Рабочая программа внеурочной деятельности для 3 класса
рабочая программа (3 класс) на тему

Смолина Юлия Сергеевна

рабочая программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vozduhe.docx30.52 КБ
Файл masterskaya_rukodeliya.docx25.86 КБ
Microsoft Office document icon moy_rodnoy_kray.doc165 КБ
Файл moya_semya.docx36.79 КБ
Файл sportivnye_igry.docx33.23 КБ
Файл erudit.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

г. Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                                                                        «Утверждаю»

                                                                        Директор МБОУ гимназии  №12

                                                                        Приказ от__________ №_______

                                                                        Подпись руководителя_________Шиндер Т.С.

                                                                        Печать

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Игры на воздухе»

Направление:  спортивно-оздоровительное

Ступень обучения (класс)  начальное общее , 3-б   класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

                                                         

Количество часов      34ч               

Учитель: Смолина Ю.С. 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Игры на воздухе» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программа формирования универсальных двигательных действий, примерной программы спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников, авторской программы «Игры на воздухе», автор Воронина Г.А.

2017 год

Учебно-тематический план

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата

 Русские народные игры

1

История русской народной игры. Инструктаж по технике  безопасности во время организации игры.

1

2

Русская народная игра «Жмурки»

Русская народная игра «Кот и мышь»

Русская народная игра «Горелки»

Русская народная игра «Салки»

Русская народная игра «Пятнашки»

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

Русская народная игра «Фанты»

Русская народная игра «Салки с приседаниями»

Русская народная игра «Птицелов»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 Подвижные игры

3

Подвижная игра «Совушка»

Подвижная игра «Мышеловка»

Подвижная игра «Пустое место»

Подвижная игра «Карусель»

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

1

1

1

1

1

1

Раздел III. Эстафеты.

4

Эстафета «Передача мяча»

Эстафета «С мячом»

Эстафета зверей

Эстафета «Быстрые и ловкие»

Эстафета «Вызов номеров»

Эстафета по кругу

Эстафета с обручем

1

1

1

1

1

1

1

Раздел IV. Игры народов Дагестана

5

Игра «Волк и овцы», «Мяч об стенку»

Игра «Игра в Охно», «Жмурки»

Игра « Попади в мяч»

Игра «Храни очаг», «Орел и петух»

Игра «Ручеек»

Игра «Выбей из круга»

Игра «Лови мяч»

Игра «Один лишний»

Игра «Спрячь камешек».Эстафета /резерв/

1

1

1

1

1

1

1

1

2

     ВСЕГО

34

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ гимназии №12

от        20_____ года №___

___________ С.В.Пасечник

подпись руководителя  МО, Ф.И.О.

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________  М. А. Калитвенцева

подпись                          Ф.И.О.

______   _____________20____года

Учебно-тематический план

№ п\п

Название разделов и тем

Количество часов

Дата

 Русские народные игры

1

История русской народной игры. Инструктаж по технике  безопасности во время организации игры.

1

05.09

2

Русская народная игра «Жмурки»

Русская народная игра «Кот и мышь»

Русская народная игра «Горелки»

Русская народная игра «Салки»

Русская народная игра «Пятнашки»

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

Русская народная игра «Фанты»

Русская народная игра «Салки с приседаниями»

Русская народная игра «Птицелов»

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12.09

19.09

26.09

03.10

10.10

17.10

24.10.

07.11

14.11

 Подвижные игры

3

Подвижная игра «Совушка»

Подвижная игра «Мышеловка»

Подвижная игра «Пустое место»

Подвижная игра «Карусель»

Подвижная игра «Кто быстрее?»

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

1

1

1

1

1

1

21.11

28.11

05.12

12.12

19.12

09.01

16.01

Раздел III. Эстафеты.

4

Эстафета «Передача мяча»

Эстафета «С мячом»

Эстафета зверей

Эстафета «Быстрые и ловкие»

Эстафета «Вызов номеров»

Эстафета по кругу

Эстафета с обручем

1

1

1

1

1

1

1

23.01

30.01

06.03

13.02

20.02

27.02

06.03

Раздел IV. Игры народов Дагестана

5

Игра «Волк и овцы», «Мяч об стенку»

Игра «Игра в Охно», «Жмурки»

Игра « Попади в мяч»

Игра «Храни очаг», «Орел и петух»

Игра «Ручеек»

Игра «Выбей из круга»

Игра «Лови мяч»

Игра «Один лишний»

Игра «Спрячь камешек» Эстафета /резерв/

1

1

1

1

1

1

1

1

2

13.03

20.03

10.04

17.04

24.04

02.05

16.05

23.05

     ВСЕГО

34

Содержание   программы

Раздел I.   Русские народные игры  -  10ч

Раздел II.  Подвижные игры  -  7ч

Раздел III.  Эстафеты  -  7ч

Раздел IV. Игры народов Дагестана  -  10ч

,

Список рекомендуемой литературы:

Для обучающихся:

  1. А.Ю. Патрикеев «Подвижные игры». – М.; ВАКО,2007.
  2. Игры народов СССР./сост. Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М.: ФиС, 1985.
  3. Кильпио Н.Н. 80 игр. – М.: Просвещение, 1973
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры./ Под. ред Л.В. Руссковой. –   М.: Просвещение, 1986
  5. Казаков С.В. «Спортивные игры». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.
  6.  Ивойлов А.В. «Волейбол для всех». – Москва: «Физкультура и спорт», 1987г

                 Для педагогов:

  1. Г.П.Болонов «Физкультура в начальной школе: Методическое пособие.-М.; ТЦ   Сфера,2005.
  2. С.И.Лобачева «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем      лагере». – М.; ВАКО, 2007.
  3. О.С.Макарова «Игра, спорт, диалог в  физической культуре начальной школы: спортивно-игровые проекты»  М.; Школьная Пресса, 2002 .
  4. Кириллова Ю.А. Физкультурные упражнения и подвижные игры: Пособие для практических работников. – СПб., Детство-Пресс, 2005
  5. Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.



Предварительный просмотр:

г. Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                       «Утверждаю»

                                                        Директор МБОУ гимназии  №12

                                                               Приказ от__________ №_______

                                                                                Подпись руководителя_________Шиндер Т.С.

               Печать

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Мастерская  рукоделия»

Направление: художественно-эстетическое

Ступень обучения (класс)  начальное общее , 3-б   класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)                  

                                     

Количество часов      34ч          

   

Учитель: Смолина Ю.С. 

Программа разработана на основе программы факультативного курса Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество».  

2017 год

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение результатов первого уровня - получение младшими школьниками социальных знаний.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания курса являются следующие умения:

 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

 оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметные результаты:

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;

- создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;

-смогут применить полученные знания на уроках технологии и изобразительного искусства при создании композиций.

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по курсу являются следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

-организовывать свое рабочее место;

-удерживать организованное поведение во время урока;

-понимать учебную задачу;

-составлять элементарный план действий при работе под руководством учителя;

-осуществлять контроль выполненной работы по образцу под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

-высказывать предположение по поводу способа действия;

-оценивать свою работу по совместно выбранным критериям под руководством

учителя;

-уметь выражать свои мысли в устной форме;

-уметь задавать простые вопросы по учебному материалу;

-вступать в диалог под руководством учителя;

-уметь слушать и понимать речь других;

-оказывать взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя.

Познавательные УУД:

-пользоваться моделями, схемами;

-сравнивать и группировать предметы и их образы;

-уметь строить рефлексивные высказывания с помощью учителя.

Содержание программы

Вводный блок (1ч).

Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.

Работа с природным материалом (4 ч).

История возникновения флористики.

Аппликация из осенних листьев «Осенние мотивы». Поделка из шишек «Крокодил Гена». «Рябиновые бусы».

Бумагопластика (5 ч)

История возникновения аппликации.

Аппликация «Осенний лес». Аппликация «Осенняя корзина». Аппликация «Ёж на поляне». Аппликация «Мишка».

«Мастерская Деда Мороза» (8 ч).

Вырезание полосок из бумаги. Изготовление аппликаций:

«Зимний лес». «Ёлочная игрушка». Новогодняя снежинка. Новогодние игрушки: новогодняя гирлянда «Звёзды». «Подвеска из колец». «Карнавальные маски». Поздравительная открытка «С новым годом!»

Оригами (4 ч).

История возникновения оригами. Аппликация с элементами оригами «Тюльпаны». «Дружная семейка». «Черепаха». «Собачка».

Работа с различными материалами (12 ч)

Оформление поделок из бросового материала: 

Игольница.

«Розы из салфеток».

Рамка для фотографий.

Открытка к празднику.

Мягкая игрушка «Кит», «Кошечка»

Резерв

Литература

1.Белякова, О.В. Поделки из природных материалов. [Текст] / О.В. Белякова. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. – 316 с.

2.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. – 265 с.

3.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

Литература для обучающихся

1. Румянцева, Е.А. Аппликация: Мастерите, малыши, на досуге для души. [Текст] / Е.А. Румянцева. - М.: Айрис – Пресс, 2001. – 154 с.

2.Уолтер, Х. Узоры из бумажных лент [Текст] / Х.Уолтер. - М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002. – 85 с.

3.Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги [Текст] / Д.Чиотти. - М.: Айрис – Пресс, 2001. – 54 с.


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во   часов

Дата

1

Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.

1

2

История возникновения флористики.

Аппликация из осенних листьев «Осенние мотивы».

Поделка из шишек «Крокодил Гена».

«Рябиновые бусы».

1

1

1

1

3

История возникновения аппликации.

Аппликация «Осенний лес». Аппликация «Осенняя корзина». Аппликация «Ёж на поляне». Аппликация «Мишка».

1

1

1

1

1

4

Вырезание полосок из бумаги.

Изготовление аппликаций:

«Зимний лес».

Изготовление аппликаций:

 «Ёлочная игрушка». 

Новогодняя снежинка.

Новогодние игрушки: новогодняя гирлянда «Звёзды».

 «Подвеска из колец».

«Карнавальные маски».

Поздравительная открытка «С новым годом!»

1

1

1

1

1

1

1

1

5

История возникновения оригами. Аппликация с элементами оригами «Тюльпаны».

«Дружная семейка».

 «Черепаха». 

«Собачка».

1

1

1

1

6

Оформление поделок из бросового материала: 

Игольница.

«Розы из салфеток».

Рамка для фотографий.

Открытка к празднику.

Мягкая игрушка «Кит», «Кошечка»

Резерв

1

2

1

1

2

4

1

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ гимназии №12

от        20_____ года №___

___________ С.В.Пасечник

подпись руководителя  МО, Ф.И.О.

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________  М. А. Калитвенцева

подпись                          Ф.И.О.

______   _____________20____года

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во   часов

Дата

1

Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности.

1

07.09

2

История возникновения флористики.

Аппликация из осенних листьев «Осенние мотивы».

Поделка из шишек «Крокодил Гена».

«Рябиновые бусы».

1

1

1

1

14.09

21.09

28.09

05.10

3

История возникновения аппликации.

Аппликация «Осенний лес». Аппликация «Осенняя корзина». Аппликация «Ёж на поляне». Аппликация «Мишка».

1

1

1

1

1

12.10

19.10

26.10

09.11

16.11

4

Вырезание полосок из бумаги.

Изготовление аппликаций:

«Зимний лес».

Изготовление аппликаций:

 «Ёлочная игрушка». 

Новогодняя снежинка.

Поздравительная открытка «С новым годом!»

Новогодние игрушки: новогодняя гирлянда «Звёзды».

 «Подвеска из колец».

«Карнавальные маски».

1

1

1

1

1

1

1

1

23.11

30.11

07.12

14.12

21.12

11.01

18.01

25.01

5

История возникновения оригами. Аппликация с элементами оригами «Тюльпаны».

«Дружная семейка».

 «Черепаха». 

«Собачка».

1

1

1

1

01.02

08.02

15.02

22.02

6

Оформление поделок из бросового материала: 

Игольница.

«Розы из салфеток».

Рамка для фотографий.

Открытка к празднику.

Мягкая игрушка «Кит», «Кошечка»

Резерв

1

2

1

1

2

4

1

01.03

15.03-22.03

05.04

12.04

19.04-26.04

03.05-10.05-17.05-24.05



Предварительный просмотр:

г. Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                        «Утверждаю»

                                                        Директор МБОУ гимназии  №12

                                                                    Приказ от__________ №_______

                                                                                                       Подпись руководителя_________Шиндер Т.С.

          Печать

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Мой родной край»

ДЛЯ  1- 4 КЛАССОВ 

     Направление: духовно-нравственное

Ступень обучения (класс)  начальное общее , 2-б   класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)                                                        

Количество часов      34ч         

     

Учитель: Смолина Ю.С. 

Программа  внеурочной деятельности  “Мой родной  край” по духовно-нравственному направлению разработана для занятий обучающихся 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

2017 год

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных  поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

   -наиболее типичных представителей животного мира России, Ставропольского края;

   -какую пользу приносят представители животного мира;

   -некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;

- планета Земля - наш большой дом;

- Солнце - источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- самоценность любого организма;

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

- человек   существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 № занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

теория

практика

        Введение    

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

01.09

2.

Мир вокруг. Экскурсия в краеведческий музей.

1

08.09

   1.  Человек и природа  

2

3

3

Экология и мы.

1

15.09

4

Воздух и здоровье человека

1

22.09

5

Практическое занятие «Уборка  в классе»

1

29.09

6

 Вода в моем доме и в природе

1

06.10

7

Осень в лесу

1

13.10

    2.   Неживое в природе        

6

6

8 – 9

Неживая природа

1

1

20.10-27.10

10

Солнце – источник тепла и света

1

10.11

11

Вода, её признаки и свойства. Путешествие капельки воды.

1

17.11

12

Берегите воду!

1

24.11

13

Почва – святыня наша.

1

01.12

14

Состав и свойства почвы

1

08.12

15 – 16

Погода. Климат.

1

1

15.12-22.12

17

Предсказание погоды по народным приметам

1

12.01

18

Почему нельзя..? Посещение библиотеки.

1

19.01

19

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

26.01

   3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

6

5

20

Практикум «Хлебные крошки»

1

02.02

21

Кто улетает, а кто остаётся

1

09.02

22

Экологические связи неживой и живой природы

1

16.02

23

Вода и жизнь

1

02.03

24

Растения рядом

1

09.03

25

Комнатные растения

1

16.03

26

Размножение комнатных растений

1

23.03

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

06.04

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

13.04

29

Стихи, рассказы о воде в природе

1

20.04

30

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

27.04

     4.   Царство грибов  (2часа)

     2

2

31

Съедобные грибы

       1

04.05

32

Несъедобные грибы

1

11.05

33

Викторина «Грибы»

1

18.05

34

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

25.05

                                              Итого:

34 часа

Содержание курса

               «ВВЕДЕНИЕ»  (2 час)

Тема 1.  Вводное занятие. Мы жители планеты Земля  (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. Экскурсия в краеведческий музей.  (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

            Раздел 1 .     « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»   (5 часов)      

Тема 3.  Экология и мы.  (1 час)

Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Воздух и здоровье человека    (1 час)

Тема 5.   Практическое занятие «Уборка  в классе» (1 час)

Тема 6. Вода в моем доме и в природе     (1 час)

Тема 7.    Осень в лесу (экскурсия)   (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

                  Раздел 2 .     « НЕЖИВОЕ  В  ПРИРОДЕ»   (12 часов)

Тема 8 – 9.    Неживая природа      ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце – источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11.  Вода, её признаки и свойства. Путешествие капельки воды.  (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду!  (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

 Тема 13.   Почва – святыня наша. (1 час)

Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14.    Практическое занятие  «Почва – состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 14 – 15.   Погода. Климат.   (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема  17.   Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема 18.      Почему нельзя..? Посещение библиотеки. (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19.  Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1час)

Раздел  3.  «ЖИВОЕ  В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ   СВЯЗИ   МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ»     (11 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки»   (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края

Тема  22.   Экологические связи неживой и живой природы   (1 час)

  Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23.  Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24.   Растения рядом  (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25.  Комнатные растения  (1час)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26.   Размножение комнатных растений   (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа  (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28.  Практическое занятие «Растения луга и леса»  (1 час)

 Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

Тема 28. Стихи, рассказы о воде в природе  (1 час)

Тема 29. Солнце, Луна, звезды – источники света  (1 час)

                        Раздел  4.   «ЦАРСТВО ГРИБОВ»  (3часа)

Тема 29.  Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 30. Несъедобные  грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31. Викторина «Грибы»    (1 час)

Тема 32. Практическое занятие «Гигиена класса»    (1 час)

Литература

  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  3. Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  4. Грехова  Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5.   Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  7. Зверев  И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волгоград, 1996.
  8. Ишутинов  Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
  9. Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. -  2001. - № 1.
  11. Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  12. Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  13. Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  14. Пакулова  Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  15. Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2001.
  16. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  17. Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2000.
  18. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  19. Плешаков  А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  20. Чернявский А.В., Ковальчук  Д. А.  Универсальный энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 .
  21. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.  
  22. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород  2009.
  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2009.
  25. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / Индия  2008.
  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.
  27. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для  любознательных. /  Харьков , Белгород  2008.
  28. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 № занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

теория

практика

        Введение    

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

2.

Мир вокруг. Экскурсия в краеведческий музей.

1

   1.  Человек и природа  

2

3

3

Экология и мы.

1

4

Воздух и здоровье человека

1

5

Практическое занятие «Уборка  в классе»

1

6

 Вода в моем доме и в природе

1

7

Осень в лесу

1

    2.   Неживое в природе        

6

6

8 – 9

Неживая природа

1

1

10

Солнце – источник тепла и света

1

11

Вода, её признаки и свойства.  Путешествие капельки воды.

1

12

Берегите воду!

1

13

Почва – святыня наша.

1

14

Состав и свойства почвы

1

15 – 16

Погода. Климат.

1

1

17

Предсказание погоды по народным приметам

1

18

Почему нельзя..? Посещение библиотеки.

1

19

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

   3.   Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой

6

5

20

Практикум «Хлебные крошки»

1

21

Кто улетает, а кто остаётся

1

22

Экологические связи неживой и живой природы

1

23

Вода и жизнь

1

24

Растения рядом

1

25

Комнатные растения

1

26

Размножение комнатных растений

1

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1

28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1

29

Стихи, рассказы о воде в природе

1

30

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

     4.   Царство грибов  (2часа)

     2

2

31

Съедобные грибы

       1

32

Несъедобные грибы

1

33

Викторина «Грибы»

1

34

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

                                              Итого:

34 часа

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ гимназии №12

от        20_____ года №___

___________ С.В.Пасечник

подпись руководителя  МО, Ф.И.О.

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________  М. А. Калитвенцева

подпись                          Ф.И.О.

______   _____________20____года



Предварительный просмотр:

г. Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

              «Утверждаю»

                                              Директор МБОУ гимназии  №12

                                                   Приказ от__________ №_______

                                                                               Подпись руководителя_________Шиндер Т.С.

Печать

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Моя семья»

Направление: социальное, общеинтеллектуальное,

духовно-нравственное

Ступень обучения (класс)  начальное общее , 3-б   класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов      34ч               

Учитель: Смолина Ю.С. 

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

2017 год

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Реализация данной программы  предполагает:

  • систему краеведческих знаний;
  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
  • знакомство  с понятиями «генеалогия»,  «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок»;
  • знания о:              
  • истории возникновения имён и фамилий;
  • степени родства в семье;
  • о профессиях предков;
  • о семейных увлечениях и традициях;
  • составление
  • «ленты времени» своей жизни;
  • родословного  древа;
  • фамильного герба;
  • семейного девиза.

Критерии эффективности

Памятка – ориентир для 3 - 4 классов:

Знаю:

  • историю России;
  • историю малой родины и родного края;
  • историю своего народа и его нравы;
  •  историю религий народов исконно проживающих на территории Кировской области;
  • историю государственных символов России;
  • имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
  • национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
  • что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
  • духовные и нравственные основы россиян;
  • свой родной язык;
  • родную литературу;
  • культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
  • основы национальной кухни;
  • основы народной медицины.

Умею:

  • рассказывать об истории своего Отечества;
  • рассказывать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
  • рассказывать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
  • рассказывать о себе как носителе характера той или иной национальности;
  • грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа;
  • отличать подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
  • петь песни своего народа;
  • рассказывать народные сказки, предания, сказания;
  • исполнять традиционные народные танцы, пляски;
  • готовить национальные блюда;
  • готовить и проводить народные праздники;
  • играть в народные игры, водить хороводы;
  • правильно использовать рецепты народной медицины;
  • изготавливать изделия из серии народных промыслов;
  • ценить красоту и богатства родной природы;
  • при необходимости защищать честь и достоинство Родины;
  • правильно анализировать события, происходящие в моей стране.

Действую:

  • изучаю историю России, своей малой родины и родного края;
  • овладеваю богатствами духовного наследия России;
  • с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнении гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
  • читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
  • беру пример с достойных граждан своего Отечества. Изучаю их жизнь и их деяния;
  • отношусь к другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
  • не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
  • развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
  • участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
  • готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
  • участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
  • хожу в походы по родному краю;
  • берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
  • учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
  • участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни;
  • вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.

Содержание программного материала

Задачи:

1. Воспитание любви к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;

2. Развитие творческой активности.

3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории своей семьи.

Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.

Тема 1. Исторические вехи – 15ч

Тема 2. Семейные обязанности и традиции – 6ч

Тема 3. Когда язык мой – друг мой? – 5ч

Тема 4. Кто придумывает праздники и почему их так любят люди? – 8ч

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Узловые моменты (понятия)

Дата

Исторические вехи

1 -2

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района.

3

Здесь пыль веков.

Экскурсия в краеведческий музей

4

О чём рассказали книги.

Экскурсия библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

5-6

Первые русские поселения.

История появления первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями

7-8

У каждого своя судьба.

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. Экскурсия к памятнику

9

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту.

10-11

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи.. Военная доблесть наших земляков.

12-13

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

14-15

История моего города в названиях улиц.

Названия улиц нашего города. История в названиях улиц.

Семейные обязанности и традиции

16

Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».

17-18

Мир семейных увлечений.

Увлечения моей семьи.

19

Семейные обязанности.

Обязанности членов семьи.

20

Семейные традиции.

Какие традиции в моей семье.

21

Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

Когда язык мой – друг мой?

22

Понятия «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык»

Язык,  русский язык, иностранный язык, родной язык, вежливые слова, слова - паразиты

23

История возникновения языка

24

Общение в семье

25

Язык – друг и враг

26

Праздник вежливых слов

Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?

27

Милой мамочки портрет (конкурс рисунков и сочинений)

28

Как украсить дом к Новому году (занятие – практикум)

29

Рыцарский турнир

30

Честной семик. Масленица

31

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

32

Городок веселых затей (конкурс – выставка)

33-34

Праздник игры и игрушки

Резерв

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ гимназии №12

от        20_____ года №___

___________ С.В.Пасечник

подпись руководителя  МО, Ф.И.О.

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________  М. А. Калитвенцева

подпись                          Ф.И.О.

______   _____________20____года

Список литературы

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
  2. А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение,2009
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). – М.: Просвещение, 2009
  4. Саплина Е.В., Саплина А.Н. Введение в историю. 3, 4 класс :Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 2007.
  5. И.П. Косачёва. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.:Аркти, 2005
  6. Е.А. Сорокоумова. Уроки – путешествия в начальной школе. Практическое пособие. – М.: Аркти, 2007
  7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
  8. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.:Просвещение, 2010, 119с.
  9. Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
  10. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.
  11. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.
  12. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
  13.  Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.
  14. Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной  деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.

Дополнительная литература

  1. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
  2.  Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с.
  3. Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
  4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
  5. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
  6. Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10.

7.   Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  

     8.   Калугин, М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Узловые моменты (понятия)

Дата

Исторические вехи

1 -2

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района.

04.09-11.09

3

Здесь пыль веков.

Экскурсия в краеведческий музей

18.09

4

О чём рассказали книги.

Экскурсия библиотеку. Работа с краеведческой литературой.

25.09

5-6

Первые русские поселения.

История появления первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями

02.10-09.10

7-8

У каждого своя судьба.

Голод 1921-1922 годы. Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х. Экскурсия к памятнику

16.10-23.10

9

Из одного металла льют медаль за бой медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту.

06.11

10-11

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с книгой “Памяти”. Наши земляки Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи.. Военная доблесть наших земляков.

13.11-20.11

12-13

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

27.11-04.12

14-15

История моего города в названиях улиц.

Названия улиц нашего города. История в названиях улиц.

11.12-18.12

Семейные обязанности и традиции

16

Что мы знаем о традициях.

Знакомство с понятием «традиции».

25.12

17-18

Мир семейных увлечений.

Увлечения моей семьи.

15.01-22.01

19

Семейные обязанности.

Обязанности членов семьи.

29.01

20

Семейные традиции.

Какие традиции в моей семье.

05.02

21

Итоговое занятие  «Мы не свалились с Луны»

Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи.

12.02

Когда язык мой – друг мой?

22

Понятия «язык», «русский язык», «иностранный язык», «родной язык»

Язык,  русский язык, иностранный язык, родной язык, вежливые слова, слова - паразиты

19.02

23

История возникновения языка

26.02

24

Общение в семье

05.03

25

Язык – друг и враг

12.03

26

Праздник вежливых слов

19.03

Кто придумывает праздники и почему их так любят люди?

27

Милой мамочки портрет (конкурс рисунков и сочинений)

09.04

28

Как украсить дом к Новому году (занятие – практикум)

16.04

29

Рыцарский турнир

23.04

30

Честной семик. Масленица

30.04

31

Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой

07.05

32

Городок веселых затей (конкурс – выставка)

14.05

33-34

Праздник игры и игрушки

Резерв

21.05



Предварительный просмотр:

г. Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                                                                            «Утверждаю»

                                                                            Директор МБОУ гимназии  №12

                                                                            Приказ от__________ №_______

                                                                            Подпись руководителя_________Шиндер Т.С.

                                                                            Печать

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Спортивные  игры»

ДЛЯ  1- 4 КЛАССОВ

Направление:  спортивно-оздоровительное

Ступень обучения (класс)  начальное общее , 3-б   класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

                                                         

Количество часов      34ч               

Учитель: Смолина Ю.С. 

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных двигательных действий, примерной программы спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников, авторской программы Воронина Г.А.

2017 год

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, аметапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Виды УУД, формируемые на занятиях внеурочной деятельности:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Самоопре-деление

2.Смысло-образование

1.Соотнесение известного и неизвестного

2.Планирование

3.Оценка

4.Способность к волевому усилию

1.Формулирование цели

2.Выделение необходимой информации

3.Структурирование

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Постановка вопросов

3.Разрешение конфликтов

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности

Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- свои права и права других людей;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье;

- применять коммуникативные и презентационные навыки;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки;

- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:

- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;

- жесты судьи спортивных игр;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

могут научиться:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;

- выполнять технические приёмы и тактические действия;

- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;

- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

- демонстрировать жесты судьи спортивных игр;

- проводить судейство спортивных игр.

Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении учебного года), результаты участия в соревнованиях.

Список используемой литературы для составления программы

  1. Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.

2. Гатман Б., Финнеган Т., Все о тренировке юного баскетболиста. Издательство АСТ, 2007

3. Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4.Дереклеева Н.И. ,Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

5.Карасева Т.В., Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.

6.КовалькоВ.И., Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М. :Вако, 2004. – 124 c.

7.Ковалько В.И., Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки 

физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

8. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.

9. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Упражнения и игры с мячами. Издательство НЦ ЭНАС, 2006г.

10. Мальцев А.И., Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников., 2005г.

10. Патрикеев А.Ю., Подвижные игры. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

11.Синягина Н.Ю., Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

12. Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

13.Степанова О.А., Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2003, с.57.

14.Якиманская И.С., Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991. – 120 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Экскурсия в страну «Спортландия».

Правила безопасности на занятиях подвижными играми.

Игра «К своим флажкам»

Игра «Пятнашки»

Эстафета с мячом

Игра «Прыгающие воробышки», «Знамя»

Учимся играть в футбол

Весёлые старты

Игра «Зайцы в огороде»

Эстафета с бегом и прыжками

Весёлые старты

Игра «Прыгающие воробышки», «Знамя»

Эстафета с мячом

Весёлые старты

Два Мороза

Эстафета с бегом и прыжками

«Снежные узоры»

«Первые снежки»

Снежный бой

Игра «Зайцы в огороде»

Снежный бой

Эстафета с бегом и прыжками

«А ну-ка, мальчики!»

«А ну-ка, девочки!

Учимся играть в футбол

Учимся играть в футбол

Игра в баскетбол

Игра в баскетбол

Игра в пионербол

Игра в пионербол

Учимся играть в футбол

Игра в пионербол

Учимся играть в футбол

Веселые старты

Спортивный праздник «Мы сильные, мы ловкие

01.09

08.09

15.09

22.09

29.09

06.10

13.10

20.10

27.10

10.11

17.11

24.11

01.12

08.12

15.12

22.12

12.01

19.01

26.01

02.02

09.02

16.02

02.03

09.03

16.03

23.03

06.04

13.04

20.04

27.04

04.05

11.05

18.05

25.05

Содержание  программы  внеурочной  деятельности

Название раздела (модуля)

Количество часов (занятий)

1 Спортивные игры

- мини-футбол;

5

- баскетбол;

2

- пионербол

3

2. Подвижные игры

11

3. Организация и проведение спортивных мероприятий

13

Всего:

34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Экскурсия в страну «Спортландия».

Правила безопасности на занятиях подвижными играми.

Игра «К своим флажкам»

Игра «Пятнашки»

Эстафета с мячом

Игра «Прыгающие воробышки», «Знамя»

Учимся играть в футбол

Весёлые старты

Игра «Зайцы в огороде»

Эстафета с бегом и прыжками

Весёлые старты

Игра «Прыгающие воробышки», «Знамя»

Эстафета с мячом

Весёлые старты

Два Мороза

Эстафета с бегом и прыжками

«Снежные узоры»

«Первые снежки»

Снежный бой

Игра «Зайцы в огороде»

Снежный бой

Эстафета с бегом и прыжками

«А ну-ка, мальчики!»

«А ну-ка, девочки!

Учимся играть в футбол

Учимся играть в футбол

Игра в баскетбол

Игра в баскетбол

Игра в пионербол

Игра в пионербол

Учимся играть в футбол

Игра в пионербол

Учимся играть в футбол

Веселые старты

Спортивный праздник «Мы сильные, мы ловкие

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ гимназии №12

от        20_____ года №___

___________ С.В.Пасечник

подпись руководителя  МО, Ф.И.О.

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________  М. А. Калитвенцева

подпись                          Ф.И.О.

______   _____________20____года





Предварительный просмотр:

ей  (самостоятельное  построение  новых  учебных  действий  на  основе

развернутого,  тщательного  анализа  условий  задачи    и    ранее  усвоенных

способов действий).  

Обобщение  учебных  действий  на  основе  выявления  общих  принципов

построения новых способов действий и выведение нового способа для каждой

конкретной задачи. 

г. Каменск-Шахтинский

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №12

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

      «Утверждаю»

                                    Директор МБОУ гимназии  №12

                                        Приказ от__________ №_______

                                                             Подпись руководителя_________Шиндер Т.С.

                                                                              Печать

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Эрудит»

     Направление: общеинтеллектуальное

Ступень обучения (класс)  начальное общее , 3-б   класс

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов      68 ч               

Учитель: Смолина Ю.С. 

Программа разработана на основе авторской программы факультативного курса Козловой Е.Г. «Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка» – М.: МЦНМО  и на основе авторской программы «Музей в твоем классе» Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская. 

2017  год

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

     В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач;
  • на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 
  • должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр».
  • Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе.
  • Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля;
  • различать устное и письменное общение;
  • различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
  • уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
  • анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
  • продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
  • распознавать и вести этикетный диалог;
  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;
  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
  • оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

 Содержание программы

Область «Филология» - 21 ч

Область «Математика» - 30 ч

Область «Краеведение» - 17 ч

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1-2

Звуки и буквы. Родственные слова. Состав слова

2

3-4

Значение слова. Многозначные слова

2

5-6

Умножение и деление. Табличные случаи деления

2

7

Куб и его изображение

1

8

Совокупность и мешок

1

9

Одинаковые и разные элементы

1

10-11

Русский язык. Подготовка к ВПР

2

12

Мешки. Одинаковые мешки. Операции над мешками

1

13

Множества

1

14

Объединение и пересечение множеств

1

15

Изображение Земли на глобусе

1

16

Географическая карта. План местности. Холмы и овраги.

1

17-18

Математика. Подготовка к ВПР

2

19

Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Компас.

1

20

Вода и ее свойства

1

21-22

Решение задач математической олимпиады

2

23

Кругосветное путешествие сахара

1

24

Шум

1

25-26

Воздух – это смесь газов. Свойства воздуха. Движение воздуха

2

27

Тайны недр Земли.

1

28-29

Почва. Природные сообщества

2

30

Человек и природные сообщества

1

31-32

Русский язык. Подготовка к ВПР

2

33

Путешествие прошлого

1

34-35

Быстро ли растет человек? Родина геометрии

2

36

Сказочный мир горных пещер

1

37

Что находится внутри Земли?

1

38

Много ли на Земле льда?

1

39

Где хранится пресная вода?

1

40

«Многоэтажная» атмосфера Земли

1

41-42

Облака. Сказочный мир горных пещер

2

43-44

Математика. Подготовка к ВПР

2

45-46

Имена существительные

2

47-48

Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

2

49

Устойчивые выражения

1

50-51

52-53

Жизнь корня в составе разных частей речи. Окончания имен существительных

2

2

54

Поразрядное сравнение многозначных чисел

1

55

Единицы длины и массы

1

56-57

Кратное сравнение чисел и величин. Умножение на «круглые» числа

2

58

Прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольник

1

59

Жизнь под Землей. Числовые последовательности

1

60-61

Натуральный ряд и другие числовые последовательности. Вычисление площади прямоугольника

2

62

Природное сообщество – аквариум. Симметричные фигуры. Высота треугольника

1

63

Озеро Байкал. Озера России

1

64

Стены Древнего Кремля. Пирамиды. Земли, не освоенные человеком

1

65

Деление суммы и разности на число

1

66

Окончания имен прилагательных. Беглые гласные в разных частях речи.

1

67-68

Второстепенные члены предложения. Времена глагола.

2

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ гимназии №12

от        20_____ года №___

___________ С.В.Пасечник

подпись руководителя  МО, Ф.И.О.

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________  М. А. Калитвенцева

подпись                          Ф.И.О.

______   _____________20____года

Литература

  1. Чекин А.Л. Математика. Тетрадь для внеурочной деятельности. Совокупности элементов. Москва Академкнига  2016г.
  1. Захарова О.А. Практические задачи по математике Подготовка к олимпиаде. Москва  Академкнига  2014
  2. Чуракова Р.Г. Математика Школьная олимпиада. Москва Академкнига 2015
  3. Захарова О.А. Математика в практических заданиях. Москва Академкнига  2016г.
  4. Лаврова Н.М. Русский язык. Школьная олимпиада. Москва Академкнига  2016г.
  5. Чуракова Р.Г., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Школьная олимпиада. Москва Академкнига  2015г.
  6. Александрова Э. И. Программа развивающего обучения: математика. 1-5 классы. – М., 1999.
  7. Байрамукова П. У. Внеклассная работа по математике в начальных классах. – М, 1997.
  8. Белошистая А. В., Кабанова Н. В., Моделирование в курсе «Математика и конструирование» // Нач. школа. 1999, № 9, с. 38-44.

10. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. – М.: Просвещение, 1975.

11. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить. – М., 1986.

12. Панчищина В. А., Гельфман Э. Г., Ксенева В. Н, Лобаненко Н. Б. Геометрия для младших школьников: учебное пособие по геометрии. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1994.

13. Предметные недели в школе. Математика. / Сост. Л. В. Гончарова. – Волгоград, 2001.

14. Русанов В. М. Математические олимпиады младших школьников. – М., 1990.

15. Симановский А. Развитие пространственного мышления ребенка. – М.: Рольф, 2000.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...