Использование технологии смешанного обучения в начальной школе.
учебно-методический материал на тему
В статье использованы материалы методического семинара в рамках муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispr_metodicheskiy_seminar_gotovo_slova.docx | 46.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический семинар
- Здравствуйте. Меня зовут Ольга Александровна Лагода, я учитель начальных классов высшей квалификационной категории Школы №38, с педагогическим стажем работы 31 год. Рада видеть перед собой столько учителей, желающих сделать процесс обучения эффективным, а школьную жизнь интереснее.
- Хочу рассказать вам о Смешанном обучении как об одной из форм интерактивного обучения, которое нацелено на подготовку не на “Выпускника знающего”, а “Выпускника умеющего, творческого” в соответствии с запросом общества. И в связи с запросом общества каждый думающий учитель, в том числе и я, задает себе вопрос: Как организовать усвоение учащимися необходимых предметных знаний и умений и одновременно стимулировать формирование и развитие самостоятельности? Этот вопрос заставил меня заново изучать и анализировать методическую литературу и опыт творчески работающих коллег.
- Системы развивающего обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова; теория гуманизации Ш. А. Амонашвили, Л.С. Выготского, принципы личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской, участие в программе профессионального развития учителей «Маршрут в будущее» и других сетевых курсах, говорили о необходимости сочетать в своей образовательной деятельности следующие идеи:
- Деятельностный подход обучения, обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах,
- развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений;
- Сотрудничество педагога и школьников на основе взаимного уважения и доверия;
- Формирующее оценивание, содействующее выработке у обучающихся способности к самооценке, стимулирующее их образовательную активность;
- Учение, основанное на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на подлинном интересе, т.е учения без принуждения.
- Все эти принципы органично сочетает технология смешанного обучения, о которой я и хочу вам рассказать.
Смешанное обучение – один из трендов современного образования и по оценкам прогнозистов останется таковым и в ближайшее десятилетие. Это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающий самостоятельный выбор учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Отличие смешанного обучения от использования ЭОР заключается в том, что это не добавка к деятельности учителя, а замещение части его работы электронным ресурсом. Это принципиальная вещь. Если учитель просто использует ЭОР вместо учебника или показывает на уроке видео на экране интерактивной доски, этого недостаточно. Смешанное обучение — это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.
Технология смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс, предполагающий сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем.
- При этом выполняются следующие принципы:
- Обучение носит персонализированный характер. Все дети разные, и у каждого свои образовательные потребности. Обучение идет от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.
- Смешанное обучение основано на мастерстве. Это означает, что ученик может перейти к следующей теме, только овладев предыдущей, т.е. только когда он почувствует себя в ней мастером. А учитель внимательно отслеживает результаты. С помощью ИКТ делать это гораздо легче.
- Третий принцип — высокие ожидания учащихся. Учащиеся имеют четко определенные стандарты. Они сами выстраивают свой маршрут достижения цели, планируют его во времени и месте. Но все это делается под внимательным взором учителя, но ученик должен понимать как он будет работать.
- Учащиеся принимают на себя ответственность за результаты своей учебы. Они понимают, что все, чего они достигли, — это результат их деятельности, результат принятых ими решений. Конечно в начальной школе произвольность, последовательность учащихся еще не развиты в достаточной мере, но работать над этим можно и нужно именно с начальной школы.
- В технологии Смешанного обучения выделяют 2 группы моделей «Ротация» и «Личный выбор»
- Для курса внеурочной деятельности «Развитие творческого мышления» я использую модель «перевёрнутый класс» группы «Ротация».
Мной создан сайт, на котором размещены материалы 30 занятий с интерактивными заданиями. Дома учащиеся их выполняют самостоятельно, а в классе на уроке происходит обсуждение, и выбираются наиболее интересные варианты решения творческих заданий.
- На уроках мне нравится использовать модель «Ротация станций» или «Смена рабочих зон». При реализации этой модели класс делится на несколько групп и пространство в кабинете делится на 3 зоны: 1) зона непосредственного взаимодействия с учителем, 2) зона работы онлайн и 3) зона работы в группе.
- В зоне «Онлайн» используются цифровые образовательные ресурсы — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. Они обладают рядом особенностей, которые отличают их от полиграфических изданий и дают им ряд существенных преимуществ:
- Большой объём информации, размещаемый на электронном носителе
- Разнообразие форм представления информации
- Гипертекстовая структура представления информации
- Возможность интерактивного взаимодействия.
Несомненны преимущества онлайн обучения: мгновенная обратная связь для ученика, контроль достижений учителем, детальная аналитика, экономия времени и учителя, и ученика.
В зоне онлайн учащемуся предлагается выбор способа освоения новой темы. Это может быть видеоролик, презентация, электронный учебник, интерактивное упражнение. Разнообразие видов заданий (викторина с выбором ответа, выделение слов, распределение по группам, классификация, кроссворд, игры и викторины и т. д.) делает процесс обучения увлекательным. При этом ученик может выполнять задание несколько раз до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в интерактивных заданиях - чтобы ученик научился, а не получил отметку.
Для работы в зоне онлайн я чаще всего использую материалы платформ «Учи.ру»,
«ЯКЛАСС»,
LearningApps, «Открытая школа».
- Благодаря тому, что функцию объяснения темы пусть и частично берет на себя программное обеспечение, учитель может уделить больше времени индивидуальной работе с учениками в зоне «С учителем». В этой зоне учитель может проработать самые сложные аспекты учебного материала. Ориентируясь на уровень подготовки группы, учитель организует работу таким образом, чтобы она способствовала не только усвоению учебного материала, но и освоению способа применения полученных знаний и выработке навыков их применения.
- В зоне групповой работы выполняют задание, действуя группой.
Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д. Принципы формирования групп могут быть самые разнообразные. Сначала нужно научить детей работать в группе. Правила работы в группе должны быть короткими и их должно быть немного. Идеальным вариантом считаю правила работы, сформулированные Людмилой Г. Петерсон:
Работать должен каждый на общий результат;
Один говорит, другие слушают;
Свое несогласие высказывай вежливо;
Если не понял, переспроси.
- За время урока каждая группа проходит все зоны. Группа с высоким уровнем подготовки обычно начинает с групповой работы, т.к. в данной группе ребята мотивированы, имеют хорошую базу знаний для изучения новой темы. Делать группу только из слабых учеников не стоит.
- Структура урока по технологии смешанного обучения, так же как и пространство кабинета организовывается учителем специально.
1 этап – Вовлечение
Этот этап урока обычно начинается с постановки проблемного вопроса или краткого введения в тему урока, задача учителя заинтересовать (заинтриговать) ученика предстоящей темой в начале урока. На этом этапе необходимо определить тему урока, каждому учащемуся сформулировать свою цель, понять, как её добиться и определить конкретные измерители достижения цели.
2 этап - Инструкция
На втором этапе учитель дает четкие инструкции для работы в каждой зоне. Хорошо, если эти инструкции прописаны в маршрутном листе.
3 этап – Ротация, т. е. последовательная работа каждой группы сначала в 1 зоне, затем в другой и в третьей.
4 этап – Подведение итогов зоны работы в группе
На этом этапе спикеры каждой группы защищают перед классом результаты групповой работы: алгоритм решения задач, схемы, кластеры, диаграммы и т.д.
5 этап – Формирующее оценивание
На пятом этапе я организую соотнесение учащимися результатов своей учебной деятельности с поставленными в начале урока целями. Именно формирующее оценивание помогает каждому учащемуся осознать прогресс в знаниях, понять, что он узнал, чему научился, и над чем ему ещё надо поработать. Именно здесь закладываются основы ответственности за результат своей деятельности.
- В чем же заключаются положительные моменты смешанного обучения?
Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Смешанное обучение по модели «Смена рабочих зон» способствует повышению мотивации учебной деятельности на основе самостоятельной практической деятельности, организованной в разных рабочих зонах. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты.
Смешанное обучение способствует
индивидуализации обучения за счет работы учащихся в индивидуальном темпе в малых группах при необходимой поддержке учителя и в индивидуальном темпе. Это позволяет уделить отдельное внимание, как одаренному ученику, так и тому, кто испытывает сложности в обучении.
снижению утомляемости учащихся за счет смены видов деятельности в разных рабочих группах;
Развивается самостоятельность, чувство ответственности за проделанную работу.
Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать им на практике.
При организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи.
развитию коммуникативных и регулятивных УУД на основе совместной работы в группе с последующим обсуждением результатов работы в рамках всего класса.
- Но я должна предупредить и о том, что внедрение и использование технологии смешанного обучения сопряжено с некоторыми трудностями. Во-первых, это необходимость хорошей материальной базы для обучения как в школе, так и дома. Не все семьи могут себе позволить необходимое оборудование. Существенно усложняют применение технологии сбои соединения Интернет. Во-третьих, возрастает нагрузка на учителя. Требуется довольно много времени на подготовку к урокам, отбор электронного сопровождения, на организацию домашнего времени школьника, на консультации в режиме реального времени. Может сложиться впечатление, что внедрение технологии смешанного обучения трудное и непосильное дело для учителя. Но это не так. Во-первых, в нашем городе уже есть удачный опыт внедрения этой технологии у пилотных школ российского образовательного проекта «Открытая школа», а во-вторых, в настоящее время существует много полезных приложений и сервисов, которые существенно облегчают учителю подготовку и проведение уроков. О некоторых из них, я готова рассказать вам. Чуть позже.
- Трудности, связанные с внедрением смешанного обучения, нивелируются результатами обучения. Конечно, речь идет не только о технологии смешанного обучения, но и других современных образовательных технологий:
100% успеваемость моих учащихся,
81% качество знаний,
результаты ИКР выше среднеобластных,
увеличение количества творческих работ учащихся (проектов, исследований и др.)
увеличение количества участников конкурсов, НПК
Победители и призеры областных, городских научно-практических конференций, таких как «Юные техники 21 века», «Наука. Творчество. Дети».
Победители конкурса – фестиваля литературного творчества «Слово доброе посеять…», «Начало»
Призеры Городских конкурсов сочинений
Призеры всероссийского проекта «Юный исследователь»
участие в научных конференциях учащихся.
- И эти результаты наглядно свидетельствуют о том, что смешанное обучение, как форма организации образовательного процесса обладает большим ресурсом для решения проблем, с которыми сталкивается современное образование.
Я уверена, что идеи смешанного обучения займут достойное место и в ваших педагогических системах, т.к. здесь собрались самые передовые педагоги нашего города, потому что смешанное обучение соответствует духу времени, и станет движущей силой российского образования. Ведь
- «В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло» В. Гюго
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе"
Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:Раскрыть сущность и историю технологии проек...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Доклад "Технология смешанного обучения в начальной школе"
Доклад "Технология смешанного обучения в начальной школе"...