Рабочие программы 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
пояснительная записка и тематическое планирование по всем предметам в 4 классе по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_4_klass.zip | 501.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» Новосибирск: Сиб. унив. издательство,2007 – 62с. – (Кодексы и законы России»)
Статья 14 п. 5, статья 32 п. 1, п. 2, статья 9 п. 1.
- Приказа МО РФ от 6.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- «Санитарно-эпидемиологических обучения требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.2.2821 – 10 утверждённых Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 №19993
- Примерной программы по предмету «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, М. «Просвещение» 2011г
В Федеральном базисном учебном плане в 1–4 классах на предмет «Изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю (общий объем 135 часов). Из них 33 урока в 1классе
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций : изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетическое переживание его; конструктивная деятельность – это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность – это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной ( народные и прикладные виды искусства); а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ(цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является главным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
4 КЛАСС (34 ч)
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.
Многообразие культур не случайно — оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую — в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.
Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».
Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.
Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4 класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Истоки искусства твоего народа (8ч)
Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окна, очи дома, украшались наличниками, фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежды. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Древние города твоей земли (7ч)
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от слов «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.
Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. «Постройка» древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.
Древние города Русской земли
Знакомство со своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и др. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.
Каждый народ — художник (11 ч)
Учитель может выбрать три культуры: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.
Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).
Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.
Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)
Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно осознание того, что постройки, одежды, украшения у различных народов очень разные.
Искусство объединяет народы (8 ч)
Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.
Темы в течение года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники и т. д. Дети должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато различными художественными культурами и что они не случайно разные.
Теперь задачи принципиально меняются — от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни.
Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.
Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости
Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.
Изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс (34 ч)
№ п/п | Разделы и темы | Кол-во часов |
1. | Истоки родного искусства | 8 |
2. | Древние города нашей земли | 7 |
3. | Каждый народ -художник | 11 |
4. | Искусство объединяет народы | 8 |
Всего | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Л.А. Неменская «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник». 4 класс
- Интернет-ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://moikompas.ru/tags/plastilin
- http://art.thelib.ru/culture/pictures/iskusstvo_yaponii.html
- http://www.orientmuseum.ru/art
- www.ellada.spb.ru
Календарно-тематическое планирование изобразительного искусства в 4 классе.
34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа « Изобразительное искусство»
Авт.Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С. Питерских.
Дата урока | № п/п | Тема | Основные виды учебной деятельности | Универсальные учебные действия | |||||
предметные | личностные | метапредметные | Учебно-метод. и матер.-техн. Обеспече-ние | Формы организа-ции образова-тельного процесса | |||||
Р а з д е л 1.Истоки родного искусства (8часов) | |||||||||
1 | Пейзаж родной земли | Участвовать в беседе о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками | Знать характерные черты родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу. Умение нарисовать пейзаж по памяти | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решений различных художественно-творческих задач. | Презентация | |||
2 | Гармония жилья и природы. Деревня – де-ревянный мир. | Воспринимать и эстети-чески оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризо-вать значимость гармо-нии постройки с окружа-ющим ландшафтом. Объ-яснять особенности кон-струкций русской избы | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конструирования из бумаги конструкции избы. Создавать коллективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, сво-его народа. Формиро-вание понимания осо-бой роли культуры и ис-кусства в жизни обще-ства и каждого отдель-ного человека. Форми-рование навыков кол-лективной деятельности | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | Презентация | |||
3 | Образ традиционного русского дома. | Воспринимать и эстети-чески оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характери-зовать значимость гар-монии постройки с окружающим ландшаф-том. Объяснять особен-ности конструкции рус-ской избы. | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы. Овладение навыками конст-руирования из бумаги мо-дели избы. Создавать кол-лективное панно способом объединения коллективно сделанных изображений. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понима-ния особой роли куль-туры и искусства в жиз-ни общества и каждого отдельного человека | Участвовать в совмест-ной творческой деятель-ности при выполнении учебных и практических работ, реализации проек-тов. Уметь осуществлять самоконтроль и кор-ректировку хода работы и конечного результата | Презентация | |||
4 | Украшение де-ревянных построек и их значение. | Воспринимать и эстети-чески оценивать красоту русского деревянного зо-дчества. Характеризовать значимость гармонии по-стройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструк-ции русской избы. | Знание устройства русской избы, украшение избы. Умение создать образ избы в пейзаже. Изображать живописными средствами образ русской избы и других традиционных построек деревни. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Наблюдать природу и природные явления. Планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианта решений различных художественно-творческих задач. | Презентация | |||
5 | Образ красоты человека. Женский портрет. | Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма. | Знание традиционной наци-ональной одежды, роль го-ловного убора, украшения в народном костюме. Умение создать женский народный образ. Знание художников изображающих женские портреты в русских национальных костюмах. Характеризо-вать и эстетически оцени-вать образы в произведениях художников. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа. | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. | Презентация | |||
6 | Образ красоты человека. Мужской портрет | Приобретать представления об особенностях русского мужского образа. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма | Знать характер сельского труда. Иметь представление о своеобразии русской при-роды, деревенской местно-сти, ее жителях, специфике их труда. Умение изобра-зить сцены труда из кресть-янской жизни. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. | Презентация | |||
7 | Народные праздники. Коллективное панно | Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников. | Знать несколько произведе-ний на темы народных праздников. Создание кол-лективного панно на тему народных праздников. Ов-ладение элементарными основами композиции. Умение использовать раз-личные приемы и способы выразительности при создании панно. | Формирование навыков коллективной деятельности. Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных и практических работ, реализации проектов. Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. | Презентация | |||
8 | Обобщение темы четверти. | Обобщать свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно. | Знание правил выполнения коллективной работы. Умения использовать средства выразительности для изображения характера работы. | Формирование умений сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Участвовать в обсуж-дении содержания и выразительных средств; понимать ценность ис-кусства в гармонии чело-века с окружающим ми-ром; моделировать кол-лективное панно и давать оценку итоговой работе. | ||||
Р а з д е л 2. Древние города нашей земли (7 часов) | |||||||||
1 | Древнерусский город-крепость. | Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа по картинам художников, изображающих древнерусские города. Конструирование башен-бойниц из бумаги. | Знание понятия «макет», как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот. Знать конструкцию внутреннего пространства древнего русского города. Умение конструировать крепостные башни, ворота Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Уметь анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. | Презентация | |||
2 | Древние соборы. | Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм. | Знание особенности собор-ной архитектуры, пропор-ции соборов. Умение объяснять, почему собор является смысловым цент-ром города. Знание конст-рукции, символики частей храма, украшений храма. Умение выполнять групп-повую работу по постройке древнего города. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству русского народа | Уметь анализировать образец, определять материалы, контроли-ровать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям; формулировать собственное мнение и позицию; анализировать роль пропорций в архитектуре. | Презентация | |||
3 | Древний город и его жители. | Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью. | Знать организацию внутреннего пространства кремля. Уметь написать пейзаж с церковью, передавать настроение композиции, составлять композицию, последовательно её выполнять. | Испытывать чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека | Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами живописи. | Презентация | |||
4 | Древнерусские воины-защитники. | Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину) | Знание, как жили князь и его люди, как одевались. Умение изобразить древнерусских воинов. Знание различия в жизни князя с дружиной и торгового люда. Овладение навыками изображения фигуры человека. | Понимать особую роль культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Уметь создавать элементарные композиции на заданные темы графическими материалами, использовать правила рисования фигуры человека. | Презентация | |||
5 | Города Русской земли | Участвовать в беседе о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры. Изобразить живописно или графи-чески наполненного жизнью людей древнерусского города | Знать основные структурные части города. Знать старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Уметь отличать эти города Участвовать в коллектив-ной работе по созданию макета древнего города с его жителями. | Испытывать эстетические чувства, развивать в себе художественно-творческое мышление, наблюдательность, фантазию. | Искать нужную информацию, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Презентация | |||
6 | Узорочье теремов. | Познакомиться с деко-ром городских архитек-турных построек и деко-ративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат. | Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Выражать в изображении праздничную нарядность , узуорочье интерьера терема. | Формировать уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом | Уметь создавать элементарные композиции на заданную тему, использовать правила передачи пространства на плоскости в изображении внутреннего убранства палат. | Презентация | |||
7 | Пир в теремных палатах. (Обобщение темы). | Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Создавать изображения на тему праздничного пира. | Знать картины русских художников (А. Коровина, В. Васнецова, А. Рябуш-кина). Уметь создавать многофигурные компози-ции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир | Уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом. | Участвовать в обсуж-дении содержания и вы-разительных средств; по-нимать ценность искус-ства в гармонии человека с окружающим миром; моделировать коллек-тивное панно и давать оценку итоговой работе. Уметь находить справочно- информа-ционный материал по теме | Презентация | |||
Р а з д е л 3. Каждый народ – художник (11 часов) | |||||||||
1 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знаком-ство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка | Обрести знания о необыч-ной художественной куль-туре Японии, особенности легких конструкций, по-строек в Японии.Уметь изображать природу через детали. Приобретать новые умения в работе с вырази-тельными средствами худо-жественных материалов. | Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Понимать особенности изображения, украше-ния и постройки в искусстве Японии. | Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ. | Презентация | |||
2 | Изображение японок в национальной одежде. | Познакомиться с традиционными представлениями о красоте японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме. | Уметь создать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Приобрести новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные и композиционные навыки . | Воспринимать ува-жительно культуру и искусство других наро-дов. Формирование эс-тетических потребнос-тей в общении с искус-ством, потребности в самостоятельной прак-тической деятельности. | Приобрести новые конструктивные и композиционные навыки. Освоить новые эстетические представления о поэтической красоте мира | Презентация | |||
3 | Народы гор и степей. | Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение жизни людей в степи и горах. | Знание образа жилых построек народов. Умение цветом передавать пространственные планы. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов | Умение осуществлять поиск информации, ис-пользуя материалы учеб-ника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учеб-ных практических работ. | Презентация | |||
4 | Города в пустыне. | Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблю-дать связь архитектур-ных построек с особен-ностями природы и при-родных материалов. Вы-полнение аппликации. | Знание особенностей архитектуры среднеазиат-ского города Умение вы-полнить объёмную аппли-кацию среднеазиатского города. Овладевать навы-ками конструирования из бумаги и орнаментальной графики. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Умение осуществлять поиск информации, ис-пользуя материалы учеб-ника, выделять этапы работы. Участвовать в творческой деятельности при выполнении учеб-ных практических работ. | Презентация | |||
5 | Древняя Эллада. | Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов. | Знание искусства Древней Греции, архитектуры Ак-рополя. Умение характе-ризовать отличительные черты и конструктивные элементы греческого храма. Умение моделировать из бумаги конструкции греческих храмов | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Умение рационально строить свою творческую деятельность, стремиться к освоению новых знаний и умений. | Презентация | |||
6-7 | Древнегреческие праздники | Беседа о конструктив-ности в греческом пони-мании красоты мира. Красота построения че-ловеческого тела-«архи-тектура» тела, воспетая греками. | Знание искусства древне-греческой вазописи, знание скульпторов, изображаю-щих богов. Уметь изобра-зить олимпийских спорт-сменов и участников празд-ничного шествия,(фигуры в традиционных одеждах), работать над панно в группе. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. | Создавать коллективное панно на тему древнегреческих праздников; овладение умением вести диалог при составлении плана работы над панно. | Презентация | |||
8-9 | Европейские города Средневековья. | Беседа об образе готических городов средневековой Европы: величие и устремлён-ность вверх готического храма, готические витра-жи и впечатление от них, портал храма, ратуша, центральная площадь. Создавать коллективное панно. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов. Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллек-тивной творческой деятельности при выпол-нении панно. Умение рационально организо-вывать рабочее место. | Презентация | |||
10 | Портрет средневекового жителя. | Беседа о средневековых готических костюмах, их вертикальных линиях, удлиненных пропорции-ях, о единстве форм кос-тюма и архитектуры, об-щее в их конструкции и украшениях. | Знание сословий разделе-ния людей, средневековых готических костюмов (вер-тикальные линии, удлинен-ные пропорции). Иметь представление о традици-онной европейской одежде средневековья. Развитие навыков изображения человека. | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в коллективной творческой деятельности при выполнении панно. | Презентация | |||
11 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | Выставка работ и беседа на тему «Каждые народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти. | Знание общих представлений об образах городов разных стран, их жителях (в разные столе-тия). Умение отличать образы городов, анализи-ровать эти отличия. | Формирование уважи-тельного отношения к культуре и искусству других народов. Фор-мирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни об-щества и каждого от-дельного человека. | Участвовать в обсуж-дении содержания и вы-разительных средств; по-нимать ценность искус-ства в гармонии чело-века с окружающим ми-ром. Уметь находить справочно-информа-ционный материал по теме и пользоваться им. | Презентация | |||
Р а з д е л 4. Искусство объединяет народы (8 часов) | |||||||||
1 | Материнство | Познакомиться с произ-ведениями искусства, выражающими красоту материнства.Наблюдать и анализировать вырази-тельные средства произ-ведений. Изобразить образ матери и дитя. | Знание художников, изображающих красоту материнства. Умение изобразить мать и дитя. Развивать навыки композиционного изображения. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение выражать свое отношение к произве-дению изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содер-жания и выразительных средств. Умение давать оценку своей работе по заданным критериям. | ||||
2 | Мудрость старости. | Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека | Знание художников, изо-бражающих пожилых лю-дей. Знание, что красота – это эстетическая и духовная категория. Умение найти хорошее в повседневной жизни стариков; изобразить любимых бабушку, дедуш-ку. Развивать навыки вос-приятия произведения искусства. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников | Презентация | |||
3 | Сопереживание | Рассказать, что искус-ство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знаком-ство с полотнами рус-ских и европейских ху-дожников. Изобразить в самостоятельной твор-ческой работе драма-тический сюжет. | Знание, художников и полотен Раскрывающих тему сопереживания. Умение изобразить рисунок с драматическим сюжетом | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Умение выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работы одноклассников | Презентация | |||
4-5 | Герои-защитники. | Беседовать о героях-за-щитниках. Анализиро-вать памятники героям-защитникам.Приобретать собственный опыт в со-здании героического об-раза. Выполнение памят-ника героям войны в графике. | Знание героев п.Шимск. Знание памятников героям Отечества. Умение выполнить памятник в графике. | Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа. | Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей. Умение выражать свое отноше-ние к произведению изобразительного искусства. | Презентация | |||
6 | Юность и надежды. | Знакомство с произведе-ниями изобразительного искусства, посвящен-ными теме детства, юно-сти, надежде. Высказы-ваться и приводить при-меры из личного опыта. Изобразить мечту о сча-стье, подвиге, путешест-вии. | Знание основных сюжетов и тем детства, юности в произведениях художников. Умение изобразить радость детства с помощью графических материалов. | Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. | Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Овладевать основами владения графическими материалами. | Презентация | |||
7 | Искусство народов мира.(Обобщение темы) | Обобщить знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов. | Знание видов искусств, жанров искусств, главные художественные музеи России, знание художни-ков. Уметь выполнить коллективный коллаж, | Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. | Участвовать в обсужде-нии содержания и выра-зительных средств; по-нимать ценность искус-ства в гармонии челове-ка с окружающим ми-ром. | Презентация | |||
8 | Итоговая выставка работ. | Творческие отчёты. Обсуждение своих работ и работ одноклассников. | Создавать отчёт или сообщение по выбранной теме. | Уважительно относиться к другому мнению. Высказыванию. | Умение давать оценку своей работе и работам одноклассников по заданным критериям. | ||||
34 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...