Родительское собрание "Особенности развития детей семилетнего возраста"
консультация по теме
Родительское собрание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey_semiletnego_vozrasta.docx | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Особенности развития детей семилетнего возраста».
Ход собрания.
- Организационный момент.
- Введение.
- Теоретическая часть.
Физическое развитие первоклассника
Физическое развитие ребенка — это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. На шестом-седьмом году жизни годичный прирост длины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2,2–2,5 кг. В течение учебного года дети обычно мало растут и слабо прибавляют в весе, зато в период летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их, бывает, просто не узнать. Сказывается, по-видимому, и снижение нагрузки, и длительное пребывание на свежем воздухе, и витаминная зелень и т.д.
В течение учебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), у первоклассников иногда даже отмечается снижение массы тела, что свидетельствует об отрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе, на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.
В этом же возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к шести-семи годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку. Интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяются по форме, размерам, внутреннему строению.
А теперь представим себе, какую нагрузку испытывает этот не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка!
У детей шести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но в длинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому для ребенка сложно в течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу, сидеть неподвижно. Мелкие мышцы спины, имеющие основное значение для удержания правильной позы при письме и чтении, развиты слабее, поэтому и неправильная поза в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной руке могут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
У первоклассников продолжается развитие сердечно-сосудистой системы: повышаются ее надежность и резервные возможности, совершенствуется регуляция кровообращения, а это значит, что система становится более уязвимой, то есть организм будет более остро реагировать на малейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерные статические и умственные нагрузки.
Ведущая роль во взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервной системе. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделов ЦНС показало, что дети шести- семилетнего возраста уже готовы к восприятию и переработке значительного потока информации, усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой словесной инструкции. Слово может направить их внимание на определенный объект и его свойства. В этом возрасте устойчивое внимание возможно, однако по объему и длительности его удержания младшие школьники не намного отличаются от старших дошкольников. Лишь к девяти – десяти годам дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок.
Для младших школьников большую роль в жизни и деятельности играет слово. Идет дальнейшее накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается грамматическая система языка. Ребенок может пересказать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Однако следует заметить, что большое значение для развития его речи имеют среда, в которой он растет, требования окружающих и целенаправленная работа взрослых по развитию речи. Очень важно, чтобы первоклассник правильно произносил все буквы, правильно строил предложение, умел с «выражением» прочитать стихотворение.
Психическое развитие первоклассника
Психическое развитие ребенка до школы преимущественно определяется и характеризуется основным видом деятельности. Такой деятельностью в предшкольном и, в значительной мере, в младшем школьном возрасте является ролевая игра. Познавательная активность, воображение, стремление к общественной оценке — все направлено на игру и совершенствуется в ней.
В игре ребенок оценивает человеческие отношения, обнаруживает, что они имеют определенную иерархию подчинения, управления и исполнения. Играя, малыш учится осмысленно ориентироваться в переживаниях, оценивать их, и благодаря этому у него возникает новое отношение к самому себе, формируется самооценка. В игре воспитывается коллективизм, умение и желание делать что-то вместе, помогать друг другу.
Память первоклассника непроизвольна: он достаточно хорошо запоминает происходящие с ним события, запоминает сведения, факты, стихи, пересказывает содержание книги или фильма. При этом пересказать буквально ему намного проще, чем «своими словами».
Характер мышления в этом возрасте наглядно-образный или чувственный, тоесть при анализе события, ситуации, явления дети опираются на реальные события, предметы, а выводы делают, как правило, схватывая какой-то единичный внешний признак. Если ребенок оказывается в ситуации, когда он вынужден оперировать знаниями и решать задачу отвлеченно, в уме, то он испытывает затруднения, и, хотя он пытается и старается это сделать, отсутствие опыта и недостаточное развитие понятий не позволяют ему составить суждение о предметах и явлениях.
Личностное развитие ребенка-дошкольника в большей степени зависит от социальных условий, среды, в которой он растет, от степени социального благополучия, словом, от того окружения, в котором воспитывается.
Психическое развитие и становление личности тесно связано с самосознанием, а наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как малыш оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Правильная оценка и самооценка для ребенка невозможны без авторитетной корректировки взрослого.
Первоклассники любят мечтать и много мечтают о своем будущем, стремясь подражать при этом взрослым: родителям, героям фильмов и книг. Они имеют уже представление о деятельности взрослых, о ценности профессий, о том «что такое хорошо и что такое плохо».
Итак, мы очень коротко разобрали основные физиологические и психологические характеристики детей, поступивших в первый класс. Следует заметить, что четкое хронологическое разделение психологических и функциональных особенностей ребенка не является устойчивым и неизменным. Здесь многое зависит от индивидуальных темпов роста и развития, от сложившейся и существующей системы воспитания ребенка до школы. Поэтому можно говорить лишь об относительных психологических характеристиках данного возраста. Надеюсь, полученная информация пригодится вам в будущем.
4.Организационные вопросы. Разное.
5. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное адаптивное развитие детей дошкольного возраста в группе предшкольной подготовки.
Дошкольное детство, как известно, уникальный период в жизни человека, период, когда происходит становление личности, закладываются основы здоровья. С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерс...
Игротерапия общения в системе социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
Блочно-тематическое планирование....
«Современные направления (эвристическое, моделирование, компьютерная среда),используемые в математическом развитии детей дшкольного возраста»
В настоящее время в свете современных требований актуальными для математического развития дошкольника представляются направления, связанные к специфике детского возраста теории решения из...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 6 ДО 7(8) ЛЕТ) «МОЯ МАТЕМАТИКА» С.А. Козлова, М.В. Корепанова, О.В. Пронина....
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста на основе использования лепбуков как формы совместной деятельности детей и взрослых.
Из опыта работы для II младших групп....
Консультация для учителей начальной школы по теме: "Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)"
Консультация для учителей начальной школы (мультимедийная презентация) по теме: «Показатели психического развития детей в возрасте семи лет (различия между детьми с ЗПР и нормативным развитием)...
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
В данной статье отражены преимущества совместнойдеятельности детей и взрослых как эффективного средства эмоциональногоразвития детей предшкольного возраста, доказана эффективностьиспользования данной ...