Статья " Введение в исследовательскую деятельность учащихся начальных классов"
статья (1 класс) на тему
В статье рассказывается о том, какие задания и упражнения на развитие исследовательских способностей у младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность может использовать учитель начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Костина Оксана Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ «Гимназия №15 Советского района Волгограда»
«Введение в исследовательскую деятельность
учащихся начальных классов»
Статья для учителей начальной школы
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Исследовательские способности у младших школьников развиваю на уроках и через внеурочную деятельность «Я- исследователь». Опираюсь на методику исследовательского обучения А. И. Савенкова. В своей работе использую следующие задания и упражнения на развитие исследовательских способностей.
Задания на развитие способности видеть проблемы
Развивается эта способность в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для специальной работы по развитию этой способности можно подобрать упражнения и методики, которые в значительной мере помогут решать эту сложную задачу.
Задание «Изменение точки зрения на объект»
Если смотришь на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для того, чтобы в этом потренироваться, использую методику «Продолжения неоконченных рассказов от имени разных персонажей».
«Осеннее небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
- Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Затем представь, что ты – водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге; или лётчик, отправляющийся в полёт; ворона, сидящая на дереве; зайчик или лисичка в лесу.
Задания для развития умения конструировать гипотезы
Любое столкновение с проблемой заставляет учащихся искать способы её решения – изобретать гипотезы.
Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом, это предвидение событий. Изначально гипотеза не истинна и не ложна – она просто определена.
Задание «Определить условия».
- При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можно ли придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов:
* очки;
* компьютер;
* космический корабль;
* яблоко;
* настольная лампа;
* ветка дерева;
Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Задания на развитие умения задавать вопросы
Одним из самых важных умений исследователя является умение задавать вопросы.
В процессе познания вопрос играет ключевую роль. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом пробуждая потребность в познании, приобщая автора вопроса к умственному труду.
Задание «Угадай, о чём спросили».
Ученик, вышедший к доске, получает несколько карточек с вопросами. Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, он громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Ты любишь спорт?» Ребёнок отвечает: «Я люблю спорт». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.
Развитие умения давать определения понятиям
Хорошим заданием на развитие умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать сочинение загадок, в том числе и юмористических.
Составление и разгадывание кроссвордов – прекрасная возможность попрактиковаться в определении понятий.
Задание «Определения для инопланетян».
- Представь, что на Землю прилетели инопланетяне. Они совсем ничего не знают о нашей планете, им известно лишь минимальное количество наших слов. Объясни им кратко и точно, что такое:
* апельсин;
* книга;
* стол;
* ручка;
* дом.
Развитие умений высказывать суждения, делать выводы
Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.С помощью суждений мысль получает своё развитие.
Задание «Проверь правильность утверждений».
- Все деревья имеют ствол и ветви. Клён имеет ствол и ветви. Следовательно, клён – дерево.
- Все волки серые. Рекс серый. Следовательно, он волк.
- Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь.
- Все ученики 1 «А» класса любят играть в компьютерные игры. Коля Иванов любит играть в компьютерные игры. Следовательно, Коля Иванов– ученик 1 «А» класса.
Развитие умения классифицировать
Классификация придаёт нашему мышлению строгость и точность. Классификация устанавливает определённый порядок.
Задание «Найди ошибки в классификации и прокомментируй их».
- Не вызывает ли у тебя возражения данная классификация? Попробуй аргументировать ответ.
- Автомобили: легковые, грузовые, большие, маленькие, чёрные, белые, умеющие плавать, нарисованные в книгах, стоящие в гараже, припаркованные возле дома, показываемые по телевизору, едущие по дорогам.
- Деревья: хвойные, лиственные, описанные в книжках, растущие в лесу, плодовые, волшебные.
Развитие умений и навыков экспериментирования
Эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Но эксперименты бывают и мысленные.
Задание «Мысленный эксперимент».
- Попробуй провести мысленный эксперимент: «Что случится, если известный двоечник станет учиться на одни пятёрки?»; «Что произойдёт, если листья с деревьев не опадут осенью?»; «Что можно сделать из куска бумаги?»; «Что будет, если все станут выше ростом?»; «На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?»; «Если бы озеро стало столом, чем были бы лодки?»; «Что будет, если люди научатся читать мысли других?»; «Какими должны быть города, чтобы люди не гибли на дорогах?».
Учимся оценивать идеи
В итоге наших размышлений, наблюдений и экспериментов обычно возникает множество идей, поэтому важно научиться их оценивать. Лучше всего идею или гипотезу проверить в ходе исследования, но возможен и другой способ оценки: в уме. Воспользуемся для этого специальной матрицей – «матрица для оценки идей».
Задание «Какая идея лучше?»
- Представьте, что в результате кораблекрушения мы оказались на необитаемом острове. Нам требуется жилище. Выскажите свои идеи.
В результате мозгового штурма все идеи фиксируются в таблицу, а потом оцениваются.
Список литературы:
1.Алексеев Н.Г. О целях обучения школьников исследовательской деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. - М., 2000. – С. 5
2.Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
3.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
4.Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы
В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....
"Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Данная презентация с конспектом поможет в организации исследовательской деятельности младших школьников....
Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"
Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...
Формирование основы исследовательской деятельности учащихся начальных классов
Презентация знакомит с опытом введения, осуществления исследовательской деятельности....
МАСТЕР-КЛАСС ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»
1-ый шаг. Презентация педагогического опыта: краткое обоснование основных идей опыта. 2-ой шаг. Определение основных приёмов работы, которые учитель будет демонстрировать слушателям 3...
«Научное общество учащихся «Шаг к успеху» как средство развития познавательно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов»
Из опыта работы...
Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»
Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...