Лего на уроках в начальной школе
статья по теме
Предварительный просмотр:
ЛЕГО НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Поликарпочкина Елена Ивановна,
учитель начальных классов
ЧУ ОО СОШ « Росинка »
Введение государственных стандартов общего образования предполагает использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Стандарты нового поколения ориентируют учителей на гуманизацию процесса образования и создание условий для разностороннего развития личности ребёнка, при этом достижение результатов должно осуществляться путём системно-деятельностного подхода. Формирование базовых знаний, умений и навыков должно сочетаться с деятельностью творческой, связанной с развитием у ребёнка познавательных процессов.
Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку легче учиться, усваивать материал, когда ему учиться интересно. Такой познавательный интерес формируется разными способами на уроках и во внеурочной деятельности. Это и игра, и элементы занимательности, проблемные ситуации и другие способы. Успех обучения зависит от желания ребёнка учиться, познавать. Значит наша цель – привить интерес к знаниям, способность их получать, опираясь на занимательный и в тоже время содержательный материал.
Повышению качества обучения, эффективности работы на уроке, активности детей во время учебного процесса, вовлечению их в системно-деятельностный подход, повышению успеваемости на уроках способствует применение во время учебного процесса конструктора ЛЕГО. Используя в своей практике Лего могу сделать вывод ,что действительно конструктор ЛЕГО служит удобным инструментом, позволяющим легко преодолевать ряд типичных трудностей при изучении учебного материала учащимися начальной школы. Применение ЛЕГО-кирпичиков даёт положительные результаты при усвоении учебного материала, помогают овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиску средств её осуществления, способствуют освоению способов решения проблем творческого и поискового характера. Кирпичики ЛЕГО являются наглядно – образными моделями тех интеллектуальных операций, которые учащиеся производят в ходе учебной деятельности.
Конструктор ЛЕГО я использую на уроках математики, обучению грамоте и др. Использование ЛЕГО-поддержки на уроках математики позволяет учителю:
- показать как образуются числа, сравнивать их;
- познакомить с составом числа и закреплять его;
- формировать и развивать умение составлять и решать задачи изученных видов;
- знакомить с геометрическим материалом ( фигуры, периметр, площадь);
- развивать логику и мышление;
- развивать познавательные процессы и коммуникативные навыки;
- развивать мелкую моторику рук, ориентирование в пространстве и на плоскости;
- воспитывать аккуратность и четкость в работе, коллективизм, взаимопомощь (учащиеся учатся работать в коллективе и совместно находить решение задач)
- развивать творческие способности учащихся.
Для организации работы сформировали комплекты ЛЕГО-кирпичиков. Каждый комплект включает в себя 2 плато и 3 столбика ЛЕГО – кирпичиков по 10 штук в каждом (2 столбика одноцветных и в 1 столбик мы собрали по 2 кирпичика остальных цветов для проведения устного счёта).такой комплект получают дети один на парту. К сожалению, в нашей школе недостаточное количество кирпичиков, но мы все же постарались найти выход. У учителя – большие платы и большие ЛЕГО- кирпичики. Большие платы используются и для проверки при индивидуальной работе.
Приведу некоторые примеры использования ЛЕГО на уроках .
Для развития пространственного ориентирования, памяти, внимания можно использовать такое задание: - Ребята, слушаем внимательно мои команды и четко их выполняем. Положите перед собой плато вертикально. Слушаем команды.
-В левый верхний угол по горизонтали положите 3 кирпичика.
- От первого кирпичика -2 кирпичика вниз по вертикали.
- 1 кирпичик вправо по горизонтали от последнего.
- 2 кирпичика вниз по вертикали.
- Положите 1 кирпичик влево по горизонтали.
- Что вы получили? (цифру 5)
При проведении устного счёта удобно использовать цветовую гамму ЛЕГО-кирпичиков.. На доске записан ряд чисел, которые являются ответами математических выражений. Над каждым из чисел прикреплена карточка с определённым цветом. Учащиеся выполняют устные вычисления и выкладывают на плато ответ кирпичиками ЛЕГО заданного цвета.
4 5 6 7 8 9 10
красн. син. зел. коричн. жёлт. бел. чёрн.
На разных уроках можно использовать игру «Верю – не верю», «Да - нет».
- 3 +5 = 8 ? 7 – 2 = 6? 9 – 4 = 5 ? 3 + 6 = 10 ?
Если ребята считают высказывание истинным, то на плато в ряд выкладывают кирпичик. А если высказывание они считают ложным, то в ряду появляется «окошко».
При решении задач ЛЕГО – кирпичики помогают понять условие задачи, т.е. они заменяют краткую запись в тетради, выбрать правильно арифметическое действие, при вычислении и для проверки решения.
Например, дети читают задачу « На первой полке стояло 6 книг, а на второй полке на 3 книги меньше. Сколько книг стояло на второй полке? Сколько книг было всего в книжном шкафу?» После разбора задачи учитель просит проиллюстрировать условие, или позже ребята сами уже во время разбора выкладывают кирпичики соответственно условию. На плате появляется первый столбик кирпичиков - количество книг на первой полке, затем выставляют рядом столько же, но убирают 3 кирпичика, это помогает им выбрать арифметическое действие. Затем дети отвечают на второй вопрос задачи, соединяя столбики в один. Осталось записать решение и проверить.
Мне понравилось использовать конструктор при знакомстве детей с числами второго десятка. Счетные палочки не дают такой наглядной картины образования, чтения двузначного числа как ЛЕГО - кирпичики. Детям легко иллюстрировать двузначное число – 1 десяток – это столбик из 10 кирпичиков и рядом столбик из нескольких кирпичиков. показывающих количество единиц. Помогает конструктор и при изучении элементов геометрии в начальной школе.
ЛЕГО можно использовать и на уроках обучения грамоте, русского языка. Например, при изучении и закреплении темы «Предложение. Количество слов в предложении» можно схему предложения выкладывать с помощью кирпичиков ЛЕГО. Можно определять количество гласных звуков в слове, количество слогов.
Использование ЛЕГО на уроках в начальной школе - это важный и полезный элемент учебного процесса, ведь это помогает ребёнку развивать умственные и физические способности: внимание, память, речь, мелкую моторику рук и т.д. Дети проявляют свои творческие способности, фантазии, учатся взаимодействию со сверстниками, взаимопомощи, необходимости обмена информацией, умению принимать решение, развивают коммуникативные навыки. При этом у ребенка не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал. А это самое главное в нашей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лего-поддержка на уроках в начальной школе
Статья о использовании конструкторов ЛЕГО на уроках и во внеурочой деятельности...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Мастер-класс "Использование конструктора Лего на уроках в начальной школе"
Мастер-класс для учителей начальной школы...
Презентация " Конструктор ЛЕГО на уроках в начальной школе"
Развивающая среда обучения. Применение конструктора ЛЕГО на уроках в начальной школе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО - КОНСТРУКТОРОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья поможет учителю начальных классов использовать конструктор ЛЕГО на уроке...
Лего конструирование на уроках в начальной школе.
В данной презентации можно увидеть, как лего-конструирование влияет на развитие детей, например, мелкая моторика. связная речь, логическое мышление. Так же лего на уроках по математике, окружающему ми...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «ЛЕГО – ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Учитель в своей педагогической деятельности должен учитывать то, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе обучения. Ребёнку...