Статья "Использование ИКТ в начальной школе"
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ на уроках в начальной школе»
«Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ».
Конаржевский Ю. А.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
1. повышению качества успеваемости школьников;
2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции.
В связи с переходом на новые ступени ФГОС НОО второго поколения в каждом кабинете нашей школы было установлено современное оборудование и у меня появилась возможность использовать в своей работе персональный компьютер, интерактивную доску и мультимедийный проектор. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов, а для меня стали нормой работы. Я стала создавать мультимедийные презентации сама. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков программа Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Это очень удобно. Теперь в моей копилке есть презентации по математике, русскому языку, труду, литературному чтению, внеклассной работе, а больше всего их по окружающему миру.
Каким же образом я использую возможности компьютера на своих уроках?
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
- как форма проверки знаний в процессе урока.
На уроках окружающего мира можно использовать презентации на любом этапе. Это может быть проверка домашнего задания. Например, после изучения темы: «Какие бывают деревья?» на следующем уроке я показываю слайды с изображенными деревьями, кустарниками, плодами и семенами, а дети должны узнать и называть их.
Главные возможности при использовании презентаций – это, конечно же, демонстрация при подаче нового материала. Показ слайдов по теме урока комментируется учителем. Используемая наглядность помогает детям легче и быстрее усваивать материал. У них активизируются все мыслительные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, воображение.
Материал презентации ни в коем случае не дублирует текст учебника, а дополняет его более подробным материалом и иллюстрациями.
Иногда это может быть просто подборка иллюстраций, показанных в режиме слайд-шоу, например, когда ученик получает задание с опережением, т.е. он должен сам найти и подготовить рассказ по фрагменту темы следующего урока. Так во втором классе по теме: «Дикие и домашние животные» несколько учеников получают задание: "Найти материал и подготовить рассказ о том или ином звере", а я иллюстрирую выступления детей.
На математике чаще всего использую презентации в начале урока во время устного счета, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так при решении примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое. В третьем классе стала использовать много тренажеров, найденных у других педагогов. Эти тренажеры помогают отрабатывать вычислительные навыки. Мы отрабатываем табличные и внетабличные случаи умножения и деления. Тренажер может содержать обучающие слайды, которые помогают ученику найти значение произведения рациональным способом. Если обучающих слайдов нет, то в случае неправильного выбора ответа ученик остается на том же слайде, пока не даст правильный ответ. Также использую тесты, которые научилась составлять. Такие работы на уроке могут выполнять самостоятельно сразу несколько учеников на интерактивной доске, с остальными же учениками в это время устно работаю я. Детям такие виды работ очень нравятся, они с удовольствием остаются после уроков на некоторое время, чтобы потренироваться в устном счете.
Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).
На уроках русского языка в начале урока использую презентации со словами из словаря, в которых пропущены буквы. Дети записывают слова, а потом на слайде появляются буквы, и мы проверяем, кто успешно выполнил работу. Иногда такое задание выполняют один-два ученика на интерактивной доске, выбирая нужную букву из двух, все в тетрадях выполняем похожее задание.
Бывают случаи, когда использую интересные презентации с проблемной ситуацией в середине урока для изучения нового материала.
Как и на уроках математики, часто использую в конце урока тренажеры. Они предназначаются для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закрепления и повторения.
Урок литературы должен быть ярким и образным для развития эмоциональной отзывчивости учащихся. Живопись и музыка делают урок живым, создают доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяют ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Рисунки, портреты, фотографии в единстве со словом учителя создают образ писателя, а иллюстрации к произведениям помогают представить персонажей. Все это возможно только с использованием компьютерных технологий.
На уроках литературного чтения возможно использование компьютера в начале урока для знакомства учащихся с биографией и творчеством изучаемого писателя. А также на обобщающих уроках по некоторым темам, где возможно составление кроссвордов, проведение викторин и других творческих заданий.
Большие возможности использовать ИКТ дают уроки технологии. Русская народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэтому, готовясь к уроку, всегда стараюсь находить или создаю сама пошаговый инструктаж для изготовления изделия, который помогает детям легко и быстро справиться с работой.
При изучении регионального компонента в начальных классах я также использую ИКТ. Для этого применяю разработки нестандартных компьютерных уроков «Путешествия по родному краю» или составляю презентации сама.
Ещё в своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программы по предметам:
- «Хотим всё знать», «Семья Почемучек», «Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий» - окружающий мир, русский язык, математика, обучение грамоте и многие.
другие.
Таким образом, уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- снизить утомляемость учащихся (хотя сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении).
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью информационных технологий, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...