сообщение из опыта работы по теме:«Развитие личности ученика и педагога в условиях этнокультурологического образования»
статья на тему

Хэно Марина Михайловна

. С первых дней обучения первоклассников, я стараюсь сберечь и не разорвать в душе ребенка, его живую связь с матерью и тундрой – главное сохранить целостность народа в условиях многообразия среды обитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» с. Самбург Пуровского района ЯНАО

Сообщение из опыта работы.

Тема: «Развитие личности ученика и педагога в условиях этнокультурологического образования»

Докладчик: Хэно Марина Михайловна, учитель начальных классов, первой категории.

Народный учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет свою надежду, своё будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу. С первых дней обучения первоклассников, я стараюсь сберечь и не разорвать в душе ребенка, его живую связь с матерью и тундрой – главное сохранить целостность народа в условиях многообразия среды обитания.

В своей работе с классным коллективом использую «талисманы класса» - «Олененок» и «Зайчик» в виде рисунка, выполненного на бумаге. «Талисман» всегда присутствует на уроке и во внеклассных мероприятиях, помогает в установке дисциплины и активизирует мотивацию к обучению. Младший школьный возраст еще верит в чудеса и волшебство, главное учителю дать им возможность в это поверить и верить самому. Эти «талисманы» являются связующим звеном между ребенком и семьей и учебным процессом, и являются незримым оком матери и отца, и обязательно «талисман» приносят весточку от родителей. Самое главное на первых этапах воспитательной работы – это установление контакта с родителями и вовлечение их в школьную деятельность своего ребенка. Благодаря этому приему адаптация у первоклассников проходила безболезненно и душевных травм у ребенка, оторванного от семьи и привычного образа жизни, облегчала и познавательную деятельность на уроках. Например, при знакомстве с прописью или тетрадью в косую линию, применяю прием аналогии: сравнивали следы полозьев от нарт на снегу и строку в тетради, и ученики с легкостью ориентировались в тетради. При обучении письму букв и соединений мы имитировали движения письма буквы с движениями схожими в быту народа: письмо (о) и (а) – сбор тынзяна на руку; нижнее соединение букв – упряжь оленей в нарту. Таким образом, дети познают новые знания через знакомые ими явления. Важно детям так же слышать живое слово, поэтому рассказываю сказки на родном языке, которые я слышала от своей матери и сказителей, которых было много в моем далеком детстве. Читаю своим ученикам сказки из книги Н.М. Терещенко «Неко хадакэнда вадако» на ненецком языке и после прочтения идет обсуждение сказки. На сегодняшний день, я наблюдаю, что дети из тундры в основном говорят на русском языке, а своего родного языка – ненецкого, они не знают или говорят очень плохо. Истинное воспитание дети получают  в семье, а сейчас общение в молодых семьях тундрового населения, в основном  на русском языке. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». В этом году в классе 27 учеников и из них на ненецком языке говорят и понимают только двое и это страшно. Поэтому пытаюсь восполнить этот брешь на уроках и внеклассном чтении, важно, что чувство языка воспитывается с детства. Не помню кто сказал, «Если человек в совершенстве владеет своим родным языком, то и с легкостью освоит и другие языки», и это правда. В своих учениках стараюсь развить чувство гордости и уважения к своему родному языку и культуре. Для уроков придумываю дидактические игры по закреплению или изученного нового материала: трафареты «Олени» - на состав чисел, таблица умножения; «Туця» - изучение частей речи; «Гонки» - устный счет, вычислительные навыки.

         В формировании личности ребенка помогают книги М. Бармич «Ебцотаку тохолку»; М.С. Приходько «Хомаку», «Хомани» - эти книги способствуют развитию логического мышления, активизации познавательной деятельности, формированию самостоятельной работы и формированию этнокультурологического развития. Бесспорно, литература играет важную роль в формировании личности каждого человека. Работа всегда начинается с изучения фольклорного материала, знакомства с окружающим микромиром детей – села, социосреды, культурной, природной.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности». Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации,  гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Каждый год в школе проводятся фестивали Дружбы народов, где учащиеся знакомятся с жизнью и бытом, культурой, территориальной и географическим расположением народностей нашей России и народностей других государств. Ребята выпускают краткие очерки, альбомы, презентации, сообщения. В подведении итогов учащиеся представляют свою композицию: костюм народа, песни, танцы, постановка сказок, и обязательно выступают с государственной символикой того или иного государства. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений).

  1. Патриотизм — любовь к своей стране России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
  2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство.
  3. Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания.
  4. Семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших.
  5. Труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость.
  6. Наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
  7. Традиционные российские религии — представления о духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности,  формируемые на основе межконфессионального диалога.
  8. Искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие.
  9. Природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
  10. Человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Качество воспитательного процесса в образовании напрямую связано с уровнем воспитанности школьников, сформированной  общей культуры личности, которая является результатом процесса воспитания. Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Таким образом, можно сказать, что этнокультурное образование  — это образование, в котором цели, задачи, содержание, методики и технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации. При рассмотрении вопроса об особенностях этнокультурного воспитания  младших школьников в образовательных учреждениях были определены условия, особенности создания этнокультурной среды, которая даст возможность обучающимся проявить себя в различных видах творческой  и образовательной деятельности, удовлетворить их образовательные потребности и позволяют увеличить число воспитывающих  этнокультурных факторов.  Через познание этнокультуры в процессе образовательной деятельности воспитывается:

- чувство национального самосознания и толерантное отношение к культуре других народов;

– формируется интерес к художественно-творческой деятельности, обрядам, традициям разных народов и потребность в этнокультурной рефлексии;

– формируется потребность к самосовершенствованию и самореализации;

– формируется ценностное отношение к истории и культуре своего народа.

    Ценностные приоритеты, заключенные в традиционной этнокультуре, могут стать идейной основой современного образовательного процесса, направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики и во внеурочное время".

В данном обобщении опыта прослеживается:  использование известных и новых методик, разработка новых средств и правил их применения, современных ИКТ с целью повышения уровня творческого, познавате...

Опыт работы по теме: «Развитие логического мышления на уроках математики в условиях системно-деятельностного подхода»

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания математики - проблеме развития логического мышления младших школьников. В условиях современного общ...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...