Программа для 4 класса "Школа России"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Моисеева Марина Сергеевна

Программа для 4 класса по всем предметам "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programma_dlya_4_klassa_shkola_rossii.zip967.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

Рассмотрено:                                Согласовано:                        Утверждаю:

Руководитель МК                        ЗДШ по УВР                директор МБОУ СОШ г. Мамоново

Якушева Е.В.                        Олейник М.В.                        Кутырева О.С.

_____________                        ____________                        ___________________

Протокол №_____                       «___»______2015 г.                Приказ №__________

от «___»_____2015 г.                                                                      от «___»_____2015 г.

Рабочая программа  (ФГОС)

межпредметного модуля по «Русскому языку. Веселая грамматика»

уровень преподавания базовый

для  4 класса

на 2015 - 2016  учебный год

Рассмотрено и принято

 на педагогическом совете

Протокол №1 от 28.08.15г.

Разработана  учителем 1 категории

Моисеевой М.С.

        

г. Мамоново

                                               Пояснительная записка

Программа  учебного модуля «Веселая грамматика» составлена на основе  программы Соколовой Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». «Издательство»,  М.: Росткнигас учетом целевых установокООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново  и отражает пути реализации  требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияв соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  и изменения, приказ № 1241 от 26.11.2010 г.; фундаментального   ядра содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011г.

В классе обучается 33 обучающихся. Подготовленность обучающихся к освоению данной программы на среднем уровне. Форма получения образования обучающимися – очная. Данная учебная программа предусматривает и обучение детей с особыми образовательными потребностями. Класс интегрированный, на основании рекомендации ПМПК обучаются дети по коррекционно-развивающей программе вариант «В» преподавание всех предметов ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных  и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности. Один ученик по состоянию здоровья переведён на надомное обучение.

Форма получения образования учащимися – очная.

Вид  - модифицированная.

 Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Описание места  модуля в учебном плане

 «Весёлая грамматика»  является внутрипредметным образовательным модулем.

Программа модуля рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения “Веселой грамматики ” рассчитан для учащихся 2–4-х классов.

Модуль  «Веселая грамматика» включен в инвариантную часть.

Ценностные  ориентиры  содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

Модуль  «Веселая грамматика» включен в инвариантную часть.

Рекомендуемые технологии, методы и формы работы

Технологии работы:        

  • технологии личностно-ориентированного обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектного обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология деятельностного метода;
  • использование ИКТ;
  • технология продуктивного чтения.

Методы работы:

  • словесные методы;
  • наглядные методы;
  • практические методы.

Формы работы:

  • групповаяработа;
  • парная работа;
  • индивидуальная работа;
  • фронтальная работа

Содержание программы направлено на формирование ключевых  компетентностей:

  • социальной;
  • коммуникативной;
  • читательской;
  • информационной;
  • исследовательской.

Ключевые компетентности  формируются постепенно на всех этапах школьного образования и являются сквозными образовательными результатами.

Основные содержательные линии модуля «Весёлая грамматика» определены стандартами начального общего образования второго поколения

  • система языка (основы лингвистических знаний: фонетика, графика, состав  слова (морфемика), графика (морфология и синтаксис);
  • орфография и пунктуация;
  • развитие речи.

 Особенности модуля  «Весёлая грамматика»

2 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

3кл.  «Секреты орфографии»

4кл.  «Занимательное словообразование»

Общая характеристика программы  «Русский язык. Веселая грамматика»

 Программа данного модуля позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к речи  пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.

Содержание занятий.

Тема 1.Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадки

Тема 6-7.В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.Новые слова в  русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16.Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17.Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.Искусство красноречия. ( 2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31.Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33.КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Главными особенностями системы «Школа России» являются:

  • приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
  • личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.

Характеристика УМК

Составляющие УМК

Название

Автор

Издательство

Год издания

Гриф МО РФ

Объем исполь

зования

Рабочие тетради

Школа развития речи: Курс «Речь».

Соколова Т.Н.

М.: Росткнига

2014г

Рекомендовано

полный

Предметные результаты

  • овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям

Обучающиесяк концу  4-го класса

  • Обучающиеся должны знать:
  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.
    Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
    Главные члены предложения.
    Состав слова.
  • Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

     Составлять рассказы по картинке.

Формирование адекватной самооценки

Адекватная самооценка – это один из результатов формирования регулятивных УУД, выражающихся в умении организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Алгоритм самооценки

Обучающийся должен научиться отвечать

на вопросы:

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

5 шаг.  Какую ты ставишь себе отметку? Почему? Как можно исправить ошибки? Чему научила тебя эта работа? Кого и почему ты можешь поблагодарить? Какие умения ты будешь применять в дальнейшей учебной деятельности?

Оценивание результатов учебной деятельности

        Система оценивания результатов простраивается на основе системы оценивания учебных достижений в соответствии с «Положением о текущей и промежуточной аттестации в МБОУ СОШ г. Мамоново» и ООП НООМБОУ СОШ г. Мамоново, НОО – раздел 1, пункт 3

Контроль достижения результатов:

 Функции контроля:

        собственно контролирующая (проверочная);

        обучающая;

        управленческая (управляющая) и, в частности, корректирующая;

        диагностическая (диагностирующая);

        предупредительная;

        стимулирующая и мотивирующая;

 Виды и формы контроля

  • по задачам:
  • входной, тематический контроль усвоения, текущий, итоговый контроль
  • по его субъектам
  • внешний - осуществляется учителем над деятельностью ученика;
  • самоконтроль - осуществляется учеником над собственной деятельностью.
  • по средствам педагогической коммуникации
  • способов (традиционный);
  • характера (субъективный, объективный);
  • использования ТСО (машинный, без машинный);
  • формы (устный, письменный);
  • времени (предварительный, начальный, исходный, текущий, поэтапный, итоговый);
  • массовости (индивидуальный, фронтальный/групповой);
  • контролирующего лица(учитель, самоконтроль);
  • дидактического материала:
  • контроль без дидактического материала (устный опрос);
  • с дидактическим материалом (розданный материал, тесты, контролирующие программы).

Контроль УУД

   Контроль универсальных учебных действий осуществляется через  урок.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

 Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 4 класс. – М.: Росткнига, 2010.

Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь». Рабочие тетради для детей – М.: Росткнига, 2012.

Пособия содержат рекомендации по проведению уроков, раскрывают особенности работы с учебниками и рабочими тетрадями, включают систему планирования уроков, контрольные вопросы и задания к каждой теме.

Основное оборудование

Ноутбук

Мультимедиа-проектор

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и магнитами

Экран

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Основное оснащение

Набор демонстрационных материалов.

Демонстрационная оцифрованная линейка

Список литературы

1.Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и изменения, приказ № 1241 от 26.11.2010 г.; фундаментального   ядра содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011г.          

2.Приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 N 413 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями и дополнениями);

 «Фундаментальное ядро содержания общего образования», РАН, РАО, М, 2011

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2 е изд., переработано. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с.

4.Примерные программы  начального общего образования. Ч.1.- М- Просвещение, 2008г.

5.Сборник рабочих программ «Школа России». М.: Просвещение, 2011 г.

6.Планируемые результаты начального общего образования. /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой.исок   литературы

  1.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991г.

  3. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991г.

  4.  Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.


Календарно-тематическое планирование

№ темы

Предметные результаты:

овладение представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса).

Личностные результаты:  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; пользоваться словарями, справочниками;строить рассуждения; высказывать и обосновывать свою точку зрения;

№ п\п(кол-во часов)

дата проведения урока

               тема урока

основные понятия, содержание урока

тип урока

виды и формы контроля

ресурсы урока

д/задание для учащихся

примечания

факт

план

 1

4.09

Сказочное царство слов

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Урок применения предметных

умений

текущий

Волина В. В. Веселая грамматика.

2,3

11.09

18.09

Путешествие в страну Слов.

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Урок применения предметных  умений

текущий

Рассказ Н.Надеждиной

Волина В. В. Веселая грамматика.

Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко.

4,5

25.09

02.10

Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Урок первичного предъявления новых знаний

текущий

Волина В. В. Веселая грамматика.

6.7

09.10

16.10

В гостях у слов- родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Урок применения предметных умений

текущий

Волина В. В. Веселая грамматика.

8,9

23.10

30.10

Добрые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Урок применения предметных умений

текущий

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В.

10

13.11

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Урок формирования первоначальных предметных умений

текущий

Волина В. В. Русский язык

В.Волина

 Учимся играя

11,12

27.11

11.12

Новые слова в русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах .Игра «Угадай-ка».

Урок формирования первоначальных предметных умений

текущий

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака

Е. Г.

13

25.12

Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Урок формирования первоначальныхпредметныхумений

текущий

14,15

15.01

Синонимы в русском языке.

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Урок применения предметных умений

текущий

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака

 Е. Г.

16

Слова- антонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Урок применения предметных умений

текущий

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака

Е. Г.

17

Слова- омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Урок применения предметных умений

текущий

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака

 Е. Г.

18

Крылатые слова

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Урок первичного предъявления новых знаний

текущий

19,20

В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Урок применения предметных умений

текущий

Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах.

21,22

В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Урок применения предметных умений

текущий

Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко

23,24

Искусство красноречия.

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Урок первичного предъявления новых знаний

текущий

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака

 Е. Г.

25.26

Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Урок применения предметных умений.

текущий

Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В.

27

Трудные слова

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Урок первичного предъявления новых знаний

текущий

Волина В. В. Веселая грамматика.

 Волина В. В. Занимательноеазбуковедение.

Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет.

28,29

Анаграммы и  метаграммы.

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Урок первичного предъявления новых знаний

текущий

Волина В. В. Веселая грамматика Занимательноеазбуковедение.

30,31

Шарады и логогрифы.

Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Урок первичного предъявления новых знаний

текущий

Волина В. В. Веселая грамматика Занимательноеазбуковедение.

32

Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Урок первичного предъявления новых знаний

текущий

Волина В. В. Занимательноеазбуковедение.

33

КВН по русскому языку.

КВН по русскому языку.

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку

урок-соревнование

Журналы: «Начальная школа», «Весёлые картинки», «Мурзилка» Волина В. В. Веселая грамматика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку. Программе УМК "Школа России."

Рабочая  программа и тематическое планирование во 2 классе по русскому языку.  Программе УМК  "Школа России."...

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа  для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику В.П. Канакина и В.Г. Горецкий....

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...

Рабочая программа ФГОС 4 класс. Календарно-тематическое планирование по программе УМК " Школа России" В.И. Лях.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа 34 учебные недели, проведение 3 раза в неделю....

Программы. Воспитательная программа "Дети - будущее России"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек,главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла икак можно больше добра»...

Рабочая программа по математике 3 класс по программе УМК «Школа России»

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших ш...