Педагогические технологии
презентация к уроку по теме

Алпыспаева Ляйля Борисовна

Презентация - обобщение на тему "Кластер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klaster.pptx125.53 КБ
Файл vystuplenie_na_pedsovete.pptx571.77 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КЛАСТЕР Теоретический материал

Слайд 2

К Л А С Т Е Р Термин "кластер" происходит от английского " cluster " - рой, гроздь, груда, скопление . Кластер – педагогический прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации обучающимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

Слайд 3

Подготовка кластера: Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»

Слайд 4

Термин «кластер» происходит от английского « cluster » – гроздь, скопление. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие; в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого; в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне. Кластер Признаки объекта свойства поведение действия состояние значение величина активные пассивные 4 Чунакова Разида Наиловна

Слайд 5

Внесите недостающие надписи в схему. Кластер. Пример задания 5

Слайд 6

Использование кластера на уроке Цель : подготовить учащихся к восприятию новой информации.

Слайд 7

Кластер

Слайд 8

Рекомендации: Записывайте все идеи учащихся. Не судите о качестве идей (не комментируйте). Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. Не переставайте писать, пока не закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы. Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках литературного чтения как средство формирования коммуникативной компетентности» Автор: Алпыспаева Б орисовна , учитель н ачальных классов МБОУ «СШ№1» г. Нижневартовска ХМАО- Югры

Слайд 2

Актуальность Актуальность данного проекта определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. Актуальность проекта для школы заключается в том, что он разработан и апробирован в рамках «Программы развития школы» и ее подпрограммы «Одаренные дети», реализующихся в образовательном учреждении.

Слайд 3

Цель проекта: определение влияния практического применения проектно-исследовательской деятельности на формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках русского языка.

Слайд 4

Задачи проекта : изучить методическую и соответствующую литературу; вовлечь учащихся в практическую проектную деятельность как фактор личностного развития школьников; разработать авторский учебный модуль «Проектная деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время в начальной школе»; разработать методические рекомендации обучающимся, коллегам и родителям по организации проектной деятельности; провести мониторинг исследования; обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Слайд 6

Планируемые результаты: Обеспечение качества знаний обучающихся не ниже – 70%, успеваемости – 100%; рост числа призёров олимпиад и конкурсов различного уровня; осознание учащимися многообразия образовательной среды; рост личностных качеств и компетенций обучающихся; формирование языковой, личностной и социальной культуры учащихся; приобретение детьми опыта самостоятельного выбора, исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученного результата.

Слайд 7

Образовательный модуль Информационный блок Методический блок Исполнительский блок Контролирующий блок 1.Статьи, доклады, публикации. 1. Программа курса «Учимся основам проектирования». 1. Сценарии уроков, индивидуальных занятий. 1. Анкеты, тесты, Контрольные вопросы. 2.Педагогический проект «Проектно - исследовательская деятельность как средство формирования коммуникативных компетенций». 2. Методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников. 2. Банк ученических проектов. 2. Результаты мониторинга. Портфолио ученика. Портфолио учителя. Портфолио проектной работы. «Проектная деятельность на уроках русского языка и во внеурочное время в начальной школе»

Слайд 8

В рамках реализации проекта разработаны: Методические рекомендации для учащихся по созданию учебного проекта. Приложение №1. «Правила успешной проектной деятельности для учащихся». Приложение №2. План действий учащихся в проекте. Приложение№3.

Слайд 9

Практическая значимость : 1) обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям обучения, отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода; 2) предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования; 3) позволяет реализовать как уровневую (базовый уровень, углубленный уровень освоения образовательных программ); 4)позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы.

Слайд 10

Типы проектов, разработанных и реализованных учащимися Типы проектов Исследовательские Игровые, ролевые Творческие Социальные Краткосрочные «Значение «волшебных слов» в нашей речи». «Илья Муромец: былинный герой или реально живший человек?» «Вредная еда-миф или реальность?». Литературно - музыкальная композиция «Песня в солдатских шинелях». «Алло, мы ищем таланты». 1. Дизайн дверей кабинета к новогоднему празднику. 2.Первоапрельский коллаж. 3. Первоапрельская презентация. 4. Издание книжек- малышек. «Ими гордится школа». Среднесрочные «Югра глазами детей» Инсценировка басен И.Крылова. 1.«Подарок маме». 2. « Классная газета». 3. «Альбом любимых литературных героев» 4.Творческий проект «Новогодняя открытка» 1.«Безопасная дорога в школу». Долгосрочные «Моя родина - Югра!» литературные проекты «Главное наше богатство - это люди» «Вклад югорчан в Победу в Великой Отечественной войне». Инсценировка лингвистических сказок. Фотоотчет «Портфолио класса», 2010-2012гг. 1.«Польза и вред жвачки» 2.«Милосердие-путь к доброте».

Слайд 11

Проектирование на уроке Проект, реализуемый в течение изучения монографической темы Проект, реализуемый на одном из этапов урока Проект, реализуемый в течение одного урока Учебный исследовательский проект. «Многозначные слова». На этапе актуализации: презентация информационного проекта; виртуальная экскурсия. Лаборатория слова (русский язык, «Этимология слова хлеб»). Деловая игра (русский язык «Юный корректор», 4 класс); Вопросы викторины по изученной теме. На этапе формирования новых знаний, умений: работа со словарем; ассоциациативные ряды. На этапе закрепления: создать текст. Создание текста по предложенной теме.

Слайд 12

Система проведения уроков, 4 класс н/ п Программный материал Тема проекта Время представления проекта Вид проекта 1 Синтаксис и пунктуация. Простое предложение. Октябрь Исследовательский 2 Синтаксис и пунктуация. Знаки препинания в сложных предложениях. Декабрь Исследовательский 3 Части речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных Февраль Информационный 4 Части речи. Связь прилагательного с существительным. Апрель Исследовательский 5 Наречие. Общие сведения о наречии, лексическое значение, основные грамматические признаки. Май Информационный

Слайд 13

Этапы работы над проектом Формируемые компетенции Этап выбора темы, целеполагания. Формирование грамотности, языковой и речевой компетентности учащихся; познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, формирование умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать нужный ответ. Этап сбора информации Формирование умений находить необходимую информацию, выделять главное, составить конспект, план, овладение навыками самоанализа, самооценки Этап обработки информации Формирование познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Этап исследования. Формирование способностей учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов. Этапы анкетирования Формирование способностей учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка благодаря изучению лексики, фразеологии, усвоению морфологических нормы согласования, управления, построения предложений разных видов. Этап оформления проектной работы. Формирование познавательной культуры личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , оформления научных статей и исследовательских работ Этап защиты проекта Формирование способностей к конструктивному диалогу, последующей социальной самореализации и продуктивности; овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К а р т а

Слайд 14

Проектная деятельность Достоинства Создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения: реализовать комплексное восприятие учебных предметов; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. Недостатки увеличение умственной нагрузки; требование более сложной системы оценивания; увеличение объёма работы учителя; существование риска неудачного выполнения работы; повышение эмоциональной нагрузки; нарастание напряжения к сроку сдачи работы.

Слайд 15

Значение проектной деятельности : Для ученика: Значение проектно - исследовательской деятельности для ученика заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания. Для учителя: Значение проектно - исследовательской деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования учащегося.

Слайд 16

Педагогический проект ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются учащиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Начальная школа», воспитатели), родители (законные представители). Предполагаемое количество участников проекта: 25- 30 человек. Возраст – 6-11 лет. ПАРТНЕРЫ Обучающиеся (ученики младших классов) 1-4 классы. Родители учащихся. Администрация школы. Школьное научное общество учащихся. Члены городского методического объединения учителей начальных классов.

Слайд 17

Программно-методические ресурсы : рабочие учебные программы, написанные на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа факультатива «Основы исследования и проектирования в начальной школе» для обучающихся 4 классов. Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям. Цифровые образовательные ресурсы : Информационно-методическая среда: Интернет ресурсы, электронные учебники, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point , Microsoft Word , Microsoft Excel . Разработки компаний: «Кирилл и Мефодий. Большая энциклопедия», альманах фестиваля ученических проектов «Грани познания» и другие. теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы. Нормативно-правовые ресурсы : 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 3. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». 4. Программа модернизации «Новая школа Югры». Мотивационные ресурсы : система морального и материального поощрения. Р е с у р с ы

Слайд 18

Перспективы дальнейшего развития проекта В настоящее время мой педагогический проект вышел на очередную ступень развития. На базе КУ «НОСШ» мною разработана и апробируется в течение двух лет программа внеурочной работы «Учимся основам проектирования». На этапе создания находится сайт для организации и проведения дистанционного мастер - класса по проектированию для школьников в рамках деятельности школьного научного общества. Запланирована мною разработка и выпуск учебной брошюры «Основы проектно - исследовательской работы для младших школьников» для работы с одаренными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...