Рабочая программа к курсу «Умники и умницы»
рабочая программа (3 класс) на тему

Урусова Марина Анатольевна

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy_3_kl.docx78.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». –    Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана  в третьем классе на 34 часа ( 1 час в неделю). Программа третьего  класса реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом  

Литература и средства обучения

Учебно – методическая литература для учителя

  1. Методическое пособие «Юным умникам и умницам» О. Холодова - Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.
  2. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам»: задания по развитию познавательных способностей О. Холодова - Москва: РОСТ книга, 2012 г.
  3. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)
  4. «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс» » Языканова Е.В. - ,М.:Издательство «Экзамен», 2012

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска

Персональный компьютер, проектор, экран

Принтер

   

       Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов выявлено, что у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.  

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания

курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Особенности организации учебного процесса.

           Материал каждого занятия рассчитан на 40минут. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).

   Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

      Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы  и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

    В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

     Для проведения занятий  разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:

 а)  рабочей тетради для учащихся на печатной основе;

 б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

  В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления  их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.

   В процессе выполнения каждого задания    происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент  делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 Модель занятия в 3 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

             РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3) принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Используемые педагогические технологии:

- технология развивающего обучения - под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют ускоряют развитие наследственных данных. Цель: высокое общее развитие личности. Развитие – это процесс физического и психического изменение индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему. Сущность: вовлечение обучаемых в различные виды деятельности

 - технология учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Цель: обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Сущность: игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность

- ИКТ-технологии - усиливает мотивацию  у  учащихся, улучшает  качество обучения  и  воспитания, повышает  культуру,  экономит  время, делает   уроки  интереснымии   содержательными.

Цель применения ИКТ:

развитие мышления

формирование приемов мыслительной деятельности.

Сущность: использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает :

- положительную мотивацию обучения

 - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ на разных этапах урока:

подготовка учащихся к усвоению новых знаний

усвоение новых знаний

закрепление новых знаний

подведение итогов урока

домашнее задание

- здоровье-сберегающие технологии  - цель здоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

- защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки);

- компенсаторно-нейтрализующие. Их  задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки);

- стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия);

- информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Средствами оздоровительно-развивающей работы с детьми являются:

выполнение режима дня и соблюдения гигиены;

физкультурные минутки ( Норма – на 15-20 минут по 1 минуте из легких упражнений с тремя повторениями) ;

подвижные игры;

гимнастика для глаз;

дыхательная гимнастику;

дидактические игры с движениями;

развивающие игры;

индивидуально-дифференцированный подход.

рациональная организация урока (Число видов учебной деятельности : опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ и др. Норма 4-6 видов за урок.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Норма 7-10 минут.

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная. работа и др. Норма - не менее трех.

Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации и инициативы учащихся. Это метод свободного выбора, активные методы, методы, направленные на самопознание и развитие.

Место и длительность применения ТСО)

построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);

благоприятный эмоциональный настрой

соответствие используемых  технологий обучения возрастным  и  функциональным возможностям детей.

Применяются элементы технологий:

 -личностно-ориентированного обучения;

цели развить индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка. Сущность – не только предметные знания и умения, не только способы решения типовых предметных задач, но и способы, механизмы самоизменения, саморазвития учащихся; при этом важен сам процесс движения к саморазвитию учащихся, т.е. ценен процесс получения знаний и умений. Личностно-ориентированный урок состоит из нескольких этапов:

Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса в  3-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий  .
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

  Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения кружка  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

       Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки)

           В  3 классе возможно достижение результатов   второго уровня.            

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль   в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

         Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

Учебно-тематический план   34 часа ( 1 час в неделю, 34 недели )

№ п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности учащихся

Контрольно-оценочная деятельность

1

 

1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления (вводный урок)

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Стартовый контроль

Диагностика

2

 

Развитие концентрации внимания.

Прогностический

Пооперационный контроль

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Самооценка

Самоконтроль

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Рефлексивный контроль

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Прогностический контроль

8

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

9

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

Прогностический

Пооперационный контроль

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Самооценка

Самоконтроль

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Рефлексивный контроль

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Прогностический контроль

15

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

16

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Прогностический

Пооперационный контроль

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Прогностический контроль

18

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Прогностический

Пооперационный контроль

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

 

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

 Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Прогностический

Пооперационный контроль

20

Развитие аналитических способностей.

Самооценка

Самоконтроль

21

Совершенствование воображения.

Рефлексивный контроль

22

 Развитие аналитических способностей.

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

23

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

24

Развитие концентрации внимания.

Прогностический контроль

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Прогностический

Пооперационный контроль

27

Развитие аналитических способностей.

Самооценка

Самоконтроль

28

Совершенствование воображения.

Рефлексивный контроль

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Прогностический контроль

Контроль по результату

30

Развитие концентрации внимания.

Рефлексивный контроль

31

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Прогностический контроль

32

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование воображения

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

33

Совершенствование мыслительных операций.

Прогностический

Пооперационный контроль

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  

Самоконтроль

Итоговый контроль,

35

Резервный урок

№П/П

Тема занятия

Предмет-ные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

1-обучающийся научится

2-обучающийся получит возможность научиться

Дата проведения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

По плану

Факт.

1

Выявление уровня развития познавательных процессов

Развивать внимание, воображение, память. мышление

1-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником

2-выделять несколько существенных признаков объектов

1-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

2-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебных задач

1-воспринимать различные точки зрения

2-использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения

2

Упражнения на развитие концентрации внимания.

Нестандартные задачи

Развивать внимание

1-проводить сравнение (наглядное и по представлению)

2-проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом

1-осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи

1-понимать задаваемые вопросы

2-выражать свою точку зрения

3

Упражнения на развитие произвольного внимания.

Логически поисковые задания

Развивать произвольное внимание

1-проводить сравнение (наглядное и по представлению)

2-проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом

1-осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи

1-понимать задаваемые вопросы

2-выражать свою точку зрения

4

Упражнение на развитие слуховой памяти.

Нестандартные задачи

Развивать слуховую память

1- сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям,

2-моделировать выбор способов деятельности, группировать.

1-корректировать выполнение заданий.

2-моделировать различные ситуации при решении задач

1-слушать, получать необходимые сведения.

2-договориться, находить общее решение проблемы

5

Задания на развитие зрительной памяти.

Логически поисковые задания

Развивать зрительную память

1-под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию)

2- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

1-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения

2-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

1-контролировать свои действия в классе

2-адекватно использовать средства устного общения

6

Поиск закономерностей

Упражнения для развития глазомера.

Развивать логическое мышление

Развивать глазомер

1- сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям,

2-моделировать выбор способов деятельности, группировать.

1-корректировать выполнение заданий.

2-моделировать различные ситуации при решении задач

1-слушать, получать необходимые сведения.

2-договориться, находить общее решение проблемы

7

Логически – поисковые задания. Ребусы

Уметь самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

1-осознанно строить высказывания2-формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать

1-корректировать выполнение заданий.

 2-моделировать различные ситуации при решении задач

1-слушать, получать необходимые сведения.

2- договориться, находить общее решение проблемы

8

Задания на развитие быстроты реакции, мышления

Развивать мышление, быстроту

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2-под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-корректировать выполнение заданий.

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог

2-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

9

Логически – поисковые задания.

Уметь самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

1-осознанно строить высказывания

2-формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать

1-корректировать выполнение заданий.

 2-моделировать различные ситуации при решении задач

1-слушать, получать необходимые сведения.

2- договориться, находить общее решение проблемы

10

Упражнения на тренировку внимания

Развивать внимание

1-ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником

2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

1-осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности

2-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

1-использовать простые речевые средства

2-выражать свою точку зрения

11

Графический диктант. Штриховка.

Тренировка слуховой памяти

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности

1- строить простейшие модели математических понятий

2-проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2- выполнять учебные действия в письменной речи

1-2

контролировать свои действия в классе

12

Задания на развитие зрительной памяти. Логически- поисковые задачи

Развивать зрительной памяти. Уметь самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение,

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2-под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-корректировать выполнение заданий.

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог

2-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

13

Поиск закономерностей

Уметь находить закономерности

1-читать простое схематическое изображение

2-под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

1-принимать участие в работе парами

2-следить за действиями других участников учебной деятельности

14

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерност

1- строить простейшие модели математических понятий

2-проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом

1-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

2- выполнять учебные действия в письменной речи

1-принимать участие в работе парами

2-следить за действиями других участников учебной деятельности

15

Решение нестандартных задач.

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2-под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-корректировать выполнение заданий.

2-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог

2-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

16

Знакомство с интересными (логическими) квадратами.

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности

1-на основании кодирования строить простейшие модели математических понятий

2-под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1- осуществлять первоначальный контроль

своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

1-воспринимать различные точки зрения

2-использовать простые речевые средства для передачи своего мнения

17

Нестандартные задачи, головоломки.

Уметь самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения

1-осознанно строить высказывания

2-формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать

1-корректировать выполнение заданий.

 2-моделировать различные ситуации при решении задач

1-слушать, получать необходимые сведения.

2- договориться, находить общее решение проблемы

18

Тренировка слуховой памяти. Решение логически-поисковых задач

Развитие памяти.

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2-строить рассуждения  о

доступных наглядно воспринимаемых отношениях

1-корректировать выполнение заданий.

2-в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи

1- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог

2-следить за действиями других участников учебной деятельности

19

Тренировка зрительной памяти. Нахождение логических концовок.

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности

1-использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи

2- строить рассуждения  о

доступных наглядно воспринимаемых отношениях

1- принимать учебную

задачу, соответствующую этапу обучения

2-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем

1-принимать участие в работе парами

2-строить понятные для партнера высказывания

20

Решение занимательных задач. Поиск закономерностей

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности.

1- наблюдать, делать выводы и умозаключения

2-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

1-корректировать выполнение заданий.

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог

2-

использовать простые речевые средства

для передачи своего мнения;

21

Задания на развитие творческого мышления. Решение логических задач, ребусов. Решение задач со спичками.

1-под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов

2-под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе из анализа

1- понимать выделенные

учителем ориентиры

действия в учебном материале;

2-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

1- использовать простые

речевые средства

2-строить понятные

для партнера высказывания;

22

Упражнения по составлению фигур – силуэтов по отдельным образцам.

Уметь составлять фигуры из отдельных силуэтов

23

Задания аналитического характера. Обучение поиску закономерностей.

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности.

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-корректировать выполнение заданий.

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог

2-следить за действиями других участников

учебной деятельности;

– выражать свою точку

зрения;

24

Составление заданий на поиск закономерностей. Решение логических задач

1– на основе кодирования строить простейшие

модели математических

понятий;

2– под руководством

учителя давать характеристики изучаемым

математическим объектам на основе их анализа

1 – проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу

осваиваемой деятельности;

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и

письменной речи

1– контролировать свои

действия в классе;

2– использовать простые речевые средства

для передачи своего мнения;

25

Тренировка слуховой памяти. Решение задач в стихах

Уметь строить прямоугольники из отдельных частей

1-проводить сравнение

(по одному из оснований, наглядное и по

представлению);

2-строить небольшие

математические сообщения в устной форме

(2–3 предложения);

1 – оценивать совместно

с учителем результат

своих действий, вносить

соответствующие коррективы под руководством учителя.

2-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя

1-принимать участие в работе парами

2-строить понятные для партнера высказывания

26

Построение квадратов из отдельных частей.

Уметь строить квадраты из отдельных частей

1-проводить сравнение

(по одному из оснований, наглядное и по

представлению);

2– строить рассуждения

о доступных наглядно

воспринимаемых математических отношениях;

1 – проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу

осваиваемой деятельности

2– осуществлять пошаговый контроль своих

действий под руководством учителя;

1-использовать простые

речевые средства

2-следить за действиями других участников

учебной деятельности;

27

Решение головоломок геометрического содержания.

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности.

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2– под руководством учителя

осуществлять поиск необходимой и дополнительной информации;

1-корректировать выполнение заданий.

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; вступать в диалог

 2-выражать свою точку

зрения;

28

Упражнения для развития обобщённого мышления.

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения

1-под руководством учителя проводить классификацию изучаемых

объектов (проводить

разбиение объектов на

группы по выделенному

основанию);

2– под руководством

учителя давать характеристики изучаемым

математическим объектам на основе их анализа;

1 – осуществлять первоначальный контроль

своего участия в доступных видах познавательной деятельности2-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя

1-принимать участие в работе парами

2-строить понятные

для партнера высказывания

29

Задания «Узнай, угадай». Решение задач на развитие мышления

Уметь сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, уметь  делать обобщения, устанавливать закономерности.

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-корректировать выполнение заданий.

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

2-вступать в диалог

30

Задачи, развивающие кругозор.

Развивать воображение, наблюдательность

1-под руководством учителя проводить классификацию изучаемых

объектов (проводить

разбиение объектов на

группы по выделенному

основанию);

2– под руководством

учителя давать характеристики изучаемым

математическим объектам на основе их анализа

1- принимать учебную

задачу, соответствующую этапу обучения

2-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя

1-понимать задаваемые

вопросы.

2-следить за действиями других участников

учебной деятельности;

31

Разучивание упражнений, стимулирующих мыслительные процессы. Тренировка внимания

Развивать мыслительные процессы

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-корректировать выполнение заданий.

 2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

2-вступать в диалог

32

Игры по задумыванию и отгадыванию чисел.

Решение логических квадратов

Развивать логическое мышление

1-под руководством учителя проводить классификацию изучаемых

объектов (проводить

разбиение объектов на

группы по выделенному

основанию);

2– под руководством

учителя давать характеристики изучаемым

математическим объектам на основе их анализа

1- проговаривать вслух последовательность производимых действий,

составляющих основу

осваиваемой деятельности; 2-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя

1-принимать участие в работе парами

2-строить понятные для партнера высказывания

33

Упражнения на развитие мыслительных процессов.

Развивать мыслительные процессы

1-наблюдать, делать выводы и умозаключения

2- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа

1-корректировать выполнение заданий.

2-первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи

1-спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

2-вступать в диалог

34

Итоговое занятие.

1-под руководством учителя проводить классификацию изучаемых

объектов (проводить

разбиение объектов на

группы по выделенному

основанию);

2– под руководством

учителя давать характеристики изучаемым

математическим объектам на основе их анализа;

1 – осуществлять первоначальный контроль

своего участия в доступных видах познавательной деятельности2-принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя

1-принимать участие в работе парами

2-строить понятные

для партнера высказывания

Лист внесения изменений и дополнений в учебную программу.

Дата

Содержание

Причина

Подпись

Средства реализации программы:

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"

Рабочая программа факультативного курса "Умники и умницы"...

Рабочая программа факультативного курса «Умники и умницы»

В соответствии с требованиями ФГОС в учебный план внесен компонент образовательного учреждения - факультативный учебный курс "Умники и умницы". Данный курс может быть введен с 1 класса и рассчитан на ...

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" для 1-4 кл.

Рабочая программа по курсу "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы развити...

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 1 класс

Включает пояснительную записку и тематическое планирование, рассчитанное на 2 занятия в неделю...

Рабочая программа к курсу "Умники и Умницы" О. Холодова 3 класс

С пояснительной запиской и тем. планированием. Рассчитана на проведение 1 занятия в неделю...