статья
статья (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Прокофьева И.В., Шеховцова Л.Д. Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования чувства патриотизма детей младшего школьного возраст через приобщение к волонтер- ской деятельности. Одним из проявлений чувства патриотизма является актив- ная жизненная позиция, то есть социальная активность, которая и есть показа- телем того, что человек является патриотом своей страны.
Ключевые слова: патриотизм, социальная активность, волонтерство.
Развитие патриотизма учащихся является одной из важнейших задач совре- менного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирова- ния чувства патриотизма учащихся связана с формированием гражданина социально-активной личности, способной полноценно жить в обществе и гордиться своей страной. А.В. Петровский [1] определяет социальную актив- ность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идей- ной принципиальности, последовательности в отставании своих взглядов, единства слова и дела. И.Ф. Харламов [2] определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприят- ным для формирования у них активной социальной позиции. Дети проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения, но у них нет достаточного опыта, не хватает настой- чивости, упорства. Поэтому необходима поддержка учителя в развитии общест- венной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов учащихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу. Необходимым условием формирования социальной активности детей млад- шего школьного возраста является развитие самостоятельности, стимулирова- нию активности школьников. Одним из действенных инструментов развития гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции и созидатель- ных дел у младших школьников является волонтерская деятельность – одна из самых распространенных форм социальной активности. Она влияет на нравст- венное становление детей, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности как эмпатия, доброжелательность и толерантность –основные качества нравственно развитой личности. Волонтерство формирует готовность детей к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом, то есть способствуют успешному развитию патриотизма, гражданственности, духовно-нравствен- ному становлению детей. Общеобразовательная программа социально-педаго- гического направления «Волонтеры» реализуется и в нашей школе. Программа предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует развитию их лидерских позиций, инициативы, общественной активности, развитию чувства патриотизма. Дети участвуют в социальных акциях, конкурсах, пишут проекты. Вот некоторые из них: благоустройство школьного двора; «Белый цветок»; «шефство» над ветеранами; «Гордимся и помним»; «Любимый город»; «Ежики должны жить»; «Сделано с заботой». У учащихся возникает потребность что-то делать сообща, и не просто делать, а совершать добрые поступки. Помогая другим, они помогают себе! Таким образом, деятельность волонтерского движения способствует личностному развитию детей. Ребенок не только приобретает сумму знаний, но и обучается соответствующим навыкам поведения. У него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему использовать свои знания и навыки в среде сверстников, позволяет раскрыть лучшие человеческие качества, демонстрируют зрелость личности и приносит пользу обществу [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Петровский А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. -1984. -No4. -С. 15-30
2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник.–5-е изд., перераб. и доп.Мн.,1998
3. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью / М.И.Рожков. – М.:ВЛАДОС, 2008. – 264 с.
Заявка для участия в конференции
Фамилия , имя, отчество автора | 1. Прокофьева Инна Викторовна 2. Шеховцова Людмила Дмитриевна |
Почтовый адрес | 1. 309516 Белгородская обл., г. Старый Оскол, м-н «Ольминского», д.6, кв. 143. Прокофьева И.В. 2. 309516 Белгородская обл., г. Старый Оскол, м-н «Макаренко», д.1, кв.187. Шеховцова Л.Д. |
Электронный адрес |
|
Место работы | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33» |
Должность | Учителя начальных классов |
Контактные телефоны |
|
Воспитание гражданской активности.
Молчанова Е.А., Маркова Р.И.
г. Старый Оскол
Аннотация. Накопление данных о волонтерском движении может способствовать вовлечению в него большего числа людей. Особую значимость это могло бы иметь для молодых людей – с целью не только развития у них особых личностных качеств, но и подготовки к профессиональной жизни.
Ключевыые слова: духовно-нравственное воспитание, семья, волонтёрство.
Среди многих проблем современного образования наиболее актуальной является духовно-нравственное воспитание. Жители нашей страны, которых волнует будущее России, не могут не думать о духовно-нравственном потенциале подрастающего поколения. Приоритетными направлениями на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры. Мы должны с самого раннего возраста прививать детям традиции своей культуры, уважение к другим людям интерес к событиям, происходящим в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории, почитании старших, оказании помощи нуждающимся. Семья и дети остаются главными ценностями. Но существует и так называемая обратная сторона медали: мы по-прежнему видим в современном обществе массу отрицательных факторов, в числе которых следует упомянуть плохие жилищные условия, угрожающее состояние экологии страны, неуверенность в завтрашнем дне, демографический кризис. Особую тревогу вызывает постоянно возрастающее количество неполных семей, в которых ребенок испытывает недостаток не только в материальных благах, но и в любви, заботе, участии.
Становится очевидным, что государство не в состоянии решить все эти и другие проблемы, поэтому в их преодолении необходимо привлекать к активному участию не только граждан, но и все общество. Огромное значение в этом процессе отводится волонтерам и общественным благотворительным организациям. Необходимость в работе волонтеров в России сейчас гораздо больше, чем когда-либо, особенно в решении таких социальных проблем как рост детской безнадзорности и детского сиротства, увеличение доли пожилых, рост преступности среди молодежи, злоупотребление наркотиками, малообеспеченность.
Для сегодняшнего волонтера доступны многие направления деятельности, в которых можно себя попробовать. Экология, помощь животным, уход за больными, помощь в решении детских проблем, строительство новых и реконструкция уже имеющихся объектов, работа с людьми, отстаивание чьих – то интересов и т.д. бескорыстная помощь нуждающимся и проявление доброты к ним, самопожертвование во имя ближнего, на благо человечества, мира, а главное – самого себя. Ведь когда каждый будет жить хорошо, то и все будут счастливы. Таким образом, в основе волонтерского движения лежит принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому.
Список литературы
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви / Сост. А.И. Сухомлинская. – М., 1988.
- Понятие волонтерства. Главное — желание? // Информационно-методический журнал 2011 г.
Заявка для участия в конференции
Фамилия , имя, отчество автора | 1. Маркова Раиса Ивановна 2. Молчанова Елена Анатольевна |
Почтовый адрес | 1. 309530 Белгородская обл., г . Старый Оскол, м-н «Заречье», д.14, кв. 21. Маркова Р.И. 2. 309516 Белгородская обл., г. Старый Оскол, м-н «Юбилейный», д.9, кв.154. Молчанова Е.А. |
Электронный адрес |
|
Место работы | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33» |
Должность | Учителя начальных классов |
Контактные телефоны |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как не стать моральным "уродом"- статья
Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
Статья в сборнике научных статей
Научные статьи по психологии....
статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"
Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....
Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт
Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...