Литературно-художественная мастерская "Подкова на счастье"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок литературного чтения 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-hudozhestvennaya_masterskaya.zip | 435.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема | Б. Слуцкий «Лошади в океане» |
Форма | Литературно-художественная мастерская |
Цели | Создание условий для развития инициативы, воображения, творчества, выработки умения самостоятельно отбирать нужную информацию. Развитие речи обучающихся и опора на активизацию творческих способностей. Формирование коммуникативной информационной компетентности обучающихся, воспитание доброты с помощью осознания и переживания содержания стихотворения. |
Планируемый результат | Предметные: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям; понимать и определять свои эмоции; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера, поступки, речь, отношение автора к герою), иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Личностные: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова; стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметные: -познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения; -регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; -коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; задавать вопросы. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир |
Организация пространства | м/м презентация, видеофильм, музыкальное сопровождение |
Технологический этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
АКТУАЛИЗАЦИЯ | Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой зима к нам в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. Слайд 1. Сегодня не просто урок. Приглашаю вас в литературно-художественную мастерскую. Слайд 2. -От какого слова образовано слово «мастерская?» -Кто работает в мастерской? - Что делает мастер? – Как зовут того, кто помогает мастеру? -Предлагаю вам стать на некоторое время мастерятами. Вот девиз мастерской | Оценивают свою готовность и настрой на работу. Отвечают на вопросы учителя (мастерская – мастер – мастерит – творит, создаёт, придумывает) (ученик, подмастерье, мастерята) (читают со слайда): Сели гости на скамейки, Вот учитель входит в класс… Исчезают неумейки – Мастерята мы сейчас. |
ИНДУКЦИЯ | Слайд 3. Открываю слово «счастье»: -В чём для вас счастье, расскажите. Открываю слово «на» - Что дарят люди друг другу, желая счастливой жизни, удачи? Запишите на маркерной доске.. | Высказывают свою точку зрения. Записывают свои варианты на маркерной доске |
САМОКОНСТРУКЦИЯ (беседа с элементами рассказа учителя) | Открываю слово «подкова» Тема нашей мастерской – «Подкова на счастье». В народе говорят: «Нашёл в степи подкову – счастье тебя ждёт». Эту подкову подарила мне на счастье моя бабушка, давно это было, но с тех пор в жизни моей многое стало получаться, словно и вправду счастье рядом. Кому принадлежала подкова раньше? Слайд 4. Кони во многих странах считаются символами плодородия, силы, власти. Образ лощади есть на гербах многих стран, включая Россию, Великобританию и Канаду. У некоторых народов есть свои национальные мифы о Коне Удачи, например древнегреческий миф о крылатом коне Пегасе, приносящем вдохновение. В Китае, согласно учению фэн-шуй лошадь также считается талисманом, приносящим удачу. | Называют тему мастерской Высказывают мнение |
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ (работа в группах) | 1 группа Вспомните литературные произведения, героями которых становились лошади, кони. Обсудите и запишите, какими словами говорит человек, описывая коней. Сказки хакасского народа - Мальчик в бочке, Харызах/конь превр. в девушку/ 2 группа Найдите в книгах, которые лежат у вас на столе, несколько пословиц о лошадях и запишите. Объясните их смысл. Слайд 5 А мне очень нравятся эти пословицы. К собаке сзади подходи, а к лошади – спереди. Ход лошади виден с раннего возраста, доброта человека — смолоду. (хакасская) Чем на ленивом коне ездить, лучше буду ходить пешком. (хакасская) 3 группа На уроках чтения, русского языка мы знакомились с ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ - устойчивыми сочетаниями слов. Объясните значения таких фразеологизмов (листочки лежат на столе). Можете воспользоваться фразеологическим словарем ЛОШАДИНАЯ ДОЗА – ВЪЕХАТЬ НА БЕЛОМ КОНЕ – РАБОТАТЬ КАК ЛОШАДЬ – ТЕМНАЯ ЛОШАДКА – ЛОШАДИНОЕ ЗДОРОВЬЕ – 4 группа Поскольку лошадь с давних времен является кормилицей, защитником и главным помощником, люди придавали ей особое значение. Поэтому без примет не обошлось! По состоянию своих лошадей люди легко определяли погоду. Какие народные приметы знаете или слышали от взрослых? У вас в группе есть Семен, который помогает папе заботиться о лошадях, у него есть своя лошадь. А я нашла вот такие народные приметы. Если путешественнику на дороге встречается белая лошадь, то обязательно нужно плюнуть на землю, чтобы отвести от себя беду и несчастья к скорым гостям в доме Если приснится лошадь со звездой во лбу — это к счастью. Вот такие простые, но мудрые приметы, связаны с лошадьми. | Обсуждают в группе, ответы записывают на маркерной доска. Ответы ребят. (Сивка-Бурка, Конёк-горбунок, кони у 3 богатырей, другие. Конь - богатырский, резвый, сильный, конь-огонь, как ветер, быстрый; скакун Работают с книгами пословиц и поговорок Не гони коня кнутом, а гони коня овсом. Добр конь да копыта отряхивает. Работают с фразеологическим словарем, используют свои знания и наблюдения. ЛОШАДИНАЯ ДОЗА – слишком большая доза, превышающая норму ВЪЕХАТЬ НА БЕЛОМ КОНЕ – появиться в роли победителя РАБОТАТЬ КАК ЛОШАДЬ – выполнять тяжелую работу, не приносящую радость и вызывающую усталость ТЕМНАЯ ЛОШАДКА – человек неизвестный и вызывающий настороженность ЛОШАДИНОЕ ЗДОРОВЬЕ – очень крепкое здоровье Обсуждают в группе Зимой лошадь ложится — к теплу. Лошадь трясет головой и закидывает ее кверху — к ненастью. Лошади фыркают в дороге — к радостной встрече. Если лошадь бьет по земле левым копытом — это сулит скорое исполнение желаний. Если лошадь спотыкается на ходу, то это предвещает неудачу |
АФИШИРОВАНИЕ | Лошади рядом с человеком очень давно, они верные наши друзья, которые никогда не предадут хозяина, всё понимают. -Приглашаю вас посмотреть видеофильм ВИДЕОФИЛЬМ -Что особенно поразило, понравилось? | Смотрят видеофильм Ответы-суждения |
РАЗРЫВ | - Но не всегда всё в жизни бывает так хорошо. Случается и такое – (читаю стихотворение Бориса Слуцкого «Лошади в океане») | Слушают чтение учителя. |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ | -Какие чувства испытывали при слушании строчек стихотворения? - Что хочется сказать? Рассказ об истории создания стихотворения. - Борис Слуцкий написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека. -Давайте прочитаем стихотворение, выясним смысл незнакомых для вас слов. Работа по содержанию. Ответьте на вопросы, подтверждая словами из текста. - Как назывался корабль? Какой груз был в трюме? Что произошло с кораблём? Как получилось, что лошади оказались в открытом океане? Как описывает поэт лошадей, плывущих в море? Почему неоднократно повторяется слово «ржали»? Что хотел показать автор этим повторением? Найдите строчки, которые указывают на отношение автора к лошадям? -Мы живем с вами на замечательной хакасской земле, которая славится своими степными просторами. Давайте подарим коням свободу, волю, степной простор. Переходим в художественную мастерскую – станем художниками. (включаю музыку) | Ответы ребят. Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан: В трюме, добрыми мотая мордами, тыща лошадей топталась день и ночь. Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище». Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так» Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах? Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать: Лошади умеют плавать, (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание. Вот и все. А все-таки, мне жаль ах Рисуют пейзаж «Рассветное утро в степи» или «Закат» (под музыку) |
РЕФЛЕКСИЯ | ОЦЕНИТЕ РАБОТУ СВОЕЙ ГРУППЫ. Подведём итоги нашей работы. Вы будете высказывать своё мнение, выражать свои чувства, своё отношение к происходящему. Отвечайте, используя слова:
-Благодарю вас за старание и терпение, за ваше доброе сердце (надеюсь, оно останется у вас таким навсегда), и на память о сегодняшней встрече хочу подарить вам на счастье подковку. Пусть она хранит вас от бед и невзгод, уберегает от плохих мыслей, пусть она станет для вас амулетом и напоминает о лошадях, которые не смогли доплыть до своей мечты. А у вас в жизни всё получится. Спасибо вам за урок. | Высказывания детей Получают от учителя сувениры на память. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-художественный вечер «Я помню чудное мгновенье…» (Женские образы в живописи, музыке и поэзии)
Данное внеклассное мероприятие предполагает ознакомление учащихся с шедеврами мировой живописи в их контексте с музыкальными и поэтическими произведениями, посвященными женским образам в искусстве.В с...
«Литературно –художественный путеводитель по литературным местам Воскресенского края»
Получить представление о литературных местах Воскресенска и его края, о писателях и поэтах, проживающих или посетивших город....
Литературно-художественный материал для изучения темы "Времена года" и "Дни недели".
Данная подборка литературных стихов разных авторов поможет учителю начальных классов и воспитателю детских садов при знакомстве с временами года и днями недели. Беседа станет более интересной и лёгкой...
литературно-художественный анализ русс.народ. сказок
анализ сказок...
Мероприятие с презентацией для 3-4 классов. Литературно-художественная композиция "Картины крымских художников".
Литературно-художественная композиция знакомит детей с творчеством крымских художников и стихотворениями, вдохновившими их на создание картин, учит анализировать картины, видеть в них прекрасное, восп...
Итоги муниципального конкурса литературно-художественного творчества «Душа по капле собирает свет»
Приложение к приказу...
Экскурсия в Борковский литературно-художественный музей имени И.А. Васильева
Экскурсия в Борковский литературно-художественный музей имени И.А. ВасильеваЭкскурсия началась с осмотра зала, посвящённого писателям-фронтовикам, воевавшим на Калининском, Западном, Северо-Запа...