Методическая разработка анализа рассказа В. Осеевой "Волшебное слово"
методическая разработка по теме
Мотивацией для разработки анализа этого произведения для меня послужил отрывок из книги Вадима Левина “Когда маленький школьник становится большим читателем” (Москва, “Лайда”, 1994 г.) «Что случилось с «Косточкой»?». Как правило, после прочитанного произведения мы задаем детям однотипные вопросы (не зависимо от возраста детей): Понравился вам рассказ? О ком этот рассказ? Что случилось с героем? Как выглядит герой (герои)? Как изменился герой? и т.д.
Прочитайте этот отрывок, там есть над чем подумать, а вот что получилось у меня. Здесь приведены предполагаемые ответы детей, но подвести к мысли или к ответу на вопрос может сам педагог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_rasskaza_volshebnoe_slovo.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
анализа рассказа В. Осеевой "Волшебное слово"
Мотивацией для разработки анализа этого произведения для меня послужил отрывок из книги Вадима Левина “Когда маленький школьник становится большим читателем” (Москва, “Лайда”, 1994 г.) «Что случилось с «Косточкой»?». Как правило, после прочитанного произведения мы задаем детям однотипные вопросы (не зависимо от возраста детей): Понравился вам рассказ? О ком этот рассказ? Что случилось с героем? Как выглядит герой (герои)? Как изменился герой? и т.д.
Прочитайте этот отрывок, там есть над чем подумать, а вот что получилось у меня. Здесь приведены предполагаемые ответы детей, но подвести к мысли или к ответу на вопрос может сам педагог.
Вопросы педагога | Предполагаемые ответы детей | |
Чтение рассказа. Понравился рассказ? | понравился | |
Как вы думаете, зачем Валентина Александровна написала этот рассказ, и включил его в сборник для детей? И зачем я сейчас прочитала его вам? | Нельзя грубо разговаривать с родными и близкими, быть злым, угрожать | |
Тогда, если бы Валентина Александровна не написала и не напечатала бы этот рассказ или я не прочитала бы вам рассказ "Волшебное слово", вы бы грубили взрослым, были бы злыми к родным и близким, угрожали? | Нет, мы знаем, что нельзя грубо разговаривать с родными и близкими, быть злыми | |
Выходит, Валентина Александровна написала этот рассказ зря? | ||
Скажите, пожалуйста, как обычно писатель изображает действующее лицо, если хочет, чтобы мы НЕ подражали ему? Привлекательным? Симпатичным? Или неприятным? | Неприятным. | |
А Павлик из рассказа вам нравится? | Нам его жалко, ему можно посочувствовать | |
А сколько лет, на ваш взгляд, Павлику? А его сестре и старшему брату? | Около 5 лет, он младший. Сестра Лена постарше и самый старший это брат. Возможно он старше их лет на 10, потому что может управлять лодкой с веслами (нужна физическая сила). | |
А мы сможем найти в тексте подтверждение наших предположений? | ||
На мой взгляд, Лена старше Павлика видно из слов: «Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько!» Возможно она сильнее и выше его. Вот про брата: «Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: “Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!”». Возможно, брат переживает за МАЛЕНЬКОГО Павлика, боится его брать с собой. А вот про бабушку: «Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...» Если представить эту ситуацию, то, возможно, с кухни тряпкой можно прогнать маленького котенка… Поэтому и Павлик у нас может ассоциироваться с маленьким котенком. | ||
Так почему нам становится жалко Павлика? | Потому что его никто не слушает и не жалеет. | |
Найдите то место рассказа, где вы почувствовали, что вам Павлика жалко. | «…Павлик засопел от обиды. - Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет. - Никто меня не жалеет!» | |
С какой интонацией Павлик произнёс фразу: Подвиньтесь! Как вы думаете, зачем Павлик подсел к старичку на лавку? | Грубо Чтобы старичок заметил его, обратил внимание на него и выслушал. Поэтому грубо обратился к старичку. | |
А как вы думаете, почему старик сказал «Есть такое волшебное слово...», а не, например, вежливое слово? Потому что Павлик маленький и, наверно, еще верит в чудеса. Помните, после слов старика: «- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...» Павлик РАСКРЫЛ РОТ. | ||
А какой на ваш взгляд этот старик? Может быть, он так повел себя с Павликом, потому что очень мудрый? Ведь он не задавал мальчику никаких вопросов, а просто слушал его. А что Павлик? А Павлик ждал его реакцию. Помните из текста: «- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь? - Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько! - Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит». | ||
А возможно, что рядом с Павликом не было того человека, который бы выслушал и научил его как надо поступать? | Да, не было. У всех свои дела | |
Но ведь Павлик не доверяет и старичку: «- Я попробую, - УСМЕХНУЛСЯ Павлик,- я сейчас же попробую». Почему так происходит? | От него все отмахиваются Лена: «Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!». Бабушка: «Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...» Брат: «- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик. - Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт». | |
А старичку было всё равно, что сейчас чувствует мальчик? Почему же старичок захотел выслушать Павлика? Найдите то место в рассказе, где вы почувствовали, что старичок проникся к мальчику, и хочет ему помочь. | Нет, он понимает, что Павлик маленький и ему нужна помощь «Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал: - С тобой что-то случилось?» «Старик разгладил длинную бороду: - Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...» | |
Как вы думаете, почему старичок дает совет Павлику говорить волшебное слово тихо: «- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...» | Потому, что Павлик по жизни шумный, шаловливый, ураган Поэтому и Лена краски прячет, и бабушка из кухни гонит, и брат не берет в лодку. | |
А кто догадается, почему, когда мы говорим с людьми и смотрим в глаза, нас слушают и понимают. | Потому что другие понимают, что это искренне. | |
Тогда теперь вы сможете мне ответить на вопрос: Почему Лена дала краску Павлику? | Он был искренен в своей просьбе. Хотя краска ему и не была нужна | |
Как вы думаете: что Павлика больше волновало: даст ли Лена краску или подействует ли волшебное слово? | Наверное, волшебное слово «Разве такая поймёт волшебное слово!..» | |
А что значит для Павлика «такая»? Изменятся ли их отношения теперь? | ||
А что произошло с бабушкой? Найдите в тексте слова… | Она не ожидала такого от Павлика. «Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: - Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка выпрямилась» | |
Что испытывает теперь Павлик? | Радость, счастье «Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки». | |
Как относится Павлик к брату? Что он чувствует? Найдите в тексте. | Боится, но и уважает его, он старший. | |
Павлик обращается к брату с просьбой. А все замолчали, почему? | ||
Что произошло с Павликом? Что все родные теперь поняли о нём? | Они все понимают, что Павлик изменился. (не Лена, не бабушка, не брат изменились, а сам Павлик) | |
А теперь давайте вспомним самое начало рассказа. Кто догадается, на что похожа беседа Павлика со старичком? | Он жалуется ему и обвиняет всех. | |
Вы в начале сказали, что этот рассказ о том, что нельзя грубо разговаривать с родными и близкими. А теперь вы сможете мне сказать: так о чем он? Все ли в нем просто? | Во многом, что мы делаем не так, НЕ стоит винить других людей. Просто начинать надо с самого себя. И если изменимся мы, то и люди вокруг нас будут к нам по-другому относиться. | |
Молодцы. Надеюсь и вы, прочитав этот рассказ, задумаетесь над этим. Скорее всего, в рассказе “Волшебное слово” могут обнаружиться и другие смыслы. И, думаю, в каждом хорошем произведении содержится много замыслов. Каждый из вас может открыть что-то свое, другое. Когда я впервые прочитала рассказ “Волшебное слово”, я почувствовала, как хорошо, что встречаются такие взрослые, которые умеют слушать детей без нотаций и нравоучений. Немного внимания, добрых слов и ты другой человек. Вот какой замысел Валентины Осеевой оказался для меня самым важным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Употребление заглавной буквы в словах" 2 класс
План - конспект урока "Употребление заглавной буквы в словах" во 2 классе...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"
Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...
Как облегчить детям запоминание словарных слов.(статья, методическая разработка для работы со словарными словами в 3 классе)
Данная статья составлена в помощь учителю и содержит методы и приёмы, помогающие детям легче запоминать словарные слова....
Методическая разработка урока русского языка "Состав слова. Упражнение в разборе слов по составу", 3 класс
Методическая разработка...
Методическая разработка "Анализ урока по русскому языку" в 4 «В» классе Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам"
Методическая разработка "Анализ урока по русскому языку " в 4 классе по теме "Изменение имен прилагательнх по падежам" включает в себя...
Методическая разработка урока "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"
Формировать представления о главных особенностях художественного текста;-вырабатывать технику чтения и работать над выразительным чтением (передача голосом отношения автора к лисе: любуется, хвалит, с...
Методическая разработка урока "Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»"
Тема: Рассказы о животных. К.Д.Ушинский «Лиса Патрикеевна»Цели деятельности педагога:-формировать представления о главных особенностях художественного текста;-вырабатывать технику чтения и...