Родительские собрания в 1 классе.
консультация (1 класс) на тему

Гончар Кристина Анатольевна

План родительских собраний в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskie_sobr.docx34.71 КБ

Предварительный просмотр:

Первое собрание

Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

Педагоги встречаются с родителями первоклассников до начала учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания

  1. Познакомить родителей с педагогами,  школой,  администрацией,
    службами школы и друг с другом.
  1. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения

  1. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
  2. Представление педагога, который будет работать с классом.
  3. Экскурсия по школьному зданию.

4.    Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть».

  1. Анкетирование родителей по теме собрания.
  2. Самопредставление — визитная карточка семьи.
  3. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

План организации собрания-встречи

Собрание проводится в классе, в котором будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить высказывания уча щихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

Самопредставление учителя

Учитель проводит самопредставление приблизительно так:

  1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
  2. Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с
    новым классом.

Самопредставление семей

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на соб-раниии, на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.

План самопредставления семьи:

а)        фамилия, имя, отчество родителей;

б)        возраст родителей, день рождения семьи;

в)        интересы, увлечения семьи;

г)        традиции и обычаи семьи;

д)        девиз семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям представляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме собрания.

На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце каждого собрания будет знакомить с тематикой следующего собрания. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать в его работе.

В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание

Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе Форма проведения: круглый стол

Задачи собрания

1/" Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

2. Предложить практические советы организации общения с первоклассником.

Вопросы для обсуждения

  1. Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

Психологические трудности адаптации первоклассников к школе

  1. Система взаимоотношений с ребенком в семье.
  2. Родительский практикум.

План организации собрания

Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

Затем проводится родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

1.        Обсуждение вопроса «Физиологических условий адаптации
ребенка к школе»

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

2.        Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации
ребенка к школе»

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

3. Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизшсреди_одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,
    это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
    кого ничего не проси.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не
    спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во
    время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
    домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
    для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видимом месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие — нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание

Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Задачи собрания

  1. Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения
    ребенка с телевизором.
  2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения

  1. Статистика о роли телевидения в жизни ребенка.
  2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной
    сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии

  1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предме
    тов обихода?
  1. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
  2. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общение ребенка с те
    левизором. Назовите возможные варианты.

План организации собрания

Вариант вступительного слова учителя

Телевизор в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа, а теперь немного статистики:

  • две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор
    ежедневно;
  • время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в
    среднем более двух часов;
  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и ис
    ключений;
  • 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепере
    дачи от 5 до 40 раз подряд;
  • 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга ис
    пользования свободного времени на первое место поставили телеви
    зор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и об
    щение с семьей.

Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим вопросам:

  1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
  2. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
  3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то от
    дельные передачи?
  4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты
    заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и
    нескучной.

Педагог приводит данные анализа ответов детей на предложенные вопросы.

Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, родители, как правило, задают вопросы, что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами. Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто положительное?

Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.

Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.

Просмотр телевизора дает возможность:

  • расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и пе
    реживаний;
  • находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за
    занятости;
  • понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
  • узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
  • развить воображение, фантазию, эмоциональную сферу.

Мнение родителей об ответах детей.

Экскурсия по выставке рисунков учеников, подготовленной к собранию. К данному родительскому собранию учащиеся готовят выставку рисунков «Я смотрю телевизор», которые отражают их предпочтения.

Правила борьбы с телеманией

  1. Совместное определение и обсуждение телепередач для просмотра
    взрослыми и детьми на последующую неделю.
  2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.
  3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и
    мнения взрослых по поводу детских.
  4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, то
    гда это станет положительным примером для ребенка.
  5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смот
    рит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от
    таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из про
    смотра малышами.

Домашнее задание родителям

1.    Обратите  внимание,  сколько  времени  проводит ваш ребенок у телевизора?

  1. Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсу
    дить с вами передачу?
  2. Какие передачи предпочитает?
  3. В какой передаче хотел бы сам принять участие?
  4. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки
    вечером делаешь?!», «Чем ты занимался, опять у телевизора си
    дел?!» и т. д.

В родительский дневник

Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видит на экране.

Четвертое собрание

Тема: Эмоции положительные и отрицательные Форма проведения: семейный совет

Задачи собрания

1 .    Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

2.    Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций

у учащихся.

»

План организации собрания

Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по проблеме, обозначенной в приглашениях к разговору, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись: идет магнитофонная запись ответов детей на вопрос, какой я? (например, я — добрый, красивый, умный и т. д.)

После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества? Происходит обмен мнениями.

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания — боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

После обмена мнениями открывается доска, где изображена схема, на которой обозначены негативные проявления эмоций.

боль страх обида

Гнев, злоба, агрессия — эмоции разрушения. Боль, страх, обида — эмоции страдания.

Родительский тренинг

Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают, а отрицательные — при неудовлетворении потребностей). Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?

Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в семье и рекомендуемые и желательные. Сравните выражения, записанные вами, с представленными на доске.

При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:

я тысячу раз говорил тебе, что...

сколько раз надо повторять...

о чем ты только думаешь...

неужели тебе трудно запомнить, что...

ты становишься...

ты такой же, как...

отстань, некогда мне...

почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет...

При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:

ты у меня самый умный (красивый и т. д.)

как хорошо, что у меня есть ты

ты у меня молодец...

я тебя очень люблю

как ты хорошо это сделал, научи меня

спасибо тебе, я тебе очень благодарна

если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

5.    Постарайтесь использовать желательные выражения, перечисленные на доске, как можно чаще.

В родительский дневник

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его переживания, мнения.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите

друг другу письма и записки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Домашнее задание родителям

Напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.

Анкета для родителей

  1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего
    ребенка? Как вы это делаете?
  2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш
    взгляд, они возникают?
  3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведи
    те примеры.

Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10-15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

Пятое собрание

Тема: Итоги прошедшего учебного года — «Перелистывая страницы...»

Форма проведения: устный журнал.

На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной., интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.

Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).

Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпаузы, игры и т. д.).

Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).

Страница четвертая. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).

Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль — детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.

Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).

В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотографируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания (1 класс)

"Мотивы учения младших школьников"."Родителям о внимании и внимательности". "Трудности адаптации первоклассников к школе"....

Итоговая работа .Родительское собрание 3 класс

Это работа предназначена для учителей начальных классов, для проведения родительского собрания. Готовые темы родительские собрания  3класса ....

Тематика родительских собраний 1 класс

Тематика родительских собраний 1 класс...

родительское собрание 1 класс

Собрать информацию об учащихся, их родителях, о льготниках...

родительское собрание 1 класс

1. выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; 2. дать рекомендации родителям о том, как  формируются у детей навыки самоконтроля....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....