литературно-художественный анализ русс.народ. сказок
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
1.Практическое занятие
Литературно-художественный анализ русских народных сказок
Цель: научить выявлять идейный смысл и художественное своеобразие народных сказок.
Задание 1: Чтение и анализ на выбор студента 3 русских народных сказок разных видов (волшебные, бытовые, о животных).
План анализа сказки:
- Название, тип сказки
- Зачин, действие, кульминация, действие, развязка
- Главные герои, описание их, поступки
- Место действия (реальный и волшебный мир)
- Время в сказке
- Помощники героев
- Волшебные предметы
- Враги
- Природа в сказке
- Смысл сказки, идея
Перечень контрольных вопросов:
1)Особенности народной сказки
2) Виды сказок (волшебные, бытовые и о животных) их признаки, особенности сюжета
Практическая работа
Как мужик гусей делил. Л.Н. Толстой.
У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
И взял всего гуся.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин говорит:
- Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусем.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.
Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.
Анализ русской народной сказки КАК МУЖИК ГУСЕЙ ДЕЛИЛ
- Название, тип сказки: КАК МУЖИК ГУСЕЙ ДЕЛИЛ, бытовая сказка.
- Зачин: у одного мужика не стало хлеба. (начинается с описания действия.)
- Действие: задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес.
- Кульминация: Барин принял гуся и говорит мужику:
- Спасибо, мужик, тебе за гуся; только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына да две дочери. Как бы нам разделить гуся без обиды?
Мужик говорит:
- Я разделю.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму! Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Действие: Барин говорит:
- Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как бы нам поровну разделить твоих гусей?
Стал богатый мужик думать и ничего не придумал.
Послал барин за бедным мужиком и велел делить.
Бедный мужик взял одного гуся дал барину с барыней и говорит:
- Вот вас трое с гусем.
Одного дал сыновьям:
- И вас, - говорит, - трое.
Одного дал дочерям:
- И вас трое.
А себе взял двух гусей:
- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, всё поровну.
- Развязка: Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.
- Главные герои, описание их, поступки
Бедный мужик: находчивый, смекалистый.
Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:
- Ты всему дому голова - тебе голову.
Потом отрезал задок, подает барыне.
- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.
Потом отрезал лапки и подает сыновьям.
- Вам, - говорит, - ножки - топтать отцовские дорожки.
А дочерям дал крылья.
- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму!
Богатый мужик: жадный, завистливый.
Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес к барину.
Барин: мудрый. Наградил мужика за его ум и смекалку.
- Место действия (реальный и волшебный мир)
Реальный мир.
- Время в сказке
- Помощники героев. Главными помощниками бедного мужика являются его качества: смекалка, ум, находчивость.
- Волшебные предметы
нет
- Враги
Врагов как таковое в этой сказке нет. Есть только не хороший прок «зависть» присущий богатому мужику.
- Природа в сказке: автор не описывает природу.
- Смысл сказки, идея.
Главная мысль сказки Толстого «Как мужик гусей делил» заключается в том, что умный и смекалистый человек всегда найдет возможность решить проблему с пользой для себя. Бедный мужик пошел к барину хлеба просить, а в итоге не только хлебом разжился, а еще и деньгами, и гусями. И уважение барина сумел завоевать.
Сказка учит детей тому, что в сложной ситуации не нужно теряться, а проявить смекалку и находчивость.
Сказка Баба-яга и Заморышек. А. Афанасьев.
План анализа сказки:
- Название, тип сказки
Баба Яга и Заморышек. Волшебная сказка.
- Зачин, действие, кульминация, действие, развязка
Зачин. Жил-был старик да старуха; детей у них не было. Уж чего они ни делали, как ни молились богу, а старуха все не рожала. Раз пошел старик в лес за грибами; попадается ему дорогою старый дед.
- Я знаю, - говорит, - что у тебя на мыслях; ты все об детях думаешь. Поди-ка по деревне, собери с каждого двора по яичку и посади на те яйца клушку; что будет, сам увидишь!
Действие. Старик воротился в деревню; в ихней деревне был сорок один двор; вот он обошел все дворы, собрал с каждого по яичку и посадил клушку на сорок одно яйцо.
Прошло две недели, смотрит старик, смотрит и старуха, - а из тех яичек народились мальчики; сорок крепких, здоровеньких, а один не удался - хил да слаб! Стал старик давать мальчикам имена; всем дал, а последнему недостало имени.
- Ну, - говорит, - будь же ты Заморышек!
Растут у старика со старухою детки, растут не по дням, а по часам; выросли и стали работать, отцу с матерью помогать: сорок молодцев в поле возятся, а Заморышек дома управляется. Пришло время сенокосное; братья траву косили, стога ставили, поработали с неделю и вернулись на деревню; поели, что бог послал, и легли спать. Старик смотрит и говорит:
- Молодо-зелено! Едят много, спят крепко, а дела, поди, ничего не сделали!
- А ты прежде посмотри, батюшка! - отзывается Заморышек. Старик снарядился и поехал в луга; глянул - сорок стогов сметано.
- Ай да молодцы ребята! Сколько за одну неделю накосили и в стога сметали.
На другой день старик опять собрался в луга, захотелось на свое добро полюбоваться; приехал - а одного стога как не бывало! Воротился домой и говорит:
- Ах, детки! Ведь один стог-то пропал.
- Ничего, батюшка! - отвечает Заморышек. - Мы этого вора поймаем; дай-ка мне сто рублев, а уж я дело сделаю. Взял у отца сто рублев и пошел к кузнецу:
- Можешь ли сковать мне такую цепь, чтоб хватило с ног до головы обвить человека?
- Отчего не сковать!
- Смотри же, делай покрепче; коли цепь выдержит - сто рублев плачу, а коли лопнет - пропал твой труд!
Кузнец сковал железную цепь; Заморышек обвил ее вокруг себя, потянул - она и лопнула. Кузнец вдвое крепче сделал; ну, та годилась. Заморышек взял эту цепь, заплатил сто рублев и пошел сено караулить; сел под стог и дожидается.
Кульминация. Вот в самую полночь поднялась погода, всколыхалось море, и выходит из морской глубины чудная кобылица, подбежала к первому стогу и принялась пожирать сено. Заморышек подскочил, обротал ее железной цепью и сел верхом. Стала его кобылица мыкать, по долам, по горам носить; нет, не в силах седока сбить! Остановилась она и говорит ему:
- Ну, добрый молодец, когда сумел ты усидеть на мне, то возьми - владей моими жеребятами.
Подбежала кобылица к синю морю и громко заржала; тут сине море всколыхалося, и вышли на берег сорок один жеребец; конь коня лучше! Весь свет изойди, нигде таких не найдешь!
Утром слышит старик на дворе ржанье, топот; что такое? а это его сынок Заморышек целый табун пригнал.
- Здорово, - говорит, - братцы! Теперь у всех у нас по коню есть; поедемте невест себе искать.
- Поедем!
Отец с матерью благословили их, и поехали братья в путь-дорогу далекую.
Долго они ездили по белому свету, да где столько невест найти? Порознь жениться не хочется, чтоб никому обидно не было; а какая мать похвалится, что у ней как раз сорок одна дочь народилась?
Заехали молодцы за тридевять земель; смотрят: на крутой горе стоят белокаменные палаты, высокой стеной обведены, у ворот железные столбы поставлены. Сосчитали - сорок один столб. Вот они привязали к тем столбам своих богатырских коней и идут на двор. Встречает их баба-яга:
- Ах вы, незваные-непрошеные! Как вы смели лошадей без спросу привязывать?
- Ну, старая, чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай.
Баба-яга накормила их, напоила, в баню сводила и стала спрашивать:
- Что, добрые молодцы, дела пытаете иль от дела пытаете?
- Дела пытаем, бабушка!
- Чего ж вам надобно?
- Да невест ищем.
- У меня есть дочери, - говорит баба-яга, бросилась в высокие терема и вывела сорок одну девицу.
Тут они сосватались, начали пить, гулять, свадьбы справлять. Вечером пошел Заморышек на своего коня посмотреть. Увидел его добрый конь и промолвил человеческим голосом:
- Смотри, хозяин! Как ляжете вы спать с молодыми женами, нарядите их в свои платья, а на себя наденьте женины; не то все пропадем!
Заморышек сказал это братьям; нарядили они молодых жен в свои платья, а сами оделись в женины и легли спать. Все заснули, только Заморышек глаз не смыкает. В самую полночь закричала баба-яга зычным голосом:
- Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. Прибежали слуги верные и отрубили буйны головы дочерям бабы-яги. Заморышек разбудил своих братьев и рассказал все, что было; взяли они отрубленные головы, воткнули 'на железные спицы кругом стены, потом оседлали коней и поехали наскоро.
Развязка. Поутру встала баба-яга, глянула в окошечко - кругом стены торчат на спицах дочерние головы; страшно она озлобилась, приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны. Куда молодцам спрятаться? Впереди сине море, позади баба-яга - и жжет и палит! Помирать бы всем, да Заморышек догадлив был: не забыл он захватить у бабы-яги платочек, махнул тем платочком перед собою - и вдруг перекинулся мост через все сине море; переехали добрые молодцы на другую сторону. Заморышек махнул платочком в иную сторону - мост исчез, баба-яга воротилась назад, а братья домой поехали.
- Главные герои, описание их, поступки.
Заморышек хилый и слабый человек, но не обделенный умом и смекалкой. Сначала он помог своим родителям, когда обнаружил кто поедает их сено. Затем спас своих братьев благодаря своему коню, и платочку который взял у Бабы Яги(с помощью этого платка мост через море перекинулся.)
Баба Яга злая и жестокая, хотела погубить незваных гостей.
Братья Заморышка простые работящие молодцы.
Чудная кобылица, говорящая человечьим голосом.
Конь Заморышека говорящий человечьим голосом, спас своего хозяина и его братьев, когда сказал переодеть жен в платья мужей.
- Место действия (реальный и волшебный мир)
Волшебный мир.
- Время в сказке
День и ночь.
- Помощники героев
Чудная кобылица сначала подарила Заморышеку жеребят. Из жеребенка вырос конь, который стал помощником Заморышека. Он промолвил человеческим голосом: - Смотри, хозяин! Как ляжете вы спать с молодыми женами, нарядите их в свои платья, а на себя наденьте женины; не то все пропадем!
- Волшебные предметы
Платочек, от взмаха которым перекинулся мост через реку.
- Враги
Баба Яга, которая сосватала братьям Заморышека своих дочерей, тем самым хотела погубить молодцев.
- Природа в сказке
Согласно тому, что молодцы косили траву это конец лета. Рядом с лугами, где лежало сено находится море.
- Смысл сказки, идея.
Автор этой сказки хотел показать читателям, что главный герой Заморышек хоть и был слабым и хилым, зато отличался сообразительностью и смекалкой. Благодаря этим качествам можно выйти из сложных ситуаций.
Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок»
План анализа сказки:
- Название, тип сказки
«Петушок — золотой гребешок». Сказка о животных.
- Зачин. Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
Действие. Уходят — строго наказывают:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
Кульминация.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня!..
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка. Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
— Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Развязка. Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Золотые струночки…
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой. И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.
План анализа сказки:
- Главные герои, описание их, поступки
Главный герой сказки – петушок, а также кот, дрозд, лиса.
Петушок – доверчивый, непослушный. Лиса была хитрая, льстивая и голодная. Кот и дрозд – строгие (строго-настрого петушку наказывали не слушать лису, не выглядывать в окно). Заботливые (переживали за петушка, защищали его). Работящие (дрова рубили каждый день).
- Место действия (реальный и волшебный мир)
Сказочный мир, так как кот, дрозд и петушок не могут жить в месте, да еще и разговаривать человечьим голосом.
- Время в сказке
События происходят в дневное время, это понятно по иллюстрациям сказки и потому, что ночью не видно будет деревьев, которые нужно рубить. Да и петушок ночью бы спал.
- Помощники героев
Главным героем сказки является петушок, а его помощники это – кот и дрозд. Не единожды им приходилось вырывать петушка из лап хитрой лисы.
- Волшебные предметы
Волшебных предметов в сказке не имеется.
- Враги
В сказке единственный враг петушка, это лиса. Которая так хотела унести его в свою нору и полакомится им.
- Природа в сказке
Жили герои сказки в лесу, в избушке. Кот и дрозд ходили еще дальше в лес, дрова рубить. А за этими лесами, быстрые реки, высокие горы.
- Смысл сказки, идея
Смысл в сказке в том, что не нужно верить лестным словам о себе. Что и в жизни бывают хитрые и лестные люди. Но, если есть верные друзья — такие как кот и дрозд — они окажут помощь, выручат из беды, защитят слабого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-художественный вечер «Я помню чудное мгновенье…» (Женские образы в живописи, музыке и поэзии)
Данное внеклассное мероприятие предполагает ознакомление учащихся с шедеврами мировой живописи в их контексте с музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными женским образам в искусстве.В с...
«Литературно –художественный путеводитель по литературным местам Воскресенского края»
Получить представление о литературных местах Воскресенска и его края, о писателях и поэтах, проживающих или посетивших город....
Литературно-художественная мастерская "Подкова на счастье"
Урок литературного чтения 4 класс...
Литературно-художественный материал для изучения темы "Времена года" и "Дни недели".
Данная подборка литературных стихов разных авторов поможет учителю начальных классов и воспитателю детских садов при знакомстве с временами года и днями недели. Беседа станет более интересной и лёгкой...
Мероприятие с презентацией для 3-4 классов. Литературно-художественная композиция "Картины крымских художников".
Литературно-художественная композиция знакомит детей с творчеством крымских художников и стихотворениями, вдохновившими их на создание картин, учит анализировать картины, видеть в них прекрасное, восп...
Итоги муниципального конкурса литературно-художественного творчества «Душа по капле собирает свет»
Приложение к приказу...
Экскурсия в Борковский литературно-художественный музей имени И.А. Васильева
Экскурсия в Борковский литературно-художественный музей имени И.А. ВасильеваЭкскурсия началась с осмотра зала, посвящённого писателям-фронтовикам, воевавшим на Калининском, Западном, Северо-Запа...