Методическая копилка по теме: Формирование навыков грамотного письма у младших школьников. Работа с безударными гласными.
учебно-методический материал (1 класс)
Данный материал поможет учителю подобрать упражнения при работе по теме "Безударные гласные".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_kopilka.docx | 93.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ МО г. Нягань «НОШ № 9» М. В. Орлова
Методическая копилка по теме:
Формирование навыков грамотного письма у младших школьников. Работа с безударными гласными.
Очень часто ученики допускают ошибки в словах с безударными гласными в диктантах, самостоятельных работах или при списывании текста. Но при разборе ошибок, которые он допустил, ученик говорит, что знает это правило, может его назвать, подобрать проверочное слово. Значит у него не отработан навык, он не видит случаи, когда это правило нужно применять.
Необходимо на уроках русского языка усилить практическую направленность, подбирать такие задания, которые помогут выработать навык грамотного письма у учеников.
Формирование у младших школьников прочных орфографических навыков – одна из важнейших задач изучения русского языка, так как грамотное письмо является элементом общей языковой культуры. Решающая роль в формировании орфографического навыка принадлежит упражнениям.
B ходе упражнений осуществляется перенос сделанных обобщений сформированных в виде правил, на анaлогичные случаи, происходит упрощение способов оперирования знанием, что и способствует формированию орфографических умений и навыков.
Теоретические основы темы
Грамотное письмо предполагает освоение орфографии. “Орфография - общепринятая система правил написания слов. По своему происхождению слово орфография восходит к греческим словам “orfos” - “правильный” и “grapho” - “пишу”, т.е. буквально означает “правильно пишу”.
С чего же следует начать работу учителю?
1 этап. Прежде всего необходимо научить слушать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах.
Уже в первом классе дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении и написании слов с парными звонкими и глухими согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся уже осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударения. В связи с этим особое значение приобретают упражнения слого-звукового и звукобуквенного анализа слова.
2 этап. Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а все же допускает ошибки при письме. Преподавателю важно научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
3 этап. Необходимо для достижения грамотного письма научить детей самоконтролю, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах:
1. Несовпадение буквы и звука.
2. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие “опасные” звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:
- гласные - а, о, и, е, я.
3. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание.
Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании.
Так, учащиеся начальных классов уже знают из практики, что в приставке вообще ничего проверять не нужно - достаточно только убедиться, что “под-” - это приставка, а не начало корня (подвез), так как приставок “пад-” в русском языке нет.
Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне вероятны безударные гласные, и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова.
Виды упражнений для развития орфографической зоркости:
Орфографическое проговаривание. Учитель направляет внимание детей на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Это упражнение целесообразно выполнять в первом и втором классе, где формируется первичный самоконтроль.
Графическое выделение орфограмм - подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм (учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий).
Сигнальные карточки уместно использовать в упражнении - это эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.
Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Дети заучивают наизусть текст в несколько строк, объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще неизученные правила, самостоятельно записывают. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным.
Пример 1
Снежок порхает, кружится,
На улицах бело,
Превратились лужицы в прозрачное стекло.
Пример 2
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал.
Николай ногой качал.
Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать различные виды диктантов, это способствует развитию зрительной памяти, и формированию навыков самоконтроля.
Виды диктантов.
Зрительно слуховой диктант. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное по доске.
Пример 1
В Москву.
Мы едем в Москву. Там увидим Кремль на Красной площади. Рядом с Кремлём течёт Москва - река.
Пример 2
Ворона.
Ворона - большая птица. Она строит гнездо в лесу. Ворона разоряет гнёзда мелких птиц.
Объяснительно - предупредительный диктант применяется с целью закрепления полученных орфографических навыков. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как их нужно писать.
Пример,
По Волге и Дону ходят большие пароходы.
Работа над ошибками
Формированию орфографической зоркости подчинена и система работы над ошибками. Немаловажное значение для успешной организации этой работы имеет исправление ошибок учителем в момент проверки тетрадей.
Общий принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы не парализовать самостоятельности учеников, чтобы они работали над своими ошибками. Учитель не столько дает слова в готовом виде, сколько заставляет учеников размышлять и самостоятельно работать".
Практикуем такие приемы исправления ошибок: неверно написанные буквы не исправляются, а, как правило, подчеркивается все слово с ошибочным написанием, на полях делается отметка о наличии ошибки. Цель такого исправления - заставить ученика вдуматься в данное слово, увидеть в нем орфограмму, распознать ее тип, а затем уже исправить ошибку в этой позиции.
ХОД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
1-й этап - поисковый, когда ребенок ищет ошибку в указанном учителем слове. Если дети испытывают трудности при нахождении ошибки, они справляются у учителя. Практикуется и взаимопомощь. Если ученик затрудняется в обнаружении ошибки, разрешается соседу по парте помочь это сделать.
2-й этап - написать слово, в котором была допущена ошибка, в отдельную тетрадь и провести работу по исправлению ошибки.
ХОД КОЛЛЕКТИВНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
На доске написаны слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной.
Работа над данной темой в 1 классе
В 1 классе с понятиями «ударение», «ударный и безударный звуки» ученики знакомятся в период обучения грамоте. В этот период они узнают, что безударный гласный звук при письме может обозначаться разными буквами.
Главная задача на данном этапе – научить детей проводить звукобуквенный анализ слов, сравнивать написание слов с их произношением, обогащать словарный запас детей. Для решения этих задач на уроке я использую различные задания, чтобы работа по усвоению материала не становилась однообразной.
На уроках много работаем с загадками, пословицами, поговорками, скороговорками, с маленькими стихами. Всё это помогает сделать урок интересным, приобретать необходимые навыки письма и воспитывает правильное отношение к изучению родного языка.
Уже с первого класса мы ведём словарики, дети запоминают написание слов с безударными гласными, которые нельзя проверить ударением.
Основные правила, которые изучают ученики в 1 классе, необходимые для работы с безударными гласными.
Правило 1.
При произнесении гласного звука воздух свободно выходит изо рта, не встречает преград. В русском языке 6 гласных звуков – А, О, У, Ы, Э, И и 10 гласных букв – А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы И, Э, Е. Гласные А, О, У, Ы, Э дают согласному команду: «Читайся твёрдо!». Это гласные 1 ряда. Гласные буквы Я, Ё, Ю, И, Е дают согласному команду: «Читайся мягко!». Это гласные второго ряда. Буквы Я, Ё, Е, Ю, если стоят после согласных, то обозначают один звук Я – [А], Ё –[О] , Ю –[У] , Е –[Э]. Если эти буквы стоят в начале слова, после гласных или разделительных Ъ и Ь, то они образуют два звука: Я – [ЙА], Ё –[ЙО] , Ю –[ЙУ] , Е –[ЙЭ].
Правило 2.
Слоги – это части слова, на которые оно делится при произнесении. В каждом слоге есть гласный. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Правило 3.
В слове всегда один слог произносится с большей силой. Этот слог называется ударным.
Буква Ё всегда стоит под ударением. В словах с буквой Ё знак ударения не ставится.
В словах, состоящих из одного слога, ударение не ставят.
Упражнения для работы с безударными гласными
- Запиши 5 слов, в которых по два слога, 5 слов, в которых по три слога. Поставь точки под гласными. Обозначь в словах ударения.
- Запиши 5 слов по два слога, в которых слог ра будет ударным, и 5 слов по два слога, в которых слог на будет безударным.
- Взаимопроверка. Ученик ставит в словах ударение, второй проверяет его работу. Если находит ошибки, то исправляет их.
Машина, ширина, жираф, чулан, роща, снежинка, щука, часовщик, участок, лужица.
- Распредели слова в два столбика: в первый запиши слова с ударением на первом слоге, во второй – на втором слоге.
Снежок, беда, правда, лицо, каша, седло, яйцо, сода, поле, пчела.
В каком столбике безударные гласные надо проверять? Подчеркни эти гласные.
- Прочитай слова.
Конфета, барабан, книга, город, альбом, ягода, колючка, стакан, сорока, зеркало.
Подчеркни безударные гласные.
- Прочитай стихи. Вставь пропущенные буквы.
Ёлка плакала сн…чала
От д…машнего т…пла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ож…ла.
Чуть др…жат её иголки,
На в…твях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Ог…ньки сб…гают вниз
(С. Маршак)
- Прочитай слоги, написанные на кубиках.
Составь из слогов слова и запиши их.
- Соедини стрелкой букву о и рисунок с изображением животных, растений, предметов, в названиях которых она пишется.
Словарные слова в словарике за 1 класс
вдруг рисунок
воробей сапоги
ворона собака
город сорока
девочка тетрадь
деревня учебник
дорога ягода
класс яблоко
корова язык
машина
медведь
месяц
одежда
пенал
посуда
ребята
Работа над данной темой во 2 классе
Предлагаемые задания и упражнения для коррекции правописания гласных в корне слова способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания.
Выполняя эти задания и делая упражнения, дети должны научиться:
- выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной в корне;
- понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его;
- последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;
- подбирать проверочные слова;
- проверять безударную «е» ударной «ё»;
- различать слова с двумя безударными гласными;
- подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико-грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне;
- применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными;
- определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.
Поиск орфограмм
- Послушай рассказ об одной ошибке. Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
- Ну как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования - длинный деревянный меч.
Почему так случилось?
- Прочитай, выделяя голосом ударные слоги. Выпиши выделенные слова из каждой пары предложений: сначала - с ударной гласной в первом слоге, затем - во втором. Обозначь в словах ударение. Поставь точку под одинаковыми гласными.
Сова - ночная птица. Совы лучше видят ночью, чем днем.
На горе росли сосны. Одна сосна была очень высокая.
На лугу трава не смята. Зеленые травы покрыли луга.
- Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.
Лиса - лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.
Снежок - снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.
Синеет - синька, синица, синеватый, синий, посинел.
- Подбери к каждому слову с пропущенной гласной слово, в котором эта гласная стоит под ударением. Напиши каждую пару слов. Вставь нужную букву. Обозначь орфограмму. Каким будет первое слово по отношению ко второму?
Хвост, травы, лист, стены, сад, дождь.
с..ды ст..на хв..сты
д..жди тр..ва л..сты
5. Прочитай. Произнеси парами однокоренные слова, выделяя ударную гласную. Объясни, почему одно слово служит проверочным для другого. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, обозначь орфограмму в этих словах.
Целый час я решал задачу. Наши ч..сы идут верно.
Ветер надул парус. Корабль поднял п..руса.
У б..льной поднялся жар. Дедушка сегодня болен.
С..довник осмотрел посадки.
Слон очень силен. Сл..ны живут ст..дами. Пастух гнал стадо на лужок.
Повторение правила правописания безударных гласных
- Прочитай рассказ.
Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:
- Спишите их. Только не спешите. Все пишут, а Алеша - нет… Почему ты не работаешь, Алеша?
- А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то - «не спишите»…
Почему Алеша не понял, что делать надо?
- Выпиши парами однокоренные слова: сначала - чтобы гласная была ударной, а затем - безударной. Обозначь орфограмму.
Сосна, вода, дела, трава -
Проверить надо все слова. Безударный гласный -
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте -
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело. А теперь - пишите смело!
- Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
- Прочитай. Измени слова в скобках по смыслу (например, «стройная сосна»). Обозначь в них ударение. Поставь точку под гласной в безударном слове.
Стройная (сосны), высокая (горы), сильная (грозы), важные (грач), холодные (дождь), добрые (слово).
10. Отгадай загадки. Подбери проверочное слово. Напиши по образцу: «Грибы - гриб».
- Кто вы?
- Мы лисички, дружные сестрички.
- Как, с одной-то лапкой?
- Нет, еще со шляпкой. (Грибы.)
Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла.
И сады, и огороды
Всей округи полила. (Гроза.)
Закрепление правила правописания безударных гласных
- Прочитай стихотворение, спиши его. К каждому слову с пропущенной буквой выбери проверочное. Подчеркни и обозначь орфограмму.
Замерзнет, завяжет, скажет, смотрит.
Приобрел я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло зав..зал,
Чтоб в мороз не зам..рзал.
А жираф ск..зал:
«См..три!
Еще нужны мне тридцать три!»
- Проверь себя.
Подумай. Докажи. Напиши
м..ряк море моряк
п..стух
пл..щадка
п..лезный
п..левой
с..довый
13. Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозна чало много предметов. Напиши по образцу: «(Травы ) - трава».
( ) - p..са; ( ) - стр..на; ( ) - п..сьмо; ( ) - д..ска; ( ) - ст..кло; ( ) - к..льцо; ( ) - з..мля; ( ) - пл..чо; ( ) - р..ка.
- Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Напиши по образцу: «(Стог) - ст..га».
( ) - ст..да; ( ) - п..ля; ( ) - хв..сты; ( ) - др..зды; ( ) - дв..ры; ( ) - ш..ры; ( ) - цв..ты; ( ) - д..ревья; ( ) - л..сты.
Подбор проверочных слов
- Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например, «Цвет - цветник, цветной, цветут». Обозначь орфограмму.
Ледник, лед, ледниковый, ледяной.
Белить, беляк, побелка, белила, белизна.
Светлячок, свет, светить, светофор.
Зимовье, зимний, зимовать, зима.
Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными. Например, «Темень - темнеет, темнота, темноватый». Обозначь орфограммы.
Смотр, лень, свист, корм.
Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Например, «Гость - гостевая, гостиница». Выдели корень, обозначь орфограмму. Какое слово будет проверочным?
Вар - ягоды, сваренные в сахаре; тот, кто готовит пищу.
Час - мастер по починке часов; солдат, стоящий на посту.
Выпиши однокоренные слова: первое слово - с ударной гласной в корне, второе - с безударной. Найди лишнее слово. Обозначь орфограмму.
Борьба, воевать, борец.
Веселый, радость, весело.
Седой, сиденье, сед.
Лисица, лес, лесник.
Цвет, цветной, рассвет.
Выпиши однокоренные слова, подчеркни орфограмму. Придумай два-три предложения о родном городе (селе), о том, что в нем особенно любишь.
Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя речушка, своя тропинка, своя заветная березка. При виде их душу переполняют любовь и нежность к своей земле, к Родине.
Прочитай пословицу. Какая буква сломалась в пишущей машинке? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.
Хороша зима сн..гами, в..сна - цв..тами, л..то - грибами, а ос..нь - стогами.
Закрепление умения находить проверочное слово
Подумай, какую гласную надо вписать в каждое слово? Напиши, вставляя пропущенные буквы.
«о» - «а»
Р..са, с..ды, стр..на, ст..га, тр..ва, в..лна, м..ря, к..льцо, вр..ги, др..зды, м..сты, п..ля.
«е» - «и»
Стр..жи, зм..я, з..мля, с..стра, з..ма, зв..зда, л..сты, св..ча, стр..ла, п..сьмо, д..ревья, гн..здо, гр..бы, сл..за, ст..на.
Впиши предложенные слова в нужный столбик. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
Зимний, садик, звон, варка, варит, сад, зимушка, звонит.
Пример, пов..р з..ма зв..нок с..ды
варка
варит
Подбери проверочное слово по образцу. Обозначь орфограмму.
Один - много Много - один
Стена - стены. Дела - дело.
Сосна - Грибы -
Гроза - Поля -
Страна - Снега -
Вчера – сегодня. Сегодня - вчера
Платил - платит. Везет - вез.
Плясал - Пасет -
Носил - Метет -
Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например, «Садовый - посадка, садик». Обозначь орфограмму.
Садовый - посадить, посадка, сады, садик, садовник.
Лесистый - лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы.
Лиса - лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.
Синеет - синька, синица, синеватый, синий, посинел.
Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.
Прочитай. Собери из частей пословицы о первом весеннем месяце, спиши их. Как и почему назвал народ месяц март? Объясни написание выделенных букв.
Придет март-капельник
Март-зимобор
Март-грачевник
с зимой борется.
грачей пригнал.
и зима заплачет.
Соедини слово с нужной буквой.
гр..чи а др..зды
р..ка о тр..ва
п..тно е п..ла
р..ды и л..са
ст..на я в..да
зм..я м ..чи
Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.
С..сновые ( ) д..ревья ( ).
М..рская ( ) в..лна ( ).
З..леная ( ) тр..ва ( ).
В..здушные ( ) ш..ры ( ).
Ст..льная ( ) л..нейка ( ).
Расставь предложения по порядку. В пустые окошки вставь нужную букву. Озаглавь текст.
Мать к..рмила его молоком и учила бегать по г..рам. М..лыш др..жит от страха, но прыгает. Р..дился к..зленок в д..лине горной р..ки. Мать лижет ему шерстку.
Собери пирамиду, вставив пропущенные буквы. Устно объясни свой выбор. Составь с одним из слов предложение.
Разграничение правил правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных
Найди четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне.
пл..тил пр..шу
гл..тал к..зел
пос..дил л..шадь
ск..зал к..вер
пл..сал прин..сти
зав..зал пост..лить
выр..зал заст..гнуть
тр..сет подт..нуть
Выпиши слова в два столбика. Объясни свой выбор.
Д..лекий, ре..кий, с..леный, гл..за, щу..ка, др..зды, кре..кий, сла..кий.
Поднимись по лестнице.
р к а
к в ё р
р б и н а
л н е й к а
в р х у ш к а
п ч т а л ь о н
А теперь спустись.
п о в р
с т р л а
г р ч а т а
н а р ж а т ь
з а м р з а т ь
с к в р е ч н и к
Составь ответ на каждый во-
прос, используя слова для справок. Запиши составленные предложения. Обозначь орфограмму. Устно подбери к словам из справок проверочные слова.
В р..ке, на з..мле, в л..су, в ств..ле с..сны.
Где живут ежи? Где живут щуки? Где выдолбил дупло дятел? Где устроил гнездо жаворонок?
Спиши. Проверь правильность написания. Обозначь в словах ударения. Поставь точку под теми безударными гласными, которые можно проверить.
От цветов в полях льется запах кругом,
И сияет роса на полях серебром.
(И. Суриков)
Прочитай. Определи тему текста, озаглавь его. Напиши заголовок и текст, вставляя пропущенные в словах буквы.
В..сной разлилась река. В..да зато-
пила лес и лу..а. Б..да пришла к зв..рькам. В..да хлынула в их жилища. Крот выле.. из-под земли и пустился вплавь. Вот и бере… Здесь кроту не страшна в..да.
Слова с безударной гласной «е», проверяемой «ё»
Сравни проверочные и проверяемые слова. Какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква «ё»?
Пчёлы - пчелиный мёд, зёрна - зерновой склад, лёд - ледяная гора, клён - кленовый лист.
Напиши проверочные слова к словам.
Зв..зда, оз..ро, в..сло, ст..кло, с..дло.
Объясни, какие буквы пропущены в словах. Напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфо-
грамму.
… - т..мнеть, т..мнота; … - ч..рнеть, ч..рнота; … - т..плеть, т..пло.
Прочитай текст. Спиши. Подчеркни безударную гласную. Напиши два слова с буквой «е» в корне, которая проверяется буквой «ё».
В большой стране у каждого человека есть дорогой ему уголок - деревня, улица, дом, где он родился.
(По Ю. Яковлеву)
Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограммы.
Белка спряталась в дупло,
В нем и сухо, и…
Нарядили елку: бусы в три ряда,
Наверху сверкает красная…
Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак
Подбери проверочные слова, называя ласково предметы, которые они обозначают.
Пт..нец -
К..вер -
Лош..дь -
Зв..зда -
Разбери слово «лошадка» по составу.
Выпиши слова в данном порядке. Устно объясни написания слов.
Начинай с буквы «с»
Комната для еды. Ночная птица. Частичка снега.
Начинай с буквы «к»
Дом для лошадей. Инструмент для маляра и художника. Детеныш кошки.
Начинай с буквы «п»
Слово, противоположное по значению слову «кривой». Тот, кто пасет стадо.
Спиши. Перед каждым словом напиши проверочное, которое называет предмет. Обозначь орфограмму.
Р..гатый, д..ждливый, цв..тет, скр..пит.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом напиши проверочное, которое отвечает на вопрос «какой?».
З..ма, веч..р, зел..нь, ч..стота.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на данный вопрос.
Т..мно (какой?) в л..су (что?) в н..чное (что?) время.
З..мля (что?) з..мой (какая?) отдыхает, а в..сной (что?) расцветает.
Найди лишнее слово. Устно объясни свой выбор. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.
Cв..сток, м..роз, с..лонка.
Су..та, д..жди, з..мля.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери такие проверочные слова, чтобы они были прилагательными. Например, «(Белый) белизна, побелело».
( ) т..мнота, т..мнеют.
( ) св..тлеет, св..тёлка.
( ) с..лач, с..льнее.
( ) п..стреют, п..строта.
( ) ч..стота.
( ) ск..льзить.
( ) т..плеет.
( ) т..шина, т..хоня.
( ) з..мовье, з..мовать.
( ) покр..снеть, кр..снота.
Подбор однокоренного слова, обозначающего действие
Спиши слова (вначале - проверочное, затем - проверяемое). Например, «тащится - тащились». Обозначь орфограмму. Какой частью речи являются эти слова? Подумай, какие проверочные глаголы можно подобрать. Что нужно для этого изменить? (Часть речи, время, число, род.)
Хвалил, хвалит.
Цветет, цвел.
Осветила, светит.
Гонит, гонять.
Лечил, лечу.
Стой, стою.
Делил, делит.
Кормит, кормил.
Подбери к словам проверочные глаголы. Спиши их. Например, «Кормит - кормил».
Цв..тет, бр..сок, л..чу (больного), пос..лил (суп), в..ренье.
Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках запиши проверочные слова, отвечающие на данный вопрос. Обозначь орфограмму.
К..рмил (что делает?) к..тенка (кто?).
В..рили (что делают?) в..ренье (что?).
Цв..тут (что делал?) ландыш.
П..ют (что делай?) ч..жи (кто?).
Объясни написание выделенных букв. Подбери к каждому слову из первого столбика противоположные по значению слова из второго. Запиши их парами.
хвалить ругать
начинать встречать
провожать кричать
молчать кончать
Прочитай слова, обозначающие действия. Запиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.
Н..сил, х..дил, пл..тил, в..рил, др..знил, с..лил, д..рил, п..лил, в..зил.
Прочитай слова, обозначающие действия. Подумай, какие гласные в них надо проверить. Подбери к каждому слову проверочное. Для этого измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: «что сделал?». Например, «Встал - встаёт».
Заливает, подвезёт, приведёт, запевал (песню), запивал (молоком), принесёт, помогал, погасил (огонь).
Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках пиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.
И пот..кли (что делал?) сосульки, затр..щал (что?) лёд, расп..лзлись (что делал?) сн..га (что?). Вот-вот заз..- л..неет (что? какой?) лес, заг..лубеют (что?) воды, задымятся пашни. Гр..чи (кто?) прил..тели (что?) - в..сну (что?) принесли.
Правописание слов с двумя безударными гласными
Прочитай слова. Запиши на первом месте проверяемое, затем - проверочные. Обозначь орфограмму.
Вечер, вечерний, вечереет.
Весело, весёлый, веселился.
Голод, голодный, голодают.
Сторож, сторожка, сторожит.
Прочитай. Отметь в словах ударную гласную, проверь обе безударные гласные. Например: «Сторона - стороны - сторонка». Обозначь орфограмму.
Полоса - …
Молоток - …
Голодал - …
Дорогой - …
Голова - …
Голоса - …
Волосок - …
Колоски - …
Говорят - …
Молодой - …
Деревянный - …
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Подумай Докажи Напиши
г..л..ва головы, головка голова п..л..са
ст..р..жить
м..л..дой
д..р..гой
б..p..да
з..л..неть
г..в..рить
Прочитай текст. Какой отряд создали ребята? Объясни смысл его названия. Спиши текст. Проверь. Найди однокоренные слова и подчеркни безударную гласную.
У нас в школе есть отряд «Зеленый наряд Отчизны». Вот уже третий год мы ведем работу по озеленению нашего поселка. Высадили много плодовых деревьев и кустов. Радуемся, когда весной всё кругом цветет и зеленеет.
Для всех слов с пропущенными буквами выбери свои проверочные. «Посели» их в нужный домик.
Дополни сам.
тр..п..тали
трепещет
в..ч..реет
вечерний
ст..р..жили
сторожка
з..л..нели
зелень
л..п..тали
лепет
х..л..да
б..р..да
г..л..ва
п..л..са
Запиши слова в два столбика. Подумай, что объединяет слова в первом столбике? Во втором? Обозначь орфограмму. Устно подбери проверочные слова.
Ядро, холода, травинки, грибок, колосок, веселый, страна, сторона, варить, сторожить, столяр, золотой.
Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приведенные слова для справки, впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфо-
грамму. Вставленные слова разбери по составу.
З..л..тая, г..л..ве, ст..р..нушке, б..р..де, з..л..на, х..л..дна.
Мудрость в … , а не в …
Без работы и печь …
На чужой … рад своей воронушке.
Не нужна соловью … клетка, а нужна … ветка.
Прочитай текст. Подумай, как его можно озаглавить. Запиши слова с двумя безударными гласными. Подбери к ним проверочные. Например, «Холоднее - холод - холодный». Обозначь орфограмму.
Стало холоднее. Суровы морозы. В доме у барсучка тепло и хорошо. У него шерстка блестящая, серая с черными волосинками. Голова белая с черной полосой. Ушки круглы, коротки. Молодые барсучки любознательны.
Закрепление способов подбора проверочных слов
Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно объясни значение пословиц.
Каждая тр..винка (что?) имеет св..ю (чей?) р..синку (что?).
Июнь с к..сой (что?) по лугам прошел, а июль с с..рпом (что?) по хл..бам (какой?) поб..жал (что?).
З..мля (что?) з..мой (какой?) отдыхает, а в..сной (что?) расцв..тает (что делал?).
Прочитай каждую группу однокоренных слов. Отыщи слова, в которых нужно проверять гласную в корне. Запиши сначала проверочное, затем - проверяемые слова. Например: «Зверь - звериный, озверел».
Ленивый, ленится, лентяй.
Постареть, старый, старик.
Далеко, далекий, дальний.
Глядеть, взгляд.
Удивляться, дивный.
Сор, насорить, соринка.
Прочитай. Подумай, какие гласные в словах пропущены. Устно подбери к каждому такому слово проверочное.
Вст..ет ст..ною з..лотой,
В..лнуется пшеница,
И каждый кол..с нал..той
К земле готов скл..ниться.
Прочитай начало рассказа. Из данных слов составь предложения и закончи ими рассказ. Подчеркни во всем тексте безударные гласные в корне, устно подбери к ним проверочные слова.
камыш, там, гложет, карась, молодой
карась, в, тина, зарывается, днем
он, ночью, к, пробирается, берег
Карась
Карась обычно живет в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.
Обобщение знаний о различных способах проверки безударных гласных
Выбери поочередно слова с каждой из безударных гласных. Уст-
но подбери проверочные слова.
Прочитай. Подумай, какие гласные пропущены. Попробуй записать по памяти. Проверь себя. Если написал без ошибок - молодец (ты уже хорошо владеешь правилом), если есть ошибки - не огорчайся (тебе еще надо потренироваться в написании безударной гласной в корне).
Р..чной, л..сной, г..ристый,
М..рской, р..дной, л..систый.
Проверь слова да не сп..ши,
Красиво, грамотно п..ши.
Подбери к словам проверочные однокоренные, принадлежащие к разным частям речи.
Цвет, бег, рост, смех.
Выпиши слова в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.
Гл..деть, м..рской, стр..на, св..стулька, ж..леть, ст..льной.
Спиши без ошибок. Устно подбери проверочные слова. Подчеркни безударную гласную.
Цвитет, вада, стаит, лисная, гниздо, драва, галоса, сторик, озиро, бижал.
Правописание слов, различающихся одной
гласной в корне
Исправь ошибки. Почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные. Отчего же зависит написание выделенных слов?
Мальчик полоскал ( ) собаку.
В лису ( ) я нашел подберезовик.
Огромные волы ( ) швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
Все спустились с горы, а Витя все слизал ( ).
Мама отварила ( ) дверь.
Назови пары слов. Составь с одной из пар предложения.
спеши - спиши
С «е» торопят, если знают,
Что не долго уж до срока.
С «и» учительница часто
Говорит в конце урока.
запевай - запивай
С буквой «е» ты делай в хоре
И таланта не таи.
Принял горькое лекарство -
Делай быстро с буквой «и»
Прочитай рассказ «Письма».
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».
В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
Помоги Ване разобраться, в чем его ошибки. Спиши письмо правильно, подчеркни в неверных словах безударную гласную.
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.
Подбери подходящие по смыслу слова, вставляя в них пропущенные буквы. Пользуйся словами для справок. Спиши.
Сидеть, седеть; вила, вела; спеши, спиши; запивать, запевать.
Бабушка к старости стала … Хорошо вечером … у костра.
Птичка … гнездо. Дорожка … к озеру.
Списывая, не … Красиво, аккуратно…
… веселую песню. Вкусно пирог … молоком.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
В л..су после дождя было сыро.
Мурзик сл..зал всю сметану.
Дежурные отв..рили дверь для проветривания.
Я помогала маме пол..скать белье.
Надо зак..ляться, чтобы быть здоровым.
Обобщение знаний
о правописании безударных гласных
Спиши слова, подобрав проверочные. Например, «Поспевает - спелый». Обозначь орфограмму. Составь предложение с одним из слов.
Р..систый, пос..ление, бр..венчатый, выт..рпеть, ч..сать, х..трец, зат..пить, п..ляна, выт..нуть, разл..лись, ст..клянный.
Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочные к ним. Обозначь орфограмму.
Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой.
(И.С. Тургенев)
Выпиши слова с безударной гласной. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.
Подарили, магазин, глаза, плясал, речка, прямая, бумажка, рожь, глазки, тяжелый, солнце, близкий.
Спиши, исправив ошибки.
Потинуло холадом. Последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие виршины гары (5 ошибок).
Проверка знаний по правописанию безударной гласной
Диктант.
Белка
Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком занесло поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно зимой искать пищу. А наша белочка в дупле орешки грызет. Тепло ей там.
Выпиши из текста 2-3 слова с безударной гласной, подбери к ним проверочные.
На занятиях необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы маленькие его достижения. Успех формирует у него веру в себя, желание учиться, радостный, жизнеутверждающий тонус стимулирует к преодолению трудностей. Доброе, сердечное отношение к детям, своевременная и обоснованная похвала должны сочетаться с достаточно высокой требовательностью. С первых же занятий школьнику должно быть ясно, какие действия вызвали одобрение, что еще у него не получается, чему он должен научиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Формирование навыка грамотного письма на уроках русского языка"
В данной работе собраны разные формы работы по теме....
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...
«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»
laquo;Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...
Формирование навыков грамотного письма у младших школьников с ОВЗ
В статье отображается опыт работы учителя начальных классов по формированию грамотного письма учащихся с ОВЗ. Поднимаются вопросы оказания эффективной помощи в освоении правил русского языка, повышени...
Буклет на тему: "Формирование навыка звукового анализа у младших школьников"
Буклет создан в помощь родителям, для того чтобы формировать навык звукового анализа не только в школе, но и дома...
Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование навыков выразительного чтения у младших школьников в процессе работы над лирическими произведениями»
Данная тема актуальна как в рамках начальной школы, так и за её пределами, так как выразительность является одним из компонентов навыка чтения, а также помогает учащимся лучше понять смысл произведени...