Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников.
учебно-методический материал по теме
Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников. При создании этнопедагогических учебных фотофильмов следует учитывать следующие принципы:
1. Принцип оптимальности объёма и времени.
2. Принцип учёта особенности восприятия информации с экрана.
3. Принцип занимательности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Хондергейская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчикского кожууна
Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Хондергей
Санаа +нермаа Барбаановна
2014 г
Наша школа с 2005 года в республике стала экспериментальной площадкой по разработке учебно-экспериментальной программы «Тыва чанчыл» в 1-6 классах, руководствуясь материалам книг земляка-односельчанина М. Б. Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинцев». Программу разработали в 2008 году учитель начальных классов Санаа О. Б. (1-4 классы), Монгуш У. С. (5-6 классы).
Для систематизации воспитательной работы в школе с 1-11 классы классные руководители поделились разделами экспериментальной программы и разработали проекты «Ценности», разработали мини-программы на 1 год, по программе проводили классные часы каждую неделю и вместе с учащимися выезжали на этнопедагогические экспедиции с целью воспитание учащихся на традиционной культуре предков. Например: В 1 классе «Бойлус \нези», во 2 классе «Ужурлар \нези», в 3 классе «Чаёчылдар унези», в 4 классе «Езулалдар \нези», в 5 классе «Аас-чогаал \нези», в 6 классе – «Ч\д\лге \нези». 7 класс – «Ат-алдарлыг чаёгыс чер чурттуглар \нези». 8 класс – «Ак чем \нези». 9 класс – «Оран кежии \нези», 10-11 класс – «/легер-чижек \нези».
Материалы учебника к программе для 1-4 классов я написала в 2012 году по материалам выше названной книги М. Б. Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинцев». Но тексты для учащихся 1-4 классов были сложными, особенно в 1-2 классах. Я начала разделять материалы для учителя и для учащихся. Потом, чтобы детям материал был доступен, решила создать видеофильмы используя материалы книги «Тыва чаёчыл» в 1-4 классах. В фотофильмах использую фотографии этнопедагогических экспедиций учащихся школы. Для создания фотофильмов мне в компьютерном дизайне помогла ученица 11 класса нашей школы Монгуш Айлана Орлановна. Сейчас она учится на 2 курсе в Омске. Научную консультацию дала кандидат педагогических наук - Галина Донгаковна Сундуй.
Основные принципы разработки этнопедагогических учебных фотофильмов и их влияние на духовно-нравственное формирование школьников.
При создании этнопедагогических учебных фотофильмов следует учитывать следующие принципы:
1. Принцип оптимальности объёма и времени.
Выбор оптимального объёма фотофильма очень важен и зависит от цели, для которой она создаётся, от предполагаемого способа её использования (изучение нового материала, практическое занятие и т. д.), а также от учащихся начальной школы. В общем случае объём фотофильма составляет 9-10 фотографий на один урок, т. к. зрительный ряд из большего числа фотографий вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы. Время от 5 до 10 минут.
2. Принцип учёта особенности восприятия информации с экрана. Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Именно поэтому мы старались свести чтение текста к минимуму, заменив их фотографиями, фрагментами. Хороший результат по переключению внимания даёт применение фотофрагментов, особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Дети устают от долговременного голоса диктора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия.
Очень важным является соотношение количества различных элементов фотофильма и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, музыку. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно – дети привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить приемы показа.
3. Принцип занимательности. Включение (без ущерба содержанию) в презентацию знакомых объектов оживляет занятие, создаёт положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
4. Принцип эстетичности. Немаловажную роль в положительном восприятии фотофильма для младших школьников играет музыкальное сопровождение, т. к. они мыслят формами, красками, звуками. Именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлечённых понятиях и словах, а на конкретных фактах (факт наличия красивой природы, цветов, рек и озёр), непосредственно знакомых детьми, но пока неосознанных.
5. Принцип динамичности. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены фотографий. Оптимальное время, необходимое для восприятия образной, звуковой информации, представленной на каждом фотографии, а также время, необходимое на усвоение ключевых понятий, определяется опытным путём с учётом особенностей восприятия информации с экрана возраста детей. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене фотографий, затрудняющей полноценное восприятие конкретным возрастом, так и потери темпа урока, что может привести к отвлечению учащихся от занятия и потере интереса к содержанию учебного материала.
План содержания фотофильма
1. Титульный лист. Первый слайд содержит название кожууна, школы, название предмета «Тыва чанчыл», класс, название темы.
2. Содержание. Тут расписывается весь ход фотофильма.
3. Конец содержит имена создателей фильма (авторы текста, диктор, компьютерный дизайнер, консультанты, участники этнопедагогических экспедиций, автор музыки, записи «Тонген», год создания.
4. Написать чью музыку, песню использовали.
Основные правила создания фотофильма.
Ниже приведены общие правила, которые мы выработали при создании фотофильма.
1. Прежде чем приступить к созданию этнопедагогических фотофильмов, следует чётко представлять (понимать), что мы собираемся донести до детей, что мы собираемся им рассказать.
2. Каждая фотография должна представлять собой звено, логически связанные с темой повествования, и работать на общую идею фотофильма.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2. Принцип учёта особенности восприятия информации с экрана . Известно, что глаз и мозг способны работать в двух режимах: в режиме быстрого панорамного обзора с помощью периферийного зрения в режиме медленного восприятия детальной информации с помощью центрального зрения. При работе в режиме периферийного зрения система глаз-мозг почти мгновенно воспринимает большое количество информации, при работе в режиме центрального зрения – производится тщательный последовательный анализ. Именно поэтому мы старались свести чтение текста к минимуму, заменив их фотографиями, фрагментами. Хороший результат по переключению внимания даёт применение фотофрагментов , особенно озвученных. Они почти всегда вызывают оживление в аудитории. Дети устают от долговременного голоса диктора, а здесь внимание переключается, и тем самым поддерживается острота восприятия. Очень важным является соотношение количества различных элементов фотофильма и их последовательность. Понятно, что необходимо чередовать статичные изображения, музыку. Однако практика показывает, что простое последовательное чередование элементов не совсем оправданно – дети привыкают к нему, и внимание рассеивается. Правильнее будет использовать эффект неожиданности и разнообразить приемы показа.
3. Принцип занимательности. Включение (без ущерба содержанию) в презентацию знакомых объектов оживляет занятие, создаёт положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
4. Принцип эстетичности. Немаловажную роль в положительном восприятии фотофильма для младших школьников играет музыкальное сопровождение, т. к. они мыслят формами, красками, звуками. Именно отсюда вытекает необходимость наглядного обучения вообще, которое строится не на отвлечённых понятиях и словах, а на конкретных фактах (факт наличия красивой природы, цветов, рек и озёр), непосредственно знакомых детьми, но пока неосознанных.
5. Принцип динамичности. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены фотографий. Оптимальное время, необходимое для восприятия образной, звуковой информации, представленной на каждом фотографии, а также время, необходимое на усвоение ключевых понятий, определяется опытным путём с учётом особенностей восприятия информации с экрана возраста детей. При этом необходимо избежать как неоправданной торопливости в смене фотографий, затрудняющей полноценное восприятие конкретным возрастом, так и потери темпа урока, что может привести к отвлечению учащихся от занятия и потере интереса к содержанию учебного материала.
План содержания фотофильма 1. Титульный лист. Первый слайд содержит название кожууна , школы, название предмета «Тыва чанчыл », класс, название темы. 2. Содержание. Тут расписывается весь ход фотофильма. 3. Конец содержит имена создателей фильма (авторы текста, диктор, компьютерный дизайнер, консультанты, участники этнопедагогических экспедиций, автор музыки, записи « Тонген », год создания.
Основные правила создания фотофильма. Ниже приведены общие правила, которые мы выработали при создании фотофильма. 1. Прежде чем приступить к созданию этнопедагогических фотофильмов, следует чётко представлять (понимать), что мы собираемся донести до детей , что мы собираемся им пассказать . 2. Каждая фотография должна представлять собой звено, логически связанные с темой повествования, и работать на общую идею фотофильма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...
Формирование духовно - нравственных качеств младшего школьника
В статье раскрываются цель и методы формирования духовно - нравственных качеств младшего школьника....
«Ключевая фигура учителя в формировании и воспитании духовно- нравственной культуры младшего школьника в условиях преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»
Выступление на Августовском совещании учителей начальных классов...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Разработка родительского собрания во 2 классе на тему:«Семейные традиции как средство формирования духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье»
Цель: достижение оптимального уровня взаимодействия школы и семьи в воспитании и развитии детей....
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...
"Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младшего школьника"
Экологическое воспитание является одним из направлений духовно-нравствнного развития младших школьников....