Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов
методическая разработка

Выступление по теме «Работа со слабоуспевающими детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_rabota_so_slabouspevayushchimi_detmi.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме «Работа со слабоуспевающими детьми».

Актуальность данной темы состоит в том, что неуспеваемость учащихся есть и остается наиболее острой в современной педагогике. О степени цивилизованности общества можно судить по тому, какую оно берет на себя ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости- важнейшая задача теоретической и практической педагогики.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Число неуспевающих детей из года в год возрастает, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов.

Основные причины неуспеваемости:

1.особенности организма школьника;

2.особенности личности школьника;

3.бытовые условия;

4.гигиенические условия в школе;

5.особенности воспитания в семье;

6.особенности обучения и воспитания в школе;

7.причины недостатков бытовых условий;

8.причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;

9.условия, порождающие недостатки воспитания в семье;

10.условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса

Цели и задачи работы со слабоуспевающими обучающимися:

 Формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

-Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

-Развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

-Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

-Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

-Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

-Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

-Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты:

- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей,

- Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.      

Основополагающие направления и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

Признаки отставания - начало неуспеваемости обучающихся: 

1.Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.

3.Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4.Ученик   не   реагирует   эмоционально (мимикой   и   жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5.Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику:

1.Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

 План работы со слабоуспевающими учащимися на 2023-2024 уч. год

Мероприятия

Срок

  1.

Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам.

Август

 2.

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

3.

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся

Сентябрь

4.

Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися. Предложить родителям посещать уроки представленный план работы.

В течение учебного года.

5.

Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,  Малых педсоветах, ШМО)

В течение учебного года.

6.

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

В течение учебного года.

8.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9.

Оказание помощи учащимся в учебной деятельности при подготовке домашних заданий

В течение года

10.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

11.

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

12.

Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение учебного года

13.

Отчёт о работе учителя со слабоуспевающими

учащимися

Май

Меры предупреждения неуспеваемости обучающегося: 

1.Всестороннее повышение эффективности каждого урока.

2.Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов.

3.Индивидуальный подход к учащемуся.

4.Специальная система домашних заданий.

5.Усиление работы с родителями.

6.Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

 

Из приведённого выше можно сделать следующие выводы:

-чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

-нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. -нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

-нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"

Выступление на районном заседании методического объединения учителей начальных классов "Алгоритм действий и проверка по эталону"...

Тематическое планирование заседаний методического объединения учителей начальных классов

Подробное тематическое планирование в помощь председателям методических объединений учителей начальных классов....

Протокол №2 заседания методического объединения учителей начальных классов

Повестка заседания:1. Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС.2.Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога.3.Типы уроков по ФГОС4.Постр...

Протокол №3 заседания методического объединения учителей начальных классов

Повестка заседания: 1.  Доклад на тему: «Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».2. «Сущность технологии проектно-исследова...

Протокол №4 заседания методического объединения учителей начальных классов.

Повестка заседания:«Использование ИКТ в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования».Вопросы для обсуждения:1. Влияние современных технологий на повышение ...

Протокол внепланового заседания методического объединения учителей начальных классов №5 2019-2020 уч.года.

Формирование заказа на учебную литературу по федеральному перечню на 2020-2021 учебный год.Анализ работы МО за 1 полугодие....

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.Воркуты

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов МОУ «Гимназия №1» г.ВоркутыРеализация системно-деятельностного  подхода в учебной деятельности....