Родительское собрание «Я бы в дворники пошел… или Как не отбить у детей желание учиться».
материал (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Я бы в дворники пошел…
или Как не отбить у детей желание учиться».
Цель: рассмотрение причин падения интереса у детей к учебе и возможных форм помощи ребенку в избегании разочарования в учебном процессе.
Форма проведения: информационное сообщение.
Участники: родители учащихся 3 класса.
Подготовительная работа: опрос учащихся «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?»
Ребенок, который с радостью ходит в школу, без напоминаний садится за домашнее задание, активен на уроках, с интересом учится, - мечта всех родителей. Но, как известно, если в начальные классы почти все дети идут охотно, то в средней школе желание учиться у большинства пропадает.
Каковы же причины падения интереса к учебе и что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку избежать разочарования в учебном процессе?
Мини-исследование
Учащихся третьего класса попросили ответить на вопрос: «Какие уроки вам нравятся, а какие нет и почему?». Ребята перечислили самые разные школьные предметы, любимые и нелюбимые. Вот как школьники объясняли своё отношение:
Причины, по которым уроки нравятся | Причины, по которым уроки не нравятся |
«Интересно» «Узнаю много нового, полезного» «Надо думать» «Всё понятно» «Когда что-то получается – появляется радость» «Мне нравятся учителя, которые ведут эти уроки» | «Трудно» «Скучно» «Ставят плохие оценки» «Ничего не получается» «Неинтересно» «Сложные домашние задания» «Устаю, и портится настроение» |
Это мини-исследование показывает, что главными побудительными силами в процессе учебы для ребенка являются интерес к изучаемому предмету, собственные успехи на уроке и хорошие отношения с учителем.
Об успехах.
В психологии существует понятие «выученный неуспех». Так называют состояние, когда человек заранее считает, что у него ничего не получится и поэтому даже не пробует решить трудную задачу, не начинает учиться чему-то новому. У окружающих создается впечатление, что ребенок ленится, раз не хочет даже попытаться. Однако именно взрослые виноваты в том, что у ребенка опустились руки, и он перестал верить в собственные силы. Ведь все его достижения обесцениваются завышенными требованиями со стороны родителей и учителей.
Родители, слишком много ожидающие от своего чада, довольно часто начинают беседу со слов: «В нашей семье все хорошо учились. Всегда были отличниками» и т.д. Им искренне непонятно, как это можно учиться на четверки, а уж тройки воспринимаются как свидетельство лени или полного отсутствия способностей у ребенка. Некоторые родители, хотя и считают своих детей способными, чаще обращают внимание на ошибки и неудачи своего ребенка, чем на его успехи, надеясь тем самым побудить его стараться еще больше. Однако постоянное подчеркивание недостатков приносит огромный вред – школьник приходит к выводу, что, не смотря на все свои старания, он не способен оправдать ожидания родителей. Ребенок перестает верить в свои силы, теряет интерес к любой интеллектуальной и творческой деятельности.
Бывает, что родители специально занижают достижения весьма способных детей, чтобы те не загордились. Из-за этого ребенок не получает удовольствия от своих успехов, он постоянно стремится добиваться большего, чтобы наконец-то заслужить поощрение родных.
Что делать?
- Избегать разговоров на тему, что все в семье были отличниками и что единственная приемлемая отметка – это пятерка. Не бойтесь плохих отметок больше, чем их боится ваш ребенок. Ребенку полезно получить то, что он заслужил.
- В своих ожиданиях исходите из реальных возможностей ребенка.
- Необходимо показывать ребенку, что вы рады его даже самым небольшим, с вашей точки зрения, успехам.
- Нельзя говорить ребенку, что вы поставили на нем крест, если он не оправдал ваших ожиданий, например, в области математики. Возможно, его призвание - гуманитарные науки?
- Не следует запугивать детей необходимостью учиться, чтобы не стать бомжем или дворником. Подобные нотации могут дать обратный результат – ребенок, отчаявшийся чего-то добиться или соответствовать представлениям взрослых, потерявший интерес к учебному процессу, начинает демонстративно заявлять, что он и мечтает стать дворником, чтобы его все оставили в покое.
- Не обесценивайте достижений ребенка, оценивая его работу. Например, не следует говорить: «Это еще хорошо, что тебе учительница «четверку» поставила. Я бы за такое сочинение выше «тройки» не поставил».
Об интересе.
Многие родители переживают, что их дети не очень интересуются учебой, работают «из-под палки». Нередко можно услышать, что их ребенок равнодушен не только к учебе, он вообще ничем не интересуется. В ответ на это хочется возразить: «Не может быть, чтобы ребенка совсем ничего не интересовало!»
Родителям следует задуматься: не предлагают ли они ребенку то, что интересует их самих, но не его? Возможно, в его отказе от предложенных занятий выражается стремление проявить самостоятельность? Или ребенку не удается добиться успеха в предлагаемых видах деятельности, потому что у него нет к ним склонности, а вы предъявляете слишком высокие требования, и он боится их не оправдать?
Что делать?
- Понаблюдайте за ребенком: во что он охотнее играет, как любит проводить свободное время, о чем говорит с интересом. Выяснив, какая область знаний больше всего привлекает вашего ребенка, помогите применить ему этот интерес на практике. Можно договориться с учителем, чтобы он дал задание ученику подготовить доклад или сделать газету по интересующей его теме. Ребенок поверит в свои силы и захочет развиваться дальше. Неоспоримый факт: интересно то, что получается, а лучше всего получается то, что интересно.
- Узнайте у ребенка, что именно он изучает в данный момент по тому или иному предмету. Расспрашивайте, признавайтесь, что вы именно не знаете или плохо помните. Пусть он вам объяснит.
- Не старайтесь подменить собой учителя, требуя от ребенка больше, чем ему задано.
- Приучайте ребенка поддерживать тонус, т.е. рабочее состояние организма. Лень принимает наиболее катастрофический характер в тех случаях, когда человек устает физически или душевно. Каждый выходной должен быть наполнен действительно отдыхом, а не ударным трудом. В любом скучном и трудном деле научите ребенка находить приятное или делать перерывы, чтобы, например, выпить стакан сока, поиграть с собакой, почитать книгу.
- Не упрекайте ребенка в том, что он ничего не делает, «а вот вы в его годы…» Такие разговоры способны вызвать только реакцию протеста, а не побудить срочно, чем-то заняться. Кстати говоря, в «ваши» годы возможности и требования были совсем другими, мир изменился и продолжает меняться.
- Проявляйте сами интерес к учебной деятельности, например, ищите нужные книги или информацию в Интернете. Но делайте это не вместо ребенка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь писать за своего ребенка рефераты, сочинения и т.п.
Об отношениях.
Нередко ребенок не может добиться успехов из-за плохих отношений с учителем. Первоклассник в этом случае обижается и жалуется родным: «Мария Ивановна не разу не похвалила меня перед всем классом», а ребенок постарше перестает готовить домашнее задание, начинает прогуливать уроки.
Одна ученица прогуливала урок, объясняя свою нелюбовь к предмету тем, что учительница, которая их учит, ни разу не обратилась к ней по имени. Отношение девочки кардинально изменилось после того, как учительница стала обращаться к ней по имени.
Взрослым важно учесть, что сложности во взаимоотношениях с учителями могут возникнуть как по вине учителя, так и по вине самого ученика. Родители часто говорят о том, что учитель придирается или недолюбливает их ребенка, не задумываясь о том, что, возможно, школьник не выполняет элементарных требований учителя, игнорирует общие для всех правила поведения на уроке и т.д.
Что делать?
- Надо попытаться понять, в чем причины нелюбви ребенка к этому предмету. Школьник, так или иначе, даст понять, что у него не складываются отношения с учителем. Можно и расспросить об этом, но не напрямую, а просто поинтересоваться, кто и как преподает тот или иной предмет.
- Родители могут сами прийти за советом к учителю. Нельзя начинать разговор с обвинений и вопросов типа: «Почему вы травите моего ребенка?». Спросите, какие у педагога есть претензии к вашему ребенку. Учитель может плохо относиться к ученику, постоянно не готовому к уроку. Проследите, чтобы у ребенка было все необходимое для данного урока. Если учитель увидит, что его предмет считают важным, стараются, то изменит свое мнение об ученике.
- Взрослые не должны сами делить школьные предметы на важные и неважные и проговаривать это, так как и ребенок начнет так считать. Из-за этого у него могут испортиться отношения с педагогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа на родительском собрании в 1 классе "Красота человеческого общения - как основа эстетического воспитания детей"
Советы родителям по эстетическому воспитанию....
Родительское собрание "Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого нашим детям"
Родительский лекторий о физических наказаниях в семье (1-4 классы)...
родительское собрание в 4-м классе на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»
Родительское собрание на тему:«Влияние семьи на воспитанность детей»Цель: - помочь родителям осознать, что успехи и здоровье ребёнка зависят от их внимания и любви. Материалы для пров...
Чтобы не отбить у ребенка желание учиться
Несколько полезных советов родителям, которые помогут не отбить у ребенка желание учиться...
Родительское собрание в форме "круглого стола"«Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей»
Раскрыть родителям суть понятия «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие», «эмоциональная сфера». Акцентировать внимание на взаимосвязи родительской установки с эмоциональным благополуч...
Как родителям не отбить у детей желание учиться
В статье излагаются причины снижения мотивации ребенка к обучению, также предлагаются рекомендации родителям для решения данной проблемы....
Как родителям не отбить у детей желание учиться
Советы родителям по взаимодействию с детьми....