие или состояние, которое будет происходить и отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать? , то это глагол …будущего времени.

Сделаем общий вывод:

Как изменяются глаголы?

Глаголы изменяются по временам.

- В форме каких времен они бывают?/наст, прош.,буд./

-Как определить время глагола? /Надо поставить вопрос./

Извлекают необходимую информацию из учебного текста (П)

Знать отличительные признаки частей речи; признаки глагола в форме настоящего времени; уметь определять время глагола (Предметные)

Понимать информацию, представленную в виде схемы, использовать её при обосновании ответа и при решении практических задач (П)

Умение строить речевое высказывание (К)

        Физминутка

Обеспечивает двигательную активность, связывая её с темой урока.

Всё выполняется под музыку:

 - Я назову вам глаголы, если это:

глагол настоящего времени – ходьба на месте;

глагол прошедшего времени – наклон вперед;

глагол будущего времени – подняться на носочки.

 Дети встают, слушают глагол и выполняют определённое действие.

Уметь внимательно слушать учителя, удерживать учебную задачу и двигаться в соответствии с ней

V. Включение знаний в систему и закрепление

Фронтальная.

Организует фронтальное обобщение,  включение знаний в систему.

Выполнение  упр. 1, с. 152. (текст упр. – на слайде)

- На какой вопрос отвечали выписанные глаголы?

- В каком лице употреблены все эти глаголы? (В форме 3 лица, ед. ч. )

-Заполните листы самооценки (4.Нахождние в стихотворении глаголов в форме настоящего времени)

Работа с рубрикой «Давай подумаем» (Рубрика организует наблюдение за изменением глаголов по лицам в формах времени. Важно, чтобы ученики уяснили, что личное окончание является показателем настоящего и будущего времени)

На слайде:

Настоящее время: я гуляю, ты гуляешь, он гуляет.

Будущее время: я буду гулять, ты будешь гулять, он будет гулять.

Прошедшее время: я гулял, ты гулял, он гулял

- В форме какого времени глаголы не изменялись?

- Какой вывод можно из этого сделать? (В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются)

- Сравним наш вывод с правилом учебника на с.153.

Чтение правила.

Выполнение с комментированием упр. 2. Каждый глагол необходимо проанализировать.

- Образуйте формы настоящего времени от глаголов говорить, сказать, писать, написать.

- Какие глаголы не удалось поставить в форму настоящего времени?

- Как вы думаете, почему? ( Это глаголы совершенного вида)

- Какой вывод можно сделать?

Глаголы совершенного вида не могут иметь формы настоящего времени, так как сов. вид обозначает действие, которое в момент речи уже совершилось.

Работа в группах.  Подчеркнуть глаголы, от которых невозможно образовать форму настоящего времени.

1 гр. Принести, петь, лить, нарисовать, учить, заснуть.

2 гр. Написать, запретить, петь, учить, лить, купить.

3 гр. Заснуть,  победить, лить, петь, сбежать, учить.

4 гр. Учить, написать, петь, принести, полить, лить.

Заполняют листы самооценки (5.Работа в группах)

Осуществляют взаимопроверку в парах по образцу

Заполняют листы самооценки.

Читают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике.

Выполняют упр.2 – находят глаголы в форме настоящего времени.

Наблюдают за невозможностью образования форм настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике.

Осуществляют проверку по образцу.

Заполняют листы самооценки.

Уметь определять время глагола, вычленять глаголы в форме настоящего времени (предметные)

Умение принимать и сохранять учебную задачу (Р)

Умение проводить сравнение, структурировать знания (П)

Умение строить  собственные суждения

(К)

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (К)

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Закончите  предложения. «Блиц-опрос».

Глаголы  в форме настоящего времени указывают на то, что …

Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы…

В форме настоящего времени глаголы изменяются по … и ….

Формы настоящего времени не имеют глаголы… вида.

Заполняют листы самооценки (6.Блиц-опрос)

Домашнее задание: выполнить упр.4 на с.154, а кто желает получить «5» - закончить составление памятки «Настоящее время глагола»

Отвечают на вопросы учителя.

 

Заполняют листы самооценки.

Ставят оценку за урок.

Умение ориентироваться в системе своих знаний (П)

Имеют адекватную позитивную самооценку,

учатся понимать причину успеха/неуспеха учебной деятельности (Л)

Умение дать оценку собственной деятельности на уроке

(Л)

Приложение

Тест «Что я знаю о глаголе?»  Выбери верное утверждение

  • Глагол – это часть речи.                                
  • Глагол – это часть слова.
  • Глагол обозначает предмет                                  
  • Глагол обозначает действие предмета
  • Вопросы глагола: что делать?...                      
  • Вопросы глагола:  какой? какая?...
  • В предложении  глагол обычно является сказуемым
  • В предложении  глагол является определением
  • Спряжение – это изменение по падежам
  • Спряжение – это изменение по лицам и числам
  • Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида
  • Не с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые без не не употребляются.
  • Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.
  • Начальная форма образуется с помощью суффиксов –ть, -чь, -ти

         

 Настоящее время глагола

              Глаголы изменяются

 по лицам                   по числам

                           ед. ч.                 мн. ч.

1 лицо          что делаю?        что делаем?

                       читаю                читаем

2 лицо        что делаешь?         что делаете?

                       читаешь                читаете

3 лицо           что делает?          что делают?

                         читает                  читают

Подчеркнуть глаголы, от которых невозможно образовать форму настоящего времени.

1 гр. Принести, петь, лить, нарисовать, учить, заснуть.

Подчеркнуть глаголы, от которых невозможно образовать форму настоящего времени.

2 гр. Написать, запретить, петь, учить, лить, купить.

Подчеркнуть глаголы, от которых невозможно образовать форму настоящего времени.

3 гр. Заснуть,  победить, лить, петь, сбежать, учить.

Подчеркнуть глаголы, от которых невозможно образовать форму настоящего времени.

4 гр. Учить, написать, петь, принести, полить, лить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки). Урок математики в 1 классе по теме:"Обобщение изученного". Султанова С.В.

5 раздел. Мероприятия. Дни открытых дверей (открытые уроки).Урок математики в 1 классе  по теме: "Обобщение изученного". Султанова С.В....

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока).

3.3.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня (экспертный лист , протокол посещения первого открытого урока )....