Курсовая работа "Особенности современной бардовской песни"
материал по теме

Руденко (Варганова) Елена Витальевна

"Особенности современной бардовской песни"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_leny.docx55.23 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Варганова Елена Витальевна

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

КР защищена                                        Специальность 050130

С оценкой_____________                        Музыкальное образование

«   »_____________201_ года                        Курс 3, группа 30

                                                

Челябинск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Бардовская песня как самостоятельное явление современной жизни

1.1. Понятие бардовской песни

1.2. История развития бардовской песни

1.3. Характеристика бардовской песни

1.4. Основоположники бардовской песни

Выводы по 1 главе

Глава 2. Бардовская песня в музыкальном образовании школьников

2.1. Фестивали бардовской песни: традиции и особенности

2.2. Уральские современные барды

2.3. Обращение к бардовской песни в программах по музыке

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Введение

Мы живём в такое время, когда СМИ, активно влияющие на подростковое поколение, пропагандируют не самые лучшие образцы современной музыки, которые трудно назвать подлинной. И не только потому, что их отличает низкий уровень исполнительства и художественного содержания, но и потому, что эта «музыка» способна негативно влиять на психику молодого человека, его внутренний мир. В России уже более полувека существует бардовская песня. Мировоззренческий и художественный потенциал бардовской песни может быть использован как развивающее и воспитательное средство подрастающего поколения. Можно предположить, что обучение исполнению бардовской песни способствует выявлению творчески одарённой личности, формированию творческой активности и гражданской позиции у подростков. Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре. Гитарная песня - это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть и ощутить красоту музыки. Богатство песенного фонда позволяет активно развивать эстетические чувства детей, их нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления жизни.

Данной проблемой с точки зрения искусствоведения занималась С.С. Бирюкова, с историко-этнологической точки зрения А.Г. Михайловская, в филологическом аспекте В.И. Бахмач, Н.А. Богомолов, С.С. Бойко, В.А. Зайцев, А.В. Кулагин, Д.Н. Курилов, И.Б. Ничипоров, В.И. Новиков, Х. Пфандлем, И.А. Соколова и др., И.И. Клявина рассматривала бардовское движение, как феномен молодежной субкультуры.

Исходя из проблемы, мы определили тему исследования: «Особенности современной бардовской песня».

Цель исследования: на основе изучения музыковедческой литературы выявить и раскрыть особенности бардовской песни.

Задачи исследования:

  1. Изучить музыковедческую литературу по данной проблеме, раскрыв понятие, историю и характеристику бардовской песни.
  2. Проанализировать публикации и статьи, выявить традиции и особенности фестивалей и их участников.
  3. Проанализировать программы по музыке.
  4. Обобщить теоретические и методические аспекты и наметить перспективы дальнейшего исследования.

Методы теоретического исследования: анализ, отбор, изучение, систематизация, классификация, обобщение.

Глава 1. Бардовская песня как самостоятельное явление современной жизни

  1. Понятие бардовской песни

Бардовская песня («поющая поэзия») — песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР. Основной упор делается на поэтичность текста. Сама по себе «поющаяся поэзия» - древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов, и не случайно представителей авторской песни часто называют «бардами», сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, исходя прежде всего из того, что современный «бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под свой собственный аккомпанемент (чаще всего – на гитаре). Однако это все же внешние, и к тому же не всегда обязательные, признаки жанра. Сергей Никитин, например, создает свои песни преимущественно на стихи других поэтов. Многие песни Н. Матвеевой стали широко известны только в интерпретации Е. Камбуровой. А. Городницкий, как правило, в публичных концертах выступает в сопровождении гитариста-аккомпаниатора, но это не меняет сути авторской песни. Суть бардовской песни не в авторском праве на стихи, мелодию и исполнение, а скорее – в праве на утверждение песней авторской - т.е. самодеятельной – жизненной позиции, авторского мироощущения, и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения – слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, мимику, жест и т.д. Каждой такой песней автор как бы говорит: это – я, это – мое, сокровенное,  «это – мой крик, моя радость и моя боль от прикосновения с действительностью» (Б. Окуджава). Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет…как он дышит... не стараясь угодить...». Чёткой и единой терминологической системы, связанной с песенными жанрами, до сих пор не существует. Иногда термины «авторская песня» и «бардовская песня» употребляют как синонимы. Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» — его, в частности, применяли и сами авторы. Вопрос о названии песенного жанра не сразу заинтересовал любителей авторской песни. Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСП использовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967г) рассматривались варианты названия «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни».

Бардовскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными. Почему же люди разных профессий пишут песни? Что заставляет их это делать? В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира, размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому концерт бардовской песни – это не развлечение, а искренний разговор по душам со слушателем, как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство. А поняв и осознав себя частичкой этого мира, постарались изменить и себя, в первую очередь, и мир.

1.2 История развития бардовской песни

В истории развитии бардовской песни выделяют несколько этапов. Первый этап — «романтический», лидером которого стал Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 1960-х гг. Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. Критика культа личности, перемены во всех областях жизни, начавшиеся в годы оттепели, - все это породило надежды на действительное восстановление справедливости и скорое пришествие светлого будущего. Эйфорией социального оптимизма был охвачен едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, жившей радостным ожиданием этого будущего. И это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда - ее светлое мироощущение, лиризм, беззлобный юмор. На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей её среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и почти исключительно «в своем кругу» — в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции и т. п., а также на туристических слётах, которые постепенно превратились в фестивали авторской песни, в частности, Грушинский фестиваль. На этом этапе бардовская песня своим содержанием не беспокоила власти, и они почти не обращали на нее внимания, считая безобидным проявлением самодеятельного творчества.

        Следующий этап развития - протестно-сатирический (середина 60-х гг.). Этот период характеризуется смелой и откровенной критикой существующего режима и устоявшихся правил.  Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом - расщеплением сознания на публичное (вынужденное следовать общественным нормам) и частное (приватное), предназначенное для внутреннего употребления, для своих. В соответствии с этим необычайно возросла роль неофициальной культуры, которая стала единственно доступным островком духовной свободы. И естественно, что свободная по самой своей природе авторская песня, тут же стала важной и самой демократичной частью, и формой такой культуры. Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её анти человечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

Видя силу воздействия такой авторской песни, власти в конце 70-х гг. перешли к её преследованию. Перед поэтами-певцами наглухо закрылись двери концертных организаций, издательств, радио- и телестудий, их изгоняли из творческих союзов, травле в официальной прессе подверглись Окуджава и Высоцкий, вынужден был эмигрировать Галич, но благодаря «магнитоиздату», её знали, пели, слушали, переписывали друг у друга. Попытка властей овладеть авторской песней изнутри, взяв под «крышу» комсомола стихийно возникавшие повсюду «клубы самодеятельной песни» (КСП) также не увенчалась успехом.  Наоборот, чем сильнее и изощреннее было административное и идеологическое давление, тем свободнее, откровеннее, жестче и мускулистее становилась авторская песня, питавшаяся энергетикой осознанного противостояния. Эстетика песни протеста против больного общества нашла своего гениального выразителя – В. Высоцкого, ставшего поистине всенародным поэтом. В нем соединились необходимые для этого качества - поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность, насыщенный по тембру хриплый голос и многое другое, что позволило ему придать авторской песне совершенно новый облик. В. Высоцкий вернул в песню сюжет, диалог, насытил ее зрелищностью и превратил исполнение в целостный микроспектакль. И это - лишь некоторые новаторские черты его творчества, многократно растиражированные последователями. В творчестве В. Высоцкого авторская песня достигла уровня, который остается эталонным и сегодня. Травле в официальной прессе подверглись Окуджава и Высоцкий, вынужден был эмигрировать Галич.

Повзрослевшие барды - основатели жанра продолжали разрабатывать лирическую линию, но в ней все отчетливее звучали ностальгия по прошлому, горечь потерь и предательств, стремление сохранить себя, свои идеалы, редеющий дружеский круг, тревога перед будущим. Эта лирико-романтическая линия была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, А. Розенбаума, В. Долиной, а также бард-рокеров, таких как А. Макаревич, Б. Гребенщиков.

Третий этап (с середины 80-х гг. до начала 90-х гг.) – эра спокойствия. После непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, вызванного, среди прочего, и новой волной социальной эйфории, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число поющих поэтов и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, появляются посвящённые авторской песне передачи на радио и телевидении, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Вместе с легализацией и исчезновением столь плодотворного для авторской песни ощущения сопротивления материала, энергии противостояния, многие считают, что исчез и творческий импульс ее развития, что на этом история авторской песни и закончилась, что в ситуации политической свободы, без тоталитарного гнёта этот вид поэзии существовать не может. Уходит в прошлое магнитофонная форма существования авторской песни, размножаясь на компакт-дисках и видеофильмах, свободно печатаясь в журнальных и книжных изданиях, авторская песня перестаёт быть сама собой. Словом, авторской песней надлежит считать только то, что написано до начала 90-х годов, и где-то в этом времени надо поставить окончательную точку.

С такой точкой зрения можно поспорить, имея в виду, что наследие тоталитаризма изжито отнюдь не полностью, что вольный бунтарский дух бардовской поэзии ещё может быть востребован обществом и культурой.  К тому же авторской песне присущи не только бунтарские темы, обличительный характер, но и вечные общечеловеческие - любовь, смерть, добро, зло и т. д. Ситуация неопределенности и тревоги за будущее в начале 90-х годов объясняется общей неблагоприятной социально-политической и экономической ситуацией в стране. По мере выхода общества из кризиса в целом, выходит из него и авторская песня, несомненно, обновленная, приобретшая новые черты, но не утратившая своего сущностного смысла. В конце 1990-х годов начинается мощное развитие фестивалей авторской песни, организовываются все новые центры. Это дает возможность каждому автору попробовать себя. Авторская песня стала носить массовый характер.

Существование и развитие авторской песни в современном обществе говорит о важности и заметном месте в культуре различных народов. Регулярно проводятся конкурсы и фестивали авторской песни, открываются новые клубы, бард-кафе в разных городах. Бардовская песня присутствует как течение в дополнительном образовании детей, звучат новые имена молодых авторов-исполнителей, огромное множество детских коллективов принимает участие в фестивалях. Многие из них –   продолжатели бардовской субкультуры. Все эти объективные факты свидетельствуют о значимости и подлинном процветании данного вида словесности. Самые крупномасштабные фестивали – Ильменский и Грушинский, имеют более чем тридцатилетнюю историю, ежегодно собирают многие тысячи людей со всей страны и из-за рубежа. Основанием для наследников авторской песни, является поэтико-музыкальное творчество Визбора, Окуджавы, Высоцкого. Без их песен традиционно не обходится ни один бардовский фестиваль.

Общая направленность авторской песни подчиняется правилам «семейного слушания». Авторы-исполнители не применяют ненормативную лексику, почти полностью исключены эротические темы, зачастую песни рассчитаны на исполнение и «подпевку» детьми. Все это тоже можно отнести к необходимым условиям современного бытования авторской песни, воздействующим на ее художественность и определяющим ее место в современной культуре.

1.3 Характеристика бардовской песни

В связи с кризисом и упадком бардовской песни, к данному жанру в ряде случаев стали причислять сначала отдельных представителей, а затем и целые другие самостоятельные песенные течения (рок-песни, дворовые песни, песни преступной среды, армейские песни и даже эстрадные). Возникает необходимость уточнения смысла названия бардовской песни, а может быть, и замены прежнего названия более точным, отражающим суть. Основные признаки бардовской песни – это простота, цельность, высокий духовно-нравственный уровень идеи и ее раскрытия в песне.

Первым признаком является простота текста и музыкальной части песен. Простота - это такое состояние, когда через небольшое количество внешних составляющих элементов выражено множество сторон глубокого и высокого смысла. Чем выше уровень развития человека, тем больше сторон глубокого и высокого смысла он может осознать и выразить в своих песнях или увидеть в песнях других авторов. Но не надо путать простоту и примитивность. В отличие от простоты примитивность - это состояние, когда явлению придается один смысл невысокого уровня, отсекающий глубокие и высокие стороны смысла и тем принижающий выражаемое явление. Простота является отличительным признаком настоящей поэзии и настоящей бардовской песни. Уже по этому признаку бардовскую песню можно отличить от многих других песенных направлений, в том числе от «самодеятельной песни», бытовавшей рядом с авторской песней.

Вторым признаком песен авторской песни является цельность, означающая подчинение всех частей песни раскрытию идеи, которую она выражает, ради которой она написана. В ряде других песенных течений нередки песни, в которых присутствуют части, не участвующие в раскрытии идеи песни. Эти части песен пишутся попутно как выражение мыслей, пришедших в голову автора во время творчества, что делает песню разбросанной по смыслу.

Третьим признаком песен авторской песни является высокий духовно-нравственный уровень идеи и её раскрытия в песне. Здесь, с одной стороны, необходима идея, возвышающая, облагораживающая человека. С другой стороны - гармоничное сочетание различных сторон идеи, высоко и глубоко раскрывающие ее. При гармоничном сочетании раскрываемые стороны идеи не мешают друг другу, а дополняют друг друга до общего целого, одинаково необходимо работая на ее раскрытие.

Четвертым признаком песен авторской песни является высокий уровень выражения идеи в слове, когда слова песни работают на раскрытие идеи большинством сторон своего смысла и звучания, соответствующего характеру выражаемой идеи.

Ближе всего к авторской песне стоит направление русской рок-песни. У него (его лучших образцов) есть черты, созвучные авторской песне - неприятие обывательской серости, жажда значительных событий и искренность, единство песни и жизни. Но на этом и кончается созвучие рока и авторской песни. Остальные же стороны рок-песни входят в резкое противоречие с духовно-нравственными основами авторской песни. Это крайний индивидуализм, разрушительный настрой без присутствия созидательной цели.  Таким образом, нравственный уровень идей русского рока не соответствует высокому уровню идей авторской песни. Если говорить об уровне владения словом, то в рок-песне он в основном также значительно ниже уровня авторской песни. В роке есть такое понятие - рок-текст, то есть, не стихотворение, а набор фраз, передающих настрой, состояние автора. В рок-песне часто передача внутреннего эмоционального настроя важнее, чем передача смысла песни, и потому в отличие от авторской песни в рок-песне музыка часто заслоняет текст, увлекая массы слушателей в состояние бессознательного прожития передаваемого эмоционального настроя.

Эстрадная песня является полной противоположностью авторской. В ней полностью отсутствует единство песни и жизни певца. Воспроизводится внешняя форма - музыка, вокальное пение. Ни уровень идей, ни уровень владения словом в таких песнях, как правило, даже не стремится к уровню авторской песни.

Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.  Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а, следовательно, и ее исцелению.

Выводы по 1 главе

Бардовская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму. Отнюдь не все барды были политическими диссидентами, как Галич. Творчество, например, Новеллы Матвеевой или Юрия Кукина вполне аполитично. Но всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией. Именно это вызывало страх и ненависть тоталитарного режима к самой фигуре человека, который без спросу и разрешения «сверху» делится с другими людьми своими заветными, самостоятельными мыслями, выразив их в стихах, положив на музыку и взяв в руки гитару. Недаром с конца шестидесятых годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное положение. Владимир Высоцкий в свое время говорил про бардовскую песню: «Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию...»

Бардовская, или авторская песня переживала немало взлетов и падений, она то была одним из наиболее признаваемых и любимых жанров, то о ней забывали широкие массы. В действительности авторская песня - не для каждого: она заставляет задуматься, открывает глубинные тайны и чувства, она помогает с иронией, грустью, тоской выразить те мысли, которые трудно передать словами.

Бард - это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня - это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда. Многие полагают, что это явление так и осталось в той жизни вместе с талонами на сахар и походами на овощебазу. Есть несколько бардов, более или менее успешно эксплуатирующих свои старые песни; новых же имен не появляется, а движение авторской песни и вовсе сошло на нет. Между тем явление это не только не вымерло, но и заметно разнообразило формы своего существования. Фестивалей сейчас чуть ли не больше, чем во времена максимального расцвета бардовской песни. В радио- и телеэфире звучит огромное количество бардовских песен, выходит несколько специальных передач по авторской песне.

Выявленные характерные черты бардовской песни (простота, цельность, высокий духовно-нравственный уровень идеи, высокий уровень выражения идеи в слове) будут способствовать целям музыкального образования как в начальной, так и в средней школе.

Глава 2. Бардовская песня в музыкальном образовании школьников

2.1. Фестивали бардовской песни: традиции и особенности

Еще в далеких шестидесятых в городе Челябинске, впрочем, как и по всей России, распространилась авторская песня. Все любители авторской песни решили организовать клуб, официально оформив его при городском туристическом клубе. С тех пор начались различные клубные мероприятия, где проводились различные вечера-посиделки, туристы обменивались между собой различными впечатлениями, смотрели фильмы и, естественно, много пели. Очень часто участники клуба выступали в городских концертах. Туристы любили часто собираться у костра, где они говорили о своей жизни. Далее проходили выступления в дворцах культуры, афиш по проведению мероприятий не было, но зал все время был заполнен. Никто не финансировал работу туристического клуба. Люди просто встречались, и пением выражали то, что больше всего волновало их в тот момент.

Фестивали проводятся не только, чтобы собрать вместе любителей бардовской песни в красивом месте, но и в целях приобщения молодежи к музыке, поэзии, туризму и спорту, сохранения и развития бардовской песни, выявления талантливых авторов и исполнителей, пропаганды здорового образа жизни.

Одним из традиционных фестивале на Урале стал Ильменский фестиваль.

Ильменский фестиваль авторской песни («Ильмены», «Ильменка») — фестиваль бардовской песни, проводимый ежегодно в начале лета, обычно во вторые выходные июня на берегу Ильменского озера возле города Миасс Челябинской области. В 1989 и 1990 фестиваль проходил на берегу озера Морскалы возле посёлка Ленинск в 20 км от Миасса.

Первая Ильменка состоялась еще в мае 1973 года. Правда, тогда это был еще не фестиваль. Главной идеей Ильменского фестиваля является открытие новых имен, исполнителей авторской песни. Следует отметить, что в восьмидесятых Ильменский фестиваль считался запрещенным и проходил в подполье. На фестивале всегда неизменно присутствовал флаг с символикой фестиваля.

Данный фестиваль, появившийся в результате туристско-самодеятельной среды, ныне уже имеет официальный статус, а также неплохую экономическую поддержку. Проведение фестиваля никогда не ставилось под вопрос, независимо от каких-либо политических и экономических условий. Времена меняются, а Ильменка и ныне жива, так что всем желающим проявить свои музыкальные способности прямая дорога на Ильменский фестиваль.

Грушинский фестиваль («Грушинка», «Груша») — песенный фестиваль, с 1968 года регулярно проводимый под Самарой. Официальное название — «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина».

«Погиб, спасая детей…» Так несколькими словами рассказывают историю жизни, подвига/поступка, гибели Валерия Грушина. Больше говорят о знаменитом на весь мир фестивале авторской песни, Грушинском фестивале.
В 1968 году в городе Куйбышеве друзья решили встретиться, чтобы вспомнить погибшего год назад Валерия Грушина. Все они были туристами (сегодня их назвали бы экстремалами), любили на привалах у костра петь песни, свои и не свои, которые просто нравятся и все… Потому-то и придумалось устроить поход: с палатками, кострами, гитарами. Слет имени Грушина – таким было первое название. С тех пор и повелось среди друзей вспоминать о Валерии Грушине только так.

Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников.

В 2007—2009 годах по ряду причин фестиваль проводился на двух площадках:

  1. Фёдоровские луга (под Тольятти) — Всероссийский фестиваль авторской песни им. В. Грушина на «новом-старом» месте проводил «Самарский областной Клуб Авторской песни им. Валерия Грушина» (образован в 1993 году)
  2. Мастрюковские озёра — на «традиционном» месте с 2007 по 2009 включительно Всероссийский Фестиваль бардовской песни им. В. Грушина проводили Фонд «Фестиваль Авторской песни им. В. Грушина», Научно-производственная фирма «Мета», Творческое объединение «Самарские барды», под общим руководством коммерческой фирмы «Мета» — арендатора территории.

Между Самарским областным клубом авторской песни имени В. Грушина и Фондом «Фестиваль авторской песни имени В. Грушина» существовал ряд конфликтов, выливавшихся в различные судебные процессы.

После череды судебных разбирательств права на товарные знаки «Грушинский фестиваль», «Фестиваль авторской песни им. В. Грушина», все права на проведение фестиваля принадлежат Самарскому областному клубу авторской песни им. В. Грушина. С 2010 года Грушинский Фестиваль проводится на Фёдоровских лугах. Фестиваль, проводящийся на Мастрюковских озёрах, стал называться «Платформой».

В 2014 достигнуто соглашение о проведении объединённого фестиваля. Фестиваль пройдёт в первые выходные июля на Мастрюковских озёрах.

2.2. Современные барды

Большинство современных известных бардов когда-то прошло через Ильменский фестиваль (главный символ фестиваля – Олег Митяев, ставший известным благодаря Ильменам), Грушинский и многие другие.

Клеветова Татьяна Викторовна. Родилась 3 февраля 1982 года в Волгограде. Живет в Челябинске. Окончила ВГИИК, по специальности – режиссер театрализованных мероприятий. Работала в средней школе старшей вожатой, затем педагогом дополнительного образования в ДЮЦ г. Волгограда. Окончила музыкальную школу по классу скрипки, после чего самостоятельно освоила гитару и почти одновременно начала писать собственные песни. Через некоторое время появились первые ученики и клуб авторской песни в г. Волгограде. Лауреат Поволжского Регионального фестиваля (2002), лауреат Всероссийского фестиваля памяти В. Высоцкого (2004), лауреат Музыкально-Поэтического фестиваля «Свезар-2006» (г. Екатеринбург). В прошлом участница дуэта, трио «Талисман» и трио «Антарес» (1999-2000), в настоящее время руководит собственным клубом авторской песни «Вместе» (г. Челябинск). Самыми яркими произведениями, характеризующими ее как автора, считает песни:

  • Птица;
  • Тишина;
  • Родин моя;
  • Небо

Митяев Олег Григорьевич. Песни пишет с 1978. Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым. Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с которой Митяев стал лауреатом Ильменского фестиваля (1978), является своеобразным гимном бардовского движения. Вышли пластинки и книги песен. Участвовал в проекте «Песни нашего века». Снялся в нескольких художественных и документальных фильмах. В 1987 знакомится с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым, с которым они выступают вместе до 1998. С 1998 работает с музыкантом-мульти инструменталистом Леонидом Марголиным. В последние несколько лет выступает, помимо Л. Марголина, вместе с Родионом Марченко (бас-гитара) и Витольдом Петровским (вокал). В последнее время Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым записан девятый по счёту альбом "Крепитесь, люди, скоро лето!". В записи альбома также принимали участие: Сергей Манукян и группа "Ариэль". На такие песни Олега Митяева, как "Лето - это маленькая жизнь", "Мама", "Воскресенье", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди, скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассеты с записью концертов в ГЦКЗ "Россия". В 2000 году вышли книги Олега Митяева "Песни" и "Непраздничные вещи". За последнюю ему вручена премия Фонда Русской Поэзии "Петрополь". Гастрольная деятельность артиста насыщена и многообразна. Кроме народов, проживающих на территории бывшего СССР, творчество Олега Митяева смогли оценить жители Германии, Франции, Италии, ЮАР, Израиля, США. Концерты Олега Митяева - всегда приятный сюрприз для публики. Он задушевно и просто общается со зрителями, он непредсказуем, остроумен и лиричен. Сейчас Олег Митяев гастролирует по России. Его любят, и он этим очень дорожит.

Киреев Анатолий Николаевич (Лауреат Ильменского и Грушинского фестивалей, дипломант Всесоюзного фестиваля в Киеве). Анатолий Николаевич Киреев родился 14 ноября 1956 в Челябинске. Работал на Севере. Освоил множество специальностей — был строителем, плотником, такелажником. Песни пишет с 1973г. на свои и на чужие стихи. С 1989 г. регулярно выступает с сольными концертами, был артистом филармонии, его песни много раз звучали по радио и центральному телевидению. Песня «Ветер» в исполнении Лери Винна прозвучала в финальном концерте телевизионного фестиваля «Песня-98». Вышло несколько альбомов, в том числе с гитаристом Е. Быковым.

Песни:

  • Пирога;
  • Волшебный горшочек;
  • Настроение;
  • Манная каша;
  • Невеселая песня;
  • Север;
  • Между небом и землей и др.

Юрий Андреевич Гарин. Родился 22 июня 1959, в Челябинске. Российский композитор, автор-исполнитель, поэт, аранжировщик, продюсер. Лауреат песенных, музыкальных, телевизионных фестивалей и конкурсов и член жюри многих из них, обладатель национальных премий «НАШИ ПЕСНИ», «Шансон года», «Звездное небо», «Серебряный Камертон», «Весна студенческая», международной премии «ПИЛАР» в области культуры и искусства и многих других. В восемь лет Юрия отдали в музыкальную школу по классу виолончели, а в двенадцать лет он начал учиться играть на гитаре. Первые песни были написаны им примерно в 14-15 лет. Сначала Гарин пел их со своими друзьями, а затем стал выступать в рок-группе «МакЛен», которая стала лауреатом Всесоюзного конкурса рок-исполнителей. После посещения Ильменского фестиваля отдал предпочтение бардовской песни.

Его песни:

  • Белая лошадка;
  • Незнакомка;
  • Новая весна;
  • Когда один;
  • Песня льва;
  • Старые лодки;
  • Две собаки и др.

Трио «Мультики» — популярное трио из г. Челябинска в составе: Ларисы Брохман, Андрея Волкова и Юрия Харченко — студентов медицинского института, а позже — врачей. Образовано в середине 1980-х. 
Трио — участник песенных фестивалей авторской песни: «Ильменки», «Грушинки» и других. Участники трио: Лариса Брохман — по образованию врач, окончила Челябинский медицинский институт. Солистка трио «Мультики», лауреат Грушинского фестиваля 1986 года. Озвучивала мультфильмы «Карлсон, который живёт на крыше» (Кристер) и «Элька, и звёздный почтальон», сериал «Ведьмы» и аудиокнигу «Клоунские рассказы про Шваха и Плюха». Юрий Харченко — автор большинства песен коллектива, врач «Скорой помощи», реаниматолог. В составе трио играет на гитаре. Андрей Волков – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нормальной физиологии. Скрипка.

Песни:

  • Черепашья скоростная;
  • Трамвайчик;
  • Один дома;
  • Цирк приехал;
  • Пеппи играет;
  • Африка;
  • Зоопарк;
  • Бегемотик;
  • Кораблик и др.

Рафаэль Валитов. Родился в 1961 году в городе Копейске в Челябинской области. В 1993 году закончил Челябинскую Государственную академию культуры и искусств. Долгое время работал в ДЮЦ Ленинского района г. Челябинска, затем вел уроки театра в начальных классах школы № 128. Идейный вдохновитель и один из организаторов областного (открытого) молодежного фестиваля авторской песни “Поющие Дворы”. Ныне руководитель клубов авторской песни “Аккорд” КДЦ ОАО ЧКПЗ и Челябинского Государственного Университета. Автор музыки и стихов.

Песни:

  • Барабан;
  • Музыкантишка;
  • Заячья любовь;
  • Земляничное варенье;
  • Другие города;
  • Кривая история и др.

2.3. Обращение к бардовской песни в программах по музыке.

При приобщении детей к бардовской песни обязательно нужно учитывать возраст детей. Поскольку восприятие текста в разном возрасте разное. Специалисты, работающие в этой области говорят о восприятии ребенка до 12 лет и после 12 лет, проводя этим как бы грань к возможности понимания смысла песни и возможности ее восприятия.

Разнообразная тематика, простота и доступность бардовской песни позволяет включать ее в различные программы по музыке.

Таблица №1

Анализ программ по музыке

Программа по музыке

Класс, тема

Произведения

Е. Д. Критская

4 класс - «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»;

- «Песня о друге» В. Высоцкий

- «Музыкант» Б. Окуджава

- «Пожелание друзьям» Б. Окуджава

- «Резиновый ёжик»,

- «Сказка по лесу идет» С. Никитин, слова Ю. Мориц

Кабалевский Д. Б.

«Музыка»

8 класс - «Великие наши современники»;

- «Наполним музыкой сердца» Музыка и стихи Ю. Визбора;

- «Лесной вальс» Музыка и стихи Б. Окуджавы;

- «Надежда» Музыка и стихи В. Высоцкого;

- «Фантастика, романтика» Музыка и стихи Ю. Кима

Штуркина Н. С.

6 класс - «Авторская музыка: прошлое и настоящее. Уральские барды»;

- «Молитва Франсуа Виньона» слова и музыка Б. Окуджавы

- «Песенка об открытой двери» Б. Окуджава

- «Диалог у новогодней елки» С. Никитин

- «Пока горит свеча» А. Макаревич

- «Я не люблю» В. Высоцкий

Алеев В.В.

Т. И. Науменко

Т. Н. Кичак

«Искусство. Музыка 5-9 классы»

5 класс – «Волшебная красочность музыкальных образов»

8 класс – «Мелодией одной звучат печаль и радость»;

«Слезы людские, о слезы людские…»

«Трагедия любви в музыке»

«Подвиг во имя свободы»

9 класс – «Авторская песня»

«Герой авторской песни»

- «Сказка по лесу идет» С. Никитин

- «Песня о Моцарте» Б. Окуджава

- «Братские могилы» В. Высоцкий

- «Ты у меня одна» Ю. Визбор

- «Песня о друге» В. Высоцкий

- «Песня о друге» В. Высоцкий

- «Песенка об Арбате» Б. Окуджава

- «Настоящих людей так немного…» Б. Окуджава

- «Я в путь собирался всегда налегке…» А. Галич

- «Александра» Ю. Визбор

Школяр Л.В

Усачева В.О

«Музыкальное искусство»

1 класс – «Что значит слышать музыку?»

- «Музыкант» Б. Окуджава

Анализ программ по музыке позволяет отметить, что бардовская песня наиболее широко и разнообразно представлена в программе Алеева В. В. «Искусство. Музыка 5-9 классы». Песни авторов таких как: Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Сергей Никитин, Юрий Визбор, Юлий Ким и др. рекомендованы к исполнению в среднем звене общеобразовательной школы. Патриотическая тема: «Братские могилы» В. Высоцкого, тема любви: «Ты у меня одна» Ю. Визбор, тема дружбы: «Песня о друге» В. Высоцкого.

Выводы по 2 главе

С целью сохранения и развития бардовской песни, приобщения молодежи к музыке, выявление талантливых авторов и исполнителей традиционно проводятся фестивали бардовской песни. Наиболее популярными из которых являются Грушинский и Ильменский фестивали.

Большинство известных современных бардов, таких как Олег Митяев, Татьяна Клеветова, Анатолий Киреев, Юрий Гарин, Рафаэль Валитов, трио «Мультики» и др. начали свой творческий путь с Ильменского, Грушинского и многих других фестивалей.

Мы проанализировали школьные программы по музыке Е. Д. Критской, Д. Б. Кабалевского, Штуркиной Н. С, Алеева В. В, Школяр Л. В и выяснили, что бардовская песня наиболее широко и разнообразно представлена в программе Алеева В. В.

Заключение

Бардовская песня - это всегда разговор "на равных" между исполнителями и слушателями, независимо от того, к кому обращается в данный момент исполнитель - к взрослому или ребенку; это разговор об актуальном, волнующем обоих. Поэтому не случайно многих авторов привлекает наравне со взрослой и детская аудитория

Любители бардовской песни – люди, увлеченные этим жанром, подчас до фанатизма. Бардовская песня - это часть их жизни, связанная с походами и общением с интересными людьми. Эта увлеченность может служить только на пользу детскому нравственно-эстетическому воспитанию. 

Бардовская песня, как форма любительского музицирования, является активным творческим музыкальным занятием. Она доступна практически каждому, вне зависимости от наличия музыкальных способностей. А практика КСП и КТП (клубов самодеятельной песни и клубов туристической песни), где во многом развивалась бардовская песня, свидетельствует о раскрытии прежде всего организаторских талантов посредством любви к песне и под влиянием околопесенного окружения.

В целом, жанр бардовской песни на сегодняшний день достаточно многогранен и противоречив, и, следовательно, еще подлежит широкому всестороннему изучению. По проведенным же исследованиям его большей частью относят к музыке быта.

Музыка быта безусловно оказывает свое определенное воздействие на нравственно-эстетическое развитие школьников и студентов. Влияние бытовой городской музыки (уличной, дворовой песни) в отечественной педагогике традиционно рассматривалось как отрицательное. Однако еще не завершившаяся переоценка ценностей позволяет по-новому взглянуть и подвергнуть беспристрастному анализу казавшиеся недавно незыблемыми догмы, формирующие взгляды и суждения. Особенно те, которые в новой социальной реальности не потеряли своего нравственно-эстетического значения.

В данной курсовой работе мы выявили основные черты, свойственные бардовской песни - это простота, цельность, высокий духовно-нравственный уровень идеи, высокий уровень выражения идеи в слове.

В перспективе исследования мы видим создание сборника бардовской песни для общеобразовательной школы, включающего в себя тексты песен, гармонию и исполнение песен в авторском варианте.

Список литературы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: "Использование современных технологий в обучении английскому языку"

В данной работе идёт речь об использовании эффективных технологий в обучении английскому языку. В приложении к этой работе имеется разработанный алгоритм по теме: "В зоопарке"...

Текст песни "Гимн современных первоклассников"

Текст песни для праздников в 1 классе...

Бардовская (авторская) песня.

Данная разработка  знакомит  школьников с истоками  и основоположниками бардовского движения. Разработка включает в себя: план-конспект мероприятия,Сделала попытку пробудить ...

Реферат "Современная бардовская песня"

quot;Современная бардовская песня"...

Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"

Курсовая работа "Жанровое разнообразие в произведениях современных композиторов города Челябинска"...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...