Преемственность между дошкольным и начальным образованием
статья на тему

Петренко Лилия Владимировна

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация концепции непрерывного образования на этапах дошкольного и начального общего образования

Авторы: Петренко Лилия Владимировна,

Радионова Светлана Анатольевна,

учителя начальных классов,

МОБУ СОШ№8 им. А.Г. Ломакина,

г. Таганрог,

Valerya.petrenko2011@yandex.ru

Radionova_sss@mail.ru

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения качества является обеспечение непрерывности образования. 

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой - школа преемник подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

        В концепции содержания непрерывного образования прописаны характеристики, как старшего дошкольника, так и младшего школьника, что позволяет скорректировать преемственность и непрерывность программ образования обеих ступеней. Безусловно, что преемственность является двухсторонним процессом. Поэтому, для успешного решения этого вопроса, очень важно тесное взаимодействие педагогов обеих ступеней образования, как детского сада, так и школы.

В настоящее время Государственному стандарту дошкольного образования соответствует комплексная программа «От рождения до школы». Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

• патриотизм;

• активная жизненная позиция;

• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

• уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

В соответствии с программой «Портрет выпускника ДОУ» выглядит так:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
  • эмоционально отзывчивый;
  • овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • способный управлять своим поведением и планировать свои действия;
  • соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе и государстве, мире;
  • овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
  • овладевший необходимыми умениями и навыками.

В соответствии с Государственными стандартами начального общего образования «Портрет выпускника начальной школы»:

  • любящий свой народ, край, свою Родину;
  • выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни, любознательный, активно познающий мир;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.

Таким образом, сопоставляя требования к выпускнику дошкольного общеобразовательного учреждения и требования к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ГОС в очередной раз мы видим преемственную связь.

Но как сделать переход детей в школу более мягким? Как дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям?

Преемственность начальной школы и дошкольного учреждения в целом возможна только при заинтересованности всех сторон и наличии тесного контакта между педагогами этих ступеней образования.

Основными направлениями достижения преемственности между дошкольным и школьным образованием является:

1. Методическая работа.

2. Работа с детьми.

3. Сотрудничество с родителями.

Наиболее действенными формами работы по преемственности, исходя из нашего опыта, являются: 

Методическая работа

• круглые столы, совместные педагогические советы, семинары, мастер- классы воспитателей ДОУ и учителей школы;

• взаимодействие медицинских работников, психологов дошкольных групп и школы;

• открытые занятия в дошкольных группах и открытые уроки в школе;

• педагогические и психологические наблюдения.

Работа с детьми

• экскурсии дошкольников в школу;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• совместные праздники и театрализованные постановки;

• посещение дошкольниками курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами школы).

Сотрудничество с родителями

• совместные родительские собрания с воспитателями ДОУ и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации, встречи родителей дошкольников с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• мониторинг состояния  семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• тренинги и практикумы для родителей, деловые игры, практикумы;

• семейные вечера, тематические досуги.

Преемственность дошкольной и начальной общей ступеней образования становится эффективнее при организации специальной деятельности, при которой выполняются следующие условия:

- интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

- основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является, принятие учебных задач, овладение обобщёнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

- сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребёнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

Важно понимать, что готовность к школе должна быть развита у ребенка до его поступления в школу.

При построении системы образования дошкольника необходимо предусмотреть как обязательное условие возможность самореализации ребенка на всех этапах его развития. Иными словами, дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности.

В этом случае ребенок будет самоутверждаться и самореализовываться как личность. А задача педагога - сделать этот процесс успешным для ребенка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребенок сумел справиться со всеми проблемами, используя свой опыт. При этом, чем выше методическое мастерство педагога, тем незаметнее для ребенка становится его помощь в преодолении возникающих трудностей. Именно в этом случае будет происходить достижение ребенком эмоционального благополучия, стимулирование его активности, развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе. И именно в этом случае учебная мотивация будет развиваться у ребенка как следствие его успешной самореализации в значимой для него деятельности.

Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном сотрудничестве детского сада и школы, воспитателя и учителя.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений, проведённых за ним ещё в детском саду. Такое сотрудничество ради детей даёт положительные результаты в работе учителя.

Литература:

  1. Государственный стандарт дошкольного образования.
  2. Программа дошкольного образовательного учреждения «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е.
  3. Государственный стандарт начального общего образования.
  4. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  5. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  6. Статья «Сотрудничество детского сада и школы по вопросу преемственности» Дениченко Г.В., директор общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней село Великая Шишовка управления образования города Шахтерска.
  7. Библиографическое описание: Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 842-844.  
  8. Ананьев Б. Г. Преемственность в обучении. — М.; АРКТИ, 2007.
  9. Дронова Т. Н. Из ДОУ в школу. — М.; Линка — Пресс,2014.  
  10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...

Доклад на тему «Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и нача...

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет...

Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ

Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на п...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов.

Преемственность между школьным и дошкольным отделениями коррекционного учреждения....

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.         Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывны...

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...