Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода
презентация к уроку на тему
Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_i_razvitie_uud_v_ramkah_sistemno-deyatelnostnogo_podhoda.pptx | 84.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг . Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.
становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) Актуальной и новой задачей системы образования
Основной результат – развитие личности ребенка на основе развития универсальных учебных действий. Основные виды УУД: Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Системно - деятельностный подход
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
включают : общеучебные УУД, логические учебные действия, постановку проблемы, решение проблемы. Познавательные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Системно – деятельностный подход
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями: Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. Формирование УУД
Цель Мотив Средства Действия Результат Оценка Деятельностный подход к обучению:
1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности (уроки построения системы знаний) 4. уроки развивающего контроля. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода:
Технология уровневой дифференциации Игровая технология Технология проблемного обучения Технология развития критического мышления Технология оценивания учебных успехов Групповые технологии Технология организации проектной деятельности Технология продуктивного чтения Педагогические технологии системно – деятельностного подхода:
является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя: Мотивацию к учебной деятельности; Актуализацию знаний; Проблемное объяснение нового знания; Первичное закрепление во внешней речи; Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь); Включение нового знания в систему знаний и повторение; Рефлексия. Технология системно – деятельностного подхода
Этапы урока Формируемые универсальные учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии 1. Мотивация к учебной деятельности. Личностные Эмоциональный настрой 2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации 3. Выявление места и причины затруднения . Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Проблемный диалог, технология проблемного обучения 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» 5. Реализация построенного проекта . Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Познавательные Регулятивные,Коммуникативные Личностные Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные Личностные, Познавательные Используются самоконтроль, взаимоконтроль 8. Включение в систему знаний и повторение. Познавательные, Коммуникативные Личностные Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Коммуникативные Личностные Познавательные Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.
Японская пословица « Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; а научи ловить рыбу- так я буду сыт до конца жизни».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода
Материал поможет использовать системно-деятельностный подход в работе...
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Ситемно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Я стараюсь как можно больше активизировать детей на уроках и после них для "доб...
Урок в рамках системно – деятельностного подхода в обучении (в образовании).
В статье раскрывается понятие "современный урок", даётся сравнительный анализ структуры урока....
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на ф...
Занятие кружка английского языка, 1 класс. Малые Олимпийские Игры (в рамках системно-деятельностного подхода)
Занятие кружка английского языка в рамках системно-деятельностного подхода (отработки умений и рефлексии). Занятие построено с использованием игровых технологий и технологии "обучение на основе учебны...
Психолого-педагогические принципы организации уроков в начальной школе, реализующих системно-деятельностный подход к обучению. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Выступление на Фестивале педагогических идей учителя начальных классов МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова Садовниковой Ольги Викторовны.2013-2014 уч.г....
Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....