Дидактическая игра как средство повышения познавательной ак-тивности на уроках в начальной школе
статья на тему

Громова Наталья Васильевна

       Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность.

      В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Большое значение имеет игра-путешествие, включающая в себя элементы сюжетно-ролевых игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Дидактическая как средство повышения познавательной активности на уроках в начальной школе

       Игра для младшего школьного возраста – любимая форма деятельности. К семи годам учебная деятельность только начинает формироваться, преобладающей же остаётся игровая деятельность.

      В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Большое значение имеет игра-путешествие, включающая в себя элементы сюжетно-ролевых игр.

       Важно при организации игры-путешествия правильно определить цель – дать возможность каждому ребёнку проявить индивидуальность, творчество, значимость, свои растущие силы. Только в игре ребёнок младшего школьного возраста раскроет свои психологические особенности, раскроет своё “Я” со всех сторон. Для него игра – это естественная организация деятельности, где участвуют внимание, память, восприятие и мышление, и не, только участвуют, но и развиваются, что немаловажно. Игра заменяет необходимый для ребёнка труд.

  • Игра приучает детей к согласованным действиям, соблюдению определённых правил, преодоление препятствий, возникающих в ходе игры, к точности выполнения заданий, к ответственности перед командой (если игра – соревнование). В игре воспитываются самостоятельность, настойчивость, выдержка, без которых не будет успеха.
  • Познавательные игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают смекалку, находчивость, интерес к различным предметам и явлениям. Успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. В любой игре должно быть игровое (в познавательных, дидактических играх – учебное) препятствие, без чего игра не может состояться. Важно и то, чтобы каждый участник игры проявил себя, свои возможности, действовал в игре, а не был сторонним наблюдателем.
  • В организации игры важное место отводится объяснению правил – чётко, понятно, кратко, и, обязательно, ставится цель, на которую и будут направлены действия детей.

            На уроках в начальной школе широко используются дидактические игры. Такие игры помогают разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию. Играя, ребёнок увлекается, не замечает, что выполняет учебные задания, которые для многих (особенно для школьников 1–2-х классов) в традиционной организации вызывают не интерес, а негативные эмоции, те, в свою очередь, способствуют лишь снижению познавательной активности и трудоспособности.

          Таким образом, использование дидактических игр в начальной школе необходимо, такие игры будут стимулом для детей в успешности обучения, сделают каждый урок долгожданным и желанным, а значит, будут способствовать повышению интереса к различным предметам и, как следствие, успеваемости. С удовольствием учиться – не это ли главное для ребёнка.

         Что касается частоты использования игр на уроках, то здесь следует быть осторожным. Слишком частое использование может привести к тому, что детям надоест играть и, в этом случае, результат будет достигаться противоположный. Поэтому организовывать урок-игру следует не чаще 1-2 раз в месяц, игровые же моменты можно и нужно применять на каждом уроке в начальной школе, будь то урок русского языка или урок труда.

          Неразрывно связаны дидактические игры с проблемным обучением, являясь его частью, т.к. игра предполагает достижение цели при соблюдении определённых правил и условии самостоятельности достижения поставленной цели (возможно с помощью учителя).

         Примеры использования дидактических игр и игровых моментов на уроках в начальной школе.

Урок математики в первом классе. Тема: “Вычитание из числа трёх”.

1. Учитель. – Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну… (дети читают: Пифагория). Отправимся мы на поезде. Вы знаете, как едет поезд? Давайте потренируемся.

Дети встают, изображают движение поезда.

2. Учитель. – А теперь отправляемся в путешествие.

Звучит песенка “Голубой вагон”, дети изображают движение поезда.

Учитель. – Станция… (Дети читают: Снежная). На этой станции мы будем играть в снежки.

      Одному ребёнку даются три “снежка” (скатанная газета, скреплённая скотчем), по одному он бросает их в корзину.

Учитель: – Как бросил Саша (Миша, Оля…) снежки в корзину?

Дети: – Сначала один, потом ещё один, и ещё.

Запись на доске: 3 = 1 + 1 + 1

Аналогично: 3 = 2 + 1, 3 = 1 + 2.

3. Учитель: – Станция “Геометрия”. На этой станции люди живут в необычных домах, они имеют форму…

Дети: – Треугольника, квадрата, четырёхугольника…

Учитель: – Давайте посчитаем, сколько треугольных и сколько квадратных квартир в этих домах.

На доске запись: 5 = 3 + 2         7 = 3 + 4

4 = 3 + 1         6 = 3 + 3

9 = 3 + 6         8 = 3 + 5

4. Учитель. – Станция “Лесная”, а никакого леса нет. Ну, что ж, будем сажать лес. В каждый ряд “сажаем” столько деревьев, какой ответ получим в этих примерах:

5 – 3 7 – 3 4 – 3 6 – 3 9 – 3

На доску прикрепляются деревья, нарисованные детьми на уроке рисования.

Учитель: – Вот теперь вырос настоящий лес.

5. Учитель:– Станция “Бусинка”.

Из разных цифр я сделала бусы,

 А в тех кружках, где чисел нет,

 Расставьте минусы и плюсы,

 Чтоб данный получить ответ. (различные примеры)

6. Учитель: – Станция “Задачкино”. На этой станции мы будем решать задачи.

Ёжик по лесу пошёл,

 На обед грибы нашёл:

 Два под берёзой,

 Три у осины,

 Сколько их будет

 В плетёной корзине?

 На доске запись: 2 + 3 = 5 (гр.)

 Пять яблок из сада

 Ёжик притащил.

 Три самых румяных

 Белке подарил.

 С радостью подарок

 Получила белка.

 Сосчитайте яблоки

 У ежа в тарелке.

На доске запись:  5 – 3 = 2 (ябл.)

7. Учитель: – Понравилось путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Фрагмент урока математики во втором классе.

Тема: “Повторение сложения и вычитания в пределах 10”.

        На доске три столбика (по количеству рядов) примеров на сложение и вычитание в пределах 10, в каждом столбике восемь примеров (по количеству детей в ряду.

2 + 6                 8 – 5                 3 + 4        9 - 6        5 + 3        10 - 9        4 + 5

3 + 7                 8 – 6                  9 - 6        4 + 2              8 - 4        5 + 3        8 - 3

5 + 5                  4 – 3           2 + 5        10 - 7        6 + 4        9 - 4        3 + 7

Учитель: – А сейчас проведём математическую эстафету. Каждой команде необходимо быстро и правильно решить примеры. Во время соревнования разрешается подсказывать, “болеть” за участника команды, как на настоящих спортивных соревнованиях. Каждый участник должен решить по одному примеру. Итак, на старт, внимание, марш!

Дети выбегают по очереди к доске, решают примеры, остальные помогают (в это время учащиеся встают из-за парт, им разрешается покричать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.). Обязательно звучит музыка (весёлые детские песенки).

      В ходе выполнения задания дети увлекаются игрой, их глаза горят азартом, сами не замечая, выполняют учебную задачу – повторение пройденного материала. Обнаруживается, что дети, в обычных условиях с трудом решающие подобные примеры, справляются без труда и с большим интересом. По окончании эстафеты подводятся итоги.

      Аналогично можно организовать работу и по русскому языку – повторение безударных гласных, заглавной буквы в именах собственных – по любой теме.

      Очень приятно слышать от детей: “А когда мы ещё будем проводить соревнования?”, ученики с интересом ждут подобных игр, с большим интересом участвуют в них. Познавательный интерес, интерес к предмету повышается – ради этого стоит организовывать такую работу. Важно не переборщить – частое использование приведёт к потере интереса.

Фрагмент урока ознакомления с окружающим миром.

Тема: “Круговорот воды в природе”.

Учитель: – Послушайте сказку. Жила-была Капелька. Она очень любила путешествовать. Однажды со своими сёстрами Капелька отправилась в далёкое путешествие с Мамой-Тучей. Долго они летали над землёй, много собрали капелек по пути. Стало Туче так тяжело, что упала она на землю проливным дождём, рассыпала всех своих дочек по полям, по лесам, по рекам и морям. Попала Капелька на поляну. Много росло на поляне цветов. Каждому цветочку досталась своя капелька. Напились все растения долгожданной воды – много капелек попадало в землю. Но вот опять пригрело солнышко, стало жарко. Стало нашей капельке скучно в земле, решила она на солнышке погреться. Только вылезла, пригрело её солнышко, и превратилась Капелька в маленькое облачко – лёгкое и воздушное. Полетела она вверх, встретила в небе свою Маму-Тучу, а с ней и своих сестрёнок-капелек. Полетела Туча дальше своих дочек собирать.

    Далее учитель предлагает учащимся разыграть сценку “Путешествие Капельки”, используя элементы костюмов.

Фрагмент урока русского языка во втором классе.

Тема: “Повторение безударных гласных и парных согласных в корне слова”.

Учитель: – Сейчас мы с вами будем разведчиками. В разведывательный центр поступила шифровка – пароль, открывающий доступ в секретную лабораторию. Для того, чтобы расшифровать её, необходимо в слова вставить пропущенные буквы и из них составить слово. Таких слов будет пять. Каждая группа будет расшифровывать своё слово.

1 карточка.

Но…, шала…, прол…вной, паке…, тр…ва. (сшита)

2 карточка.

В…да, медве…ь, б…глец, сторо…, тру…, кр…сота. (одежда)

3 карточка.

Бага…, пр…вдивый, кусо…, в…дро, лопа…ка. (жакет)

4 карточка.

Ли…кий, п…лить, похо.., пиро…ки, лош…ди, сро…. (пиджак)

5 карточка.

Носо…, др…зды, шар…, топо…, к…душка. (кофта)

Каждая группа (по четыре-пять человек) выполняет задание, собираясь у одной парты. Затем проверка выполнения.

Учитель: – У нас получились следующие слова: сшита, одежда, жакет, пиджак, кофта. Теперь проверим, откроется ли кодовый замок.

На доске картинка замка. Дети снимают картинку, переворачивают, читают.

ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО!

      Аналогично вышеописанной игре-соревнованию, в ходе данной игры у ребят появился интерес к заданию, возросла познавательная активность – цель достигнута.

       Подобным образом можно организовать игру на уроках и по другим предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

Презентация "Дидактическая игра, как средство повышения познавательной активности"

1. Понятие дидактическая игра.2.Примеры дидактических игр для детей.3. Вывод....

Доклад на тему: «Дидактическая игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира»

Готовый доклад на тему: "Дидактиечская игра как средство повышения познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира" для студентов...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Начальная школа  закладывает основу формирования  учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, плани...

Использование современных образовательных технологий как средство повышения познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе.

Обзор современных образовательных технологий, способствующих повышению познавательного интереса учащихся на уроках в начальной школе....

Обобщение опыта работы по теме "Технология проблемного обучения как средство повышения познавательной активности учащихся на уроках в начальной школе»

Данный материал представляет собой результат исследования учителя в течение трёх лет обучения учащихся с применением технологии проблемного обучения. Раскрывается сущность технологии, виды проблемного...