Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО
рабочая программа (4 класс) на тему
Цель: получить представления об ожидаемом уровне ИКТ-компетентности обучающихся и выпускников начальных классов.
Задачи: в ходе работы обучающимися должны быть решены следующие задачи:
- Ознакомится с требованиями государственной политики в области образования к ИКТ компетентности выпускников начальных классов;
- Ознакомиться с местом информатики в системе ФГОС НОО;
- Ознакомится с современными публикациями и мнениями авторитетных специалистов о требованиях предъявляемых к ИКТ-компетенции учеников и выпускников начальных классов;
- Сформировать собственное представление и проанализировать действующие требования к ИКТ компетентности выпускников начальных классов и реальное положение вещей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к ИКТ-компетентности учеников и выпускников начальных классов согласно ФГОС НОО
Цель: получить представления об ожидаемом уровне ИКТ-компетентности обучающихся и выпускников начальных классов.
Задачи: в ходе работы обучающимися должны быть решены следующие задачи:
- Ознакомится с требованиями государственной политики в области образования к ИКТ компетентности выпускников начальных классов;
- Ознакомиться с местом информатики в системе ФГОС НОО;
- Ознакомится с современными публикациями и мнениями авторитетных специалистов о требованиях предъявляемых к ИКТ-компетенции учеников и выпускников начальных классов;
- Сформировать собственное представление и проанализировать действующие требования к ИКТ компетентности выпускников начальных классов и реальное положение вещей;
Формирование ИКТ- компетентности предполагает знакомство обучающихся с различными средствами ИКТ, освоение ими общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними; осознание возможностей различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры.
Согласно подпунктам 7, 8 пункта 11 раздела II «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования относится:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета).
Данные умения составляют содержание ИКТ-компетентности, которое конкретизировано в примерной основной образовательной программе, одобренной Координационным советом при Департаменте государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (подпункт 2.1.2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты).
В соответствии с ФГОС НОО формирование ИКТ-компетентности осуществляется на всех уроках и внеурочных занятиях в начальной школе.
Образовательное учреждение вправе включить в часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, предмет «Информатика». Данный предмет не является обязательным для формирования ИКТ-компетентности.
Задачи формирования ИКТ-компетентности (умений работать с информацией) должны быть отражены учителем в учебно - тематическом планировании рабочей программы по каждому предмету в характеристике учебных задач и в перечне универсальных учебных действий, формируемых на уроке.
Курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. Â в соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах. Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ компетентности).
Авторы методических материалов по предмету «Информатика»: Н.В..Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова и др.(издательство «Бином. Лаборатория знаний») считают, что курс информатики в начальной школе имеет комплексный характер. В соответствии с первым аспектом информатики осуществляется теоретическая и практическая бескомпьютерная подготовка, к которой относится формирование первичных понятий об информационной деятельности человека, об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.), о нравственных и этических нормах работы с информацией. Â в соответствии со вторым аспектом информатики осуществляется практическая пользовательская подготовка — формирование первичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах. Таким образом, важнейшим результатом изучения информатики в школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ компетентности).
В соответствии с требованиями ФГОС НОО планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования включают информационные умения и умение работать с разными источниками информации в совокупность ключевых компетентностей, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. (ФГОС НОО. Раздел 2. п.11).
В примерной основной образовательной программе начального общего образования в целевом разделе, подразделе «Планируемые результаты» требования к ИКТ - компетентности конкретизированы и представлены в подпрограмме «Чтение. Работа с информацией». Подпрограмма описывает требования к ИКТ -компетентности по разделам: получение, поиск и фиксация информации, понимание и преобразование информации, применение и представление информации, оценка достоверности получаемой информации. Требования к результатам представлены на двух уровнях – базовом и повышенном. Подпрограмма «Чтение и работа с информацией» реализуется на основе всех предметов начальной школы, но особое значение имеют предметные области «Математика и информатика» и «Технология».
Первоначальные представления о теоретической (математической) информатике изучаются в предметной области «Математика и информатика», а первичные практические навыки использования различных средств ИКТ – в предметной области «Технология» на протяжении всего периода освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В рамках предмета «Технология» модулем определено следующее содержание (см. раздел «Примерные программы», пункт 4 «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа»): первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы; первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы; овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Поэтому первое знакомство обучающихся с ИКТ лучше осуществить на уроках технологии и продолжить формирование навыков в остальных предметных областях.
Предметная область «Математика и информатика» в начальной школе отвечает за формирование наиболее общих ИКТ- компетенций:
применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях;
представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и на компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации;
выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Построение совокупностей по заданному основанию;
построение цепочек (последовательностей), представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек (последовательностей);
анализ истинности утверждений, построение цепочек рассуждений;
рассмотрение различных вариантов возможных событий и выбор собственного благоприятного действия;
работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
В содержании других предметных областей начальной школы также отражены сведения, позволяющие формировать информационные умения младших школьников. В предметной области «Филология»:
«Русский язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное чтение». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением. Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
В предметной области «Обществознание и естествознание», («Окружающий мир»):
Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, лентой времени), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
В предметной области «Искусство»:
Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.
Нельзя забывать об использовании пособий для преподавания информатики и проведения внеурочных занятий при реализации ФГОС НОО.
Вывод:
В своей работе очень часто использую практические занятия по информатике. Именно они помогают достичь высокого уровня ИКТ- компетентности выпускников моего класса. Структура практического занятия в основном одинакова: вступительное слово преподавателя, вопросы учащихся по материалу предыдущих практических занятий, практическая часть и заключительное слово учителя. Разнообразие возникает в практической части, включающей рефераты, доклады, дискуссии, упражнения, решения задач, написание и отладку программных проектов и т.д.
Индивидуальная работа на практическом занятии по информатике позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям.
Во время групповой работы класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания (единая и дифференцированная групповая работа). Выполнение дифференцированных групповых заданий приучает учащихся к коллективным методам работ.
Что больше всего влияет на успеваемость? Квалификация учителя? Затраты на обучение? Уровень развития одноклассников? Или, скажем, количество книг в школьной библиотеке?
Результаты грандиозного исследования американского социолога Коумена Джеймса оказались однозначными. Все важно. Но больше всего – класс! Развитие товарищей по классу, их успеваемость и жизненные планы по большому счету важнее, чем затраты средств на одного учащегося, число учеников в классе и даже квалификация учителя.
В умело организованном коллективе каждый работает на каждого. Дело учителя – помочь классу умело организоваться на своих уроках. Наверное, в этом и кроется секрет лучших учителей, умеющих создать класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС
В презентации представлены ожидаемые результаты: какой должен быть выпускник школы...
Портрет выпускника Начальной школы по ФГОС
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в пр...
Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС
Презентация подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....
Формирование лексических и грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе(согласно ФГОС)
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенци...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СОГЛАСНО ФГОС
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами соврем...