Методическая разработка "Метод приёма иллюстрирования на уроках в начальной школе"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Аннотация методической разработки учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учителя начальных классов
ГБОУ гимназия № 524 Кирилиной Юлии Викторовны.
«Прием иллюстрирования на уроках в начальной школе»
Скажи мне – и я забуду. Учи меня и я могу запомнить.
Вовлекай меня и я смогу научиться.
Бенджамин Франклин
Приём иллюстрирования – неотъемлемый метод обучения детей в начальной школе, т.к. именно он соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям детей младшего школьного возраста.
Кроме этого, именно приём иллюстрирования способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении, диктуемого нормами ФГОС .
Приём иллюстрирования основывается на включении максимального количества органов чувств при работе над учебным материалом. Учитывая это
можно выделить несколько разновидностей метода приема иллюстрирования:
- Реальное
- Вербальное (словесное)
- Звуковое
- Эмоционально - интеллектуальное.
Методическая разработка Кирилиной Юлии Викторовны посвящена последнему из указанных видов – эмоционально – интеллектуальному.
Данный вид иллюстрирования предполагает:
Обработку информации, задействуя максимальное количество органов чувств (например, задание на уроках русского языка: если бы вы оживили часть речи - глагол, какой характер у него был бы? Какое его любимое занятие? Как бы он выглядел ? (попробуйте нарисовать)…)
Переработку информации :преобразование информации в знаковую форму для более глубокого осознания понятий. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. (например, правило из учебника представить в рисунке, схеме,..) А также преобразование информации путём драматизации (озвучивание каких-либо важных понятий, определений с помощью жестов, ,..)
Важную роль для внедрения эмоционально - интеллектуального иллюстрирования играет использование приемов мнемотехники: мнемотаблицы, предложенные учителем и самостоятельно составленные детьми; ассоциативных приёмов запоминания и обработки учебного материала. Задача обучения - выявить ассоциативные связи, открывать их детям, связывать ассоциации с определенными ответными действиями, затем в процессе упражнений доводить их до автоматизма. Кирилина Юлия Викторовна обращает внимание и на важность такого понятия , как «подмена»: переход от ассоциативного понятия к научной терминологии изучаемого материала (например, начиная изучение деления в столбик учитель при объяснении нового материала первое неполное делимое называет «экипажем», а каждое следующее неполное делимое – «десантником», но по мере усвоения материала детьми учитель сначала и сам подменяет ассоциативные образы терминами, которые употребляются в математике , а потом и поощряет использование данных терминов учащимися; так же и на уроках русского языка: с первого класса дети подчёркивают одной чертой героя предложения, но лишь во втором классе учитель вводит понятие «подлежащее»,предложив его подчеркнуть. На недоуменныйа. вопрос детей «А что это такое?», учитель говорит : «Это герой предложения». И с этого самого урока термин «подлежащее вводится в лексикон обучающихся. )
Цель работы Кирилиной Юлии Викторовны – осознанное владение учебным материалом детьми , не формальная зубрёжка, а понимание – сознательное. Учитель старается, чтобы детям было интересно учиться, любопытно. Кроме этого он учится вместе со своими учениками.
«Многому я научился у своих наставников,
еще большему — у своих товарищей,
больше всего — у своих учеников».
Талмуд
В результате такого сотворчества появляются полезные «изобретения» детей, которые передаются , а главное работают из поколения в поколение учеников Юлии Викторовны
(например, определение ударного слова в слове: с помощью хлопков и троекратного повторения слова) .
И не смотря на неизбежный технический прогресс, принцип иллюстрирования, наглядности в обучении остаётся ведущим в обучении, т. к. особенность учеников младших школьников – правополушарность : наглядно-образное мышление.
Учитывая эту особенность Кирилина Юлия Викторовна создаёт наглядные пособия, таблицы, схемы, рисунки, из которых ребёнок может сам почерпнуть информацию: проанализировать , обобщить, озвучить. Важно отметить, что пособия отличаются простотой и понятностью. ( например, пособие «Падежи – человечки» , которое напечатано в издательстве «ВАРСОН», 2012 г.; очередное пособие «Три склонения имён существительных», « Изменение глагола по временам» готовится к выпуску )
Кроме этого эмоционально – интеллектуальное иллюстрирование предполагает и использование такого приёма как драматизация литературных произведений, что способствует развитию духовно-нравственной сферы через развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. И самое важное - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Именно поэтому одно из важных направлений внеурочной деятельности Кирилина Юлия Викторовна считает «Детский театр». Занятия по этому курсу ведёт не первый год в гимназии. Со спектаклями и постановками её ученики ежегодно выступают перед учениками младших классов.
Юлия Викторовна часто выступает на методическом объединении учителей начальной школы гимназии №524. Делится с коллегами наработками, помогает в работе. Активно пользуются её наработками Мендалина Жанар Бектимировна, Беляева Елена Олеговна, Медведева Нина Владимировна, Серова Елена Викторовна, Мирошниченко Ольга Вениаминовна. С особенностями своей работы знакомила учителей и на семинарах, выступая на круглом столе, проводила открытые уроки. Некоторые материалы опубликованы в интернет- ресурсах и печатных изданиях.
Коллеги считают преступлением, что ещё не издана книга с полезными примерами использования метода иллюстрирования – эмоционально – интеллектуального - на уроках в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы дифференциации на уроках в начальной школе
Описание деятельности учителя на уроках в классах с детьми, имеющими проблемы в обучении...
Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, учит детей анализировать,синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. Данная технология отвечает целям образования на современном этап...
Эффективные приёмы, используемые на уроках в начальной школе. Методическик разработки.
Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Проблема современно...
Использование приёмов ТРКМЧП на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС
Сегодня жизнь диктует нам новые, более жёсткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...
Методическая разработка "Метод приёма иллюстрирования на уроках в начальной школе"
Презентация отражает ключевые понятия Метода приёма иллюстрирования на уроках в начальной школе"1) Первопричину использования метода на уроках2) Классификацию методов.3)Частные ...
Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе
Различные приёмы рефлексии для учащихся начальных классов...
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира"
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "Приёмы работы с текстом в начальной школе на уроках окружающего мира". Идея опыта - побуждение детей к деятельности, направленной на овладение новыми умениями, и ...