«Индивидуализация воспитания как средство повышения качества образования»
материал на тему

Кориняк Марина Владимировна

«Индивидуализация воспитания как средство повышения качества образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

заседание педагогического совета

«Индивидуализация воспитания как средство повышения качества образования»

Выступление учителя

Пинтелькиной М.В.

Индивидуализация обучения в соответствии с общепринятыми представлениями понимается как организация учебного процесса, при которой педагог осуществляет выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям детей и обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности.

При внешней простоте данного определения, реализация его на практике в полной мере является достаточно проблематичной. Не совсем понятно, какие именно особенности должны учитывать педагоги. Список только познавательных особенностей достаточно велик. А на эффективность учебного процесса влияют и личностные качества.

Для начала нужно определиться с набором параметров, достаточных для организации индивидуализации обучения.

  1. Тип нервной системы: слабый, сильный; подвижный, инертный.
  2. Преобладающий канал восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический.
  3. Работоспособность или утомляемость: высокая, низкая, скачкообразная.
  4. Мышление: развитие выше нормы, норма, ниже нормы.
  5. Учебная мотивация: достижение успеха, избегание неудач.

1 Типы нервной системы

Сила характеризует выносливость нервной системы, работоспособность, ее устойчивость к раздражителям.

Слабость означает невысокую работоспособность, неустойчивость по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокую чувствительность.

Подвижность определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

У человека с инертной нервной системой замедленное протекание нервных процессов.

Слабый тип

Такие учащиеся склонны к психосоматическому реагированию на учебные трудности. Для них очень важны позитивные взаимоотношения с учителем. Поэтому следует осторожно подходить к отрицательному оцениванию — оно может существенно понизить качество учебной работы. Лучше постоянно поощрять, эмоционально поддерживать детей, особенно во время контрольных мероприятий. Стоит иметь в виду, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи. Поэтому таких детей необходимо научить переживать неудачу.

Учащимся не следует задавать неожиданные вопросы, требующие быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать ответы в письменной форме, время от времени предлагать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.

Нужно иметь в виду быструю утомляемость учащихся. По возможности спрашивать в начале урока, учебного дня, недели. При подаче материала использовать внешние опоры: графики, схемы, диаграммы, таблицы. Не задавать вопросов по только что пройденной теме. Создавать спокойную обстановку, избегать перевозбуждения.

На переменах учащимся желательно двигаться.

Во время самоподготовки предоставить возможность заниматься одному, делать паузы. Полезно планировать выполнение уроков: сначала выполнять более трудные задания. Тщательно контролировать результаты.

Сильный тип

С такими детьми желательно избегать длительной монотонной, эмоционально неокрашенной работы, она снижает внимание, вызывает истощение. Необходимо менять виды деятельности, предоставлять детям возможность выполнять задания своими способами. Помогать формировать самоконтроль результатов. Учить планировать свое время, помогать осваивать способы повторения пройденного.

Во время самоподготовки побуждать планировать время на выполнение заданий, после чего совместно обсуждать отклонения от графика. Уделять особое внимание контролю правильности решений.

Подвижный тип

Эти дети не выносят длительной монотонной работы. По возможности им надо давать интересные задания, близкие жизненному опыту. Обучать произвольной регуляции действий: умению быть сдержанным, не выкрикивать, способности организовывать учебную деятельность. Акцентировать чувство взрослости и самоконтроль как его неотъемлемую составляющую. На уроке необходим постоянный контроль учителя.

Иногда им нужно давать возможность подвигаться (вытереть доску, принести учебники, «не заметить», как учащийся крутится, теребит в руках предметы и т.п.). Излишнее сдерживание двигательной активности может привести к тому, что на перемене или следующем уроке ребенок полностью потеряет самоконтроль.

Во время самоподготовки необходимо помочь учащимся успокоиться. Задания лучше выполнять частями, приносить каждое выполненное задание на проверку учителю, который его оценивает и мотивирует ребенка на решение следующей задачи. Оценивать не только правильность, но и аккуратность выполнения работы.

2 Преобладающий канал восприятия

Визуалы – хорошо запоминают лица, но часто забывают имена. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый». Думают они образами. У детей бурная и живая фантазия. Эти дети не склонны к объятиям, прикосновениям.

У визуалов хорошая зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминают такие характеристики, как цвет, форма, размер. Их внимание обращено на видимые признаки объектов. Им легко даются рассказы по картинкам.

Они легко запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и запомнить слова, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей – зарисуй, воспроизведи, выдели – все это способствует лучшему усвоению материала.

Когда визуалы готовят домашнее задание или пишут контрольную работу, им необходимо иметь черновик, лист, на котором можно чертить, рисовать, записывать.

Особенности внимания: устойчивое, небольшой шум ему не мешает.

Особенности запоминания: помнят то, что видели, запоминают картинками.

Стратегия сопровождения: при обучении визуалов особое внимание необходимо уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации. На  занятиях рекомендуется использовать цветные иллюстрации, готовые схемы для подкрепления нового материала зрительными образами.

Аудиалы- помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какие слова сказал. Они часто запоминают имена, но легко забывают лица. В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».

В школе такие дети часто хорошо учатся, их сильная сторона – развитая слуховая память и речь, но часто бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе они обычно демонстрируют меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторений правил вслух. При выполнении домашнего задания им также следует его проговаривать вслух.

В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

Особенности внимания: легко отвлекается на звуки.

Особенности запоминания: легко запоминают то, что слышат.

Стратегия сопровождения: при  обучении акцент делается на восприятие информации на слух (особое внимание уделяется интонации, медленности, тембру голоса). Для быстрого приобретения необходимых навыков предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Кинестетики – во время разговора совершают много движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику, а в глаза смотрят редко. Такие дети обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Ребенок-кинестетик привязан к родителям, его надо чаще обнимать. Когда говорите «молодец», погладьте его по голове, плечу.

В речи кинестетики часто используют слова «чувствую», «холодно», «жарко», «жестко», «мягко», «больно».

В школе таким детям материал дается легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать.

Обучая кинестетика, следует объяснять материал медленно, использовать действия, жесты, прикосновения. Помните, что ребенок-кинестетик – больше практик, чем теоретик.

Особенности внимания: с трудом концентрирует внимание и легко отвлекается.

Особенности запоминания: помнят общее впечатление, лучше запоминают двигаясь.

Стратегия сопровождения: при работе с детьми на первом месте должна быть двигательная активность, то есть создание условий для свободного перемещения детей. На занятиях не рекомендуется заставлять их сидеть долгое время неподвижно; обязательно надо дать им возможность двигаться (попросить принести книгу, оборудование). Предпочтительнее задания по типу «модель-конструктор», предполагающие сборку и разборку деталей, из которых состоит устройство.

3 Учебная мотивация

Один из вариантов  классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

 Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.

 Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается в том, что бы избежать неудачи. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

В связи с задачей повышения качества знаний в последнее время повысилось внимание к развитию познавательной деятельности учащихся. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степен...

Дифференцированный подход в обучении как средство повышения качества образования

Методический материал по теме "Дифференцированный подход в обучении учащихся как средство повышения качества образования"...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Модульное обучение как средство повышения качества образования на уроках литературного чтения.

Содержание:   Введение……………………………………………………………….……3 Актуальность проблемы……………………………………….….………3Модульное обучение как педагогическая технология…………………..4Организация работы по ...

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ - СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором...

«Индивидуализация воспитания как средство повышения качества образования»

Индивидуализация обучения в соответствии с общепринятыми представлениями понимается как организация учебного процесса, при которой педагог осуществляет выбор способов, приемов, темпа обучения, соответ...