Литературно-художественная мастерская "Подкова на счастье"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Елена Владимировна Ковалева

Урок литературного чтения 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon literaturno-hudozhestvennaya_masterskaya.zip435.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного  чтения

Тема

Б. Слуцкий «Лошади в океане»

Форма

Литературно-художественная мастерская

Цели

Создание условий для развития инициативы, воображения, творчества, выработки умения самостоятельно отбирать нужную информацию.

Развитие речи обучающихся и опора на активизацию творческих способностей.

Формирование коммуникативной информационной компетентности обучающихся, воспитание доброты с помощью осознания и переживания содержания стихотворения.

Планируемый результат

Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям; понимать и определять свои эмоции; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера, поступки, речь, отношение автора к герою), иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Личностные: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

-познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения;

-регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии  оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в  соответствии с этими критериями;

-коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; задавать вопросы.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир

Организация пространства

м/м презентация, видеофильм, музыкальное сопровождение

Технологический этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?

Я рада видеть каждого из  вас!

И пусть прохладой  зима к нам в окна  дышит,

Нам  будет здесь уютно, ведь наш  класс

Друг  друга любит, чувствует и  слышит.

Слайд 1.

Сегодня не просто урок. Приглашаю вас в литературно-художественную мастерскую.

Слайд 2.

-От какого слова образовано слово «мастерская?»

-Кто работает в мастерской?

- Что делает мастер?

 – Как зовут того, кто помогает мастеру?

 -Предлагаю вам стать на некоторое время мастерятами. Вот девиз мастерской

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Отвечают на вопросы учителя

(мастерская – мастер – мастерит – творит, создаёт, придумывает)

(ученик, подмастерье, мастерята)

(читают со слайда):

Сели гости на скамейки,

Вот учитель входит в класс…

Исчезают неумейки –

Мастерята мы сейчас.

ИНДУКЦИЯ

Слайд 3.

Открываю слово «счастье»:

-В чём для вас счастье, расскажите.

Открываю слово «на»

- Что дарят люди друг другу, желая счастливой жизни, удачи? Запишите на маркерной доске..

Высказывают свою точку зрения.

Записывают свои варианты на маркерной доске

САМОКОНСТРУКЦИЯ (беседа с элементами рассказа учителя)

Открываю слово «подкова»

Тема нашей мастерской – «Подкова на счастье».

В народе говорят: «Нашёл в степи подкову – счастье тебя ждёт». Эту подкову подарила мне на счастье моя бабушка, давно это было, но с тех пор в жизни моей многое стало получаться, словно и вправду счастье рядом. Кому принадлежала подкова раньше?

Слайд 4. Кони во многих странах считаются символами плодородия, силы, власти. Образ лощади есть на гербах многих стран, включая Россию, Великобританию и Канаду. У некоторых народов есть свои национальные мифы о Коне Удачи, например древнегреческий миф о крылатом коне Пегасе, приносящем вдохновение. В Китае, согласно учению фэн-шуй лошадь также считается талисманом, приносящим удачу.

Называют тему мастерской

Высказывают мнение

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ  (работа   в группах)

1 группа

Вспомните литературные произведения, героями которых становились лошади, кони.

Обсудите  и запишите, какими словами  говорит человек, описывая  коней.

Сказки хакасского народа - Мальчик в бочке, Харызах/конь превр. в девушку/

2 группа

Найдите в книгах, которые лежат у вас на столе, несколько пословиц о лошадях и запишите.  Объясните их смысл.

Слайд 5

А мне очень нравятся эти пословицы.

К собаке сзади подходи, а к лошади – спереди.
Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга.

Ход лошади виден с раннего возраста, доброта человека — смолоду.  (хакасская)

Чем на ленивом коне ездить, лучше буду ходить пешком.  (хакасская)

3 группа

 На уроках чтения, русского языка мы знакомились с ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ -

устойчивыми сочетаниями слов.

Объясните значения таких фразеологизмов

(листочки лежат на столе). Можете воспользоваться фразеологическим словарем

ЛОШАДИНАЯ ДОЗА –

ВЪЕХАТЬ НА БЕЛОМ КОНЕ –

РАБОТАТЬ КАК ЛОШАДЬ –

ТЕМНАЯ ЛОШАДКА –

ЛОШАДИНОЕ ЗДОРОВЬЕ –

4 группа

Поскольку лошадь с давних времен является кормилицей, защитником и главным помощником, люди придавали ей особое значение. Поэтому без примет  не обошлось! По состоянию своих лошадей люди легко определяли погоду.

Какие народные приметы знаете или слышали от взрослых? У вас в группе есть Семен, который помогает папе заботиться о лошадях, у него есть своя лошадь.

А я нашла вот такие народные  приметы.

Если путешественнику на дороге встречается белая лошадь, то обязательно нужно плюнуть на землю, чтобы отвести от себя беду и несчастья  к скорым гостям в доме

Если приснится лошадь со звездой во лбу — это к счастью.

Вот такие простые, но мудрые приметы, связаны с лошадьми.

 Обсуждают в группе, ответы записывают на маркерной доска.

Ответы ребят.

(Сивка-Бурка, Конёк-горбунок, кони у 3 богатырей, другие.

Конь - богатырский, резвый, сильный, конь-огонь, как ветер, быстрый; скакун

Работают с книгами пословиц и поговорок

Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

Добр конь да копыта отряхивает.

Работают с фразеологическим словарем, используют свои знания и наблюдения.

ЛОШАДИНАЯ ДОЗА – слишком большая доза, превышающая норму

ВЪЕХАТЬ НА БЕЛОМ КОНЕ – появиться в роли победителя

РАБОТАТЬ КАК ЛОШАДЬ – выполнять тяжелую работу, не приносящую радость и вызывающую усталость

ТЕМНАЯ ЛОШАДКА – человек неизвестный и вызывающий настороженность

ЛОШАДИНОЕ ЗДОРОВЬЕ – очень крепкое здоровье

Обсуждают в группе

Зимой лошадь ложится — к теплу.

Лошадь трясет головой и закидывает ее кверху — к ненастью.

Лошади фыркают в дороге — к радостной встрече.

Если лошадь бьет по земле левым копытом — это сулит скорое исполнение желаний.

Если лошадь спотыкается на ходу, то это предвещает неудачу

АФИШИРОВАНИЕ

Лошади рядом с человеком очень давно, они верные наши друзья, которые никогда  не предадут хозяина, всё понимают.

-Приглашаю вас посмотреть видеофильм

ВИДЕОФИЛЬМ

-Что особенно поразило, понравилось?

Смотрят видеофильм

Ответы-суждения

РАЗРЫВ

- Но не всегда всё в жизни бывает так хорошо. Случается и такое – (читаю стихотворение Бориса Слуцкого «Лошади в океане»)

Слушают чтение учителя.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

-Какие чувства испытывали при слушании строчек стихотворения?

- Что хочется сказать?

Рассказ об истории создания стихотворения.

- Борис Слуцкий  написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.

 Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека.      

-Давайте прочитаем  стихотворение,  выясним смысл незнакомых для вас слов.

 Работа по содержанию. Ответьте  на вопросы, подтверждая словами из текста.

- Как назывался корабль?

Какой груз был в трюме?

Что произошло с кораблём?

Как получилось, что лошади оказались в открытом океане?

Как описывает поэт лошадей, плывущих в море?

Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?    Что хотел показать автор этим повторением?

Найдите строчки,  которые указывают на отношение автора к лошадям?

-Чего так хотелось лошадям, плывущим в море? (добраться до берега, быть свободными,  воли, простора)

-Мы живем с вами на замечательной хакасской земле, которая славится своими  степными просторами. Давайте подарим коням свободу, волю, степной простор.  Переходим в художественную мастерскую – станем художниками.  (включаю музыку)

Ответы ребят.

Превозмочь – пересилить,  побороть,  одолеть

Трюм  внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов

Шлюпка  гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка

Гнедой  масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой

Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан:

В трюме, добрыми мотая мордами,

тыща лошадей топталась день и ночь.
Тыща лошадей!
Подков четыре тыщи!

Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище».

Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так» 

Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах?

Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать:

Лошади умеют плавать,
но — не хорошо. Недалеко.
И сперва казалось — плавать просто,
океан казался им рекой.

(было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль.

Вот и все. А все-таки, мне жаль ах
рыжих, не увидевших земли.

Рисуют  пейзаж «Рассветное утро в степи» или «Закат»  (под музыку)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕЙ ГРУППЫ.

Подведём итоги нашей работы. Вы будете высказывать своё мнение, выражать свои чувства, своё отношение к происходящему.

Отвечайте, используя  слова:

  • Меня удивило …
  • Я почувствовал …
  • Я думаю…

-Благодарю вас за старание и терпение, за ваше доброе сердце (надеюсь, оно останется у вас таким навсегда), и на память о сегодняшней встрече хочу подарить вам на счастье подковку. Пусть она хранит вас от бед и невзгод, уберегает от плохих мыслей, пусть она станет для вас амулетом и напоминает о лошадях, которые не смогли доплыть до своей мечты. А у вас в жизни всё получится. Спасибо вам за урок.

Высказывания детей

Получают от учителя  сувениры на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-художественный вечер «Я помню чудное мгновенье…» (Женские образы в живописи, музыке и поэзии)

Данное внеклассное мероприятие предполагает ознакомление учащихся с шедеврами мировой живописи в их контексте с музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными женским образам в искусстве.В с...

«Литературно –художественный путеводитель по литературным местам Воскресенского края»

Получить представление о литературных местах Воскресенска и его края, о писателях и поэтах, проживающих или посетивших город....

Литературно-художественный материал для изучения темы "Времена года" и "Дни недели".

Данная подборка литературных стихов разных авторов поможет учителю начальных классов и воспитателю детских садов при знакомстве с временами года и днями недели. Беседа станет более интересной и лёгкой...

Мероприятие с презентацией для 3-4 классов. Литературно-художественная композиция "Картины крымских художников".

Литературно-художественная композиция знакомит детей с творчеством крымских художников и стихотворениями, вдохновившими их на создание картин, учит анализировать картины, видеть в них прекрасное, восп...

Экскурсия в Борковский литературно-художественный музей имени И.А. Васильева

Экскурсия в Борковский литературно-художественный музей имени И.А. ВасильеваЭкскурсия началась с осмотра зала, посвящённого писателям-фронтовикам, воевавшим на Калининском, Западном, Северо-Запа...