Анализ ВПР в 4 классе
материал (4 класс) по теме

Лаврищева Оксана Валерьевна

Материал содержит ответы на вопросы:

- Что такое ВПР?

- Чем ВПР отличается от ЕГЭ и зачем они нужны?

- Какова форма проведения ВПР?

- На что влияют результаты ВПР?

и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedsovet.ppt1.23 МБ
Файл doklad_na_pedsovet.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЛАВРИЩЕВА О.В Всероссийские проверочные работы в 4 классе

Слайд 2

Что такое ВПР? ВПР применяется для оценки качества школьного образования. ВПР— это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС.

Слайд 3

Форма проведения ВПР ВПР проводятся в форме контрольных работ. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне, поэтому используются единые материалы для проверки и единые критерии оценки учебных достижений по всей стране.

Слайд 4

На что влияют результаты ВПР? Ни на дальнейшее обучение ребёнка, ни на его итоговую аттестацию в конце года, ни на поступление его в ВУЗ результаты ВПР не влияют. Даже Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся.

Слайд 5

Зачем нужны ВПР? Ежегодное тестирование учеников позволит: выявить недостатки учебной программы по разным предметам; проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России; развить единые образовательные стандарты для всех школ.

Слайд 6

Как подготовить ребенка к ВПР? Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию; Рабочих тетрадей и методических пособий для подготовки к ВПР в 4 классе сейчас выпускают много. В основном это издания, представляющие собой шаблонные задания по Демоверсии.

Слайд 7

Проверочная работа по русскому языку Состоит из двух частей. К первой части относятся 3 задания – диктант и два грамматических задания. Задания 2 и 3 проверяют умения обучающихся распознавать, главные и однородные члены предложения, указывать, какими частями речи выражены слова в предложении. Вторая часть ВПР по русскому языку содержит 12 заданий.

Слайд 8

Какие знания и умения проверяются ? Умение правильно ставить ударение; Умение дифференцировать согласные звуки по звонкости/глухости; Умение формулировать основную мысль текста; Умение составлять план текста; Умение объяснять значение слова; Умение подбирать слова, близкие по значению; Умение анализировать слова по составу; Умение определять части речи и указывать их грамматические признаки.

Слайд 9

Проверочная работа по математике ВПР по математике состоит из 11 заданий. В проверочной работе уделяется значительное внимание выявлению сформированности вычислительных навыков.

Слайд 10

Какие знания и умения проверяются? Умение выполнять математические действия: сложение, вычитание, умножение и деление в пределах ста; Умение читать, записывать и сравнивать величины; Умение вычислять периметр, площадь прямоугольника и квадрата; Умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами; Умение выполнять письменно действия с многозначными числами; Умение решать задачи в три-четыре действия; Овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Слайд 11

Проверочная работа по окружающему миру Она содержит 10 заданий и состоит из двух частей, различающихся по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.

Слайд 12

Какие знания и умения проверяются? Умение анализировать изображение и узнавать объекты; Умение воспринимать информацию, представленную разными способами; Умение называть материки и океаны, природные зоны России; Освоение элементарных форм здоровьесберегающего поведения; Овладение начальными сведениями о строении тела человека; Сформированность представления обучающихся о разных профессиях; Знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.

Слайд 13

Анализ результатов ВПР обучающихся 4 классов МБОУ «…» 201_-201_ учебного года

Слайд 14

Русский язык Всего уч-ся Уча ствовали в ВПР «5» «4» «3» «2» % качества знаний %успеваемости Подтвердили оценку за промежуточную аттестацию чел. % Улучшили результат в ходе ВПР чел. % Ухудшили результат в ходе ВПР чел. %

Слайд 15

Математика Всего уч-ся Уча ствовали в ВПР «5» «4» «3» «2» % качества знаний %успеваемости Подтвердили оценку за промежуточную аттестацию чел. % Улучшили результат в ходе ВПР чел. % Ухудшили результат в ходе ВПР чел. %

Слайд 16

Окружающий мир Всего уч-ся Уча ствовали в ВПР «5» «4» «3» «2» % качества знаний %успеваемости Подтвердили оценку за промежуточную аттестацию чел. % Улучшили результат в ходе ВПР чел. % Ухудшили результат в ходе ВПР чел. %

Слайд 17

В соответствии с требованиями ФГОС НОО повторение изученного материала должно быть направлено на осознанное применение освоенных в курсе начальной школы знаний, умений и способов действий в знакомых и незнакомых ситуациях.

Слайд 18

В процессе повторения важно сформировать у четвероклассников умения самоконтроля и самооценки полученных результатов, понимания причин выявленных затруднений и ошибок, что в дальнейшем поможет им продемонстрировать свои достижения в процессе выполнения Всероссийской проверочной работы.



Предварительный просмотр:

В 2015 году российские ученики четвёртых классов впервые написали ВПР (Всероссийскую проверочную работу) по русскому языку и математике, в 2016 к ним прибавилась ВПР по окружающему миру.

Что же такое ВПР?

Чем они отличаются от ЕГЭ и зачем они нужны?

Что такое ВПР?

ВПР применяется для оценки качества школьного образования.

ВПР по своей сути — это итоговые контрольные работы по самым важным предметам начальной школы. Придумали их для того, чтобы трезво оценить уровень подготовки выпускников начальной школы всех образовательных учреждений России. Проверить, соответствуют ли знания школьников требованиям ФГОС.

ВПР принципиально меняет отношение к учебе. Важно понять и усвоить каждую тему с 1 класса. Раньше в школе было только повторение и воспроизведение, теперь система меняется в другую сторону: необходимо собственное рассуждение, размышление, поиск способа действий.

Многие сравнивают ВПР и ЕГЭ. Безусловно, они похожи, ведь и то и другое — это проверка знаний школьников. Но всё же они принципиально отличаются. ЕГЭ влияет на дальнейшую судьбу выпускника школы, на его шансы поступить в то или иное учебное заведение. ВПР не является государственной итоговой аттестацией и на судьбу школьника никак не влияет, все выпускники 4 класса переходят в среднюю школу, независимо от результатов ВПР.

Форма проведения ВПР.

ВПР проводятся в форме контрольных работ. Выполняя задания ВПР, школьники не могут пользоваться никакими вспомогательными материалами. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне, поэтому используются единые материалы для проверки и единые критерии оценки учебных достижений по всей стране.

На что влияют результаты ВПР?

С одной стороны, ВПР ни на что не влияет. Это просто контрольные работы, нужные для оценки уровня подготовки конкретного ученика и устранения имеющихся пробелов в знаниях. Ни на дальнейшее обучение ребёнка, ни на его итоговую аттестацию в конце года, ни на поступление его в ВУЗ результаты ВПР не влияют. Даже Рособрнадзор не рекомендует использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок учащимся. ВПР в 4 классах – это не «ЕГЭ для начальной школы», поскольку по результатам ВПР не принимаются никакие обязательные решения, важные для определения дальнейшей судьбы или образовательной траектории школьника.

С другой стороны, результаты ВПР в 4 и в других классах могут быть частью портфолио ученика.

Зачем нужны ВПР?

Ежегодное тестирование учеников позволит:

  • выявить недостатки учебной программы по разным предметам;
  • проверить качество и уровень знаний, даваемых конкретной школой, в сравнении с результатами других школ России;
  • развить единые образовательные стандарты для всех школ;
  • дать ученикам возможность подготовиться психологически к ЕГЭ (т.к. способы проведения ВПР похожи на ЕГЭ, а значит, ребёнок будет чувствовать себя спокойнее, выполняя похожую работу не в первый раз).

Как подготовить ребенка к ВПР?

Специально готовить ребёнка к ВПР не нужно. Самое главное — настроиться на положительный лад, не создавать нервозную ситуацию, успокоить ребенка и объяснить, что это всего лишь часть учебного процесса. Пусть пишет то, что знает.
 

Какие пособия выбрать для подготовки к ВПР?

Рабочих тетрадей и методических пособий для подготовки к ВПР в 4 классе сейчас выпускают много. В основном это издания, представляющие собой  шаблонные задания по Демоверсии. Их особенность в том, что они направлены на осознанное обобщение и систематизацию усвоенных ребёнком знаний, умений, способов действий.

Проверочная работа по русскому языку

Проверочная работа по русскому языку состоит из двух частей. К первой части относятся 3 задания – диктант и два грамматических задания.

Умение писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы, отрабатывается с младшими школьниками в течение всего периода обучения в начальной школе, начиная с первого класса.

Успешное выполнение данного задания предусматривает:

  • сформированный навык адекватного восприятия звучащей речи,
  • понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
  • соблюдение при письме изученных орфографических и пунктуационных правил.

Задания 2 и 3 проверяют умения обучающихся распознавать, главные и однородные члены предложения, указывать, какими частями речи выражены слова в предложении. Подобные задания неоднократно встречаются в учебниках по русскому языку и не вызывают затруднения у четвероклассников.

Вторая часть ВПР по русскому языку содержит 12 заданий.

Задание 4 направлено на проверку орфоэпического умения правильно ставить ударение в словах.

Задание 5 проверяет умение дифференцировать согласные звуки по звонкости/глухости. Подобного рода задания редко вызывают затруднения у обучающихся.

В задании 6 проверяется умение формулировать и записывать главную (основную) мысль предложенного текста, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 7 проверяет умение составлять план прочитанного текста, т.е. адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости.

Задание 8 выявляет способность строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме.

 Задание 9 выявляет уровень учебно-языкового умения распознавать по контексту значение конкретного слова, и уровень умения адекватно объяснять значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Задания подобного рода довольно часто встречаются в учебниках по русскому языку и литературному чтению и могут вызвать затруднение у обучающихся только в том случае, если учитель предлагал их выполнение в большей степени в устной форме во фронтальной работе с классом.

В задании 10 проверяется лексическое умение подбирать слова, близкие по значению (синонимы). Следует отметить, что в силу возрастных особенностей младшие школьники лучше понимают и умеют работать со словами, противоположными по значению (антонимами). Поэтому к выполнению задания подобного рода следует детей подготовить дополнительно.

Сформированность умения анализировать слова по составу, определять корень, приставку, суффикс, окончание проверяет задание 11. Задания 12, 13, 14 проверяют умения определять части речи и указывать грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, глагола.

В задании 15 обучающимся предлагается на основе собственного жизненного опыта и понимания смысла пословицы сформулировать письменное высказывание, когда в речи уместно ее определение. По результатам анализа выполнения прошлогодней ВПР данное задание вызывает наибольшее затруднение у четвероклассников. Одной из возможных причин затруднения может быть преобладание работы с подобными заданиями только в устной форме во фронтальной работе.

Проверочная работа по математике

ВПР по математике состоит из 11 заданий. В проверочной работе уделяется значительное внимание выявления сформированности вычислительных навыков (задания 1, 2, 7).

Задание 1 проверяет умение выполнять сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1).

Задание 2 проверяет умение вычислять значение числового выражения, соблюдая при этом порядок действий.

В задании 3 предложена задача, связанная с повседневной жизнью (покупкой продуктов). Выполнение подобного рода заданий чаще всего не вызывают затруднений у обучающихся.

Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними. Данное задание также связано с повседневной жизнью. Детям предлагается определить по времени начало мероприятия, зная его продолжительность и время окончания.

Задание 5 состоит из двух пунктов. Пункт 1 проверяет умение вычислять периметр, площадь прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник).

В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц.

Заданием 7 контролируется умение выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000).

Задание 8 проверяет умение решать задачи в 3-4 действия, работать с единицами измерения (длина, вес). Задание связано с повседневной жизнью.

Заданием 9 проверяются умения, связанные с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Для выполнения задания необходимы умения вдумчивого и внимательного чтения информации, умение рассуждать и делать выводы.

Задание 10 предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости, владение основами пространственного воображения. Обучающимся предлагается нарисовать как будет выглядеть отражение слова в зеркале.

В задании 11 четвероклассникам предлагается решить логическую задачу. Для выполнения этого задания необходимо овладение основами логического и алгоритмического мышления. Следует отметить, что задания типа 10 и 11 практически не встречаются в учебниках по математике. Именно поэтому разработчики ВПР рекомендуют построение индивидуальных образовательных траекторий в целях дальнейшего развития математических способностей для тех обучающихся, которые успешно выполнили задания 10, 11 и продемонстрировали высокий результат по остальным заданиям.

Проверочная работа по окружающему миру

На момент написания статьи демонстрационная версия ВПР по окружающему миру на информационном портале еще не размещена. Проанализируем проверочную работу за 2016-2017 учебный год. Она содержит 10 заданий и состоит из двух частей, различающихся по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом. Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом. 

Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ». 

Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.). Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) тему «Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер)». 

Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Для правильного выполнения данного задания обучающимся нужно повторить (знать) темы «Природные зоны России (климат, растительный и животный мир)», «Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте». 

Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Обучающимся было предложено составить два правила сохранения здоровья человека из приведённых частей фраз. 

В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы). 

Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося. Выполнение задания 6 (пункт 3) оказалось одним из самых сложных. К объективной причине затруднений следует отнести тот факт, что в учебниках по окружающему миру подобные задания не встречаются. Даже демонстрируя опыт, проводя в классе экспериментальную работу, учитель не предлагал детям описать опыт в тетради. При письменном оформлении опыта обучающиеся должны знать алгоритм его описания.

Задания второй части направлены на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа.

Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения.

Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений, обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. Детям предлагается назвать одну из предложенных профессий и ответить на вопросы Какую работу выполняют люди этой профессии? Чем работа людей этой профессии полезна обществу?

Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Обучающимся предлагается дать ответ на вопрос, чем важен для нашей страны тот или иной праздник (объем ответа до пяти предложений).

 

В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы.

Разработчики КИМов отмечают, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.


Анализ результатов ВПР обучающихся 4 классов 2016-2017 учебного года

Русский язык

Всего

уч-ся

Участвовали

в ВПР

«5»

«4»

«3»

«2»

%

качества знаний

%

успеваемости

Количество (чел)

%

подтвердили оценку за промежуточную аттестацию

улучшили результат в ходе ВПР

ухудшили результат в ходе ВПР

Анализ результатов ВПР обучающихся 4 классов 2016-2017 учебного года

Математика

Всего

уч-ся

Участвовали

в ВПР

«5»

«4»

«3»

«2»

%

качества знаний

%

успеваемости

Количество (чел)

%

подтвердили оценку за промежуточную аттестацию

улучшили результат в ходе ВПР

ухудшили результат в ходе ВПР

Анализ результатов ВПР обучающихся 4 классов 2016-2017 учебного года

Окружающий мир

Всего

уч-ся

Участвовали

в ВПР

«5»

«4»

«3»

«2»

%

качества знаний

%

успеваемости

Количество (чел)

%

подтвердили оценку за промежуточную аттестацию

улучшили результат в ходе ВПР

ухудшили результат в ходе ВПР

В соответствии с требованиями ФГОС НОО повторение изученного материала должно быть направлено на осознанное применение освоенных в курсе начальной школы знаний, умений и способов действий в знакомых и незнакомых ситуациях.

В процессе повторения важно сформировать у четвероклассников умения самоконтроля и самооценки полученных результатов, понимания причин выявленных затруднений и ошибок, что в дальнейшем поможет им продемонстрировать свои достижения в процессе выполнения Всероссийской проверочной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы класса за 2010-2011 учебный год

В прошедшем учебном году мною была поставлена цель воспитательной работы: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развива...

Анализ деятельности 1 классов в 2010/2011 г.г. в рамках введения ФГОС

Данный анализ будет интересен  тем педагогам, кто занимается методической работой в школе. Наша школа является пилотной по введению ФГОС....

Анализ ШМО начальных классов за 2011-12 г.

Просмотрела много анализов в интернете и сделала так....

Анализ работы 4 класса

Анализ воспитательной работы в четвёртом классе за 2010 - 2011 учебный год...

Презентация "Звуковой анализ слова" (1 класс)

       Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих успешность ученика. Именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.Изменения в содерж...

Схема анализа воспитательной работы класса

Все подробно представлено, написать по этому плану анализ очень просто!!!...

Анализ ШМО начальные классы

2012-2013 учебный год...