Самоанализ
материал (3 класс) на тему
Самоанализ педагогической деятельности 2017-2018 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_morgunova.docx | 303.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ
педагогической деятельности
учителя начальных классов
Моргуновой Елены Сергеевны
- Общее о себе
Я, Моргунова Елена Сергеевна, 29.09.1975г.р, учитель начальных классов, образование высшее, окончила Ташкентский Государственный Педагогический Институт имени Низами по специальности психолог-дефектолог, учитель вспомогательной школы, логопед, общий стаж работы 16 лет.
Я работаю по программе «Школа России». В своей практической деятельности руководствуюсь следующими нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, Законом «Об образовании», Концепцией модернизации образования.
Преподавание осуществляю в соответствии с программами стандартов второго поколения на базовом уровне, особенностями учащихся с задержкой психического развития. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи, моторики и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
В 2018 году прослушала курс по теме « Методика преподавания основ православной культуры в рамках ОДНКНР. Концепция линии учебников по ОПК издательства «Русское слово-учебник» в объёме 6 часов.
- Характеристика класса
В 2017-2018 учебном году я работала в 3 «В» классе.
На начало года было 11 человек, на конец года стало 13 человек. В течение учебного года пришли 4 учащихся из других учебных учреждений, выбыло 2 ученика. В классе мальчиков – 8 человек, девочек – 5 человек.
Возраст учащихся 2006-2007 г.р., т.к. есть учащиеся, которые дублируют обучение.
Категории семей: учащиеся проживают в полных (7), неполных (4) и многодетных (3) семьях. Опекаемых- 2 ученика.
По структуре класс разнообразный по своим поведенческим и умственным способностям. К каждому ребенку требуется индивидуальный подход и работа при обучении.
Особые трудности при обучении возникают со следующими учащимися: Волков Р. (русский язык), Байджонов М. (русский язык, литературное чтение), Сатюкова В. (математика).
В течение года с этими учащимися проводилась коррекционная работа и дополнительные занятия по пробелам в знаниях мной, как учителем, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Достигнута незначительная положительная динамика.
В начале 2017 – 2018 учебного года мною разработана коррекционно – развивающая программа в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», которая направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы.
Программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Цель коррекционно-развивающих занятий:
Коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи детей средствами изучаемого программного материала, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения.
Задачи, решаемые на коррекционно-развивающих занятиях:
- создавать условия для развития сохранных функций;
- формировать положительную мотивацию к обучению;
- восполнять пробелы предшествующего развития и обучения, повышать уровень общего развития;
- коррегировать отклонения в развитии познавательной сферы и речи;
- совершенствовать умение общаться, развивать коммуникативные навыки;
- способствовать усвоению знаний, умений, навыков, предусмотренных программой коррекционно - развивающего обучения для детей с задержкой психического развития (общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире);
- формировать навыки чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу.
В классе обучается 13 человек, из них 5 девочек и 8 мальчиков с различными причинами трудностей в освоении адаптированной общеобразовательной программы начальной школы:
- Низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве,
- Недостатки в развитии внимания (Волков Р., Лебедева Д., Логузов Г., Лысенко А., Милованов М., Сатюкова В.)
- Недостатки в развитии памяти, мышления
- Нарушения эмоционально – волевой сферы (Логузов Г., Милованов М., Пуничев А.,)
- Недостатки в развитии речи
- Несформированность приемов учебной деятельности (Волков Р., Лизунов И., Логузов Г., Милованов М.)
- Низкий уровень произвольности, несформированность приемов самоконтроля
- индивидуально – типологические особенности
- несформированность к себе как к школьнику
В результате чего возникают трудности:
- в письменных работах пропускают буквы
- при письме допускают много ошибок
- неразвитость орфографической зоркости
- испытывают трудности при чтении, при пересказе текста
- испытывают трудности при решении математических задач
- не понимают задания с первого раза, постоянно переспрашивают педагога
- не справляются с заданиями для самостоятельных и контрольных работ
- плохо ориентируются в тетрадях
- не аккуратное оформление письменных работ
- на уроках часто отвлекаются
- поднимают руку, но на заданный вопрос не отвечают
Содержание и формы коррекционной работы:
- наблюдаю за учениками во время учебной и внеурочной деятельности;
- поддерживаю постоянную связь с школьным психологом, логопедом, родителями;
- составляю индивидуальные карты развития на каждого учащегося совместно с логопедом, школьным психологом и воспитателем;
- контролирую успеваемость и поведение учащихся в классе;
- создаю комфортный микроклимат в классе для каждого учащегося с ОВЗ;
- организую внеурочную деятельность, направленную на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
При организации коррекционных занятий я исхожу из возможностей ребенка: подбираю задания умеренной трудности, но доступные, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
На коррекционных занятиях применяю различные методы и приемы:
- Индивидуальный подход к учащимся
- Группировка учащихся с одинаковыми проблемами
- Сочетание практики и теории
- Задания, максимально пробуждающие интерес и активность детей
- Задания с опорой на образцы,
- Доступные инструкции по отдельным звеньям,
- При закреплении использовала многократные указания и упражнения,
- Метод поощрения в учебной работе
- Формирование пространственных представлений,
- Формирование анализа слов и предложений,
- Формирование осмысления учебных и художественных текстов,
- Развитие навыков контроля, планирования собственной деятельности,
- Выделение существенных признаков ,
- Опоры на положительный жизненный опыт учащихся.
Создание условий для повышения качества коррекционной работы:
- формирование познавательных процессов и восполнение пробелов по предмету на всех этапах учебного процесса;
- обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;
- побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
- установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим
действием;
- использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
- максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;
- разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции;
- использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия;
- преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.
Основные направления коррекционной работы:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
- Развитие основных мыслительных операций.
- Развитие различных видов мышления.
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
- Развитие речи, овладение техникой речи.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, в том числе работа над ошибками в домашних, самостоятельных и контрольных работах.
Реализация на коррекционных занятиях основных принципов коррекционно-развивающего обучения:
- Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
- Принцип единства диагностики и коррекции.
- Деятельностный принцип коррекции.
- Учет индивидуальных особенностей учащегося.
- Принцип динамичности восприятия (разработка заданий, при решении которых возникают какие–либо препятствия, что способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей).
- Принцип продуктивной обработки информации (развитие навыка переноса обработки информации, реализация механизма самостоятельного поиска, выбора и принятия решения).
- Принцип учета эмоциональной окрашенности материала (создание благоприятного, эмоционального фона, стимулирование положительных эмоций).
По итогам работы наблюдается положительная динамика:
- 2 уч. окончили учебный год на 4 и 5(Войновский М., Сахарова А.)
- 2 уч. имеют одну тройку Лебедева Д. (математика) , Кошкар-оол М. (технология)
Мотивация к учебно-познавательной деятельности сформирована на достаточном уровне у Войновского М., Кошкар-оол М., Кузнецовой В., Лебедевой Д., Лысенко А., Пуничева А., Сахаровой А.
Все учащиеся читают целыми словами. Практически все понимают прочитанный текст. Самостоятельно могут пересказать (Войновский М, Волков Р., Кошкар-оол М., Лизунов И., Логузов Г., Лысенко А., Сатюкова В., Сахарова А.). Многие учат стихи наизусть.
Все учащиеся печатный текст переводят в письменный. Стараются применять изученные правила на практике Диктанты пишут с единичными логопедическими и орфографическими ошибками (Войновский М., Кошкар-оол М., Лизунов И., Сахарова А.) Значительно улучшилось качество письменных работ у Лизунова И. и Логузова Г.
Все учащиеся знают нумерацию в пределах 1000, владеют прямым и обратным счётом, написанием трёхзначных чисел. Практически все знают таблицу умножения и деления , производят умножение и деление трёхзначных чисел на однозначные, допуская единичные ошибки. При решении задач учащимся требуется помощь. Самостоятельно может решать составные задачи и задачи на нахождение площади и периметра четырёхугольников может Сахарова А.
У Байджонова М., Войновского М., Кошкар-оол М., Лебедевой Д., Лысенко А., Сахаровой А. - работоспособность на достаточном уровне. Легко переключаются с одного вида деятельности на другой.
Самостоятельно выполняют задания – Байджонов М., Войновский М., Кошкар-оол М., Лизунов И., Логузов Г., Сахарова А.
Всем остальным учащимся требуется систематическая помощь, подсказки.
Наряду с положительными моментами остались и проблемы: нарушения эмоционально – волевой сферы (Лизунов И., Логузов Г., Милованов М., Пуничев А.)
У учащихся снижены знания об окружающем мире, ограниченный словарный запас.
Байджонов М. не может писать сочинения, изложения и диктанты, пишет только при активной помощи учителя.
- Реализация методической темы.
Учитель в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования. Поэтому в работе руководствуюсь высказыванием Ж. Жубера « Обучать - значит вдвойне учиться».
В своей деятельности стараюсь искать новые методы и подходы в обучении детей. Учитываю особенности каждого ребёнка и постоянно ищу пути для комфортного обучения детей. Я стараюсь создать условия для самоутверждения моих учеников, обеспечить благоприятный нравственно-психологический климат в классе, оказываю помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни.
В этом учебном году я работала с 3 классом. Мною была выбрана методическая тема «Словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения». Простое заучивание не дает положительных результатов, не помогает ребенку стать более грамотным. Отсюда встает вопрос, как пробудить интерес ученика к слову, как создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы, как развить ряд важнейших, интеллектуальных качеств ребенка. Этим объясняется актуальность выбранной мной темы.
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию – называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в предложениях, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную функцию.
Л.С. Выгодский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылается на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Она направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов, помогает тому, что дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умения применять усвоенные слова в связном высказывании. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания), обучение построению разнообразных синтаксических конструкций. Словарная работа проводится с первого дня обучения в школе. Систематическое накопление словарного запаса, выработка у детей умений и навыков правильно произносить и писать новые слова, а также использовать их в устной и письменной речи – вот что составляет содержание словарной работы.
Дети с ЗПР допускают как специфические ошибки при письме (дисграфия), так и ошибки на орфографические правила (дизорфография). С большим трудом учащиеся запоминают написание словарных слов. Для детей с ЗПР характерны:
1. Низкая активность зрительного восприятия.
2. Неустойчивое внимание.
3. Недостаточная наблюдательность.
4. Замедленная скорость запоминания, небольшой объём запоминаемого, кратковременная память, сложность в воспроизведении информации. При запоминании несложного материала дети с ЗПР не испытывают затруднений. Но при возрастании и усложнении объёма информации прочность запоминаемого и его воспроизведение резко снижается.
5. Неполноценность логического мышления. Например, ученики до автоматизма заучивают орфографические правила, но при письме их не применяют.
6. Отсутствие или очень низкий уровень самоконтроля при письме. Ученик не замечает, не видит допущенные ошибки.
7. Недостаточная моторика кистей и пальцев рук.
8. Низкий уровень мотивации познавательного процесса.
9. Недостаточная организованность и усидчивость.
10.Выраженная истощаемость, и, как следствие, низкая работоспособность. Замедленный темп развития всех психических функций и процессов не позволяет ученику успешно осваивать школьную программу.
Моя цель: вскрыть наиболее эффективные приемы работы над словами с непроверяемым написанием.
Практика работы показывает, что традиционные логопедические и педагогические подходы к устранению ошибок недостаточны. Необходимы некоторые изменения в содержании коррекционной работы. Слабая память, низкий уровень развития внимания и наблюдательности мешают ребёнку с ЗПР запоминать написание большого количества словарных слов по школьной программе. Словарные слова – это слова, имеющие непроверяемые или трудно проверяемые буквы. Их написание необходимо запоминать. Что значит хорошая память учащегося? Это значит, что он быстро запоминает, долго хранит информацию и легко воспроизводит заученный материал. Если у ученика хорошо развито внимание, то он способен сосредоточить своё зрение слух и мысли на предмете (объекте). Из-за недостатка памяти и внимания ребёнку трудно заучивать словарные слова. Большую помощь в работе над словарными словами может оказать метод мнемотехники. Мнемотехника, или мнемоника (греч. – искусство запоминания) – совокупность приёмов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов; основана главным образом на законах ассоциации. Ассоциация в психологии – это обусловленная предшествующим опытом связь представлений, благодаря которой одно представление, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое. Физиологические основы ассоциации глубоко исследованы И.П Павловым. («Словарь иностранных слов» - М., Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, с.455). Этот способ связан также с научными и практическими исследованиями Л. С. Выготского, где установлено, что ребёнок легче и лучше запоминает учебный материал, если ему помочь некоторыми внешними средствами. Это могут быть картинки, запись в виде плана, схемы, инструкции. Ребёнок может их использовать сначала с помощью учителя, родителей. В дальнейшем он вполне самостоятельно справляется сам. При произнесении слова возникают зрительные образы. Детям с сохранным интеллектом важно развивать воображение, а особенно у детей с ЗПР. В процессе работы я говорю: «Представьте предмет (ситуацию)». Ученик должен уметь представлять, воображать объекты; мысленно конструировать предполагаемые ситуации. Таким образом, способность слов вызывать в человеке определённые образы или действия объектов помогает лучше запоминать написание трудных и словарных слов. С целью улучшения запоминания словарных слов занятия необходимо проводить в занимательной форме. Существуют различные приёмы мнемотехники.
• Ознакомление с происхождением слова.
Например, «ладонь» происходит от исконно русского слова «длань». «Аквариум» и «акваланг» от латинского слова «аква» (т.е. вода).
•Соотнесение буквы с формой предмета: «бочонок», «пуговица». Эти предметы по форме округлые и напоминают букву «О».
• Соотнесение непроверяемой буквы в словарном слове с величиной предмета. «Малина » - ягода состоит из маленьких крупинок, шариков.
• Соотнесение буквы с цветом данного предмета. «Берёза» - ствол у берёзы белый; «бельё» - изначально у людей вся одежда была белого цвета, пока они не научились изготавливать красители для тканей.
• Соотнесение внешнего вида предмета с непроверяемой буквой. «Кофта» - рукава кофты сложены как буква Ф:
• Функция предмета помогает написанию словарного слова. «Линейка » - это предмет, с помощью которого проводят прямую линию.
• Звучание предмета и звукоподражание ему. «Барабан » («Бам! Бам!») «Балалайка» («Ла – ла – ла») «Синица » (поёт: «Синь – синь!»)
• Приём выстраивания сюжетной линии. Например, ошибочное написание слова «трамвай» как «тромвай», «транвай» или «тронвай». Сюжет: «Трамвай едет по рельсам и отстукивает колёсами «трам -трам , трам -трам ».
• Связь словарного слова с историческим фактом. «Пенал» - в давние времена люди писали гусиными перьями, которые хранили в шкатулках. И это были первые «пеналы». «Пенал» от слова «перья».
Использование приёмов мнемотехники улучшает память, повышает уровень внимания и наблюдательности учащихся.
В своих поурочных планах я обязательно отмечаю новые слова. При подготовке к урокам я разбираю слова, значения которых нужно объяснить, определяю, какие из них должны войти в активный словарь, придумываю наиболее эффективные способы объяснения значения новых слов и закрепления их в памяти учащихся. Существует несколько способов объяснения нового слова. При первичном знакомстве со словом пользуюсь следующими приёмами: демонстрация предметов, использование картин, рисунков, толкование значения слова, употребление слова в предложении, подбор к словам синонимов, произношение новых слов, чтение слов учащимися, запись слов на доске и в тетрадях, окрашивание в разный цвет и др.
Прежде всего выделяем этапность работы над словарными словами: два этапа: введение нового слова и первичное его закрепление.
I этап. Введение нового слова.
1.Предъявление нового слова в виде загадки:
Например:
- Внимательно прочитайте написанные на доске слова (Щепка, ужин, шайба,
трубач).
Определите слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём имеется
парный звонкий, всегда твёрдый шипящий согласный звук.
- Сегодня мы познакомимся со словом ужин.
- Что такое ужин? (Ужин – это вечерний приём пищи)
- Мы с вами привыкли, что ужин это вечерняя еда. Однако первоначально это
слово обозначало еду в середине дня. Древнерусское «угь» значило « юг». В
полдень солнце светило на юге, и употребление пищи в это время получило
название - южный – ужин. С течением времени приём пищи в середине дня
стал именоваться обедом. А слово ужин стало обозначать вечерний стол.
- Перед вами пословицы, в которых пропущено слово ужин и обед
одновременно:
∙ Ехал к …, а и …не застал.
∙ … не нужен, был бы ….
∙ От доброго …и к … останется.
∙ Без … подушка в головах вертится.
- Вставьте пропущенные слова.
- Объясните смысл каждой пословицы.
- Напишите по памяти пословицу, которая означает, что человек сильно опоздал.
Уродилась я на славу
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (капуста)
- описания предмета, который лежит в «волшебном мешке»: круглое, большое, румяное, красное, сладкое, сочное (яблоко)
- узнай предмет по описанию: крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко -
Рассматривание предмета на картинке.
Дети сами называют слово, которое будут изучать.
2. Работа над проговариванием, развитием слуховой, зрительной, образной памяти строится следующим образом:
- дети составляют слово из букв:
п у е х т
- составляют слово из слогов: ши на ма
- находят в карточке и орфографически проговаривают:
дерéвня
- вывешиваю карточку с изученным словом:
дети читают это слово орфографически нормальным голосом, шепотом, громко; обозначают ударение; находят буквы, которые требуют проверки.
- Можно проверить данную гласную? (Нельзя.)
И тут нам на помощь приходят шуточные стихи-загадки, рассказы-помощники, которые создают ассоциативную связь, и у словарного слова появляются «приемные родственники». Например, предлагаются такие стихи.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали «Петя» -
Петь он любит на рассвете.
Лиса – лисица, посмотри
Очень любит букву … (и)
В процессе работы над словом используется этимология слова:
Лопата – название свое получило на основании сходства предметов, по внешнему виду. Раньше было слово «лопа» – то же, что рука, ладонь. От него и образовалось слово: лопата – лопа – лопать.
С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам, которые помогают запомнить новое слово.
- Детям дается задание: нарисовать ассоциативную картинку по изученному слову; составить маленький рассказ (3-4- предложения) с изученным словом;
- сделав обоснование о букве, которую нужно запомнить, дети еще раз читают слово орфографически, произносят слово плотно сжав губы, закрыв глаза, пишут носом в воздухе, порадуйтесь слову (произносят с восклицанием), спросите слово (произносят вопросительно), читают орфографически.
Неоднократное орфографическое чтение дает возможность детям с ЗПР запомнить слово лучше. В чтении принимает участие артикуляционный аппарат, включен зрительный и слуховой анализатор.
- слово записывается в тетрадь с обозначением ударения, орфограммы. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.
Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.
Упражнения для формирования фонетических понятий.
На закрепление предлагаю 7 – 10 слов, с пропущенной буквой. Дети вставляют
нужную букву, прочитывают все слова орфографически.
Задания к словам:
- запишите слова в алфавитном порядке,
- выпишите слова, в которых ударение падает на 1 слоге; или на 2 слоге; или на 3
слоге,
- выпишите слова, в которых есть мягкие согласные; твердые согласные,
- выпишите слова в 2 столбика: с глухими согласными на конце, со звонкими
согласными на конце слова,
- доска закрывается, слова записываются по памяти или с комментированием по
цепочке.
- игра «Угадай слово» (на карточке написан первый слог слова, учащиеся
записывают слово полностью). И наоборот, дается окончание слова, а учащиеся
добавляют начало;
- игра «Найди слова» (записано 3 – 4 слова буквами разной величины, дети должны
эти слова найти): м к м а е ш д л и в а н е с а д с ь
- игра «Расшифруй слово» (очень нравится детям). Замените цифры буквами и
запишите слово: 17,6,15,1,13 (пенал)
- игра «Найди ошибку».
- при закреплении используются различные ребусы:
Упражнения для формирования словообразования.
- подберите родственные слова, укажите при помощи чего они образовались;
- подберите слова к схемам: ;
- от слов железо, осина образуйте новые слова с суффиксом – к-.
Морфологические упражнения.
- выпишите слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия
предмета,
- выпишите слова 1-го склонения, 2-го склонения и 3-го склонения,
- выпишите слова женского рода, мужского рода, среднего рода,
- составьте словосочетания сущ + прил.: воробей, молоко, медведь…
Синтаксические упражнения.
- составьте предложения с данными словами (ветер, капуста, заяц, огород),
- составьте предложения с данными словосочетаниями (детский рисунок, вкусная
ягода, трусливый заяц),
- замените предложение одним словарным словом (Комната для занятий в школе. –
класс),
- вставьте в предложение нужное по смыслу слово (По лесу шел … и громко ревел. –
медведь),
- работа с деформированным тестом, в котором есть словарные слова,
- смоделируйте предложение по схеме: Кто? что делают? в какие? во что?
Лексические упражнения.
- выпишите слова из словаря на заданную тему: «Овощи», «Школа»,
- сгруппируйте слова по темам,
- найдите лишнее слово (капуста, помидор, яблоко, огурец),
- подберите к словам синонимы, антонимы,
- ведется работа над многозначностью слова, над переносным значением, над
сравнением.
На уроке литературного чтения для объяснения значения слова могу использовать и такие наглядны специфические средства как жест, мимика, драматизация ( он усмехнулся, скривился, выбросил руку в приветствии и т.д.).
Весьма действенным приёмом объяснения значения слова является постановка в доступный учащимися контекст. Например, значение слова КРОХОТНЫЙ понятнее в предложении: Крохотный ребёнок спал в коляске, чем Крохотный комочек родной земли он унёс из дома.
Для семантизации слова употребляю и другие приёмы:
∙ подбор родственного слова (врассыпную – рассыпать);
∙подстановка синонима (изба – дом);
∙разложения общего понятия на частные (инструменты – это пила, молоток, …);
∙объяснения с помощью словотолкования (зверобой – это название лечебной травы).
Выбор способа объяснения слова зависит от типологии лексики, от возраста учащихся и самостоятельности. Очень важно применять средства наглядности в том случае, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства языка. Большинство из них на начальном этапе обучения основаны на переносе чувственно воспринимаемых признаков с одного предмета на другой: прыгает как обезьяна; след простыл; рукой подать. Это даёт возможность продемонстрировать то сходство, которое объединяет два предмета, признака, действия.
Наглядные примеры использую и тогда, когда ученики не могут понять значения слов без опоры на натуральные предметы или изобразительные средства: это устаревшие названия предметов, профессиональные термины, специфические явления и др. Например: верстак, редут, кивер, рубка, трап и т.д. Понимание этих слов без демонстрации будет неполным и неточным.
Применяю и словесные приёмы семантизации, хотя достаточно ограниченно и только тогда, когда значения слова или словосочетания не позволяет, прибегнуть к наглядным способам, например: очки втирать –обманывать, перемывать косточки – злословить, запорошить – засыпать мелким снегом.
При изучении новых слов важным является вопрос о том, на каком этапе урока объяснят новые слова. Практика показала, что это можно делать до чтения текста, во время чтения и после чтения. До чтения объясняю только слова, непонимание которых будет затруднять восприятие детьми всего текста. Такие слова стараюсь объяснить в предварительной беседе. Во время чтения объясняю слова, смысл которых подсказывался содержанием текста. После чтения текста объясняю слова, которые всё-таки оказались непонятными для некоторых учащихся.
Важной частью словарной работы является повторение усваиваемой лексики в течение определённого времени. Новые слова должны закрепляться на том же уроке, на котором они объяснялись детям.
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами способствует
прочному и успешному их запоминанию. Проверка словарных слов проводится 1 раз в 2 недели и ведется учет ошибок (см. карту)
праздник | вместе | орех | пшеница | погода | понедельник | ракета | трактор | |
19.09 | 8 | 5 | - | 6 | 7 | 5 | 3 | 4 |
03.10 | 4 | - | 3 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
чёрный | четыре | восемь | вторник | среда | картофель | петрушка | овощи | |
10.10 | 6 | 4 | 2 | - | - | 6 | 4 | 3 |
24.10 | 3 | 3 | - | - | - | 4 | 3 | 1 |
горох | огурец | помидор | огород | обед | компьютер | столица | ужин | |
14.11 | 2 | 3 | 3 | 4 | - | 6 | 5 | 3 |
28.11 | - | 2 | 2 | 1 | - | 4 | 3 | - |
пирог | шоссе | четверг | север | берег | пороша | чувство | лестница | |
05.12 | 3 | 4 | 4 | 2 | 3 | 6 | 7 | 4 |
19.12 | 1 | 2 | 3 | - | 2 | 4 | 5 | 2 |
интересно | грамм | комната | однажды | около | интересный | аккуратно | рябина | |
23.01 | 4 | 3 | 5 | 4 | 3 | 4 | 6 | 5 |
06.02 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 4 | 3 |
кровать | солома | пятница | вокруг | поэт | приветливо | животное | завтрак | |
17.04 | 4 | 5 | 3 | 4 | 2 | 6 | 5 | 3 |
15.05 | 3 | 3 | 1 | 2 | - | 5 | 4 | - |
Итак, можно сформулировать некоторые требования к проведению словарной работы для детей с ОВЗ при ЗПР:
∙Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. Здесь также, как и в усвоении любого вербального материала, необходимо соблюдать принцип небольших шагов, или расчленённости подачи. Среднее оптимальное число слов в пределах одного этапа – 2 – 3.
∙Необходимо стремиться к контексту объяснению новых слов. Процесс точного их запоминания заметно улучшается, если они объединены в тематические группы или включены в предложения.
∙Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух, разбирается его значение использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей, прочитывается ещё раз учениками, включается в предложение и записывается, если речь идёт об уроках русского языка и отчасти об уроках развития устной речи.
∙Объяснение значения слова – это только начальный этап работы над лексикой. Для его введения в речь необходима система упражнений, постоянная повторяемость слова, включение его в различные контексты.
∙Важно соблюдать естественность условий для активизации лексики. Составленные предложения должны отражать содержание либо прочитанного текста, либо ситуации, которая задаётся учителем и разбирается на уроке с учётом того, что ученики узнали на экскурсии, из передач по телевидению, на других уроках, которые уводят детей от
примитивных стандартных фраз, являются значительными для уроков русского языка.
Работа с лексикой должна быть тесно связана с грамматикой, фонетикой и другими сторонами языка. Нельзя усвоить новое слово, не употребляя одновременно его различные грамматические формы, не отрабатывая правильности произношения. Без единства работы над всеми сторонами языка, без постоянного приложения изучаемого грамматического материала к конкретным словам этот материал ложиться мёртвым грузом в памяти детей или быстро забывается.
- Использование ИКТ
В своей работе активно использую информационные ресурсы. Разработка урока с использованием информационных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса. Учебные электронные ресурсы делю на три группы, в зависимости от выполняемой функции:
1. Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они принадлежат к одному из следующих видов:
1. Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
2. Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
3. Универсальные (Word, Excel, PowerPoint и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Для углубления знаний, развития интереса к школьным предметам обучающимся предлагаю творческие задания:
- рисование иллюстрации
- составление кроссворда, ребуса по теме;
- подготовка различных творческих сообщений, докладов;
- изготовление презентаций и др.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность сконцентрировать внимание детей на теме, объяснить новое понятие более ярко и доступно для детей, или закрепить понятие в игровой форме. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов и поднять на более высокий уровень интерес детей к учебе.
Мониторинг знаний, умений и навыков обучающихся.
Уровень и качество вычислительных навыков
Учебный год | класс | Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
2017-2018 | 3В | 36% | 64% | - |
Уровень и качество скорости письма
Учебный год | класс | Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
2017-2018 | 3В | 42% | 58% | - |
Уровень и качество техники чтения
Учебный год | класс | Ниже нормы | Норма | Выше нормы |
2017-2018 | 3В | 39% | 61% | - |
Результаты контрольных работ по русскому языку
Учебный год | класс | Успеваемость | Качество |
2017-2018 | 3В | 100% | 55% |
Результаты контрольных работ по математике
Учебный год | класс | Успеваемость | Качество |
2017-2018 | 3В | 100% | 60% |
Качество обучения по предметам
Учеб-ный год | Класс | Рус-ский язык | Лит. чтение | Матем. | Музыка | Изо | Тех-но ло-гия | Окр. Мир | Физ-куль-тура |
2017-2018 | 3 В | 47,67% | 48, 92% | 47, 38% | 100% | 92, 31% | 61, 54% | 53, 85% | 69, 23% |
Качество знаний по классу
Учебный год | класс | Общий средний балл класса | Общий СОУ по предметам (%) | Общий % успеваемости класса | Общий % кач. зн. класса |
2017-2018 | 3 В | 3, 64 | 54, 55 | 100 | 64, 58 |
В воспитательной работе я придерживаюсь такого правила: «Не две – три звезды на фоне серой массы, а активная и творческая жизнь каждого ребёнка».
Результаты участия обучающихся в школьных и муниципальных конкурсах, соревнованиях:
Мероприятия | Класс | Уровень | Место |
Неделя экологии (поделки) | 3В | школьный | 2 победителя |
Стенгазета к «Дню Учителя» | 3В | школьный | участие |
Конкурс чтецов | 3В | школьный | 2 участника |
Сценка песни и стихи на мероприятии , посвященном Дню матери | 3В | школьный | участие |
Аппликации и рисунки мультипликационных героев | 3В | школьный | участие |
Стенгазета к Дню Защитника Отечества и открытки | 3В | школьный | участие |
Открытки к 8 Марта | 3В | школьный | участие |
Открытки к Дню Победы | 3В | школьный | участие |
Конкурс « Моя семья-частичка мира» | 3В | районный | Диплом I степени |
Конкурс « Шире круг» | 3В | городской | Лауреаты I и II степни |
Петербургский Творческий Фестиваль «БЕЛЫЙ ГОРОД РОЖДЕСТВА» | 3В | городской | 2 победителя, 2 лауреата |
Конкурс «Нарисуй по-новому», ко дню рождения С.В. Михалкова | 3В | районный | 2 участника |
Выводы: В следующем учебном году планирую активное участие детей в других внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Обобщение и распространение педагогического опыта.
форма | тема | Уровень | Уч. год. |
Прошла курс повышения квалификации по программе. | « Технология проектирования урока при реализации ФГОС ОВЗ» | Городской | 2016-2017 |
Семинар | «Технология проектирования урока при реализации ФГОС» | Городской научно-практический | 2017 |
Курс | « Методика преподавания основ православной культуры в рамках ОДНКНР. Концепция линии учебников по ОПК издательства «Русское слово-учебник» | Городской | 2018 |
Семинар | «Современный классный руководитель: реальность и перспективы» | Городской | 2018 |
На достигнутом останавливаться не собираюсь, для повышения качества образования планирую:
- Совершенствовать технологии проектной деятельности.
- Повышать эффективность использования ИКТ.
- Внедрять новые подходы в обучении при работе по стандартам второго поколения.
Учитель:__________________________(Моргунова Е.С.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к самоанализу урока по окр. миру
презентация...
Самоанализ воспитательной работы в начальных классах
В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....
Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия
Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия....
Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"
Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...
Самоанализ педагогической деятельности "Моя профессия - учитель"
Самоанализ педагогической деятельности...
Самоанализ на 1 категорию
Самоанализ педагогической деятельности на 1 категорию учителя начальных классов...
Самоанализ учителя начальных классов
Самоанализ работы учителя начальных классов...