Интегрированный урок. Путешествие в прошлое.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Богунова Елена Ивановна

Тема урока. Путешествие в прошлое.

Интегрируемые предметы: русский язык, литературное чтение, математика.

  1. Общее количество часов: 1
  2. Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста,  наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата, умение воспроизводить соотношения между старинными единицами длины.
  3. ФОС (краткая характеристика)

Цель интегрированных уроков – показать единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволить  учащимся видеть взаимосвязь различных предметов. Данный урок – триада учебных предметов: русский язык, литературное чтение, математика.

Конспект урока составлен по УМК «21 век» для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_urok_integratsiya_3_klass.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта освоения интегрированного содержания

Тема урока. Путешествие в прошлое.

Интегрируемые предметы: русский язык, литературное чтение, математика.

  1. Общее количество часов: 1
  2. Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста,  наблюдение за языковым оформлением писем в зависимости от адресата, умение воспроизводить соотношения между старинными единицами длины.
  3. ФОС (краткая характеристика)

Цель интегрированных уроков – показать единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволить  учащимся видеть взаимосвязь различных предметов. Данный урок – триада учебных предметов: русский язык, литературное чтение, математика.

Конспект урока составлен по УМК «21 век» для 3 класса.

Тип урока: закрепление и обобщение полученных знаний

Оборудование урока:

- выставка книг А. П. Чехова;

- учебный фильм «Биография А. П. Чехова»,

- карточки,

- карта пригорода Москвы,

- картины из картинной галереи Эрмитажа

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. Работа по теме

5. Физ. минутка

6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

7. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Формы работы:

Фронтальная, работа в паре, групповая.

Средства обучения:

Для учителя: технологические карты, поурочные разработки по литературному чтению к УМК «21 век», электронная доска, учебники «Русский язык» 1 часть, «Литературное чтение» I часть, « Математика» 1 часть.

Для ученика: учебники «Литературное чтение», «Математика», « Русский язык»  I часть, рабочая тетрадь на печатной основе.

Методы обучения:

Репродуктивный метод (проверка знаний по прошлому материалу);

наглядный метод (слайды, демонстрационный материал);

практическая работа;

поисковый метод (при нахождении метафор, эпитетов, устойчивых выражений, повторов);

самостоятельная работа;

словесные методы (вопрос-ответ, беседа, элементы дискуссии);

работа с учебником;

фронтальная работа;

индивидуальная работа (ответы детей);

самоконтроль, самопроверка;

использование «педагогики сотрудничества»;

стимулирование активности ученика (по ходу урока);

использование разных источников знаний;

дифференцированный (индивидуальный подход к слабым ученикам).

ФОС (фонд оценочных средств) – оценки в конце урока, самооценивание  итогам самостоятельной работы

Этапы организации учебной деятельности

Результаты освоения содержания образования (предметные: базовый, повышенный уровни; метапредметные, личностные)

Содержание деятельности учителя

Учебная деятельность ребенка (учебные задачи)

Учебный материал

 (тексты учебников, ЦОРы, социокультурные, социо-производственные ресурсы)

Перечень приемов (педтехник), позволяющих преодолеть трудности ребенка в учебной деятельности

1

Этап целеполагания

Цель:

- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии.

(Предметные УУД)

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала.

(литер. чтение)

(Коммуникативные УУД).

Готовность слушать собеседника, вести  диалог. Учиться связно,  отвечать на вопросы.

(литер. чтение)

Прослушивание аудиозаписи «Мечта»

- О чем мечтал мальчик?

- А о чём мечтал мальчики из произведения  А. П. Чехова «Ванька»?

- Мечта мальчика из стихотворения – это мечте в настоящее время, а когда мечтал Ванька?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- Сегодня урок будет необычным. На каком учебном предмете мы читали данный рассказ?

- А что Ванька делал? На каком уроке мы пишем?

- Мы сегодня на одном уроке будем читать, анализировать, писать. А вот третий предмет вы назовете в конце урока.

Прослушивание аудиозаписи

Фронтальная беседа (интервью)

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока.

Участвуют в подводящем к теме диалоге.

Аудиозапись  стихотворения «Мечта»

https://www.youtube.com/watch?v=rogsMZ3YQBc

технология интегрированного обучения

2

Продуктивная деятельность

Цель:

- реализация построенного проекта в соответствии с планом;

- фиксация нового способа действия в речи;

- фиксация преодоления затруднения;

- уточнение общего характера нового знания

(Предметные УУД)

Находить в тексте описания - портрет героя 

(литер. чтение)

(Предметные УУД)

Уметь воспроизво-дить соотношения между единицами длины. Сравнивать значение величин, выраженных в одинаковых или разных единицах.  

(математика и информатика)

(Предметные УУД)

Знать содержание текста, обобщать знания, полученные в процессе изучения.

Уметь безошибочно, точно записывать задание.

(Регулятивные УУД) Изложение своего мнения и аргумен-тация своей точки зрения и оценки событий.

(Предметные УУД)

 Овладение навыка-ми смыслового чтения текста.

(литер. чтение)

(Предметные УУД)

Знать правила офо-рмления почтового адреса. Применять правила оформления конверта, составлять собственный текст. 

(русский язык)

(Коммуникативные УУД)

Умение выразить свои чувства, мысли.

(литер. чтение)

(Коммуникативные УУД)

-формулировать собственное высказывание, мнение.

(русский язык)

(Коммуникативные УУД)

Активно использовать  речь для решения учебных задач. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

(литер. чтение)

- Давайте просмотрим небольшой фильм об А. П. Чехове?

- Что вы узнали про жизнь писателя?

 - К какому жанру относится произведение, которые мы читали на прошлом уроке?  Докажите.

- Где жил герой?

- Посмотрите на карту.   Действие происходит в настоящее время?

-Прочитайте по учебнику математика стр 26, что являлось единицей длины в то время.

- Сделайте вывод?

Работа с заданиями по карточке:

  1. Решение задачи (коллективно)
  2. Сравнение расстояний до деревни (самостоятельно)
  3. Перевод единиц длины

- Посмотрите на портрет.  Кто это и что вы узнали про него из рассказа?

- Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

Сколько ему лет?

К кому он был отдан в ученье?

Прочитайте, как жилось ему у сапожника?

Из чего же состоит «ученье» Ваньки?

- На сколько частей можно разделить рассказ? (2 части: жизнь героя и письмо)

- Кратко расскажите, как Ванька жил в деревне и в городе.

- Прочитайте задание 1 стр 137 в учебнике «Русский язык».

- Ванька писал письмо, а что такое письмо?

- По правилам русского языка как Ванька справился с текстом?

- Прочитайте правило, как правильно оформляется конверт.

Письмо- это текст, и нужно знать его возможные части.

Памятка «Части текста письма»

- Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему?

- Вы принесли конверты? Рассмотрите их. Что написано в верхнем левом углу? Что написано в правом нижнем углу? Посмотрите на образец, как подписан конверт в учебнике.

– На что надо обратить внимание? (Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)

Подпишите самостоятельно конверты от имени Ваньки Жукова и кратко напишем дедушке письмо, сохраняя все правила написания письма.

- Почему же Ванька не ложился спать?

– Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

- Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.

  • - Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась?

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.

  • - А как вы думаете, каким вырастет Ванька?
  • -Чем заканчивается рассказ?
  • - Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
  • Просмотр мультфильма «Ванька Жуков»
  • - А вы хотели бы, чтоб дедушка получил письмо?
  • -Давайте изменим конец рассказа, я бы хотела, чтобы все мечты сбывались.
  • - В настоящее время мало кто пользуется письмом через почту. А как вы отправляете письма?
  • - Давайте в виде СМС сообщения вы составите текст от имени дедушки и отправите его мне. (учитель зачитывают некоторые сообщения)

Просмотр из президентской библиотеки.

Работа по карте, учебнику, решение задач на карточках

Делают вывод, что 1 верста = 1 км 7 метров.

самопроверка

выбирают самостоятельно уровень заданий

Выборочное чтение

Анализ текста

краткий пересказ

 работа со словарем Ожегова

( 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения)

Начало письма и конец зачитывают

Выборочное чтение

по учебнику

работа с презентацией

Постановка проблемного вопроса

составление кластера - ответа

самостоятельная работа, отправляют в почтовый ящик

Высказывают свое мнение и рассуждают,  как они бы хотели чтоб изменить конец рассказа

Просмотр мультфильма  (окончание письма)

Работа в парах

Составляют СМС  сообщения на телефоне

учебный фильм «Биография А. П. Чехова»

https://www.youtube.com/watch?v=Vcp-o3z-s8k

учебник «Математика 3 класс 1 часть»

Картинная галерея «Портрет крестьянского мальчика»

Учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть

Словарь Ожегова

Учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть

Учебник

«Русский язык 3 класс 1 часть»

Презентация «Части текста письма»

Мультфильм «Ванька Жуков»

https://www.youtube.com/watch?v=KoiZy7YvaHk

Работа в парах  сотовыми телефонами

прием интервьюирования

технология уровневой дифференциации

Технология интегрированного обучения

культуровоспитывающая технология

технология проблемного обучения

Технология критического мышления

технология цифрового обеспечения

3

Рефлексивная деятельность

(оценочно-отме-точная деятель-ность педагога, домашнее задание)

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;- оценивание учащимися собственной  деятельности

(Личностные УУД)

Уметь  строить высказывания  понятные для партнеров.

- Вспомним еще раз куда отправлено письмо? -«На деревню дедушке…» – это значит, письмо написано для вас, читатели.

- В начале урока я сказала,  что урок будет необычным. Какие учебные предметы нам помогли в освоение темы урока? А когда мы решали задачи, то какой учебный предмет добавился?

- Выберите фразеологизм или пословицу,  которые характеризуют вашу  работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

ДЗ  1 уровень - Т  стр 104

2 уровень – Т стр 105

Решить задачу на карточке

Выставление оценок

Осмысление понятия интеграция

Оценивание своей деятельности на уроке

Запись домашнего задания

технология уровневой дифференциации

Памятка «Части текста письма»

Части текста письма

Примеры

Обращение

Уважаемый…

Начальная фраза о состоянии переписки

Пишет Вам...

Основное содержание письма,

сообщение о новостях

Я хочу Вам рассказать…

Вопросы адресату

Как Ваши дела?

Благодарности

Спасибо за внимание…

Просьба писать письма.

Я прошу Вас…

Прощание

До свидания…

Концовка и подпись

С уважением…

Дата и место написания.

28 апреля 2010 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)

Интегрированный урок – путешествие по математике и литературному чтению по сказке В.Берестова «Как найти дорожку» на тему «Числа от 1 до 20» (УМК «Начальная школа 21 века», 1 класс)...

Интегрированный урок-путешествие (математика-краеведение) в 3 классе по теме "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления"

Изучение нового материала по теме урока "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления" проходит в форме урока-путешествия по парку  ГМЗ "Ораниенбаум" города Ломоносова Санкт-П...

Интегрированный урок "Путешествие в страну лебедей"

Интеграция: математика (решение задач), окружающий мир (птицы), музыка, технология (оригами)....

Интегрированный урок -путешествие "Подарки нашим мамам" , урок чтения ,2 класс.

Урок - путешествие рекомендую проводить с приглашением мам учеников. Урок -подарок для любимых мамочек в День матери или  к 8 марта....

Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство"

Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство" во 2-ом классе выполняет образовательные, развивающие и воспитательные цели. Обобщает представление детей об отличительных признаках съедобных и не...

Интегрированный урок. Путешествие в прошлое.

Тема урока. Путешествие в прошлое.Интегрируемые предметы: русский язык, литературное чтение, математика.Общее количество часов: 1Цели: Овладение навыками смыслового чтения текста,  наблюдение за ...

Интегрированный урок-путешествие "Путешествие в страну "Фантазия"

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ФАНТАЗИЯКомбинированный урок литературного чтения и астрономической пропедевтики  в 4 классеТема урока: Путешествие в страну ФантазияТип урока: Урок-игра, урок-путешествие. Ц...