Формирование умения вести диалог в процессе творческого взаимодействия учащихся
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Задачей педагога, формирующего умение вести диалог в процессе творческого взаимодействия учащихся, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса к творческим заданиям, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, более всего подходит введение в процесс обучения игровых технологий. Игра способствует развитию коммуникативных умений, вызывая большой интерес у обучающихся, позволяет активизировать детей, поддерживая их интерес, развивает их речь, пополняя их словарный запас, побуждает к корректному и внимательному отношению друг друга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт-Петербурга Дом детского творчества «Союз»
Методическое описание
«Формирование умения вести диалог в процессе творческого взаимодействия учащихся»
Автор:
педагог дополнительного образования
Башарина Любовь Николаевна
Санкт-Петербург
2018г.
Введение
Диалог в переводе с греческого языка – разговор, беседа. Диалог – это форма организации общения, коммуникации. Формирование диалогических умений у детей – очень актуальная и сложная задача, для осуществления которой, в ходе творческого взаимодействия можно использовать сюжетно-ролевые игры. Создание образов и их проигрывание и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной или групповой форме с последующим анализом действий участников игры.
С помощью игры решаются следующие задачи:
- Формирование социально адекватных способов поведения:
вести себя спокойно, сдержано и т.д.
- Формирование способности к организации совместной деятельности;
- Формирование навыков организации общего рабочего пространства;
- Формирование адекватной самооценки, самоуважения;
- Формирование навыков коммуникации:
- Умение решать актуальные житейские задачи;
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения;
- Умение корректно выразить отказ и недовольство; благодарность, сочувствие;
- Умение слышать, понимать и соблюдать правила игры;
- Умение уступать друг другу.
Ход и выполнение занятия:
Педагог читает стихотворение С. Михалкова «Два барана», затем задает детям вопросы:
- Как вы думаете, почему произошло несчастье с баранами?
- Какие качества погубили баранов?
- Подумайте и скажите, был ли выход из создавшейся ситуации?
- Как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?
Дети отвечают на вопросы, после этого педагог приглашает детей поучаствовать в игре.
Описание игры:
Нужно представить, что мы находимся высоко в горах, впереди пропасть, через которую нужно перебраться. На пол кладется веревка, обозначающая мостик. Необходимо помнить, что главное не свалиться в пропасть и не дать упасть другу. Дети разбиваются на пары и встают по обе стороны мостика. По команде педагога выполняется задание. Выигрывает пара, которая, по мнению большинства наиболее удачно преодолела препятствие. Учитывается и оценивается активность детей. Степень внимания к своему партнеру, взаимопомощь, а так же время выполнения задания.
По результатам игры, проходит обсуждение в группе, выявляются нарушения правил поведения и ошибки участников. Педагог предлагает детям задание: «Придумай и нарисуй правила игры». Цель такого задания – умение вырабатывать, предлагать друзьям, обсуждать и соблюдать групповые нормы и правила игры.
Описание задания:
Педагог раздает листы бумаги и цветные карандаши и предлагает детям придумать такие правила игры, при которых никто бы не ссорился. Например - нельзя перебивать друг друга. Затем дети рисуют и пишут свои правила. Рисунки демонстрируются в группе, обсуждается то, что дети написали или изобразили. При обсуждении, доказывается необходимость соблюдения правил игры. Педагог напоминает об основных правилах диалога: выслушивать друг друга, не перебивать, стараться аргументировано отстаивать свою позицию. Ребенок начинает высказывание словами: «Я согласен (не согласен) с правилами Даши, я тоже предлагаю свое правило, потому что……»
Анализ задания:
Вопросы задает педагог
- сложно ли соблюдать правила в игре?
- как правильно напомнить другому человеку о соблюдении игровых правил?
- какие правила вы считаете самыми важными?
Итог задания: вырабатываются общие правила игры.
Подведение итогов:
По результатам проведенного задания, при помощи таблицы критериев, педагог определяет уровень овладения навыками коммуникации каждого ребенка.
Таблица критериев оценки коммуникативных навыков
№ п\п | Коммуникативные навыки | оценка | уровень |
1. | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимает речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми. Ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета | 3 | высокий |
2. | Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво | 2 | средний |
3. | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание | 1 | низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО учителей- логопедов на тему : "Формирование умений смысловой переработки текстовой информации в процессе чтения у учащихся II ступени обучения"
В школе речевого профиля остро стоит проблема непонимания и недостаточного осмысления прочитанного текста у старшеклассников....
Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».
Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....
Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов
Выступление на конференции на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе»....
Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов
Выступление на конференции Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вес...
Конференция на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».
Конференция на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».Ребенок любознателен, т.е. ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробо...
«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словами»
«Обучение детей умению вести диалог через работу в паре,группе. Ведение общеклассной дискуссии на уроках литературы при работе над системой упражнений по формированию навыка чтения целыми словам...
Отчёт по теме самообразования Формирование умения видеть учебную проблему и решать её посредством технологии проблемного диалога у учащихся начальной школы ( средствами учебного предмета «Математика»)
Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию РУУД младших школьников.Цель педагогической деятельности: создание условий для формирования умения видеть учебную проблему и решать её ...