Внеклассная работа
рабочая программа на тему
Рабочие программы по внеурочной занятости учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig.doc | 211 КБ |
yunyy_hudozhnik.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №3 р.п.Озинки»
« Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор МОУ
________ Б.А.Исмагулова «НОШ № 3 р.п.Озинки»
_______ Михайлова Л.С.
Протокол № __ от « ___» 20__ Приказ № __ от « __» _____ 20 __
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению.
«В мире книг»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы 4 года
Рабочую программу
составила Гантанова Н.Я.,
учитель начальных классов.
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа курса «В мире книг» составлена на основе нормативно- правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Устав школы;
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.;
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ре. Н.Ф. Виноградовой. М.: Вентана Граф, 2011г.
Рабочая программа составлена на основе программы курса Ефросининой Л.А., кандидата педагогических наук, заслуженного учителя РФ, лауреата премии Президента РФ в области образования, ведущего научного сотрудника ИСМО РАО.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика курса.
Кружок «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели кружка:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации занятий носят практико- ориентированный характер: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения. Занятия имеют практико - ориентированную направленность, для учащихся создаются условия для практической работы с разными типами и видами книг, детскими периодическими и электронными изданиям.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Содержание программы кружка «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного читателя. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности, в процессе общения с книгой у него развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно. Воспитывается человек, познающий литературу своей страны, овладевающий русской литературной речью, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями. Программа занятий — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами, рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из её аппарата и других изданий (справочных, энциклопедических).
Интересный блок составляют занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Место кружка в учебном плане.
Кружок рассчитан на учащихся 1- 4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В 1 классе 33 часа, во 2-4 классах всего 34 часа в год. Общее количество часов – 135.
Содержание программы.
1 класс.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Здравствуй, книга | 2 | - знакомиться с книгами детских писателей в открытом библиотечном фонде; - сравнивать книги одного и того же автора, но разных художников – оформителей; - высказывать свое впечатление о выбранной книге; - определять тему и жанр книги, отбирать книгу по заданной теме; - сравнивать книгу сборник с книгой – произведением; - слушать или читать книгу и аргументировать ее соответствие теме; - пользоваться аппаратом книги; - овладевать правилами поведения в библиотеке; - выбирать нужную книгу по темам, жанру и авторской принадлежности; - слушать отдельные истории и выражать свое мнение о героях и их поступках; - рассказывать о книге, о героях или отдельные истории. |
2 | Книги о Родине и родной природе | 2 | |
3 | Писатели детям | 3 | |
4 | Народная мудрость. Книги- сборники | 3 | |
5 | По страницам книг В.Г.Сутеева | 3 | |
6 | Сказки народов мира | 3 | |
7 | Книги русских писателей - сказочников | 3 | |
8 | Детские писатели. | 3 | |
9 | Сказки зарубежных писателей. | 3 | |
10 | Книги- сборники стихотворений для детей | 2 | |
11 | Дети- герои книг. | 3 | |
12 | Книги о животных | 3 |
2 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Здравствуй, книга | 3 | - знать структурные элементы библиотеки: абонент, читальный зал; - ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде) - пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги - заполнять каталожную карточку; - систематизировать книги по авторской принадлежности; - составлять список прочитанных книг; - выделять особенности учебной книги; - работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»; - классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; |
2 | Книгочей- любитель чтения. | 2 | |
3 | Книги о твоих ровесниках | 4 | |
4 | Крупицы народной мудрости. Книги- сборники. | 4 | |
5 | Писатели – сказочники. | 4 | |
6 | Книги о детях | 4 | |
7 | Старые добрые сказки. | 4 | |
8 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 3 | |
9 | Защитникам Отечества посвящается | 3 | |
10 | По страницам любимых книг | 3 |
3 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | История книги. Библиотеки. | 4 | - работать с книгой, сборником басен И.Крылова; - сравнивать басни по структуре и сюжету; - выделять книги – произведения и книги – сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда; - собирать информацию для библиографической справки об авторе; - составлять таблицу жанров произведений писателей; - выполнять поисковую работу по проекту; - презентовать результаты проектной деятельности и любую книгу; - готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения; - находить по каталогу нужную книгу; - заполнять каталожную карточку на выбранную книгу; - писать отзыв о книге или героях книги; - пользоваться библиографическим справочником; - рассматривать и читать детские газеты и журналы; - находить нужную информацию в газетах и журналах; - собирать информацию для проекта «История детской газеты и журнала» -готовить материал для классной и школьной газеты - пользоваться электронными газетами и журналами |
2 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные | 3 | |
3 | Книги – сборники. Басни и баснописцы. | 3 | |
4 | Книги о родной природе. | 3 | |
5 | Книги Л.Н. Толстого для детей | 3 | |
6 | Животные – герои детской литературы. | 4 | |
7 | Дети – герои книг. | 3 | |
8 | Книги зарубежных писателей | 2 | |
9 | Книги о детях войны | 3 | |
10 | Газеты и журналы для детей. | 3 | |
11 | «Книги, книги, книги…» | 3 |
4 класс
№ п\п | Тема раздела | Кол-во часов | УУД |
1 | Страницы старины седой. | 4 | - составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам; - различать типы и виды книг; - писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом; - знать структуру книг и ее элементы, справочный аппарат; - пользоваться библиотекой и выполнять правила, работая в библиотеке; - писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу; - пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе; - составлять каталожную карточку на прочитанную книгу; - задавать вопросы, находить ответы в словарях и справочниках; - собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и другое.) - работать с детскими газетами и журналами. |
2 | Крупицы народной мудрости. | 4 | |
3 | Мифы народов мира | 2 | |
4 | Русские писатели-сказочники | 3 | |
5 | «Книги, книги, книги…» | 4 | |
6 | Книги о детях и для детей | 3 | |
7 | Словари, справочники, энциклопедии | 3 | |
8 | Родные поэты | 3 | |
9 | Писатели о описателях, очерки и воспоминания | 4 | |
10 | Мир книг | 4 |
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы кружка «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий.1- 2 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы / Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Колесникова Е.В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: Ювента, 2007
Речь. – М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2008
Сабельников С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
Светловская Н.Н. , Джежелей О.В., Внеклассное чтение в 1 классе.- М.: Просвещение, 1981
Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
Чтение. Работа с текстом: 1 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 2 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь – справочник по литературному чтению для младших школьников: 1- классы. – М.: Вентана Граф
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1 -4 классов. – М.: Вентана Грпаф
Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана Граф
Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | |
По плану | фактически | |||
1 | 05.09 | Здравствуй, книга! | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | |
2 | 12.09 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга – произведение) | ||
3 | 19.09 | Книги о Родине и родной природе. | Экскурсия в школьную библиотеку. | |
4 | 26.09 | Книги о Родине и природе | ||
5 | 03.10 | Писатели детям | Элементы книги. Книга – произведение и книга – сборник. | |
6 | 10.10 | Книги – сборники писателей – классиков о детях | ||
7 | 17.10 | Книги о детях современных писателей | ||
8 | 24.10 | Народная мудрость. Книги – сборники. | Потешки, шутки и считалки | |
9 | 31.10 | Загадки о животных | ||
10 | 14.11 | По страницам книг В.Г. Сутеева | По страницам книг В.Г. Сутеева | |
11 | 21.11 | В.Г.Сутеева – автор и оформитель книг для детей | ||
12 | 28.11 | Литературная игра «По страницам сказок В.Г.Сутеева» | ||
13 | 05.12 | Сказки народов мира | Народные сказки (цепочки) | |
14 | 12.12 | Книга – сказка | ||
15 | 19.12 | Библиотечный урок | ||
16 | 26.12 | Книги русских писателей - сказочников | Книга сказок А.Н. Толстой «Приключение Буратино» | |
17 | 09.01 | По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик» | ||
18 | 16.01 | По страницам книги А.Н.Толстого «Золотой ключик» | ||
19 | 23.01 | Детские писатели | Книги С.Я.Маршака. Выставка книг | |
20 | 30.01 | Книги- сборники произведений К.И.Чуковского | ||
21 | 06.02 | 27.02 | Е.И.Чарушин – писатель и иллюстратор своих книг | |
22 | 20.02 | Сказки зарубежных писателей | Книга Ш.Перро «Красная шапочка» разных изданий | |
23 | 27.02 | Книга Джоэля Харриса «Сказки Дядюшки Римуса» | ||
24 | 06.03 | В гостях у сказки | ||
25 | 13.03 | Книги- сборники стихотворений для детей | Стихотворения для детей. Книги – сборники. | |
26 | 20.03 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | ||
27 | 03.04 | Дети- герои книг | Дети- герои книг детских писателей | |
28 | 10.04 | Литературная игра «Вопросы и ответы» | ||
29 | 17.04 | Литературная игра «Вопросы и ответы» | ||
30 | 24.04 | Книги о животных | Книги В.В.Бианки, Г.А.Скребицкого | |
31 | 08.05 | Книга Н.А.Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» | ||
32 | 15.05 | По страницам любимых книг | ||
33 | 22.05 | По страницам любимых книг |
2 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятий | |
По плану | факт | |||
1 | 02.09 | Книга, здравствуй! | Роль книги в жизни человека | |
2 | 09.09 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | ||
3 | 16.09 | Структура книги | ||
4 | 23.09 | Книгочей- любитель чтения | Экскурсия в библиотеку | |
5 | 30.09 | Правила поведения в библиотеке | ||
6 | 07.10 | Книги о твоих ровесниках | Выставка книг о детях. Структура книги | |
7 | 14.10 | Книги В.Осеевой. Книга – сборник. | ||
8 | 21.10 | Книги Е.Пермяка Титульный лист. | ||
9 | 28.10 | Книги В. Драгунского. Типы книг. | ||
10 | 11.11 | Крупицы народной мудрости. Книги – сборники. | Малые жанры фольклора | |
11 | 18.11 | Пословицы | ||
12 | 25.11 | Загадки | ||
13 | 02.12 | Скороговорки и чистоговорки | ||
14 | 09.12 | Писатели - сказочники | Писатели – сказочники. | |
15 | 16.12 | Герои сказок. | ||
16 | 23.12 | По страницам сказок Х.К.Андерсена | ||
17 | 13.01 | Проект «Лукошко сказок» | ||
18 | 20.01 | Книги о детях | Книги Н.Носова. Приключение – сказка о Незнайке | |
19 | 27.01 | Книги С.Михалкова | ||
20 | 03.02 | Книги о братьях наших меньших | ||
21 | 10.02 | Стихи для детей | ||
22 | 17.02 | Старые добрые сказки | Книги- сборники сказок народов мира | |
23 | 24.02 | Книги- сборники сказок народов мира | ||
24 | 03.03 | Русская народная сказка «Снегурочка» и японская народная сказка «Журушка» | ||
25 | 10.03 | Народные сказки на страницах детских журналов | ||
26 | 17.03 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | Книги о семье | |
27 | 31.03 | Книги о семье | ||
28 | 07.04 | Проект «Моя семья» | ||
29 | 14.04 | Защитникам Отечества посвящается. | Защитники Отечества в былинах и сказаниях | |
30 | 21.04 | Книга А.Гайдара «Сказка о Военной тайне» | ||
31 | 28.04 | Проект «Защитники Отечества в моей семье» | ||
32 | 05.05 | По страницам любимых книг | Библиотечный урок «Хвала книге» | |
33 | 12.05 | Проект «Презентация любимых книг» | ||
34 | 19.05 | Проект «Презентация любимых книг» | ||
35 | 26.05 | Летнее чтение |
3 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | ||
По плану | фактически | ||||
1 | 03.09 | История книги. библиотека | Былины, легенды, сказы | ||
2 | 10.09 | Первые книги. Библия | |||
3 | 17.09 | Летописи. Рукописные книги. | |||
4 | 24.09 | История книги | |||
5 | 01.10 | По дорогам сказок. Сказки народные и литературные. | Волшебный мир сказок. | ||
6 | 08.10 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | |||
7 | 15.10 | Сказки с загадками | |||
8 | 22.10 | Книги – сборники. Басни и баснописцы | История басни | ||
9 | 29.10 | Басни в прозаической форме | |||
10 | 12.11 | Русские баснописцы | |||
11 | 19.11 | Книги о родной природе | Родные поэты | ||
12 | 26.11 | Стихотворения Ф.Тютчева, А.Майкова, А.Фета | |||
13 | 03.12 | Проект «Краски и звуки поэтического слова» | |||
14 | 10.12 | Книги Л.Н.Толстого для детей | Л.Н.Толстой для детей | ||
15 | 17.12 | Л.Н.Толстой для детей | |||
16 | 24.12 | Л.Н.Толстой – обработчик русских народных сказок | |||
17 | 14.01 | Животные – герои детской литературы | Произведения о животных | ||
18 | 21.01 | Рассказы о животных А.Куприна | |||
19 | 28.01 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» | |||
20 | 04.02 | Художники- иллюстраторы книг о животных | |||
21 | 11.02 | Дети- герои книг. | Дети – герои книг | ||
22 | 18.02 | Произведения о детях | |||
23 | 25.02 | Литературная игра | |||
24 | 03.03 | Книги зарубежных писателей | Зарубежные писатели | ||
25 | 10.03 | Библиографический справочник | |||
26 | 17.03 | Книги о детях войны | Л.Воронкова «Девочка из города» | ||
27 | 24.03 | Л.Пантелеев «Новенькая» | |||
28 | 07.04 | Кто они- дети войны | |||
29 | 14.04 | Что такое периодика | |||
30 | 21.04 | Газеты и журналы для детей | Детские газеты и журналы | ||
31 | 28.04 | Электронные периодические издания | |||
32 | 05.05 | «Книги, книги, книги..» | Классная газета «Книгочей» | ||
33 | 12.05 | Классная газета «Книгочей» | |||
34 35 | 19.05 26.05 | Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?» |
4 класс
№ п\п | Дата занятия | Название раздела | Тема занятия | ||
По плану | фактически | ||||
1 | 08.09 | Страницы старины седой | Книги Древней Руси | ||
2 | 15.09 | Былинные богатыри | |||
3 | 22.09 | Библейские предания | |||
4 | 29.09 | Экскурсия в книжный магазин | |||
5 | 06.10 | Крупицы народной мудрости | Героические песни о героях России | ||
6 | 13.10 | С. Алексеев «Рассказы о Суворове» | |||
7 | 20.10 | Русь в произведениях фольклора | |||
8 | 27.10 | Проект «Русь великая в пословицах и поговорках» | |||
9 | 10.11 | Мифы народов мира | Мифы народов мира | ||
10 | 17.11 | Мифологические герои | |||
11 | 24.11 | Русские писатели - сказочники | Мир сказок: сказки народные и авторские | ||
12 | 01.12 | Сказки русских писателей – классиков | |||
13 | 08.12 | Фольклорные корни литературных произведений | |||
14 | 15.12 | «Книги, книги, книги..» | Книга. Элементы книги | ||
15 | 22.12 | Первые библиотеки | |||
16 | 12.01 | Книга. Типы книги | |||
17 | 19.01 | Проект «Русские баснописцы» | |||
18 | 26.01 | Книги о детях и для детей | Дети – герои книг писателей 19 в. | ||
19 | 02.02 | Фантастика и приключения | |||
20 | 09.02 | Авторы произведений о детях | |||
21 | 16.02 | Словари, справочники, энциклопедии | «Хранители слов» - словари | ||
22 | 02.03 | Справочники и энциклопедии | |||
23 | 09.03 | Игра «100 вопросов Почемучек» | |||
24 | 16.03 | Родные поэты | Поэты о русской природе | ||
25 | 23.03 | Стихотворения о Родине | |||
26 | 06.04 | Конкурс чтецов «Стихи о Родине и родной природе» | |||
27 | 13.04 | Писатели о писателях. Очерки и воспоминания | Писатели о детях | ||
28 | 20.04 | Писатели о детях | |||
29 | 27.04 | Корреспондент газеты | |||
30 | 04.05 | «Очерк о своей школе или поселке» | |||
31 | 11.05 | Мир книг | Книги о детях войны | ||
32 | 18.05 | Книги о животных | |||
33 | 25.05 | Детские журналы и газеты Библиотечная мозаика «Тайны книг» |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №3 р.п.Озинки»
«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Директор МОУ
_____ Б.А.Исмагулова «НОШ № 3 р.п.Озинки»
Протокол №___ от «___» 20___ _______ Михайлова Л.С.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению.
«Юный художник»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы 4 года
Рабочую программу
составила Гантанова Н.Я.
учитель начальных классов.
р.п. Озинки
Пояснительная записка.
Программа «Юный художник» является программой художественно-эстетического направления, предполагает кружковой углубленный уровень освоения знаний и практических навыков. По функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – четырёхгодичной.
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству.
В процессе обучения учащиеся получат знания о простейших закономерностях строения формы, линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы – приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
- Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
- Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
- Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы.
На занятиях организована деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая дифференциацию по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном, творческом уровне.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7 – 11 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Срок реализации образовательной программы – 4 года. Первый и второй годы обучения являются вводными и направлены на первичное знакомство с изобразительным искусством. Третий и четвёртый годы закрепляют знания, полученные учащимися, дают базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделена образовательная часть: первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве; воспитывающая часть: понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства; практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей: наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения.
Результаты коллективного художественного труда детей находят применение в оформлении кабинетов, стендов, школьных праздников, тематических вечеров, школьных альбомов, декораций к спектаклям. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда, эмблемы, открытки. Предполагаются как коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, виртуальные экскурсии, участие в районных и областных конкурсах. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, выборе тем, выборе способов работы;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приёмами творческой работы всеми детьми;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- значимость объектов творчества обучающихся для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной деятельности, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Нужно не только развивать фантазию у ребёнка или учить копировать, но и формировать умение грамотно выполнять работу. Поэтому правила рисования совмещаются с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на первых занятиях, затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным также относятся итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия, года. На протяжении четырёх лет обучения происходит постепенное усложнение материала. На занятиях применяется методика «мастер-класс». Педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, находит ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, количество занятий в год - 34 часа. За 4 года 136 часов.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. В процессе усвоения программных требований дети получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – возможность обучения в специальных учебных заведениях.
В конце первого года обучения ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты: линия, штрих, тон в рисунке, живописи и композиции, главные и дополнительные цвета, холодные и тёплые цвета.
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объём предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива, освещённость, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет.
Ученик способен проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей.
В конце второго года обучения ученик будет знать:
- основы цветоведения;
- азы рисунка.
Ученик будет уметь:
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы.
Ученик может решать следующие жизненно-практические задачи: владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом.
В конце третьего года обучения ученик будет знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспектив, светотени, композиции.
Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов, грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объём и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени.
В конце четвёртого года обучения ученик будет знать:
- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик будет уметь:
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.
Ученик сможет решать следующие практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям выдающихся художников;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
- эмоционально откликаться на красоту времён года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
- слушать собеседника, высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учёбе.
Уровень результатов деятельности школьников:
- приобретение детьми социальных знаний;
- формирование ценностного отношения к социальной реальности;
- получение опыта самостоятельного социального действия.
Способы проверки результатов освоения программы.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсов;
- выставок.
Условия реализации программы.
Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и принадлежности.
Для педагога:
- ТСО (диапроектор, интерактивная доска);
- таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
- материал по истории искусств;
- художественно-графические материалы.
Для обучающихся:
- бумага: ватман, картон, альбомы для рисования;
- набор цветной бумаги;
- акварельные и гуашевые краски, тушь;
- кисти, перья, карандаши, мелки, пластилин, ножницы, клей.
Учебно-тематический план.
1 класс.
№ занятия | Содержание (Раздел, тема) | Формы учебной деятельности | Характер деятельности уч-ся | УУД | Дата занятий | |
план | факт | |||||
Введение | ||||||
1 | Вводный инструктаж по охране труда. Ознакомление с работой кружка. | Рассказ с элементами беседы. | Знакомство с материалами для занятий. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами, умение точно выражать свои мысли. | 09.09 | |
2 | Введение в образовательную программу. | Беседа. | Рисунок на свободную тему. | 16.09 | ||
3 | Источники наших знаний об изобразительном искусстве. | Беседа. Виртуальная экскурсия. | Наблюдение, рисование на свободную тему. | 23.09 | ||
Основы рисунка | ||||||
4 | Основы рисунка | Рассказ с элементами беседы. | Смыслообразование, моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, анализ, синтез. | 30.09 07.10 | ||
5 | Основы рисунка | Беседа. | Выполнение зарисовок и набросков. | |||
6 | Изобразительные средства рисунка | Самостоятельная работа. | Наблюдение, рисование на свободную тему. | 14.10 21.10 | ||
7 | Изобразительные средства рисунка | Рассказ с элементами беседы. | Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов. | |||
8 | Изобразительные средства рисунка | Лекция, выполнение коллективной работы. Школьная выставка. | Рисование иллюстрации к сказке. | |||
9 | Изобразительные средства | Самостоятельная работа. | Выполнение зарисовок и набросков. | |||
10 | Изобразительные средства | Самостоятельная работа. | Изображение объёма. | |||
11 | Изобразительные средства | Самостоятельная работа. | Изображение объёма. | |||
12 | Изображение пятном | Лекция. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, умение точно выражать свои мысли. | 02.12 09.12 | ||
13 | Изображение пятном | Практическая часть. Конкурс рисунков. | Превращение пятна в изображение зврюшки. | |||
14 | Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. | Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках. | Изображение силуэта дерева по памяти. | 16.12 23.12 | ||
15 | Линия горизонта. Равномерное заполнение листа. | Самостоятельная работа. Выпуск Новогодней газеты и поздравительных открыток. | Изображение силуэта дерева с натуры. | |||
16 | Изображение в объёме. | Рассказ с элементами беседы. | Наблюдение: какие объёмные предметы на что похожи (овощи, коряги в лесу. | 13.01 | ||
17 | Изображение в объёме | Практическая работа. Выставка. | Лепка: превращение комка пластилина в птицу. | 20.01 | ||
Основы цветоведения. Живопись-искусство цвета. | ||||||
18 | Первичные цвета. Цветовая гамма. | Рассказ с элементами беседы. | Освоение различных приёмов работы акварелью, гуашью. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | 27.01 03.02 | |
19 | Первичные цвета. Цветовая гамма. | Практическая работа. | Получение различных цветов и их оттенков. | |||
20 | Красоту нужно уметь замечать. | Рассказ с элементами беседы. Виртуальная экскурсия. | Рассматривание различных поверхностей: коры дерева, пены волны, капель на ветках и т.п. | 17.02 24.02 | ||
21 | Знакомство с техникой одноцветной монотипии. | Самостоятельная работа. | Изображение коры дерева. | |||
22 | Изображение дерева тампованием. | Рассказ с элементами беседы. | 03.03 10.03 | |||
23 | Изображение дерева тампованием. | Практическая работа. | Работа с кистью и тампоном. | |||
24 | Узоры на крыльях. | Рассказ с элементами беседы. | 17.03 07.04 | |||
25 | Узоры на крыльях. | Самостоятельная работа. | Изображение по памяти и воображению бабочки. | |||
Изображение растительного и животного мира. | ||||||
26 | Выполнение линейных рисунков. | Лекция. | 14.04 21.04 28.04 05.05 12.05 19.05 | |||
27 | Выполнение линейных рисунков. | Практическая работа. Выполнение поздравительных открыток ветеранам, оформление газеты к 9 мая. | Выполнение линейных рисунков трав. | |||
28 | В гостях у весны. | Выступления обучающихся с сообщениями. | Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов. | |||
29 | Здравствуй, лето! | Самостоятельная работа. | Рисование по памяти и представлению. | |||
30 | Красота родного края. | Подготовка к школьной выставке. | Рисование в цвете или чёрно-белом исполнении. | |||
31 | Красота родного края Тематическая выставка «Мой край родной». | Подготовка к школьной выставке. | Рисование в цвете или чёрно-белом исполнении. |
Учебный план 2 класс.
№ занятия | Содержание (Раздел, тема) | Формы учебной деят-ти | Характер деят-ти уч-ся | УУД | Дата занятий | |
план | факт | |||||
1 | В гостях у осени | Беседа. | Знакомство с картиной И.И.Левитана «Золотая осень». | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | 08.09 | |
2 | В гостях у осени. | Экскурсия в осенний лес. | 15.09 | |||
3 | В гостях у осени. | Самостоятельная работа. | Рисование по памяти. | 22.09 | ||
4 | В гостях у осени. | Самостоятельная работа. Выполнение поздравительных и пригласительных открыток ветеранам труда и своим бабушкам и дедушкам. | Рисование по памяти. | 29.09 | ||
5 | Изображение осеннего букета. | Рассказ с элементами беседы. | 06.10 | |||
6 | Изображение осеннего букета. | Практическая работа. | Рисование с натуры. | 13.10 | ||
7 | Изображение осеннего букета. | Практическая работа. Индивидуальная выставка. | Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью. | 20.10 | ||
8 | Красивые рыбы. | Лекция. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности, самостоятельное создание способов решения проблем творческого харак | 27.10 | ||
9 | Красивые рыбы. | Практическая работа. | Выполнение набросков рыб в цвете. | 10.11 | ||
10 | Красивые рыбы. | Самостоятельная работа. | Рисование аквариума по представлению | тера, контроль, коррекция, оценка, умение точно выражать свои мысли. | 17.11 | |
11 | Красивые рыбы. | Самостоятельная работа. Посещение галереи искусств. | Выступления обучающихся. | 24.11 | ||
12 | Украшения птиц. | Рассказ с элементами беседы. | 01.12 | |||
13 | Украшения птиц. | Практическая работа. | Лепка птиц по памяти и представлению. | 08.12 | ||
14 | Украшения птиц. | Коллективная работа. | Рисование композиции «Птичий базар». | 15.12 | ||
15 | Украшения птиц. | Коллективная работа. Коллективная выставка работ. | Выступления учащихся. | 22.12 | ||
16 | Зимушка-зима. | Беседа. Выставка. | Знакомство с произведениями художников. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами, умение точно выражать свои мысли. | 29.12 | |
17 | Зимушка-зима. | Экскурсия в природу. | 12.01 | |||
18 | Зимушка-зима. | Самостоятельная работа учащихся. Выставка рисунков. | Рисование на тему «Зимний лес» с помощью туши и пера. | 19.01 | ||
19 | Зимушка-зима. | Самостоятельная работа учащихся. | Выступления учащихся. | 26.01 | ||
20 | Объёмное изображение животных в различных материалах. | Лекция. Выпуск газеты ко дню Защитника Отечества. | Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. | Смыслообразование, моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, нравственно-этическое оценивание, поиск ин | 02.02 | |
21 | Объёмное изображение животных в различных материалах | Практическая работа. Выполнение поздравительных открыток к 8 марта. | Лепка животных по памяти и по представлению. | формации, анализ, синтез. | 09.02 | |
22 | Объёмное изображение животных в различных материалах | Самостоятельная работа. Оформление праздничного зала. | Рисование любого животного. | 16.02 | ||
23 | Объёмное изображение животных в различных материалах | Работа в микрогруппах. | Рисование несуществующего животного. Выступления учащихся. | 02.03 | ||
24 | Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. | Рассказ с элементами беседы. | Знакомство с видами и жанрами изобразительных искусств. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами, умение точно выражать свои мысли. | 09.03 | |
25 | Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства.. | Выражение своего отношения к произведениям изобразительного искусства в рассказах. | Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И.И.Левитана, И.И.Шишкина, В.И.Сурикова. | 16.03 | ||
26 | Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. | Самостоятельная работа. | Рисование по представлению жизни природы. | 06.04 | ||
27 | Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. | Самостоятельная работа. | Рисование по представлению жизни природы | 13.04 | ||
28 | Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства | Самостоятельная работа. | Рисование по представлению жизни природы. | |||
20.04 | ||||||
29 | Любимый уголок природы. | Самостоятельная работа. Индивидуальная выставка. | Рисование по наблюдению и памяти. | |||
27.04 | ||||||
30 | Любимый уголок природы. | Самостоятельная работа. | Рисование по наблюдению и памяти. | 04.05 | ||
31 | Любимый уголок природы. | Самостоятельная работа. | Рисование по наблюдению и памяти. | 11.05 | ||
32 | Любимый уголок природы. | Самостоятельная работа. | Рисование по наблюдению и памяти. | 18.05 | ||
33 | Любимый уголок природы. | Коллективная выставка. | Подготовка к школьной выставке. | 25.05 |
Учебный план 3 класс.
№ занятия | Содержание (Раздел, тема) | Формы учебной деят-ти | Характер деят-ти уч-ся | УУД | Дата занятий | |
план | факт | |||||
1 | Красота формы листьев. | Рассказ с элементами беседы. | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами, умение точно выражать свои мысли. | 08.09 | |
2 | Красота формы листьев. | Экскурсия в осенний лес. | Лепка листьев деревьев. | 15.09 | ||
3 | Красота формы листьев. | Практическая работа. | Рисование с натуры. | 22.09 | ||
4 | Красота формы листьев. | Практическая работа. Тематическая выставка «Красота природы». | Рисование по представлению. | 29.09 | ||
5 | Мы в цирке. | Рассказ с элементами беседы. | Передача основных событий. | Смыслообразование, моделирование, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, анализ, синтез. | 06.10 | |
6 | Мы в цирке. | Самостоятельная работа. | Выполнение рисунка в цвете. | 13.10 | ||
7 | Мы в цирке. | Самостоятельная работа. | Выполнение рисунка в цвете | 20.10 | ||
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. | 27.10 | |||||
8 | Узор из кругов и треугольников. | Рассказ с элементами беседы. | Заполнение свободного пространства на листе. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учите | 10.11 | |
9 | Узор из кругов и треугольников | Практическая работа. | Заполнение свободного пространства на листе. | 17.11 | ||
10 | Лепка из солёного теста. | Лекция. | Лепка из солёного теста корзины с грибами или фруктами. | 24.11 | ||
11 | Лепка из солёного теста. | Практическая работа. | Лепка из солёного теста корзины с грибами или фруктами. | лем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | 01.12 | |
12 | Лепка из солёного теста. | Практическая работа. Коллективная выставка ко Дню Матери. | Лепка из солёного теста корзины с грибами или фруктами. | 08.12 | ||
13 | Узор в полосе. | Лекция. | Орнамент из цветов, бабочек, листьев. | 15.12 | ||
14 | Узор в полосе. | Самостоятельная работа | Орнамент из цветов, бабочек, листьев (выполнение узора тушью и пером). | 22.12 | ||
15 | Узор в полосе. | Самостоятельная работа. | Орнамент из цветов, бабочек, листьев (выполнение узора в цвете). | 29.12 | ||
16 | Узор в полосе. | Самостоятельная работа. Оформление Новогоднего зала, выпуск Новогодней газеты. | Орнамент из цветов, бабочек, листьев (выполнение узора в цвете с дополнением туши). Выступления учащихся. | 12.01 | ||
17 | Праздничные краски узоров дымковской игрушки. | Рассказ с элементами беседы. | 19.01 | |||
18 | Праздничные краски узоров дымковской игрушки. | Экскурсия в музей. | 26.01 | |||
19 | Праздничные краски узоров дымковской игрушки. | Практическая работа. | 02.02 | |||
20 | Праздничные краски узоров дымковской игрушки. | Практическая работа. Конкурс рисунков. | ||||
Орнамент. Стилизация. | ||||||
21 | Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. | Лекция. | Выполнение рисунка в цвете. | 09.02 | ||
22 | Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. | Практическая работа. Конкурс на лучшую поздравительную открытку. | Выполнение рисунка в цвете. | 16.02 | ||
01.03 | ||||||
23 | Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика. | Коллективная практическая работа. | Выполнение рисунка в цвете. | 15.03 | ||
24 | Орнамент из геометрических фигур. | Лекция. Посещение районной художественной выставки. | Выполнение орнамента из различных геометрических фигур. | 22.03 | ||
25 | Орнамент из геометрических фигур. | Самостоятельная работа. | Выполнение орнамента из различных геометрических фигур. | 05.04 | ||
26 | Орнамент из геометрических фигур. | Самостоятельная работа. | Выполнение орнамента из различных геометрических фигур. | 12.04 | ||
27 | Орнамент из геометрических фигур. | Выступления учащихся. | 19.04 | |||
28 | Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве. | Рассказ с элементами беседы. | Ознакомление с произведениями современных художников России. | 26.04 | ||
29 | Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве | Лекция. | Ознакомление с произведениями современных художников России. | 03.05 | ||
30 | Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве | Практическая работа. | Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства. | |||
31 | Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве. | Практическая работа. | Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства. | |||
32 | Сказка в декоративном искусстве. | Беседа. Выставка, посвящённая Дню семьи. | Ознакомлениями с репродукциями картин художников-сказочников. | 24.05 | ||
33 | Сказка в декоративном искусстве. | Самостоятельная работа. | Составление эскизов, выполнение росписи на заготовках. | 31.05 | ||
34 | Сказка в декоративном искусстве. | Самостоятельная работа. Итоговая коллективная выставка работ. | Составление эскизов, выполнение росписи на заготовках. |
Учебный план 4 класс.
№ занятия | Содержание (Раздел, тема) | Формы учебной деят-ти | Характер деят-ти уч-ся | УУД | Дата занятий | |
план | факт | |||||
1 | Красивые цепочки. | Лекция. | Закрепление умения применять в декоративной работе линии симметрии, силуэт, ритм. | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | 06.09 | |
2 | Красивые цепочки. | Практическая работа. | Освоение навыков свободной кистевой росписи. Составление эскизов и выполнение росписей на заготовках. | 13.09 | ||
3 | Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись. | Рассказ с элементами беседы. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. | 20.09 | ||
4 | Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись | Практическая работа. | Выполнение в полосе растительных узоров. | 27.09 | ||
5 | Орнамент «Чудо-платье». | Теоретические сведения с последующей практической работой. Выставка рисунков, посвящённая Дню учителя», выполнение поздравительных открыток. | Составление красочной народной росписи в украшении одежды. | 04.10 | ||
6 | Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка. | Рассказ с элементами беседы. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. | 11.10 | ||
7 | Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка | Практическая работа. | Выполнение растительных и геометрических узоров. | 18.10 | ||
8 | Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе». | Рассказ с элементами беседы. | Создание моделей предметов бытового окружения человека Выбор и применение выразительных средств реализации собственного замысла в рисунке. | 25.10 | ||
9 | Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе». | Практическая работа. | Выполнение растительных узоров по образцам. | 15.11 | ||
10 | Мастера села Полхов-Майдан. | Рассказ с элементами беседы. | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России. | 22.11 | ||
11 | Праздничные краски русской матрёшки. | Практическая работа. | Выполнение растительных и геометрических узоров по образцам. | 29.11 | ||
12 | Русская матрёшка в осеннем уборе. | Рассказ с элементами беседы. | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. | 06.12 | ||
13 | Русская матрёшка в осеннем уборе. | Самостоятельная работа. | Выполнение росписи наряда матрёшки по образцам. | 13.12 | ||
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. | ||||||
14 | Родные просторы в произведениях русских художников поэтов. | Рассказ с элементами беседы. | Ознакомлениями с произведениями живописи русских художников. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности, самостоятельное создание спосо | 20.12 | |
15 | Родные просторы в произведениях русских художников поэтов. | Практическая работа. | Рисование на основе наблюдений или по представлению. | бов решения проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, умение точно выражать свои мысли. | 27.12 | |
16 | Фигура человека. | Теоретические сведения с последующей самостоятельной работой. Оформление праздничного зала школы, пригласительных билетов. | Рисование с натуры. | 10.01 | ||
17 | Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта. | Теоретические сведения с последующей практической работой. | Лепка по представлению. | 17.01 | ||
18 | Основы натюрморта. | Рассказ с элементами беседы. | 24.01 | |||
19 | Натюрморт: кувшин и яблоко. | Самостоятельная работа. | Рисование с натуры. | 31.01 | ||
20 | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. | Теоретические сведения с последующей практической работой. | Рисование фруктов и овощей с натуры. | 07.02 | ||
21 | Натюрморт как жанр изобразительного искусства. | Теоретические сведения с последующей практической работой. Индивидуальная выставка. | Рисование натюрморта из геометрических тел с натуры. | 14.02 | ||
Тематическое рисование. | ||||||
22 | Красота народного костюма. | Теоретические сведения с последующей самостоятельной работой. Разработка социального проекта. | Выполнение эскиза русского народного костюма. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами, умение точно выражать свои мысли. | 21.02 | |
23 | Панно «Спящая красавица». | Рассказ с элементами беседы. | Работа над выразительными средствами в рисунке. | 28.02 | ||
24 | Панно «Спящая красавица». | Групповая работа. Школьная выставка. | Составление панно. | 07.03 | ||
25 | Закат солнца. | Рассказ с элементами беседы. | Рисование на основе наблюдений или по представлению. | 14.03 | ||
26 | Закат солнца. | Практическая работа. Индивидуальная выставка. | Рисование на основе наблюдений или по представлению. | 21.03 | ||
27 | В сказочном подводном царстве. | Беседа с последующей самостоятельной работой. | Передача настроения в работе с помощью цвета, композиции, объёма. | 04.04 | ||
Оформительские работы. | ||||||
28 | Мы – юные дизайнеры. | Рассказ с элементами беседы. | Дизайнерское оформление работ. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, поиск информации, создание алгоритма деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами, умение точно выражать свои мысли. | 11.04 | |
29 | Мы – юные дизайнеры. | Практическая работа. | Дизайнерское оформление работ. | 18.04 | ||
30 | Искусство оформления книги. | Рассказ с элементами беседы. | Сообщение «История книги», знакомство с художниками-иллюстраторами. | 02.05 | ||
31 | Искусство оформления книги | Практическая работа. | Игра. | 16.05 | ||
32 | Шрифт. | Рассказ с элементами беседы. | Знакомство с различными гарнитурами шрифтов. Дизайнерское оформление работ. | 23.05 | ||
33 | Итоговое занятие. | Тематическая выставка «Времена года». | Дизайнерское оформление работ. Подготовка к выставке. | 30.05 |
Содержание.
Источники знаний об изобразительном искусстве – 3 часа.
Основы рисунка – 14.
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета – 8 часов.
Изображение растительного и животного мира – 50 часов.
Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении – 42 часа.
Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт – 8 часов.
Тематическое рисование – 6 часов.
Оформительские работы – 5 часов.
Литература:
- Энциклопедический словарь для школьников, М, 1991г.
- Королёва В.А. «Материалы и техники рисунка», М., «Изобразительное искусство», 1987г.
- Кузин В.С. «Изобразительное искусство», М., «Дрофа», 1995г.
- Шер Н.С. «Рассказы о русских художниках», М., «Детская литература», 1976г.
- Кирсанов Ф.И. «Рисование и труд в школе», Л., «Учпедгиз», 1966г.
- Рожкова Е.Е., Макоед Л.Л. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 1989г
- Фёдоров С.А., Семёнова М.Н. «Изобразительное искусство», М., «Просвещение», 1990г.
- Кордобовский К.А. «Декоративная и оформительская работа в школе», Ленинград, «Учпедгиз», 1961г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Применение здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности и внеклассной работе ( из опыта работы)
В работе описала, как применяю здоровьесберегающие технологии на практике в процессе учебной деятельности и внеклассной работе....
Отчет о работе классного руководителя 2 класса по внеклассной работе
отчет по воспитательной работе за 1 полугодие...
"Воспитание творческой личности ребёнка через внеклассную работу" работа по самообразованию классного руководителя
Как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.
Мастер-класс для педагогов на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...